В субботу мясопустную совершается заупокойное богослужение вселенской родительской субботы. В этот день христиане поминают всех усопших от сотворения мира и до наших дней. Однако прежде всего люди молятся об усопших родственниках, друзьях, духовных отцах и пастырях. О том, как и о чём надо молиться в этот день, размышляет в своей проповеди о. Иоанн Курбацкий.
***
Мы сегодня пришли помолиться и помянуть своих усопших. У каждого из нас есть умершие, о которых мы молимся. Но надо сказать, что христианское поминание состоит не только в том, чтобы приходить на родительские и подавать записки. И это надо делать, но это не всё. Надо жить по-христиански, приближаться к Богу. Тогда и Господь услышит лучше наши молитвы, и наша близость к Богу позволит и ближним нашим, и живым, и умершим получить милость от Господа, защитить от напастей и бед.
Кроме того, есть случаи, когда потомки берут на себя какой-то подвиг во искупление грехов родителей. Я слышал об одном сыне гитлеровского офицера, который стал священником, полностью посвятил себя Богу. Пусть он был католиком, но дело здесь в том, что человек стремился добрыми делами, проповедью Христа загладить ту вину, которую он и на себе чувствовал за грехи родителя. Так и мы можем поступать, если у нас есть умершие без покаяния, обременённые грехами.
И еще. Православное христианское отношение к усопшим заставляет нас лучше относиться к живым. Когда мы поминаем усопших, то, думаю, каждый из нас может вспомнить моменты, когда мы были не правы по отношению к ним, когда их чем-то оскорбили, огорчили, просто не до конца исполнили свой долг перед ними. И вот если бы мы всегда помнили о смерти, как советуют святые отцы, то мы жили бы по-иному.
Помнить смерть не значит скорбеть, но значит жить, памятуя об ответе за свои дела, мысли. Именно перед лицом смерти можно правильно оценить свою жизнь. А мы живем, как бы пишем черновик, думая, что все еще потом можно будет исправить, переписать. И вот если бы мы помнили о смерти, общались бы со своими так, как если бы мы видели их в последний раз в жизни, мы бы не позволили себе гнева, раздражения и прочих грехов.
И еще. Буквально на этой неделе я услышал мнение некоторых старообрядцев, что если умереть в Великий пост, то врата закрыты, человек лишается Царствия Небесного. Какое заблуждение! Великий пост — это время сугубого подвига молитвы и поста и покаяния. А когда Господь нас призовет — это в Его власти.
Главное, что Он сказал: «В чем застану, в том и сужу». И если застанет нас нерадивыми и в лености, то горе нам. А если застанет нас на пути делания Его заповедей, то обрящем милость. Когда мы молимся за упокой, надо помнить слова святого Иоанна Златоуста, читаемые на Пасху, что освободила нас Спасова смерть, что Христос разорил смерть и даровал нам воскресение и жизнь вечную. Аминь!
Комментариев пока нет