Проповедь имеет огромное значение в жизни Церкви, в жизни каждого христианина, который ходит в церковь, который молится, который жаждет слышать слово Божие. Говорить об этом необходимо, но очень сложно. Тот, кто говорит о проповеди, должен сам быть блестящим проповедником и наставником. Ведь надо донести до читателя, какой должна быть проповедь, кто призван проповедовать, как надо проповедовать, о чем проповедовать, в каком объеме, и множество-множество других вопросов. Я, конечно, о себе не могу сказать, что я сколько-нибудь успешный проповедник. Но в то же время я, как священник, имею эту священную обязанность — учить людей слову Божию. Эта тема составляет предмет моих раздумий, моих поисков, моих опытов. И я хотел бы сегодня этим опытом поделиться, поделиться своими размышлениями, наблюдениями и тем, что я смог прочитать у других авторов, и в таком ключе еще раз поразмышлять над некоторыми аспектами этой проблемы.
***
Голод слышания слова Божия
Наша современная церковная жизнь такова, что проповедь церковная стала роскошью. Не слишком ли дорогой? Если обратиться к Священному Писанию, то мы увидим, что Господь говорит в повелительном наклонении:
Шедше, научите вся языки крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елико заповедах вам (Мф. 28:19).
Это последние слова Христовы перед его Вознесением, сказанные святым апостолам на горе Елеонской. Множество цитат можно привести из посланий святого апостола Павла на эту тему. В одном месте он восклицает:
Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? (Рим. 10:14).
В другом месте апостол о себе говорит:
Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор. 9:16).
В Евангелии Господь говорит: «не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим изо уст Божиих» (Мф.4:4). А в Ветхом Завете сказано о временах, когда «будет глад, не глад хлеба и воды, но глад слышания слова Господня» (Амос.8:11). Этот голод зачастую испытывают рядовые христиане.
Я прекрасно помню свою юность, я был простым прихожанином, и мне очень хотелось слышать живое слово живого пастыря. Но не всегда и не от каждого священника это слово слышалось. При этом очевидно, что мирскому человеку в силу занятости на работе и обременённости семейными обязанностями не хватает времени для того, чтобы глубже вникнуть в божественные книги, регулярно изучать основы христианского вероучения. Но приходя каждое воскресенье в храм Божий, он мог бы многому научиться из церковной проповеди. С другой стороны, для самого священника это важно. Он поставлен пасти стадо Христово, он именно на то и поставлен. Священнику сказано еще в Ветхом Завете через пророка Иезекииля: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих». (Иез. 3:18). Это грозное Божие предупреждение: кровь погибшего грешника будет взыскана от руки пастыря, который вознерадел о проповеди! К сожалению, не всех оно ужасает, не все о нем помнят. Не помнят и о награде проповеднику. Потому что в том же месте Писания Бог говорит:
Если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою (Иез.3:19).
Но не все, надо прямо сказать, могут и проповедовать.
Искушение тщеславием
Прежде всего, начнем с того, что дерзающий проповедовать слово Божие берет на себя великую миссию апостольского служения. Это нелегко, и не всякий должен за это браться, не будучи призван Богом. В святоотеческих творениях можно найти описания страсти тщеславия, частным проявлением которой является желание учить всех вокруг. Такое бывает, когда человеку, получившему сколько-то поверхностных знаний о христианстве, вдруг начинает казаться, что он все уже знает и в нем пробуждается страсть учить других. И тогда он без дела и по делу начинает «лезть» ко всем со своими наставлениями. Надо сказать, что святые отцы тщательно старались избегать такой духовной болезни. Можно привести пример преподобного Иоанна Лествичника. Когда он учил, наставлял иноков (а он не просто монахом, он был игуменом Синайским), то некоторые из братии по зависти обвинили святого в том, что он слишком говорлив, пустослов, ищет своей славы. Преподобный Иоанн, чтобы избегнуть этой худой молвы и чтобы показать, что не ради собственной славы и выгоды он проповедует слово Божие, целый год молчал. Потом уже сами монахи каялись перед ним и умоляли его заговорить, продолжить учить народ. И нас в том числе, потому что его творения дошли до нашего времени. Мы ими насыщаемся, как источником живой воды. Можно привести в пример и египетских подвижников. Помните, в Патерике описан случай, когда патриарх александрийский Феофил пришел в скит, собралась братия и просила авву Памво: «Скажи что-нибудь Архиепископу, дабы он получил наставление». На что старец ответил: «Если его не научило мое молчание, то он не получит пользы от моей речи».
Эти примеры я привел для того, чтобы человек, который готовится проповедовать слово Божие, ясно и четко осознавал ту высокую миссию, которую он берет на себя. Осознавал ту ответственность и перед Богом, и перед людьми или отдельным человеком за каждое слово, которое он произнесет. Но в то же время мы должны понимать ответственность и за отказ от проповеди, за уклонение от этой высокой задачи. Можно привести противоположные примеры того, как Бог благословлял своих проповедников, как он обильно сообщал им дары Святого Духа. Вспомним вселенских учителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, блаженного Августина, святого Амвросия Медиоланского, Ефрема Сирина, проповедь которых была богодухновенной, и которая облетела всю Вселенную.
До сих пор Церковь пользуется их творениями. Есть замечательный случай из жития святого Амвросия Медиоланского, когда во время проповеди этого епископа некто из народа, исполнившись нечистого духа, начал кричать, что Амвросий его терзает. Святой Амвросий, обратившись к нему, сказал: «замолчи, дьявол. Не Амвросий тебя терзает, а вера святых и твоя зависть, потому что ты видишь, как люди восходят туда, откуда ты был низвержен, ибо Амвросию неведомо превозношение». После этих слов кричавший замолчал и простерся на земле и больше не издавал ни звука, который мог бы прервать проповедь святого.
Обратите внимание на слова о том, что «Амвросию неведомо превозношение», и на то, что дьявол завидует благочестивому труду проповеди святого и через это люди восходят в достоинство, из которого ниспали падшие ангелы. Это значит, люди через проповедуемое слово наследуют спасение. В этом смысл церковной проповеди: возвещать истину о Христе, возвещать слово Божие, призывать людей ко спасению, открывать им путь к вечному блаженству, убеждать, вдохновлять, иногда и укорять, указывать на грехи, но указывать и на пути борьбы с грехом, учить народ истинно христианским догматам Христовой Церкви, излагать им жития святых, рассказывать о путях христианской жизни.
Настоящая проповедь — искусство
Подобно тому, как не всякий может быть художником, не всякий может быть писателем или композитором, подобно этому не всякий может быть настоящим проповедником. Настоящая проповедь — это искусство, это Божие дарование, которое подается Духом Святым. Но это не оправдывает тех людей, которые полностью не радеют о проповедании слова Божия, ссылаясь на отсутствие способностей. Не оправдывает, потому что человек должен трудиться, работать над собой. Сколько известно примеров, когда человеку дан тот или иной талант, а он его не возделывает. И в итоге он достигает меньше того, что достиг другой с меньшими способностями, но с большей усидчивостью и трудолюбием. А если талант все же есть?
Уместно вспомнить еще раз святителя Амвросия Медиоланского. Он был избран в архиереи в момент, когда он и крещеным-то не был, был только оглашенным. Сколько ему пришлось потрудиться в освоении христианского знания, перейдя от государственных дел к церковным! Бог щедро вознаградил его за это служение. В конце жизни он удостоился схождения на него Святого Духа. Однажды, когда он диктовал толкование на 43-й псалом, на него внезапно сошел огонь, похожий на небольшой щит, который покрыл его голову и постепенно вошел через его уста, словно житель в свой дом. После этого лицо его стало как будто снег, а потом его лицо вернулось к своему облику.
Итак, нужно работать над собой, нужно много читать и размышлять, чтобы доносить Божественное слово до слушателей, до христиан. И не только христиан, но и всех тех людей, перед которыми поставил тебя Бог.
Каждому дается проявление Духа на пользу
Я абсолютно уверен, что прежде чем принять сан священства, человек должен научиться говорить. Должен быть готовым к тому, что его важнейшая обязанность — возвещать слово Божие. Есть 58 апостольское правило, которое гласит, что «епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен». Да и зачем обращаться к правилам, когда это исходит из самой сути священнического служения, апостольского служения и самих слов Спасителя: «Шедше научите вся языки». И апостол Павел говорит Тимофею: «Передай (слов Истины) верным людям, которые были бы способны и других научить (2 Тим. 2:2).
Итак, будущему священнику надо соразмерять свои силы с тем служением, которое ему предстоит. Если ты не можешь говорить, то как дерзаешь принять на себя великий дар священства?
Хотя мы знаем примеры выдающихся пастырей, не отличавшихся красноречием, но изобиловавших иными дарованиями Святого Духа.
Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:7-11 ).
Надо ли учиться?
Бытует мнение, что раз Христос избрал апостолов из среды простых рыбаков и послал этих «некнижных» людей на проповедь, то не нужно учиться, не нужно приобретать никаких специальных знаний. Дух Святой наставит на всякую истину. Это мнение блестяще опроверг еще в начале IV века блаженный Августин, епископ Иппонийский. У него есть прекрасная книга «Христианская наука или Основания Священной Герменевтики и Церковного Красноречия». Это сборник, в котором приведены и его проповеди, и его размышления о том, какой должна быть проповедь, каков должен быть христианский оратор, как нужно оглашать людей образованных и необразованных, как толковать Священное Писание и т.п. В частности, Августин отвечает тем, кто утверждает, что «если Дух Святой производит учителей, то люди не должны предписывать правило чему и как надлежит учить». В таком смысле, — говорит святой, — и молиться нам не должно, ибо Господь говорит: «Весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Мф.6:8). Однако мы молимся Богу, обращаемся к Нему, и Он Сам это заповедал нам, дав образец молитвы. Далее Августин приводит множество цитат из посланий святого апостола Павла, показывая, что верховный апостол предписывал своим ученикам правила, чему и как они должны учить. Например, Тимофею Павел писал: «Потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины» (2 Тим. 2:15).
В заключение Августин приводит такое сравнение. «Как врачевства телесные, прилагаемые людям от людей же, пользуют только тем, коим доставляет здоровье Бог, могущий и без лекарств уврачевать, и, хотя лекарства без помощи Божией недействительны, однако же люди и употребляют их, и усердное доставление оных во всяком случае почитается делом милосердия и благодеяния, так и пособия науки, преподаемые рукою человека, тогда только пользуют душе, когда делает их полезными сам Бог, который не от человек и не через человека мог, если бы восхотел, дать человеку самое Евангелие».
Итак, нужно обязательно учиться и готовиться к тому, чтобы проповедовать, помня слово Писания, что «ни насаждаяи что есть, ни напаяяи, но возращаяи Бог» (1 Кор. 3:7). А Господь благословит и даст нам силу «во еже благосвестити силу многу». Наши величайшие проповедники получили блестящее образование — лучшее образование, возможное в их время.
Живое слово
В 2015 году вышел в свет четвертый том сочинений старообрядческого епископа Михаила (Семенова). В этой книге есть статья, в которой он размышляет на тему, трудно ли научиться проповедовать. Это не праздный вопрос. Всех, кто интересуется этой темой, я отсылаю к этой статье. В ней есть несколько замечательных идей и тезисов. Помимо статьи и упомянутого труда блаженного Августина, можно также рекомендовать к прочтению «Правило пастырское» святителя Григория Двоеслова и слово «О священстве» святителя Иоанна Златоуста.
Если обратиться к этим творениям, то становится очевидным, что священник должен готовиться к проповеди всей своей жизнью. Он должен не только заранее (допустим, за неделю до службы) сесть за книги и готовиться. Он должен глубоко знать Священное Писание, но черпать примеры для своего слова именно из жизни. То, что он видит в жизни христианской, то, что он слышит на исповеди, то, что он наблюдает в домах христиан, в их семьях — все это, рассмотренное и продуманное через призму слова Божия, темы проповедей. Но говорить об этом следует обобщенно, т.е. не называя конкретных имен и ситуаций. Проповедь, безусловно, нужно актуализировать. Это значит, она должна быть не «теоретизированием» на тему прочитанного апостольского послания или Евангелия, а содержать ответ на вопрос, как это Божие слово применить в современной жизни, какие могут быть искушения и как их преодолевать. Проповедник должен строить свое слово, сообразуясь с возрастом слушателей, их интеллектуальным уровнем и т.п. Одним словом, надо видеть и чувствовать того, кому ты говоришь.
Тем, кто не может сам составить проповеди, блаженный Августин советует пользоваться уже готовыми текстами. Не будет грехом, если кто-то просто заучит какое-то слово и наизусть расскажет его людям. В таком случае, правда, несмотря на то, что люди будут слышать слово проповедника, это будет все-таки мертвое слово, по выражению епископа Михаила. Мертвое в том смысле, что оно не обращено к конкретным людям, не отвечает на их вопрошания, сомнения, не всегда соответствует их духовным запросам.
Проповеднику пригодятся основы ораторского искусства, мастерство чтения. Но успеха в этом деле надо ожидать более от благочестивых молитв (и за себя, и за слушателей), нежели от ораторских способностей. Очень важна личная убежденность проповедника, его вера. Тогда слово будет идти от сердца к сердцу, от души к душе. Когда произносится прочувствованное слово, люди легко прощают какие-то заминки, повторения отдельных фраз. Если они видят, что человек старается говорить для них, они почти всегда с благодарностью принимают это слово.
Научать, нравиться и убеждать
У блаженного Августина есть интересные слова о том, что проповедник должен «говорить так, чтобы научать, чтобы нравиться и чтобы убеждать». Поэтому сказанное не означает, что можно пренебрегать красотой слога. Упомянутые погрешности допустимы при произнесении речи экспромтом, по внезапно возникшему поводу. В таких ситуациях, если не хватает мыслей и навыков, то лучше или совсем промолчать, или сказать несколько фраз, но не мучать слушателей нудной и бессвязной речью. А в обычном порядке слово должно быть хорошо продуманным и грамотным. Почитайте речи знаменитых проповедников, и Вы насладитесь образностью языка и красотой и высотой слога. Но опять же другая крайность состоит в том, чтобы увлекаться красотой и пышностью слога в ущерб содержанию. Епископ Михаил Семенов говорит, что плохо, когда после проповеди люди говорят: «Как хорошо он говорит», вместо того, чтобы сказать: «Как важно то, что он сказал. Будем поступать так». Я знал одного диакона, который проповедовал после службы. Как-то раз одна бабушка говорит: «Так хорошо отец диакон говорил сегодня, так хорошо!» Спрашиваю: «А о чем он говорил?» — «Не помню, но очень хорошо говорил!» Может быть, для бабушки это простительно, в том смысле, что она не может своими словами передать содержание речи. Но проповедник должен всегда иметь в виду тот результат, который он хочет достичь.
В этой связи уместно еще раз вспомнить святого Амвросия. Ведь именно благодаря его блестящим проповедям блаженный Августин оставил манихейскую ересь, обратился к православию и принял святое крещение. Вот как об этом вспоминает сам Августин. «Я приехал в Медиолан к епископу Амвросию, к одному из лучших людей, известных по всему миру, благочестивому служителю Твоему, чьи проповеди неустанно подавали народу Твоему «тук пшеницы Твоей, радовали маслом, опьяняли трезвым вином» (Пс. 80:17; Пс. 103:15; Пс. 44:8). …. Я прилежно слушал его беседы с народом не с той целью, с какой бы следовало, а как бы присматриваясь, соответствует ли его красноречие своей славе, преувеличено ли оно похвалами или недооценено; я с величайшим вниманием ловил его слова и беззаботно пренебрегал их содержанием. Я наслаждался прелестью его речи, более ученой, правда, но менее яркой и привлекательной по форме, чем речь Фавста. По содержанию их нельзя было и сравнивать: один заблудился в манихейской лжи; другой спасительно учил спасению. Но «далеко спасение от грешников» (Пс. 118:155), каким я был тогда, и, однако, исподволь и сам того не зная, приближался я к нему. Хотя я и не старался изучить то, о чем он говорил, а хотел только послушать, как он говорит (эта пустая забота о словах осталась у меня и тогда, когда я отчаялся, что человеку может быть открыта дорога к Тебе), но в душу мою разом со словами, которые я принимал радушно, входили и мысли, к которым я был равнодушен. Я не мог отделить одни от других. И когда я открывал сердце свое тому, что было сказано красно, то тут же входило в него и то, что было сказано истинного — входило, правда, постепенно» («Исповедь, кн. 5, гл. гл.13-14).
Обратная связь
Как земледелец радуется о плодах своих, о посевах, о всходах, как любой мастер радуется о том, что он сделал своими руками, точно также проповедник радуется, когда видит плоды своего слова в людях, которые услышали и сохранили это слово, исполнили его. Радостно проповеднику, когда, может быть спустя какое-то время (а иногда и годы), ты слышишь от человека: «Вы знаете, когда-то Вы сказали на проповеди вот то-то и то-то, меня это тронуло, и я вот так-то изменил свою жизнь».
Часто бывает, что проповедник чувствует, что люди, как губка, впитывают слово, которое он говорит. Не только в церкви, но и на дому, на исповеди. Я помню одного человека, страдавшего неизлечимой болезнью. Он прожил свою жизнь без Церкви, Бог привел его к Себе уже перед смертью (а он был еще молодым, ему было чуть больше 40 лет). Как он слушал слово Божие! Он уже не мог говорить и просил меня те слова, которые я произносил, записать ему на бумажке, чтобы он снова и снова к ним обращался, к словам Евангельским. В таких случаях ясно видишь, что «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Оно — бальзам для души.
Но бывает и так, что люди, к которым ты обращаешься, не готовы слушать. Чувствуется некая преграда. Особенно это бывает на погребении. Начинаешь говорить, обращаясь к родственникам, и чувствуешь, что твои слова уходят в пустоту и отлетают от слушателей со звоном. Как об стенку горох, что называется. Видно, что слова не доходят ни до ума, ни до сердца людей. Я считаю, что священник должен видеть и учитывать, кому и как он говорит. Помнить Христово предупреждение: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6). И в то же время проповедовать надо неустанно. Помните, как в Евангелии Господь повелевает апостолам еще раз закинуть сети после безуспешной ночной ловли рыб. Апостол Петр «Сказал Ему в ответ: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Мф. 5:1-6). Вот и христианский проповедник должен закидывать сеть своего слова, полагаясь на волю Божию. Наша задача сеять, а как это возрастет — это уже не в нашей власти. Как апостол Павел говорит:
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3:6-8).
Итак, не следует бояться проповедовать, даже если уходят с проповеди. Хотя это, конечно, сигнал. Значит, ты как-то не так и не то говоришь, не можешь заинтересовать слушателя.
Кто должен проповедовать
Проповедать должен епископ и по воле епископа — священник. «Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и тако брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучаться Божественному» (правило 64 Шестого Вселенского собора). И далее в правиле приводятся слова апостола Павла и их толкование святым Григорием Богословом о том, что каждый имеет свой чин. Пусть один учит, а другой учится.
Как же быть мирянину? Может ли он проповедовать? Как быть с учителями, преподавателями в воскресных школах? Это чаще всего миряне.
Если внимательно прочитать правило и его толкования, то становится очевидным, что здесь говорится об учении христианским догматам, об учении церковном. «Благодатию Всесвятого Духа это дано одним архиереям и тем, кому они поручают», — говорит Вальсамон. Думаю, архиерей может поручить это дело дьякону или чтецу. Я знал одного чтеца, который говорил небольшие проповеди. Это были времена блаженной памяти митрополита Андриана. На приходе была такая ситуация, что священника не было, этот чтец возглавлял службу. Ему было около 25 лет. Владыка благословил его произносить несколько слов на тему праздника после службы. Понятно, что в данном случае слово, которое говорит чтец, не имеет такого авторитета, который имеет слово священника. Но тем не менее это было важно в деле сохранения прихода в сложный период отсутствия пастыря. В таких случаях правильнее будет заучить какое-то слово из святоотеческих творений и пересказать его людям, не добавляя ничего от себя и заручившись благословением своего архиерея.
«А кто будет спрошен частным образом, тому не должно быть запрещено отвечать и учить вопрошающего», — говорит в своем толковании на это правило Зонара. Об этом и апостол Петр говорит: надо быть готовым отвечать всякому вопрошающему (1 Петр. 3:15). Кроме того, мы крестим детей, есть институт восприемничества. Обязанность крестных — учить своих крестников. Но вот здесь мне хотелось бы сделать одно предостережение. Это то, с чего я начал. Надо следить за собой и отверзать уста свои только тогда, когда «от избытка сердца уста глаголют» (Мф. 12:34), когда не можешь не сказать, когда чувствуешь, что в слове твоем нуждаются, когда ты можешь принести пользу людям и возвестить им слово истины. А что касается преподавателей воскресных школ, то их труд — это тоже проповедь слова Божия. Они получают благословение священника, который утверждает ту программу, по которой занимаются дети.
Не уклониться от подобающаго
Правило девятнадцатое шестого Вселенского собора гласит: «Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов». В правиле дается важное ограничение, чтобы проповедник проповедовал слово Божие не от себя, в том смысле, чтобы он не составлял собственных толкований Священного Писания, но учил согласно церковному преданию. Это не значит, что современная проповедь должна быть прямым цитатничеством из Евангелия, из Святых Отцов и ни одного личного своего слова проповедник сказать не может. Нет. Смысл в том, чтобы «не уклониться от подобающаго», а проповедовать подлинно церковное предание, церковное учение, ориентируясь на святых отцов. Они свободно излагали свои проповеди и произносили речи. Мы можем точно также поступать. Только надо, чтобы наша проповедь была действительно согласной с церковным учением, подкреплена авторитетом богоносных отцов.
Здесь уместно будет сказать, что в церковной среде можно встретить две крайности в отношении к святоотеческому наследию. Эти крайности при первом рассмотрении кажутся слишком противоположными, но, если глубже присмотреться, то они очень близки друг к другу. Одна крайность состоит во мнении, что святые отцы за нас уже все написали, все составили. Поэтому мы не можем даже помыслить, порассуждать. Есть люди, которые считают, что в последние времена главная задача Церкви — хранить Предание веры, а апостольская проповедь представляется невозможной. А вторая крайность состоит в свободном отношении к святоотеческому наследию. Мол, святые отцы жили столетия назад, а сейчас другое время, на дворе XXI век, и мы должны сами, без учета святоотеческого опыта давать ответы на возникающие вызовы и вопросы. Обе эти крайности ложны. А правильный, царский путь состоит в том, чтобы глубоко впитать в себя святоотеческое наследие, жить им. «Святые отцы» для нас отцы в самом буквальном смысле: не было бы их, не было бы нас. Но будет преступлением по отношению к ним, если мы будем хранить их предание в сундуках, нисколько не развивая собственной мысли на основе того богатства, которое дано нам. И только основываясь на этом фундаменте строить свою жизнь, отвечать на вопросы, которые возникают сегодня, и на которые, может быть, раньше не было дано ответа.
Слова, слова, слова…
Сегодня устное слово обесценилось в том смысле, что очень много мы слышим слов. Помните знаменитые Шекспировские строчки из «Гамлета»? «Что вы читаете, принц?» — «Слова, слова, слова». Когда мы волей-неволей слышим бесконечные потоки речей политиков, журналистов, политологов или каких-то юмористов, то и слово проповедника как-то растворяется в этом потоке. Но нужно понимать, что слово, которое произносится в церкви, произносится для подготовленных слушателей. Для тех людей, душа которых уже «вспахана и удобрена» божественной службой, пением, чтением молитв. Люди жаждут слышать слово истины, а не пустопорожнюю болтовню о суетном. В этом смысле проповедь воздействует на душу особым образом. Она сильнее поэзии.
Продолжительность проповеди
Готовясь к проповеди, надо соизмеряться не только с духовной жаждой людей, но и с тем, какие у нас продолжительные службы. И в связи с этим возникает вопрос: какого объема должна быть проповедь? Если мы посмотрим на творения древних святителей, то их поучения занимают несколько страниц, иногда даже десятки страниц. Поражает факт, что они буквально ежедневно проповедовали и делали это довольно продолжительно. Наша современная практика такова (я это по своему опыту вижу), что проповедь должна быть примерно 10-15 минут. Не надо стремиться за один раз раскрыть весь смысл, допустим, евангельского отрывка. Следует ограничиться одной, двумя темами, на них сосредоточиться и следить за временем. Больше пятнадцати минут уже тяжело для людей. Видишь, как они начинают переминаться с ноги на ногу, посматривать на часы, на двери, дети начинают пищать… Люди устают, и мы должны это учитывать.
Но должны учитывать и то, что наша проповедь тем более важна, что у нас службы совершаются на церковно-славянском языке. И если смотреть правде в глаза, многое для людей непонятно. Им нужно открывать значение службы, значение христианских таинств, всех чинопоследований, объяснять смысл прочитанного слова Божия. Помню, однажды — кажется, это было Великим постом — я зачитал поучение из книги Златоуста на церковно-славянском языке. Старался читать, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой. А потом, когда закончил, обратился к прихожанам: «Вы что-нибудь поняли?» И они искренне сказали: «Нет. Ничего не поняли». Кто-то, может, что-то и уловил, но на самом деле мало что им было понятно. По этой причине проповедь очень и очень важна.
Но много ли можно рассказать за 10 минут? Если делать это регулярно и систематически, то немало. Хотя, конечно, этого недостаточно. Выходом может стать организация катехизаторских курсов для взрослых, групп по изучению Священного Писания и т.п. Такая работа может преобразить нашу церковную жизнь. Да и не только церковную. Мы — часть общества. А потому наша проповедь, христианское благочестие могут и должны изменить ситуацию к лучшему. Это наша обязанность.
Слово и дело
Помимо прочего, трудность проповеди состоит в том, что часто священнику (я о себе скажу) приходится говорить о таких вещах, которых сам он не достиг. В святоотеческих творениях можно найти много высказываний о том, что если ты чего-то не исполнил в своей жизни, чего-то не достиг, то об этом и не говори. А священнику приходится говорить о том, чего он не достиг. Например, о христианской любви. Кто из нас может о себе сказать, что он возлюбил Бога всем сердцем, всем своим помышлением и всей крепостью своей? Или ближнего своего, в том числе и врага, как самого себя? Или исполнил до конца слово евангельское: «не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6:31)? В полной мере мы многого не исполнили. Но тем не менее об этом говорить надо. Делаешь это, порой, с осознанием своей греховности, своей недостаточности. Но это — слово Божие. И если ты его не скажешь, то будешь отвечать перед Богом за то, что не открыл истину, не возвестил ее людям.
Учитывая это, в проповеди следует избегать высокомерного учительского тона. Я глубоко убежден, что когда проповедник постоянно говорит «свысока», когда непрестанно их укоряет («вы должны то, вы то не исполняете, в этом согрешаете»), то он тем самым противопоставляет себя людям. Думаю, что это способствует лишь тому, что возникает отчужденность пастыря от пасомых, а делу проповеди это только вредит. Гораздо удобнее говорить «мы». То есть, произнося слово, ты говоришь о Божией воле, о Божиих заповедях. Так относи и себя к числу людей, которые должны так поступать и которые порой нарушают заповеди, оказываются не на высоте своего призвания. Включай и себя в этот круг по смирению. И если тебе хватит искренности во взгляде на вещи, то увидишь, что это на самом деле так. Священник далеко не всегда ангел.
Хотя, безусловно, в какой-то момент нужно и укорить, и обличить, и указать на грех, на порок, который нужно искоренять. Но надо не только указать человеку на его язвы, надо указать ему на лекарства, на путь выхода, на то, как ему этот грех преодолеть. Надо вдохновить на то, чтобы исправить свою жизнь.
Свет пред человеки
Завершая, хочется еще раз сказать, что проповедь наша должна звучать не только с амвона, не должна ограничиваться службой. Есть требы. Допустим, на венчании помимо новобрачных присутствует множество родственников и друзей, которые пришли в церковь, может быть, впервые. Они тоже хотят что-то новое услышать, сказанное именно им. Также и на погребениях очень часто присутствует много людей, ближних и дальних родственников, знакомых, которым важно слышать слово Божие. Священник освящает дома и жилища. И там собирается какой-то круг людей, зачастую далеких от Церкви. Бывает, приглашают в какие-то учебные заведения… Да мало ли где? Даже в общественном транспорте, бывает, люди подходят с вопросами. В любом месте, где бы ты ни был, ты должен, по слову апостольскому, быть готов «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр. 3:15).
Задача церковных пастырей, церковных учителей — призывать народ к покаянию и вере в Евангелие, учить спасению. Конечно, и самому проповеднику важно учиться проповедовать, повышать личный уровень христианского знания. Это сближает с паствой. Если ты думаешь о людях, которые вверены тебе, видишь их болезни, душевные изъяны, слышишь их проблемы на исповеди, это все должно быть переработано в твоей пастырской душе. Когда регулярно готовишься и говоришь проповеди, то в неожиданной ситуации, когда надо сию минуту дать ответ, на память приходят нужные слова или цитаты. Кроме того, не стоит стесняться спрашивать людей о том, какие изъяны есть в твоей проповеди, что на их взгляд ты делаешь не так, что бы они хотели исправить, что услышать.
Наконец, проповедовать мы должны не только словом, но и жизнью, личным примером. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего иже на Небесех (Мф.5:16). Ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь!
https://youtu.be/jOlCgP9u3Vo
К слову про образование священников: а какой нынче преподавательский состав в МСДУ? Оф.сайт глядел, не нашёл.
P.S. В списке дисциплин МСДУ апологетика на последнем месте. Случайность или?
> Тем, кто не может сам составить проповеди, блаженный Августин советует пользоваться уже готовыми текстами.
> Не будет грехом, если кто-то просто заучит какое-то слово и наизусть расскажет его людям.
Владыка Корнилий на днях открыто сказал, что использовал в своих проповедях цитаты как столпов Церкви, так и новообрядческих авторов таких как Антоний Сурожский и Иоанн Кронштадтский. При этом владыка лишь извинился, что изначально не приводил их цитаты как циаты (с кавычками и авторством) чем наделал шуму в Интернете.
Это на самом деле здорово, потому что это серьезный противовес тем ревнителям из старообрядчества которые в принципе не допускают чтения или цитирования новообрядческих авторов по каким-то своим нелепым соображениям.
Опять ревнители во всем виноваты:) Кураев сделал свое дело..
Во всем ревнители виноваты быть не могут. Потому что для того, чтобы быть во всем виноватым, надо быть ко всему как-то причастным, чего о ревнителях не скажешь. Но в общем могу сказать, что да — ревнительство это одно из наихудших явлений, да.
ревнительство "не по разуму"