Предлагаем нашим читателям ознакомиться с Назиданием епископа Геннадия (Лакомкина). Оно было адресовано участникам V Епархиального Съезда старообрядческой Донской епархии, который состоялся в апреле 1916 года. Несмотря на минувшее столетие, слова наставления владыки Геннадия не утратили своей актуальности в наше время.
***
«Благоговейные священноиереи и благоревностные христиане! В подтверждение и в дополнение сказанного на предшествующих съездах, прошу вашего благосклонного внимания и послушания в нижеследующем:
- Поставляю неуклонную обязанность священникам, чтобы имели себе духовного отца и ежегодно исповедовались у него, чем и подавали бы спасительный пример пасомым, чего требует от нас Cв. Писание (сын церк. л. 50 об.; выпис. Зелеховы гл. 1, стр. 97).
- Дошёл слух до моего смирения, да и лично усмотрено, что некоторые священники ведают и подписывают разрешальную бумагу (молитву) живому человеку, что несогласно ни с Св. Писанием, ни с практикой церкви; ибо эта разрешальная молитва читается при гробе и влагается в руку умершего (см. больш. потр. л. 375). Вручать же таковую бумагу живому будет подражанием папской ереси (индульгенции) прощать грехи вперед за несколько лет, что является преступным и погрешительным действием.
- Ставлю священникам на вид, что некоторые не выполняют по уставу Богослужение, т. е. оставляют непрочитанной павечерницу и отпуст; а поэтому благословляю неуклонно выполнять в точности, чтобы после вечерни читали павечерницу и отпуст, так же и после полунощницы (см. уст. б. Око Церков. гл. 19, лист. 42, 260 об., 261, 274, 404).
- Некоторые священники презирают (оставляют) уставщиков и не берут их с требами в провинции, а иногда и дома действуют (совершают) при исполнении треб и Богослужений одни или кое с кем, в целях сэкономить весь доход для себя; и что же выходит: у этих жалких служителей алтаря не служба Божия, а какая-то ненормальность и путаница. А поэтому обязываю священников во главе с обществом непременно иметь обстоятельного уставщика (псаломщика) для церкви и совершать все требы и Богослужения непременно — священник с уставщиком неуклонно, чего требует больш. уст. — Око Церковное.
- Священникам и обществу, которые не имеют регистрации общин (по зак. 17 апр. 1905 г.), поставляю в непременную обязанность иметь метрические книги и записывать в них рождения, браки и умерших, чем и можно избежать разных недоразумений в родственных связях, а также канонических и юридических отношениях, т. к. эти книги в необходимых случаях будут служить фактическим доказательством.
- Предостерегаю вас, отцы и пастыри словесного стада Христова, чтобы никто из вас не венчал браки чужих приходов без письменного на это вида и соизволения, ни при каких даже крайних случаях (см. проток. 4-го Епарх. съезда. стр. 46, §8 ); а также не принимать и не вторгаться в чужие приходы с требами без согласия и благословения местного священника, разве в смертных случаях; в отсутствие же местного священника могут друг друга исполнять требы беспрепятственно.
- Замечено моим смирением, что у многих священников нашей Донской Епархии до сих пор продолжает существовать несвойственный обычай, который противоречит писанию св. отцов и практики церковной, а именно: христианин при выполнении таинства покаяния приносит свещу и посильную лепту; свещу, конечно, для Бога и церкви, а лепту — за труд священнику (дух. отцу). Но к прискорбию оказывается печальное положение, что эти свещи, которые для Бога и церкви, священники присваивают себе в доход; а кто из нас не знает, что свеща приносится в церковь для Бога и святых Его в жертву! Посему таковое действие священников противоречит Св. Писанию (учит. еванг. л. 40 об.) и навлекает суд 72 прав. св. Апостол. Во избежание сего наказания благословляю как исповедные свещи, так и огарки со всех треб сдавать церковному старосте (титорю); целые свещи ставить на приход в запись.
- Еще мною замечено, что некоторые священники имеют для себя интерес выставлять кандидатов на степень священства. Но, к сожалению, слабо вникают и малодушествуют к каноническим правилам, которые говорят за достоинство сих кандидатов; быть может, многие не знают сих правил, а если знают, то, вероятно, не читают. Вот эти правила на избрание кандидата: Мал. Номоканон прав. 180, 181,182, 183, 189, 190; еще л. 155 об.; кн. Кормч. 89 пр. 89 Вас. Вел.; 3-е пр. Феофила; 9-е прав. 1-го Всел. соб.; 25 пр. св. Апостол. Но главное, что в руководстве сих правил священники строго ошибаются и вельми погрешают, ибо, в нарушение вышеуказанных правил, прикрывают себя изречением в номоканоне: «Всяк не по правилам рукоположенный» … л. 145 обр.; но, к вящему прискорбию, ниже на том же листе пропускают и не читают, где явное осуждение не по правилам принявшим хиротонию.
- Отцы и братия! Печальное положение: жатвы много, а делателей мало. К сожалению, некоторые священники мало читают или совсем не читают канонические правила и жития святых отцов; а также мало смотрят и слабо вникают в руководство, протоколы постановлений епархиальных съездов и в назидания своего епархиального епископа. Эта непоследовательность ко вниманию и послушанию не только у священников, но есть и у мирян, а кольми паче у попечителей и членов совета, несмотря на то, что сии последние снабжены оными руководствами и протоколами, которые одобрены и приняты Священным Собором. Но да будет всем ведомо, что нерадение в этом вполне уподобляет тому ленивому рабу, который закопал свой талант в землю, в день он скажет ему: «Возьмите у него талант, свяжите и вверзите его во тьму кромешную, идеже плачь и скрежет зубов». Эта же участь может последовать и тех же священнослужителей и мирян за невнимание и непослушание выше реченного. Но да не будет сего!
- Благоговейные отцы и пастыри словесного стада Христова! Прошу вас быть внимательными к своим священным обязанностям: любите своих духовных детей, заботьтесь о их спасении, охраняйте свою паству от хищных волков (лжеучителей); любите храмы Божии, украшайте их всячески. Так же и вас, мирян, возлюбленных чад св. церкви и моего смирения, благословляю быть послушными к духовным отцам (священникам), потому что великий сан хиротонии требует сего по слову Божию: кто любит и уважает пастырей, тот любит и почитает Христа, а кто не любит и не почитает пастырей, тот не любит и не почитает Христа: а не любит Христа — не любит и отца, а посему извержен будет вечного живота…
Итак, призываю всех и отечески прошу быть внимательными к архипастырскому вопиющему гласу во исповедовании сего краткого назидания; следуйте руководству нашей Донской епархии, которое одобрено Освященным Собором Боголюбивых епископов и предшествующих епархиальных съездов в протоколах постановлений и назиданий. Послушным последователям и исполнителям, по слову вселенского учителя Иоанна Златоустаго,
Бог подает честь и славу, а непослушливым горькую и вечную муку
Малодушным же и неисполнителям, как и от Бога, так и от моего смирения, последуют суд и правда; и тогда
Всякий делатель достоин будет мзды своея.
Имея уши слышати, да слышит! Аминь.
Смиренный Геннадий, Епископ Донской»
———
Источник: izdrevle.ru
Комментариев пока нет