Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Предлагаем вниманию читателей продолжение репортажа из старинного Суздаля.
Смотреть онлайн →
Ризоположенский монастырь в Суздале
Ризоположенский монастырь в Суздале — это один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменки. Монастырь был основан в 1207 году суздальским епископом Иоанном. В древности его земли находились на территории Посада, то есть располагались вне городских укреплений, состоящих из насыпных валов, стен и башен.
Первые постройки монастыря были деревянными, и ни одна из них не дошла до наших дней. Самым древним сохранившимся сооружением является Ризоположенский собор, возведенный в начале XVI века. В XIII веке рядом с Ризоположенским монастырем была основана еще одна обитель — предназначенный для вдов Троицкий монастырь. По преданию, он был учрежден во исполнение завещания преподобной Евросинии. В конце XVII века при митрополите Иларионе монастырские постройки претерпели значительное изменение. Под руководством трех известных суздальских зодчих Андрея Шмакова, Ивана Мамина и Ивана Грязнова были возведены знаменитые двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря (1688 год), к западной части Ризоположенского собора была пристроена богато украшенная паперть. В то же время ими был перестроен в камне собор Троицкого монастыря и сооружена ограда Троицого монастыря. От этих построек до наших дней сохранились изящные Святые ворота и угловая башня, ныне являющиеся частью стены Ризоположенского монастыря. В 1764 году Троицкий монастырь был упразднен, а его земли и постройки отошли к более старому соседу.
В начале XIX века на территории монастыря в честь победы над Наполеоном была воздвигнута 72-метровая Преподобенская колокольня. Последней на территории монастыря была выстроена Сретенская трапезная церковь, выполненная из красного кирпича в псевдорусском стиле (1882 год).
В 1923 году Ризоположенский монастырь был закрыт, его 12 колоколов отправлены в переплавку, а в помещениях монастыря расквартированы охранники политизолятора, располагавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре. В Ризоположенском соборе была устроена электростанция, а Святые ворота использовались как склад горючего.
В 1999 году монастырь был передан РПЦ и возобновлен в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.
Трехглавый Ризоположенский собор (1520–1560 годы) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени.
Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 году, отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX веке заменены луковками, в 1929 году барабаны и главки превращенного в электростанцию собора были вовсе снесены и только в конце 1960-х годов в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма.
Наиболее интересная постройка монастыря — возведенные в 1688 году двухшатровые Святые врата. Врата с двумя разновеликими арками украшены каменной резьбой и ширинками с изразцами. Большая по размеру проездная арка имеет почти полуциркульную форму, арка поменьше отделана мелким рустом. Увенчанные маленькими главками шатры поставлены на невысокие восьмерики с небольшими оконцами, грани шатров отделаны ложными слуховыми окнами.
Трехъярусная Преподобенская колокольня появилась на территории монастыря на месте обгоревшей в конце XVIII века шатровой колокольни и была возведена в честь победы в Отечественной войне 1812 года в 1813–1819 годах.
Строительством 72-метрового сооружения, ставшего самой высокой городской постройкой, руководил суздальский каменщик Кузьмин. Колокольня выполнена в стиле классицизма и является типичной для своего времени, хотя и совершенно не вписывается в общий архитектурный стиль города. Уменьшающиеся ввысь ярусы колокольни опираются на мощный классический портал с аркой и увенчаны шпилем, а для ее отделки использованы сдвоенные колонны с декоративными фронтонами.
От Сретенской трапезной церкви, построенной в 1882 году на месте более старого здания, до наших дней дошли только стены из красного кирпича. Остатки декора указывают на ее принадлежность к псевдорусскому стилю. В советское время после закрытия монастыря здание использовалось сначала в качестве клуба, а позднее как кинотеатр.
В ограде Ризоположенского монастыря сохранились Святые врата бывшего Троицкого монастыря.
Александровский монастырь и Успенская церковь
Александровский монастырь расположен на левом берегу реки Каменки в Суздале. По преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. Монастырь получал вотчины от родственников Александра Невского — Ивана Калиты и Ивана II.
В 1608–1610 годах монастырь сожгли дотла поляки. Ни одна постройка, сооруженная ранее XVII века, не сохранилась. В 1764 году при проведении Екатериной II секуляризации земель Александровский женский монастырь был упразднен с обращением собора в приходской храм города. В 2006 году возобновлен в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.
Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились. Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.
Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятью главками. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен теплый придел, а с востока — паперть. Окна украшены резными наличниками с простыми колонками в первом ярусе и фигурными — во втором. Фигурные колонки использованы и в декоре высоких, устремленных ввысь барабанов.
Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница.
Ее стены практически лишены декора, что делает ее уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проемов и наличники над окнами-слухами.
В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые врата с двухъярусной башенкой.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе расположена в восточной части Суздальского кремля. Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году.
После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обретя нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко. Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII–XVIII века) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами.
В 1926 году руководство размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре политизолятора, обратилось к директору суздальского музея Василию Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви с целью использования кирпичей «для строительных надобностей». Поставленный перед жестоким выбором Романовский предложил сохранить Успенскую церковь как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевскую. В 1958 году церковь была отреставрирована А. Д. Варгановым.
31 декабря 2009 года храм был возвращен РПЦ и приписан к Александровскому монастырю Суздаля.
Покровский монастырь
На правом берегу реки Каменки в северной части Суздаля расположен Покровский женский монастырь. Он был основан в 1364 году при князе Димитрии Константиновиче, но нынешний вид ансамбля сложился лишь в XVI веке, когда монастырь стал местом заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий.
Наибольший подъем монастыря связан с именем Василия III, который в начале XVI века пожертвовал монастырю большие средства, использованные для строительства дошедших до нас Покровского собора и Святых врат, и, по-видимому, не сохранившихся келий и ограды. Одной из первых узниц монастыря стала обвиненная в бесплодии жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в монахини в 1525 году с именем София. Впоследствии возникла легенда, что Соломония во время пострижения была уже беременна и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. Якобы мальчик тайно воспитывался где-то в лесу, а когда вырос, стал знаменитым разбойником Кудеяром. В 1934 году при реконструкции монастыря реставратором А. Д. Варгановым была вскрыта гробница предполагаемого сына Соломонии, в которой, он, по его словам, обнаружил лишь детскую рубашку. Однако историк Д. Володихин приводит сведения, что протокола вскрытия гробницы А. Д. Варгановым в 1934 года не существует, а протокол о раскопках, проводимых в монастыре в 1996 году, утверждает, что «погребения на этом месте не могло быть по причине физического отсутствия места для него, ибо фундамент представляет единый монолит». Имена других знатных обитательниц монастыря сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же была заключена вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская (переехала в Новодевичий монастырь).
В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана IV была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI веке.
В 1923 году монастырь был закрыт и разорен. Начиная с 1933 года в монастыре была расположена военная биологическая лаборатория (БОН ОО ОГПУ, Бюро особого назначения Особого отдела ОГПУ), в которой работали заключенные специалисты, занимавшиеся разработкой биологического оружия. В 1934 году лаборатория была передана биохимическому институту РККА. В 1935 году находившиеся в заключении Николай Гайский и Борис Эльберт впервые в мире создали жидкую вакцину против туляремии. Лаборатория находилась в монастыре до 1936 года.
В 1950–1960-е годы монастырские постройки были реставрированы, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал.
С 1992 года в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов. 22 апреля 2020 года в безвозмездное пользование Владимирской епархии передана приказная изба — последнее до того времени не переданное здание на территории монастыря.
Центральным памятником ансамбля является трехглавый Покровский собор (1510–1518 гг.), построенный на месте более древнего деревянного храма неизвестными мастерами. Собор представляет собой массивное четырехстолпное сооружение, стоящее на высоком цоколе и окруженное с трех сторон двухэтажной открытой галереей, на которую ведут две крытых лестницы. С обращенной к реке стороны к зданию примыкает трехапсидная алтарная часть, прорезанная высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены гладкими колоннами и украшены резным карнизом с мелким рисунком, который повторяется и в декоре световых барабанов, увенчанных шлемовидными главками. Стены собора, декорированные аркатурно-колончатым поясом и перспективными порталами с дыньками, разделены лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами.
За долгие годы своего существования собор неоднократно перестраивался, его первоначальный вид был воссоздан в ходе реставрации 1962 года.
Еще одним древним памятником монастыря являются Святые врата с Благовещенской надвратной церковью постройки 1515 года. Эти врата уникальны по своей функции: они служили одновременно мощной крепостной башней и церковью.
Трехглавая церковь располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проемами, и композицией напоминает Покровский собор. Два маленьких придела по углам церкви увенчаны световыми барабанами со шлемовидными куполами, а массивный центральный барабан с узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар. Фасады башни-четверика богато украшены затейливым декором, напоминающим резьбу по дереву. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула памятнику первоначальный вид.
Петропавловская и Никольская церкви
У южного, главного входа в Покровский монастырь располагается летняя церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Рядом находится зимняя церковь во имя святителя Николы.
Как и монастырь, храмы расположены на низкой луговой стороне реки Каменка, а центр города расположен на другом, существенно более высоком берегу. На этом высоком берегу, непосредственно напротив, расположен небольшой Александровский монастырь (с восточной стороны). C северной стороны, в некотором отдалении, за Покровским монастырем, но в пределах прямой видимости, высятся стены большого Спасо-Евфимиева монастыря.
Петропавловский храм построен в 1694 году. В 1712 году он дополнен зимней Никольской церковью. Один из приделов Никольской церкви освящен в честь святителя Алексия. По своим размерам церковь могла бы быть собором. Обширный объем храма перекрыт сомкнутым сводом, на котором стоят пять барабанов с главами. Основной объем храма окружен с запада одноэтажной папертью, а с севера приделом такой же высоты. С северно-западной стороны к паперти примыкала колокольня, которая не сохранилась. Однако эта колокольня предопределила некоторую асимметрию строения. Храм имеет четырехскатную кровлю. Верхний ярус стен составляет пояс из кокошников — по шесть на каждой стороне. Декоративное убранство храма строгое и относительно скромное. Стены храма расчленены на три части вертикальными лопатками. Между лопатками расположены окна с нарядными наличниками. С запада на паперть ведет перспективный портал. Барабаны кровли опираются на кокошники.
Васильевский монастырь
Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Он был основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь.
По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с великим князем Владимиром, который при крещении принял имя Василий, и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря).
Собор во имя святителя Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662–1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объем увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания еще двух барабанов, так что задуман он был как трехглавый.
Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы. Небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX века, скромно украшенную пилястрами и резными карнизами. Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в конце XVII века. Ее восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.
В 1764 году Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных. До 1899 года монастырь был приписан к Ризоположенскому, а до 1916 года — к Спасо-Евфимиеву монастырю. С 1916 года монастырь действовал как женский. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1960-х годов в монастыре расположились склады. 31 января 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря. Монастырь передан РПЦ, но не полностью.
Храм на месте древней обители
Храм во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы расположен на правом берегу реки Каменки. Храм был построен, по разным данным, в конце XVII века или начале XVIII века и дошел до наших дней без алтарной части и паперти с шатровой колокольней.
Тихвинский храм стоит на месте древнего Андреевского монастыря, разрушенного, по-видимому, во времена польского нашествия. Каменный Тихвинский храм с престолом Андрея Первозванного был построен в Кожевенной слободе вместо двух более древних деревянных храмов — Петропавловской и Андрея Первозванного.
Массивный четверик украшен по углам парными полуколоннами, декоративными наличниками, трехчастными на боковых фасадах, и резным порталом. Верхняя часть здания обрамлена карнизом из тесаных кирпичей с полукруглыми арочками. Четырехскатное кровельное покрытие завершается фигурной главкой, поставленной на высокий барабан с кокошниками. Шатровая колокольня Тихвинского храма была разрушена в 30-х годах XX века. В настоящее время храм не действует.
Смоленская церковь в быв. слободе Скучилихе
Церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была построена в 1696–1706 годах в слободе Скучилихе, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря. Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле. В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина.
Четверик пятиглавого храма имеет небольшую паперть. Широкие плоскости стен имеют по три высоко расположенных окна, обрамленных декором из полуколонок и килевидного фронтона. Колонки наличников на северной стороне имеют более изящный рисунок. Главки установлены на тонкие и высокие глухие барабаны. В верхней части стен карниз из зубчиков, балясин и измельченных кокошников.
Церковь на Ивановой горе
Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе в Суздале была построена в 1744 году на месте деревянной, перенесенной с западной стороны посада по приказу митрополита Суздальского Илариона. Храм стоит на краю Ильинского луга, там, где прежде находилась архиерейская слобода.
Бесстолпная одноглавая Ильинская церковь является примером посадского храма первой половины XVIII века. Ее основной объем представляет собой восьмерик на четверике и увенчан луковичной главкой.
В XVIII веке рядом с Ильинской церковью располагался небольшой зимний храм во имя Иоанна Богослова. В первые годы Советской власти церковь Иоанна Богослова, а также трапезная и колокольня Ильинской церкви были разрушены.
Проект восстановления храма был разработан в 1970-х годах, но реализовать его удалось только в начале XXI века: колокольня и трапезная были полностью восстановлены в 2010 году.
Входоиерусалимская и Скорбященская церкви
Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим расположена между Торговыми рядами и оборонительными укреплениями суздальского кремля.
Эта типичная для Суздаля летняя церковь была построена на месте снесенной из-за ветхости деревянной Пятницкой церкви. Основной объем в форме четверика окаймлен по всему периметру карнизами с киливедными арочками, опирающимися на небольшие консоли. Три перспективных портала (южный, западный и северный) служат входом в храм, с восточной стороны примыкает глубокая полукруглая апсида. Стены церкви гладкие, а окна украшены резными наличниками с необычным рисунком. Сразу после постройки церковь была пятиглавой, но в XVIII веке четыре главы были снесены и восстановлены только в 1990-х годах.
На Торговой площади в Суздале располагается Скорбященская церковь. Первоначально жителями улиц Воротищи и Старой на этом месте была построена деревянная церковь с трапезной, освященная в честь Воздвижения креста. Приход был небольшим, церковные служители получали жалование от государя, то есть «ругу». В описи города церковь названа «ружной».
В 1750 году была разобрана деревянная Воздвиженская церковь, и средствами прихожан построена каменная с престолом в честь Пресвятая Богородицы, именуемой «Всех скорбящих радость»; в 1787 году в ней устроен придел во имя святых девяти мучеников, «иже в кизице», Колокольня и ограда. 31 декабря 2009 года храм был передан в пользование Владимирской епархии РПЦ, после чего он был приписан к Богородице-Рождественскому монастырю Владимира.
Скорбященская церковь представляет собой необычное сочетанием «зимнего» типа храма и пристроенной с запада восьмигранной колокольней с характерным для Суздаля вогнутым шатром. Небольшое одноэтажное прямоугольное здание с глубокой апсидой декорировано резными наличниками и необычным для Суздаля карнизом из зеленых и красных балясин. Колокольня с суздальским шатром — «дудкой», имеет некоторое сходство с колокольней Никольской церкви. Для декорации ее фасадов использованы неглубокие четырех- и восьмиугольные ниши, зубчатые карнизы и майоликовые балясины.
Старообрядческий храм Козмы и Дамиана
Старообрядческая церковь во имя святых мучеников и бессребреников Козмы и Дамиана расположена в бывшем селе Коровники недалеко от Суздаля на левом берегу Каменки.
Летняя Козмодемьянская церковь XVIII века образует архитектурный ансамбль с зимней Крестовоздвиженской церковью конца XVII века. Построена из кирпича в стиле провинциального барокко и по архитектурной композиции представляет собой восьмерик на четверике. На высокий восьмерик поставлен изящный узорчатый барабан с кокошниками, увенчанный небольшой луковичной главкой. Стены лаконично украшены оконными наличниками, небольшим порталом и угловыми пилястрами.
В 1970-е годы Козмодемьянская церковь с колокольней, наполовину разрушенная, была восстановлена силами Суздальского реставрационного участка. Обе церкви использовались под склады. В апреле 1996 года Козьмодемьянская церковь получила статус памятника архитектуры.
14 декабря 2015 года митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий (Титов) освятил престол суздальского храма во имя святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана.
Хочется отметить, что туристический сервис Суздаля находится на удовлетворительном уровне. В городе есть немало достойных кафе, ресторанов, гостиниц, мест для отдыха. Обилие памятников деревянного и каменного зодчества делает Суздаль заповедником русской культуры. Вернуться из Суздаля в Москву проблематично, потому что прямого автобуса нет, а проходящие маршрутки нужно «ловить» за городом.
Фотографии автора
Комментариев пока нет