Преподобная Евфросиния Суздальская

День памяти преподобной Евфросинии Суздальской Церковью празднуется 8 октября (25 сентября ст. ст.). Еще до ее рождения Господь имел о ней попечение, и эта дивная невеста Христова шла путем мудрости и чистоты к своему Жениху от младенчества в жизнь вечную. Имя преподобной до пострига, Феодулия (греч. — раба Божия), говорит о ее предназначении. Имя монашеское, Евфросиния, раскрывает особый дар духовной радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния учит нас преображению скорби мира в радость единения с Богом преподобническим подвигом через терпение.

 

Содержание

 

Житие преподобной Евфросинии Суздальской

Житие преподобной Евфросинии Суздальской  было написано иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием в 50-х — 60-х годах XVI века. В нём, помимо повествования о чудотворениях, совершённых святой при жизни, содержатся два рассказа о посмертных чудесах, свидетелем которых был автор, одно датировано 1 мая 1558 годом.

Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая Сама указала родителям Феодулии имя дочери и произнесла таинственные слова: «она будет служительницей Влахернской церкви». Она же благословила Феодулию на монашество и направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери во Влахерне. Многие благодатные дары получила преподобная Ефросния от Божией Матери. Тогда понятным становится значение слов Богоматери о служении преподобной Евфросинии, которая от рождения до последнего мгновения жизни своей была служительницей Божией Матери.

У святых родителей — князя Михаила Всеволодовича Черниговского, который примет мученическую смерть, и благочестивой жены Феофании, дочери Романа Мстиславовича Галицкокго, — в 1212 году родилось долгожданное чадо — первенец, дочь Феодулия. Супруги долго не имели детей и своего первого ребенка вымолили у Бога. Они молились в Киево-Печерской обители о даровании им детей, трижды им являлась Пресвятая Богородица и открыла промысел Божий об их будущей дочери — будет она служительницей Влахернской церкви. Когда же девочка родилась, то благоверные родители нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия) и крестили в Киево-Печерской обители, восприемником ее стал игумен. С младенчества Феодулия готовилась к постнической жизни. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.

Рождение благоверной княжны Феодулии. Клеймо иконы «Преподобная Евфросиния Суздальская, с житием»

Феодулия оказалась очень способной девочкой, в 9 лет она освоила грамоту и была умна не по годам. Благоверный князь Михаил сам учил ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальных же науках наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Образование Феодулии было глубоким, она знала античную литературу: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых…» В этом списке — философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Феодулия явно  превосходила своих сверстниц в красоте и успехами в учении, но тем не гордилась, так как была воспитана в глубокой вере и благочестии и помышляла о мире Горнем и Христе, нежели о мирской славе.

Однажды Феодулия в юности увидела во сне Страшный Суд: море огня и райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна прийти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих, она была достойной невестой, но Господь сохранил ее для Себя. Когда Феодулия достигла возраста невесты, то для нее в женихи был выбран Федор Ярославович — брат Александра Невского. Феодулия покорилась родительской воле, но втайне молилась Пресвятой Богородице о сохранении девства, так как желала иноческой жизни. В сонном видении явилась Пречистая и сказала Феодулии, чтобы та послушалась родителей и не переживала, так как «Скверна не коснется твоего тела». Со спокойной душой Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на праздничный пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись: «Преставися князь Феодор Ярославич Больший… И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».

После этого события Феодулия не вернулась домой, а отправилась в монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, где игуменья ее приняла в обитель, помня о бывшем ей откровении. В день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросиния. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Для Ефросинии началась жизнь, к которой она готовилась все свое детство и юность. Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве — в храме или в келии, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила не вкушая пищи — только пила немного воды. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Господь попустил ей тяжелое испытание, которое Ефросиния выдержала: она испытывала постоянную брань с бесами. Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения монастыря, видя ее подвиг, поистине бескровное мученичество, укрепляла ее, говоря: «Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».

Явление дьявола в образе юношей, искушающих Евфросинию вкусной пищей. Клеймо иконы «Преподобная Евфросиния Суздальская, с житием»

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Ефросиния имела попечение не только о своем личном спасении, но и о спасении ближнего. По совету преподобной, монастырь был разделен на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы — главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев, где и несла свои послушания преподобноя Ефросиния: читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее стала еще более строгим подвигом полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

 

Преподобная Евфросиния Суздальская. Чудеса

Вскоре о редкой подвижнической жизни преподобной узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Как к источнику Света Христова и материнского тепла, множество людей стало тянуться к преподобной Ефросинии, чтобы услышать ее поучения о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться оставляли мир.

В трудные для народа времена Божья Матерь укрепляла своих чад. Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель с тяжкими недугами.

Однажды был такой случай. В Суздале жила одна знатная и благочестивая вдова, которая очень любила Ризоположенский монастырь. У нее была бесноватая дочь, и мать, надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, обещала отдать отроковицу в обитель, если та выздоровеет. Вместе с больной она отправилась в монастырь и умолила преподобную Евфросинию исцелить бесноватую. Преподобная стала молиться о несчастной девушке, но злой дух заговорил устами девицы: «С тех пор, как пришла на место это прелестница сия, нет мне власти в черноризицах, а теперь и от этой девицы отгоняет она меня». Сказав это, он поверг больную к ногам преподобной Евфросинии, долго и жестоко мучил, а потом навсегда оставил ее. Преподобная подняла отроковицу за правую руку, и та встала здоровой. Обрадованная мать немедленно выполнила свое обещание, и дочь ее приняла постриг с именем Таисия. Вскоре приняла постриг и мать, которую отправили на вдовью половину обители.

Однажды преподобная Евфросиния взяла на себя сугубый подвиг — она некоторое время безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, — сказал Господь, — …Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение креста будет охранять твой монастырь». Тогда преподобная увидела двух Ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.

В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю. Предание говорит, что Батый, узнав об этом чуде, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.

Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему укрепляла его и убеждала твердо стоять за веру, чтобы он «…не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться своего наставника боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

Смерть отца глубоко тронула сердце святой Ефросинии, тогда она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала: «Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы, иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!» Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.

 

Почитание и канонизация преподобной Евфросинии Суздальской

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава Тебе, Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г. Ровно семнадцать лет назад в этот же день она приняла пострижение.

Весть о ее кончине распространилась быстро, и в монастыре собралось много народа, чтобы попрощаться со своей благодетельницей. Также приходили недужные и больные, одержимые злым духом; они прикасались к телу умершей и по молитвам своим получали исцеление.

Но со временем славу Ризоположенского монастыря затмили новые женские обители, устроенные к тому времени в Суздале: Александровская, а затем Покровский женский монастырь. В середине XVI века у гробницы преподобной Евфросинии совершилось несколько чудес, после чего Ризоположенский монастырь вновь привлек к себе внимание. Тогда и появилась мысль о канонизации преподобной Евфросинии, что и было со временем исполнено. А при гробнице ее стали совершать торжественные службы, каноны и молебны, и множество «чюдоносныхъ исцелений быта; слепые, хромые, сухие, немые, недужные, расслабленные, кто каким недугом одержим бысть».

Общерусское почитание преподобной Евфросинии началось в 1517 году. В сентябре 1699 года суздальским митрополитом Иларионом были торжественно открыты нетленные мощи преподобной Евфросинии, которые до этого, хоть и было церковное чествование ее, оставались под спудом. Несмотря на 450-летнее пребывание в земле, нетленными оказались и погребальные ризы преподобной Евфросинии. По благословению патриарха Адриана мощи преподобной Евфросинии переложили в новую раку и поставили в соборной церкви Ризоположенского монастыря (близ северных врат). На торжество прибыло много паломников из окрестных мест, и в это время совершилось много чудесных исцелений «для памяти и на пользу будущим родомъ».

 

Преподобная Евфросиния Суздальская. Иконы

Преп. Евфросиния Суздальская. Шитая пелена. Русь. XVII (?) в. Фото С.М. Прокудина-Горского
Преподобная Евфросиния Суздальская с 20 клеймами жития. Икона, последняя четверть XIX века
Преподобная Евфросиния Суздальская. Конец XVII в.
Святая Евфросиния Суздальская, с мученицей Ириной на полях. 1778 г. Суздаль. Воскресенский Авдей
Преп. Евфросиния Суздальская. Доленко Н.В. (выпускница Иконописной школы 1997 г.). Сергиево-Посадский район. До 2005 года

 

О чем молятся преподобной Ефросинии Суздальской

Вся жизнь преподобной Евфросинии, как внешняя, так и внутренняя, была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань требовали терпения, кротости, мудрости и мужества. Преподобная Евфросиния — русская терпеливица. Ее образ — воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство Русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами, — этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.

Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобной силы, терзающей его душу и тело.


Автор: Анна Кондратова

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля