У священников есть «кодекс поведения в интернете». Его составил известный миссионер протоиерей Александр Авдюгин, призвав собратьев не походить на героев сериала «Интерны» и отвечать «не знаю», когда нечего сказать. «Каким бы ты ни был по возрасту, стажу служения и интеллекту, с тебя все равно будет спрос как с патриарха», — писал он в своем «Живом журнале». Сегодня интернет на службе у монахов — одна из тем Архиерейского собора Русской Православной Церкви, который проходил с 29 ноября по 2 декабря в Москве.
… Все большее распространение получают такие формы личного общения и распространения информации, как социальные сети и иные средства интернет-коммуникации. Эти инструменты и их использование для сообщения людям церковной проповеди требуют особого внимания и подхода, который, в частности, нередко предполагает личное общение с собеседниками. Поставленная прежними Соборами задача обеспечения содержательной миссии в социальных сетях (см. пункт 44 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года, пункт 20 Постановлений Архиерейского Собора 2016 года) все еще требует выполнения. Собор призывает пастырей и мирян, действующих в медийном пространстве, быть более внимательными к своим словам, проявлять доброжелательность и чуткость как в традиционных медиа, так и, особенно, в социальных сетях, остерегаться как агрессивной риторики, так и фамильярности, направлять свои усилия на убедительное свидетельство о Христе.
Совместимо ли иноческое служение с блогерством, что приносят монахи во Всемирную сеть и что выбрать — интернет или напитки, разбирался корреспондент РИА Новости.
Игумен Андрей (Мороз) три года руководил духовной семинарией в Якутске. В одном из интервью он говорил, что мечтает о том, чтобы каждый студент имел задатки святого. Сейчас он — настоятель главного собора в кубанском Кропоткине. В «Фейсбуке» у него пять тысяч «френдов».
«Как и все в этом мире, Церковь имеет свой идеал — монашество. А главный идеал монашества — это удаление от мира. В поиске Бога и теснейшего общения с ним. Интернет — это все-таки инструмент мира, а соцсети — средство коммуникации. И тут важно найти соотношение, насколько это уместно для монаха», — говорит священнослужитель.
Ученые монахи
С давних пор монашество в России делилось на монастырское и ученое. К последнему относились, как правило, видные богословы, упражнявшиеся в переводах, научных трудах и преподавании. Яркий пример — преподобный Максим Грек, которого академик Лихачев называл «первым интеллигентом на Руси». Он, в частности, перевел с греческого Псалтирь — одну из главных христианских богослужебных книг. Позже к ученым монахам стали причислять и иноков, служащих на приходах, в миру.
Должен ли мирской монах так же удаляться от мира, как и его собрат в келье? Это тонкая грань, считает отец Андрей. «Все мне позволительно, но не все полезно», — писал апостол Павел. Человеку, который не научился отличать добро от зла, в интернет ходить опасно.
«Монах растит в себе нового человека, это трудно. И выливать в интернет трудности своего духовного опыта, как часто бывает, — крайне вредное занятие», — уверен священник.
Ложные смыслы
О разрушительном влиянии интернет-публикаций говорил и патриарх Кирилл братии Соловецкого монастыря. Укрыться от захлестнувшего мир информационного потока за монастырскими стенами, даже такими, как стены легендарной обители-крепости, сегодня невозможно, предупредил предстоятель Русской церкви.
«Фейсбук» — это стремнина. Помните, что он первоначально задумывался как инструмент знакомства? А стал мегапроектом. Боты, фейки, у некоторых людей по семь-восемь страниц. В этом потоке священнику, особенно если он неопытен, очень трудно разобраться: примет что-то за чистую монету и сам станет родоначальником фейка», — развивает мысль патриарха отец Андрей.
Вместе с тем он полагает, что «Фейсбук» многое потеряет, если из него уйдут. Почему? Потому что монастырские интернет-странички он сравнивает с «маяками, показывающими путь в тихую гавань среди волн бушующего мира». «Если православные исчезнут из интернета, то где в эпоху интернет-зависимости верующие будут брать хотя бы расписание богослужений?» — смеется он.
Молитва об интернете
Широко известный в «православном интернете» московский врач-реаниматолог иеромонах Феодорит (Сеньчуков) собирает тысячи лайков и комментариев. Его постоянно банят и называют еретиком, к чему он относится с юмором и молится о том, чтобы «Господь не допустил лишения монахов интернета».
«Всегда нужно трезвение. А уже от самого монаха зависит сделать все, чтобы не превратиться в раба интернета, чтобы интернет не превратился в греховное действо, как и любое другое пристрастие. Можно же сидеть водку пить — и не надо никакого интернета. Конечно, если ставить вопрос, пить водку или сидеть в «Фейсбуке», то лучше пойти полечиться. А если рассуждать в общем, то интернет — дело более продуктивное», — уверен отец Феодорит.
Жесткую полемику он одобряет, но только кроме «баттлов», где важно подобрать самое емкое ругательство. И даже простые фотографии с богослужений, по мнению отца Феодорита, идут на пользу людям: они видят, что знакомый им по интернету батюшка «не ерундой страдает», а служит, и значит, Церковь присутствует в мире.
«Мое мнение: интернет — это хорошо. Безусловно вредны только наркотики. Что касается монахов, то если таковой заходит в любое место, неважно, в интернет или даже в общественный туалет, все его поведение неизменно должно быть проповедью», — заключает священнослужитель.
Патриарх онлайн
В конце ноября Московская патриархия запустила онлайн-проект «Патриарх говорит». Мнение патриарха Кирилла по десяткам ключевых тем — от внешней политики до праведности и любви — теперь можно читать и в интернете. Например, постмодерн, считает предстоятель РПЦ, в конечном итоге обязательно приведет к апокалипсису.
Директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова на презентации проекта отметила, что именно пример патриарха научил ее коллег «разговаривать, делиться и убеждать».
Старообрядцы в соцсети
В интернет вышли даже традиционно избегающие публичности старообрядцы. Им, конечно, еще далеко до привычных православным яростных дискуссий о необходимости крещенских купаний, «постности» устриц и переноса даты Рождества. Но начало положено: даже в Уганде глава миссии Русской Православной старообрядческой Церкви священник Никола Бобков разместил в «Фейсбуке» фотографии из африканских поселений, где несколько десятков местных жителей решили принять православие «старого обряда».
«Пользуйся всем. Божие на то благословение изречено уже тем самым, что все это создано для тебя. Но пользуйся только в пределах пользы», — писал в XIX веке русский святитель Феофан Затворник. Российское православие давно ушло от мысли, что интернет является «сетями дьявола». И суждения Архиерейского Собора, в том числе и по поводу «батюшек онлайн», уже опубликованы на официальной странице Русской Православной Церкви в интернете.
———————-
Источник: ria.ru
"В XV веке были так называемые жидовствующие, которые тоже потерпели поражение." — если бы было так, мы бы сейчас управлялись Рюриковичами и не было бы их воспитанника Алексея Михайловича с их "реформой" Церкви.
"является Россия европейской страной или нет" — кто бы меня вразумил, что такое "европейская страна", это не которая в Европе?
"Я бы скорее сравнил их с евреями Средних веков, жившими в Европе. ….Это была замкнутая группа, часто подвергавшаяся преследованиям. Для них были закрыты альтернативные возможности развития: евреи не могли стать дворянами или крупными землевладельцами и заниматься тем же, что и их соседи-христиане. Поэтому они уходили в тот вид деятельности, который был для них доступен."
… а как гонения прекратились, успех ушел в неизвестном направлении.
"Ни один скандал о роскошном образе жизни священников РПЦ (добавлю от себя: и власть имущих)не привел к серьезному общественному возмущению", т.к. народу давно стало на всё наплевать — красные пришли — грабют, белые пришли — тоже грабют…
в руках топор и лопата и взгляд долу — чернец, а "монах" с сотовым телефоном, компьютером и пенсионом — тунеядец.
Вот это да! ПК издал цитатник, слава Мао не даёт покоя. И это-таки он научил наших дипломатов «разговаривать, делиться и убеждать». То-то провал за провалом….