Сырной неделей (или по-народному Масленицей) называют неделю перед наступлением Великого поста. Вот как пишет о масленице русский писатель Иван Шмелев, трогательно и проникновенно рассказывающий в романе «Лето Господне» о жизни русских людей начала XX века:
Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью… — перед постом… Завтра будет печальный звон. Завтра — «Господи и Владыка живота моего…» будет. Сегодня прощеный день, и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуги, у дворника, у всех. …Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи чистились.
Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». Предлагаем читателю описание, как праздновали Масленицу наши предки.
***
В церковных книгах Масленица называется сырною неделею, подобно всей предшествующей седмице, на которой в среду и пяток едят сыр и яйца, в отвращение предания Яковитской и Гетрадитской ереси. В России Масленица начинается после Вселенской субботы, в которую бывает память усопших родственников, между тем как в сырную неделю Церковь наша воспоминает изгнание Адама из рая, приготовляя христиан к Великому посту. Тогда народ предается масленичным удовольствиям, катаньям с гор на санях, попойкам и пиршествам, а встарь предавались даже кулачным потехам.
Во всю Масленицу пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту Масленица слывет честною, а по разгульности и раздолью широкою, так как русский человек в эти дни предается широкому разгулу. От этого-то происходят поговорки: «Не житье, а масленица» или душа моя, масленица, перепиленные косточки, бумажное житье, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, киночка, ясочка, ты же моя перепелочка.
Иностранный писатель, как очевидец этого праздника 200 лет назад, так изображает наше русское празднование Масленицы.
Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло; ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за 8 дней до Великого поста. В то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство (вероятно, кулачные бои), так что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во все время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх (описание Масленицы принадлежало к 1698 г.) давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил время его на 8 дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить, но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на 8 дней.
Таким образом изобразил иностранный писатель наш народный праздник с одной только стороны, не упомянув о любимых русских забавах: о катанье с гор на салазках, лубках, санях и на бересте, на лыжах и прочее.
Масленичное пиршество можно разделить на три части:
- Встреча Масленицы, это понедельник.
- Разгул, или широкая Масленица, то есть четверг.
- Прощанье — воскресенье.
В старину, как праздник народный, Масленица начиналась с понедельника, а как праздник гражданский — с четверга. Ныне начало гражданской, свободной от дел Масленицы начинается с утра субботы. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и повсюду угощают блинами. Как все народы пекли пресные лепешки на угольях прежде, чем достигли знания приготовлять заквасное тесто, то по смыслу былины должны быть, по словам проф. Снегирева, древнее хлеба. По общепринятому обычаю, блинами поминали и поминают усопших. В Тамбовской и других губерниях первый блин, испеченный на сырной неделе, кладут на слуховое окошко, посвящая его для душ родительских. Блины у русского народа служат каким-то символом поминовения усопших исстари. В книгах Св. Писания мы встречаем, что царь Давид раздавал по случаю празднества при перенесении Кивота Завета по млину сковрадному. В Германии также пекутся обварные оладьи, крендели и тому подобные хлебные печенья.
Катанье
Катанье на санях везде и повсюду после мясного заговенья начинается в понедельник, хотя площадные удовольствия открываются после 12 часов пополудни в Москве, в Петербурге и в других многолюдных городах России. Но преимущественно предаются таким экипажным прогулкам с четверга сырной недели. Ныне прогулки производятся очень чинно и без шуму, где позволяет местность и где сосредоточена народная веселость; но прежде эта конная и экипажная езда была сопряжена с песнями и музыкой.
В Петербурге в прежнее время масленичное гулянье было устраиваемо на Исаакиевской площади. Тут были устраиваемы и балаганы, и ледяные горы, и карусели, а по окраинам или вне пределов этой местности, назначенной для удовольствия публики, так называемой горной, была установлена езда в экипажах, прогулка аристократии и вообще богатого народа. В Москве до конца XVIII века катание о Масленице производилось на Москве-реке и на Неглинной от Воскресенских до Троицких ворот, где ныне разбит Александровский сад. Конторини в «1473 году видел на Москве-реке конные ристания и всякие увеселения». При Петре Великом масленичные потехи помещались близ Красных ворот, где Петр I сам в понедельник на Масленице открывал масленичное торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях.
Торжественный маскарад в 1722 году
По заключению Петром Великим Нейштатского мира в 1722 году император дал в Москве знаменитый, еще невиданный до того времени маскарад и санное катание на 4-й день сырной недели. В этот день началось движение большого поезда из села Всесвятского, где еще с вечера собрано было множество морских судов разной величины и вида, около сотни саней, запряженных разными зверями. По сделанному ракетою сигналу сухопутный флот, напоминающий собою флот Олега, на полозья и санях потянулся длинною вереницею от Всесвятского к Тверским Триумфальным воротам. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, в которые были впряжены пять лошадей гусем, украшенных бубенчиками и побрякушками. На других санях ехал князь-папа Зотов, облеченный в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем, а в ногах его восседал Вакх на бочке; за ним свита, замыкаемая шутом, который сидел в санках, запряженных четырьмя свиньями. Потом началось шествие самого флота, коим предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках, везомый двумя сиренами. В процессии находился и князь-цезарь Ромодановский в царской мантии и княжеской короне: он занимал место в большой лодке, везенной двумя живыми медведями.
Наконец, появилась громада, 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного в воду в марте 1721 г. в С.-Петербурге: он имел три мачты и полное корабельное вооружение даже до последнего блока. На этом корабле, везенном шестнадцатью лошадьми, сидел сам государь Петр I в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал на нем, как на море, во время шествия. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, которая была в костюме остфризской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски. За гондолою появились настоящие члены маскарада под именем неугомонной обители: они сидели в широких длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы, и наряжены были волками, журавлями, драконами, представляя в лицах Эзоповы басни и т. п. Такое пестрое и чудное маскарадное шествие чрез Тверские ворота потянулось в Кремль при пушечных выстрелах, куда и достигло к вечеру.
На следующий день, и на третий день, и 2 февраля сбор назначен был у ворот, построенных тогда купечеством. Этот маскарад окончился великолепным фейерверком и пиршеством. В продолжение четырех дней московского карнавала участвовавшие в нем особы переменили по нескольку раз свои костюмы.
Некоторые исторические карнавалы
По свидетельству Штелина, императрица Анна Иоанновна собирала у себя на Масленице гвардейских унтер-офицеров с их женами, где они тешились плясками, тут же бывали и другие народные забавы. При императрице Елизавете Петровне открылось катанье в любимом ее селе Покровском, прежнем Рубцове: там сама государыня со своими придворными каталась на лыжах и на санях. Екатерина II после коронации своей в Москве о Масленице дала народу блистательный маскарад в аллегорической процессии на городских улицах, который сочинен был актером Волковым, под названием Торжествующей Минервы. Вероятно, в подражание римскому карнавалу, <во время> Масленицы рядились в маски и в разные странные и смешные костюмы, которые составляли подвижной уличный маскарад, и катались по улицам. В некоторых местностях России и посейчас сохранился обычай о Масленице рядиться и разъезжать по улицам.
Свадьба шута
На площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом в С.-Петербурге в 1739 г. был построен Ледяной дом, в котором даже дрова были изо льда. В назначенный день к крыльцу между Ледяным домом и дворцом подъехала золотая десятистекольная карета, запряженная восемью неаполитанскими лошадьми, украшенными золотой сбруей и страусовыми перьями на головах. В ней сидела Государыня Императрица Анна Иоанновна с придворной дамой. Когда поезд тронулся, 12 пеших гайдуков сопровождали лошадей по шести со стороны. Кучера, сидевшие на козлах, одеты были в ливрейные шубы, украшенные золотыми галунами, в башмаках и шелковых чулках. Блестящие пажи во французских кафтанах и блондах окружали карету государыни. Два араба в золотых шубах и в белых чалмах. 12 сержантов в гренадерских мундирах и в шляпах с плюмажем охраняли карету верхами. Позади этой кареты следовали несколько других с великими княжнами. В одной из них сидела дочь Петра Великого Елизавета Петровна, будущая Императрица. Тут Анна Леопольдова. Далее — карета Герцога Курляндского (ужасного Бирона), окруженная его собственными гусарами, скороходами, егерями и пажами. Рядом с ним его жена, с головы до ног залитая в бриллианты, что оценивали в два миллиона. Там Миних… и пр., а затем уже в хвосте придворного кортежа ехали не придворные, а все те, которые почему-либо могли участвовать в поезде. В голове шествия рота гвардейцев: треугольные шляпы солдат украшены еловыми и дубовыми ветвями, у офицеров — лаврами. Так ходили они, возвратившись из славного турецкого похода.
Вот выступает громадный слон в теплых котах. Вожак с молотком сидит на хребте. На спине была помещена железная клетка, в которой сидели шут Кульковский с супругой, барской барыней Подачкиной, оба, сидя один против другого, блистали через железную решетку клетки золотом и бархатом. Они ехали из церкви на обед, сопровождаемые оригинальною свитою. За экипажем новобрачных ехали на оленях остяки; за ними новгородцы на паре козлов, малороссы на волах, чухонцы на ослах, татарин с своей татаркою на откормленных свиньях, финны на своих шведских лошадях, камчадалы на собаках, белорусы под войлоком колтуна, зыряне, ярославцы и проч. Всех до 150 самых разнообразных костюмов свидетельствовали о разнообразии племен. Картина была чудная и привлекала весь Петербург; она оживлялась звоном бубенчиков, колокольчиков и криками животных самого разнообразного характера. По воле государыни поезд сделал два оборота по луговой линии и потянулся к манежу Бирона, где был приготовлен обед для новобрачных и гостей на 303 куверта. Гостей встретили музыкой и посадили всех за стол, причем каждому представителю нации было подано его национальное кушанье. Государыня с блестящей свитою придворных расположилась на возвышении. Лишь только все расположились обедать, как Третьяковский Василий Кириллович прочел во всеуслышание следующие стихи:
Торжествуйте вси Российсти народы.
У нас идут златы годы.
Восприимем с радости полные стаканы,
Восплещем громко и руками,
Заскачем весело ногами
Мы, верные гражданы.
Имеем мы днесь радость учрежденну,
Повсюду славно вознесенну:
Анна над Россиею воскрылилась всею!
То-то есть прямая царица.
То-то добра Императрица!
Признаем всей душою.
После обеда начались пляски: каждая пара свою национальную. Пир кончен, и новобрачные в том же порядке отправлены в Ледяной дом, где их и заперли до утра. Поезд распущен, и часовые стали караулить дверь ледяного дома, дабы влюбленная чета не могла освободиться ранее.
Лубочные комедии и игрища
Народные комедии, или «Камеди», появились в России, а именно в Москве, с XVIII века. Иностранные фигляры стали угощать русский народ разными фокус-покусами и разными немецкими масленичными играми. Таким образом, время от времени образовались масленичные игрища. Здесь наряжались козой с рогами, к которым привешивались бубенчики, и это называлось «Козу в мешке играть», Ману в глаза пущать или морочить. Еще лет семь назад такое игрище, или гулянье, существовало в Москве под Новинском, где урочище Куковинка, напоминавшее немецких фокусников, которые, по словам профессора Снегирева, издавна показывая свои райки и штуки, приглашали смотреть словом «Kucke», и где о Святой неделе кокались красными яйцами.
Борьба и кулачный бой
Борьба и кулачный бой составляли издавна любимую народную потеху, преимущественно на сырной недели, чему, между прочим, может быть, способствовали морозы и случай погреться: эти гимнастические упражнения назывались играми или игрищами.
Часто в старину кулачными боями любовались Цари и Князья наши.
Олицетворение Масленицы
В Переяславле Залесском, в Юрьеве-Польском, Владимире и в Вятке Масленицу возят по улицам; это шуточное изображение Масленицы следующее: берут огромные сани, в которые впрягаются 12 лошадей, и в этих санях возят наряженного мужика, который сидит на колесе, держа в одной руке полуштоф с вином и калачи. Его сопровождают сидящие с ним музыканты, а затем поезд Масленицы сопровождают с песнями поезжане из обывателей. В Симбирской губернии Ардатовского, Алатырского, Курмышского и Карсунского уездов, частью в Пензенской губернии о Масленице оснащивают 8 или 10 дровней (подсанки), в средине дровней утверждается довольно толстое дерево, притом высокое, в виде мачты; наверх его вдевается колесо, на которое садится какой-нибудь деревенский весельчак, и представляет различные штуки, свойственные деревенскому мужику. Этот обряд называется проводами Масленицы. Обыкновенно эту сплоченную массу возят по всем закоулкам, причем вместо лошадей запрягают несколько человек, разряженных уродливо и без вкуса, которые также иногда изображают лошадей. В это время пред ними прыгают и поют деревенские весельчаки.
В Архангельске, подобно как и в Париже, мясники возят по городу о сырной неделе быка на огромных санях, которые запряжены несколькими десятками лошадей и связанных с другими санями. В Нерехте масленичные увеселения начинаются с середы. В этот день из окрестностей приезжают туда девки в праздничных платьях и набеленные, особенно новобрачные, и катаются отдельно от мужчин до самого вечера. В четверг и в пятницу здешние жители не катаются. В субботу сюда съезжается великое множество народа из окрестностей. Здесь, продав напряженную в ту неделю пряжу, покупают лакомства и гуляют по рынку до вечера. В округе масленичные потехи начинаются в экономических селениях со вторника, а в помещичьих — с четверга и катаются ежедневно от одной деревни до другой, причем новобрачные ездят в гости к сродникам, которые одаривают их мылом.
Сожигание Масленицы
В больших вотчинах в сыропустное воскресенье собирается съезд из нескольких сот лошадей под названием «обоз», который известен в Ярославле под именем околок (может быть, сокращение слова «околоток»). При этом некоторые ездят верхами, наряженные в соломенных колпаках и кафтанах. К вечеру того дня молодые люди обоего пола в своем селении на улицах поют песни; после того каждый, взяв со своего двора по снопу соломы, вместе сожигают ее в селении, а чаще за селением. Этот обряд, встречающийся и в других местах России, называется сожигание соломенного мужика, или Масленицы. С вероятностью можно заключить, что это обыкновение, существующее с незапамятных времен, есть остаток от языческих треб и обрядов. Такой обряд существует у немецких славян, которые 1 марта выносят из селения соломенное чучело в образе смерти и сожигают его в память усопших или бросают в воду, как римляне в мае бросали в р. Тибр тростниковые болваны.
В Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и в Польше в этот день хаживали с факелами на кладбища, догадка эта, по словам М. Я. Диева, утверждается тем, что в воскресенье сырной недели, которое по большей части приходится около 1 марта, доныне ходят нерехотские жители на кладбища прощаться, и в некоторых других местах России. В Силезии и Польше в воспоминанье истребления идолов 965 года, марта 7-го, в воскресенье сырной недели бросают в реки и пруды чучела из соломы. Ныне это применилось к смерти, к земле, к Масленице. В Восточной Пруссии крестьянские ребята делают небольшую деревянную лошадь, которую наряжают разноцветными лентами, и носят ее по домам с песнями и с плясками, играя на скрыпке. В каждом доме дают им по два, по три гарнца овца, который они после меняют на водку, и пьют. На другой день женщины ходят сбирать лен или рожь, которые назначаются для такого же употребления.
В Сибири о Масленице сплачивалось несколько саней огромного размера и устраивался на них корабль с парусами и снастями. Тут садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы. Все это слыло Масленицею; в сани впрягали лошадей по 20 и возили ее по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и разными прибаутками. Там блины заменяются хворостами (род пирожного). В Пензенской и Симбирской губерниях в субботу на Масленице крестьянские ребята строят на реке из снега род города с башнями и двумя воротами, между которыми сделана прорубь. Игра начинается так: ребята разделяются на две партии — на конницу и пехоту. Конница осаждает город, а пехота защищает его. Устроясь в боевой порядок, конные по данному знаку пускаются во всю прыть на взятие городка, а пешие, вооруженные помелами и метлами, стараются маханием испугать лошадей, чтобы не допустить к городку. Но некоторые из конных, невзирая на сопротивление, прорываются сквозь пехоту и на всем скаку въезжают в ледяные ворота, что и значит: взять городок. Победителя купают в проруби; после чего угощают вином всех ратоборцев, отличившихся в пехоте и коннице. Потом, сломав крепость, возвращаются в деревню с песнями. Этой игрой оканчивается Масленица. Происхождение этого обычая приписывают какому-нибудь местному историческому событию.
В городе Ярославле есть особое обыкновение на сырной неделе петь Коледу, которую обыкновенно распевают на Святках. С четверга этой недели фабричные с бубнами, балалайками, рожками и другими народными музыкальными инструментами ходят по домам и, пришедши во двор, поздравляют хозяина с праздником и просят позволения коледу пропеть; получив позволение, поют:
Уж как шли ребята коледовщики.
Виноград, красно-зеленая моя!
Коледовщики, все фабричники,
Виноград зеленая моя!
Этот припев поется после каждого стиха.
Мы искали двора господина своего;
Господинов двор на семи верстах,
На семи верстах, на осьми столбах.
Посреди двора, посреди широка,
Стоит три терема.
Три терема златоверхие;
В первом терему — красно солнышко,
Во втором терему — часты звездочки;
Сам хозяин в дому, господин в терему,
Хозяюшка в дому, госпожа в высоком,
Молодые девушки в дому, что орешки во меду,
Виноград, красно-зеленая моя.
После этого хозяин подносит им вина и обделяет деньгами; коледовщики в знак благодарности поют:
Благодарствуй, хозяин на хлебе, на соли и на жалованье!
Виноград, виноград, красно-зеленая моя!
Напоил, накормил, со двора спустил.
Виноград, красно-зеленая моя!
В Сольвычегодске на Масленице сваренное в складчину пиво вместе распивается, и этот обычай варить пиво в складчину называется братчиною. В Костромской губернии тоже варят пиво целою деревней и принимают общее участие как в варении его, так и в употреблении. У пермяков на Масленицу каждый хозяин варит брагу, пиво, а зажиточные покупают и вино. Потом, начиная с сырного понедельника, ежедневно пекут блины, оладьи сырные (творожные), а некоторые и рыбные пироги, яичницы, солянки и варят уху. Мужчины и бабы ходят из дома в дом, ездят из деревни в деревню к родным и знакомым на угощенье. Девки и парни по вечерам собираются в один дом и пляшут целые ночи; а днем, начиная со среды, вместе с малолетними с раннего утра до позднего вечера катаются с ледяных гор.
Прощеное воскресенье
Сцены русской Масленицы заключаются провожанием ее и прощанием.
На Масленице, — пишет очевидец Маржерет в начале XVII столетия, — русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга в чем-либо в продолжение года словом или делом, встретясь даже на улице, и хотя бы никогда прежде не видались, приветствуют друг друга взаимным поцелуем. „Прости меня, пожалуй“, — говорит один. „Бог тебе простит!“ — отвечает другой. При этом нужно заметить, что не только мужчины, но и женщины считают поцелуй знаком приветствия, когда готовятся в путь или встретятся после долговременной разлуки. По окончании Масленицы все идут в баню.
Обыкновение это существует и поныне, с лишком два века спустя после Маржерета, и соблюдается между родными и знакомыми. У некоторых старинных людей существует обычай посещать в прощеное воскресенье, или воскресенье на Масленице, могилы родственников и прощаться с ними. А в Нерехте также — к священникам и своим духовникам, в этот день новобрачные к родственникам возят пряники, а молодые новобрачным большие косяки мыла. И в прежнее время запрещалось вечером этого последнего дня разводить огни и зажигать свечи. Мысль прощаться перед началом Великого поста как дней общего покаяния, как дней очищения грехов и раскаяния — похвальная. Очистив свою совесть, примиряясь с братом, и тело свое, мы готовы тогда с раскаянием в сердце приступить к Богу и с молитвою на устах просить отпущения во грехах наших, чего без примирения с людьми невозможно получить от Бога, так как Бог есть вечная святая любовь. Пермяцкие женщины и девицы в соборное или сборное воскресенье служат по церквам молебны.
Заключение о Масленице
В этом последнем зимнем празднике, оканчивающем зиму, видим смесь стихии языческой и христианской, обычаев старого с новым, иностранных с русским. Так, например, олицетворение Масленицы в виде мужика, соломенного чучела или деревянного истукана, скоморошеские игры, коледа, сожжение чучел, бросание их в воду принадлежит к обрядам языческим. Между тем как прощание с людьми накануне Великого поста, хождение прощаться на кладбище с покойниками принадлежит новым обычаям миролюбивого христианства. Впрочем, сожжение чучел и бросание их в воду также приписывают началу христианства как воспоминание вечного торжества христианства над язычеством. В некоторых приволжских губерниях хлебные яства, оставшиеся с Масленицы на чистый понедельник, считаются погаными. Точно так же это мнение существует и поныне между староверами и простым народом, живущим под влиянием старинных обычаев. Самый бедный брезгает куском хлеба, оставшимся от Масленицы, и бросает его или отдает домашним животным, а также меняет посуду, лудит или тщательно промывает и даже освящает покой посредством священника.
В юго-восточной России, в Приволжском крае обыкновенно все остатки масленичной снеди отдают бедным кочевым калмыкам. В некоторых местностях России на первой неделе у мужчин есть обычай полоскать рот, то есть опохмеляться, а в субботу первой недели Великого поста печь блины, конечно постные, что называется у них «тужилкой о Масленице». Этот обычай существует и по сие время не только в отдаленных провинциях, но даже в обеих столицах России между купцов и мещан, а особенно хорошо этот обычай оживляется в Ростовской ярмарке.
———————————
Источник: М. Забылин. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
Комментариев пока нет