В Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Старообрядчество Ленинградской области и сопредельных территорий», посвященный вопросам старообрядчества на территории Северо-Западного региона нашей страны. Его участники единогласно отметили, что, несмотря на возросший в последние годы интерес к староверию, которое является неотъемлемой частью русской духовной традиции, оно требует внимания и поддержки. В противном случае мы можем потерять целый пласт уникальной культуры.
Поморское согласие под Гатчиной
Духовные центры многих старообрядческих обществ находились на севере и северо-западе России. В Ленобласти традиционно сложилось три очага старообрядчества, куда в конце XVII — первой половине XVIII века начали переселяться старообрядцы-поморы с Русского Севера: вокруг Тихвина, по течению реки Волхов и к югу от Гатчины.
Как раз под Гатчиной находится деревня Лампово, где в настоящее время активно возрождается и развивается единственная в Ленинградской области старообрядческая община. На рубеже XIX — XX веков по числу прихожан Никольская старообрядческая община в Лампове считалась крупнейшей в Петербургской губернии. Современные старообрядцы, проживающие в Лампове, бережно сохраняют традиции северных старообрядцев поморского согласия.
В деревне сохранилось и кладбище, где самое старое захоронение относится к 1841 году, и моленный дом, построенный в 1904 году. В конце 1940 года он был закрыт советской властью, но уже осенью 1941‑го вновь передан верующим и с тех пор не прекращал работу. Сегодня в храм также приезжают прихожане из Вырицы, Сиверского и других соседних поселений.
В самой деревне проживают около полутора тысяч жителей, летом к ним добавляются дачники. А в последнее время еще и любопытствующие туристы стали заглядывать, чтобы увидеть уникальные памятники деревянной архитектуры XIX и начала XX века — роскошные терема с ажурной резьбой, которые были построены старообрядцами-поморами, выходцами из Архангельской и Вологодской губерний.
В длинном списке достопримечательностей поселка — 25‑комнатный дом извозчика Герасима Прохорова, малиновый «Дом с конями», а также дом стеклодува Адольфа Геринга, служившего на стекольном заводе в Дружной Горке. Сегодня в нем живет Денис Сергеевич Ермолин — потомственный старовер из старинного села Усть-Цильма в Республике Коми, председатель Никольской старообрядческой общины в Лампове (с 2019 года), а по основному месту работы — сотрудник Кунсткамеры, кандидат исторических наук, исследующий историю русских старообрядческих общин. В том числе благодаря его деятельности жизнь в Лампове в последние годы изменилась в лучшую сторону.
Уроки пряхи и стеклодува
В прошлом году благодаря президентскому гранту в деревне начались работы по созданию Центра истории и культуры Лампова. Грант администрации Гатчинского муниципального района помог в организации проекта «Школа ремесел „Родная старина“». В его рамках проходят бесплатные лекции и мастер-классы по традиционным ремеслам и промыслам, когда‑то популярным в деревне и ее окрестностях.
В прошлом сезоне певчая храма Татьяна Нгуен учила взрослых и детей пользоваться веретеном и прялкой. Преподаватель Ленинградского областного колледжа культуры и искусства Юлия Губарева поделилась знаниями о пижемской росписи. А писатель и эксперт по этнотуризму Андрей Катаев рассказал о тесовской росписи, которая не так давно была официально признана народным художественным промыслом Ленинградской области (к слову, именно в Лампове были обнаружены три прялки с тесовской росписью). Еще одно мероприятие по созданию новогодних шаров прошло под руководством потомственного стеклодува Дмитрия Антонова.
В наступившем году практика мастер-классов будет продолжена. А в перспективе в Лампове планируется создание мастерской ремесел и школы начинающего реставратора объектов деревянного зодчества.
На средства гранта губернатора Ленинградской области на территории старообрядческого храма была оборудована детская площадка.
Также в деревне уделяется внимание и нематериальному наследию староверов. В мае в честь престольного праздника — дня святителя Николы — уже три года подряд проходит Никольская ярмарка. Ее изюминка — старинное обрядовое мероприятие, характерное для староверческих сел и деревень Русского Севера, — праздник «Усть-Цилемская горка». В его программу входит цикл песен и хороводов, которые водят крестьяне старейшего села Усть-Цильма Республики Коми. На Никольскую ярмарку съезжаются гости со всего Северо-Западного региона, в том числе из Новгородской области, где в староверческой деревне Лякова Крестецкого района тоже проводится фестиваль старообрядческой культуры.
А еще в прошлом году в Лампове появился музей, посвященный истории деревни и староверию. Для него были приобретены витрины и информационные стенды, установлено специальное освещение.
Ускользающее наследие
На «круглом столе», который был организован ламповским Центром изучения и сохранения русской старины, своими научными изысканиями по теме поделились сотрудники Российского этнографического музея, который занимает лидирующие позиции в изучении старообрядчества.
«Темой старообрядчества я занимаюсь уже двадцать лет, — рассказала кандидат исторических наук Людмила Королькова. — С 2004 года регулярно выезжаю с экспедициями в районы расселения старообрядцев. За эти годы я объехала практически все старообрядческие деревни Ленинградской области, обследовала все старинные дома, кладбища и моленные, а также места, где они были когда‑то. На сегодняшний день на территории региона выявлено более 70 старообрядческих кладбищ, включая заброшенные. К сожалению, многие из уникальных объектов, которые я фотографировала в начале века, сегодня уже утрачены».
«В истории старообрядчества много белых пятен, — подтвердил Денис Ермолин. — Сказываются последствия политики советского периода, трагические события Великой Отечественной войны. Кроме того, долгое время шел процесс истощения деревни как таковой. В итоге многие материальные и нематериальные ценности этой культуры продолжают утрачиваться и сегодня».
Действительно, за последние годы в Лампове были утрачены или перестроены несколько исторических домов. «Сложился» один из самых больших и красивых особняков, который в былые времена принадлежал старосте деревни Даниилу Тиханову.
«На сегодняшний день в Лампове 43 дома имеют статус памятников и нуждаются в специальном внимании, — констатировал Денис Сергеевич. — Большинство этих объектов частные. Сохранять их гораздо труднее, чем те, которые находятся в региональной или федеральной собственности. Люди, живущие в этих домах, сталкиваются с множеством проблем, не осознавая, как правильно о них заботиться, что можно с ними делать, а что нет. Термины „консервация“ и „реставрация“ вряд ли понятны стареньким бабушкам, да и таких средств, какие требуются для содержания этих объектов, у них тоже нет. В этом случае не обойтись без сотрудничества с государственными структурами, которые могли бы хоть частично помогать жителям таких домов — например, в сопровождении документации. Если бы областной комитет по сохранению культурного наследия помог выработать комплексный механизм работы с такими домами с привлечением субсидирования, софинансирования, это было бы здорово. А пока наша главная задача — объяснить местным жителям, что то, чем они владеют, очень ценно и относиться к этой собственности нужно соответствующим образом».
Вера как путь к идентичности
К теме старообрядчества сегодня не только возрос интерес, она становится модной. Многие приходят в старообрядчество, не являясь потомственными староверами. В основном это молодые люди в поисках своей русской глубинной идентичности, пытающиеся таким образом вернуться к корням.
«Сегодня основной очаг старообрядчества, как и раньше, традиционно концентрируется в СЗФО — Ленинградская, Новгородская и Псковская области, — отметил заместитель председателя Российского совета Древлеправославной поморской церкви, настоятель Новгородской старообрядческой поморской общины Алексей Безгодов. — При этом староверческие общины не только возрождаются, но и омолаживаются. К примеру, есть общины, где самым „старым“ служителям по 40 лет».
Да и руководят ими представители молодого энергичного поколения, которые не только знают и ценят традиции, но и готовы действовать. Это отлично иллюстрируют и Лампово в Ленинградской области, и поселок Крестцы в Новгородской. Как результат — в социально-общественном поле староверие стало более активным и заметным. Его приверженцы занимаются общественной деятельностью, проводят форумы, выставки, «круглые столы». Однако такая популярность имеет и свои минусы.
«Если говорить о проблемах, которые проявляются в жизни общин, то это прежде всего катастрофическое падение духовной и вероисповедальной грамотности по теме старообрядчества, — объясняет Алексей Безгодов. — Сегодня бытовые традиции зачастую превалируют перед вопросами веры, христианства, и люди не всегда осознают, во что и как они верят. Доходит до того, что коренные потомки староверов знают меньше о своей культуре, чем те, кто этим заинтересовался и изучил самостоятельно. Для преодоления этой проблемы в Лампове мечтают построить духовно-просветительский центр при общине».
Еще один тонкий момент заключается в том, что популяризации и сохранению культуры старообрядчества способствует туризм. Например, сегодня по Лампову начали водить частные экскурсии люди, которые, мягко говоря, не в теме. В перспективе в Центре изучения и сохранения русской старины планируется разработка тематического экскурсионного маршрута по деревне с экскурсоводами из местных жителей. Но при этом во всем должна быть мера. Излишней музеефикации ламповцы не хотят. Это живая деревня, в которой живут живые люди.
Источник: spbvedomosti.ru
Федосеевство в Ламповой совсем угасло? Печально. На место старопоморского благочестия пришло «возрождение старообрядческой культуры» и массовики-затейники от поморян… пляски и.о. наставников под гармонь — это возрождение?
Вам жалко что ли? Пока играет гормон, пусть звучит гармонь. Лучше, чем ничего.
Мне жалко? Да ни в коем разе. Только это уже не старообрядчество, а старообрядничество. И, что парадоксально — лепят это именно поморцы, хоть бывшие, хоть настоящие.
А по делу есть что сказать?
Практикующих старопоморов там не осталось. Как говорится мерзость запустения. Вот нашелся и. о. наставника. Сделал там себе фазенду, уголок душевного отдохновения, благоустраивает и благоукрашает ее за государственные гранты. И местным хорошо и туристы довольны. И деревня духоносным причетником окормлена. Спаси Господи и. о. наставника!