Евфросинова пустынь возникла в XVII веке. Свое наименование Курженская пустынь получила от озера. Недалеко от Куржинского озера начинается река Андома. По административно-территориальному делению Курженское озеро относилось к Андомскому погосту. Поэтому второе название пустыни — Андомская (Андоморецкая). Основатель пустыни — преподобный Евфросин Курженский (Куржеский, Андомский, Каргопольский), пустынник. Евфросин Андомский официально не канонизирован, почитание его было местным. В «Книге глаголемой» о нем написано: «преподобный Евфросин пустынник Куржеский чудотворец. Преставился в Андогской (это ошибка!) пустыни летом 1652 года».
Зверинский Василий Васильевич в описании Андогской пустыни также упоминает, что здесь покоятся мощи преподобного Ефросина Куржеского. В «Книге глаголемой» информация взята из книги Александра Ратшина. Но там речь идет о другом Евфросине — блаженном Евфросине, настоятеле Усть-Андогской пустыни на Андозере. Из-за похожих названий пустыней, отличающихся одной буквой, и одинакового имени настоятелей произошла путаница и стала перемещаться из книги в книгу.
Основатель Андомской пустыни погребен в своей пустыни на Курженском озере. Память о Курженском отшельнике долго сохранялась в народе. В середине XIX века над его могилой стоял памятник.
Евфросин, по словам Епифания Виданьского, поселился на Куржинском озере, спасаясь от «никоновой ереси».
В 1652 году новгородский митрополит Никон был избран на патриарший престол. Первые шаги в деле реформирования церковной службы сделаны Никоном в 1653 году. И сразу же выявились противники никоновых новшеств.
С 1656 года некоторые монахи, противники реформы богослужения, стали уходить из больших монастырей в отдаленные малонаселенные места.
Неизвестно, из какого каргопольского монастыря пришел на Курженское озеро основатель Андомской пустыни Евфросин Каргопольский. В 50 верстах от Куржинского озера находилась Кирилло-Челмогорская пустынь, в 100 верстах — Александро-Ошевенский и Каргопольский Спасо-Преображенский монастыри.
Епифаний Виданьский писал о Евфросине: «я у него в пустыни год в одной келье жил, молились вместе, Евфросин очень христолюбив был, любил безмолвие». Епифаний не уточняет, какой год был тогда. Сам Епифаний пришел на Суну к Кириллу Сунарецкому в 1657 году.
О смерти Евфросина сообщил Епифанию Варлаам, пришедший на Суну после кончины Евфросина.
Епифаний в своем писании не сообщает, когда он узнал о смерти друга. Но в 1664 году было ему видение: Евфросин ожил и находится в келье Епифания. Епифаний написал об этом спустя много лет, год видения он мог запамятовать. Но есть более точная дата: в 1666 году Епифаний ушел в Москву обличать перемены, и в то время он уже знал о смерти курженского отшельника.
Можно сделать вывод, что Евфросин Курженский основал пустынь не раньше 1656 года и скончался не позже 1666 года. При нем в Курженской пустыни находили приют отдельные несогласные с церковными нововведениями.
В 1671 году один из противников церковной реформы, игумен Досифей, удалился в Курженскую пустынь и избран настоятелем ее. И тогда обитель перестала служить приютом для смиренных приверженцев старой веры. Это уже был центр старообрядчества. В монастыре было постоянное движение: одни сторонники старых обрядов приходили, другие уходили в новые места и там убеждали народ противодействовать нововведениям Никона.
Сергей Зеньковский пишет, что Троицкая церковь в Курженской пустыни сожжена в 1692 году при патриархе Питириме. Во-первых, патриарх Питирим в 1692 году был уже в могиле. Во-вторых, из переписных книг видно, что Троицкая церковь на Курженском озере существовала не только в 1672-1673 годах (время патриаршества Питирима), но и в 1678 году при следующем патриархе была на месте.
При Питириме в Курженскую пустынь на проповеди игумена Досифея приходили толпы людей. Досифей был противником реформирования церкви.
В 1676 году подавлено восстание в Соловецком монастыре. В 1681 году протопоп Аввакум и его соузники сожжены в Пустозерске. Подавлен стрелецкий бунт в Москве в 1682 году.
Созванный в этом же году Собор одобрил репрессии против старообрядцев. Собор постановил упразднить мелкие пустыни, поселить их насельников в большие общежительные подконтрольные монастыри, выселить из монастырей проживающих там бельцов и прекратить бродяжничество монахов.
Собор 1682 года попросил у царя разрешения возложить розыск старообрядцев на воевод. В 1684 году разыскивался курженский чернец Филарет.
В 1685 году вышел закон о запрещении церковного раскола в Русском государстве. Неподчиняющиеся закону наказывались физически, ссылались в дальние края, имущество отбиралось, особо упорствующие в старой вере сжигались, укрыватели и недоносители наказывались битьем кнутом и палками. Курженская старообрядческая пустынь при патриархе Иоакиме доживала последние дни. В 1685 году игумен Досифей ушел на Дон. Андомская пустынь опустела.
В конце XVII века пустынь уже была под началом Муромского монастыря.
Возможно, Троицкая церковь действительно сгорела в 1692 году. Так как пустынь была приписная, состав братии менялся. Бывали моменты, когда никого из монахов не было в пустыни. Беспризорная церковь могла сгореть, но произошло это, конечно, без всякого указа сверху.
В 1692 году в Курженскую пустынь поступил старец Макарий. Он постригся в иночество в этом же году в ближайшем Лобановом Петропавловском монастыре, также приписном к Муромскому монастырю. Этот факт может служить доказательством, что своей церкви в Курженской пустыни в то время не было.
Неизвестно, построили на острове новую церковь после пожара или ограничились часовней. В клировых ведомостях Спасо-Маткозерской церкви за 1865 год на острове в Куржинском озере записана только приписная часовня. В 1722 году в Курженской пустыни жили 4 насельника.
Вскоре Куржинская пустынь была упразднена совсем. Пустынь исчезла, старообрядцы в этих местах остались надолго. Даже в 1854 году в Спасо-Маткозерском приходе в 10 верстах от новой, построенной за государственный счет, Николаевской церкви на реке Андома стояла старообрядческая часовня Николы Чудотворца.
С целью борьбы с расколом в конце XIX века по указу властей из Спасо-Маткозерского прихода выделен самостоятельный Курженский приход. Деревни нового прихода располагались по речке Хмелевице, Пертручью, в окрестностях Куржинского озера, на реке Андома, на озерах Ладвозеро и Габозеро.
В 1905 году в населенных пунктах Курженского прихода в Андомской волости проживали: село Куржинская Пустынь — 15 человек, деревни Березовец — 32, Габозеро — 20, Ганина — 71, Гурово — 19, Корелы — 87, Кошкина — 110, Курмина — 3, Кузнецово — 63, Кульша — 19, Миронова — 53, Осиновец — 24, Старкова — 27, Пертозеро-93, Петухова Гора — 19, Шлямино — 72 человека.
В 1893 году на средства благотворителей построена деревянная церковь в одной связи с колокольней. Престол освятили во имя Святой Троицы. Ограды вокруг церкви не было, не было в ней нужды: церковь стояла на островке.
В приходе в 1900 году имелись 4 деревянные часовни: 1. святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Ладвозере — старая, 2. Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста на Удебном озере — старая, 3. Казанской иконы Пресвятой Богородицы на Пертозере — старая, 4. Святой Троицы при деревне Куржинская Пустынь (в клировой ведомости написано при деревне, вероятно, имеется в виду та часовня, что стояла на острове).
После 1901 года в деревне Кошкина на Удебном озере вместо часовни построена деревянная трехпрестольная церковь, главный престол освящен во имя преподобного Евфимия Великого, приделы освящены во имя Трех Святителей Вселенских и Архангела Михаила.
В 1916 году в Курженском приходе в Андомской волости Вытегорского уезда были приходская и приписная церкви, старая Казанская часовня на Пертозере и две новые: Николаевская на Габозере и Свято-Духовская в деревне Кузнецово на реке Андома.
В советское время церкви были закрыты. В настоящее церковь на Удебном озере не существует.
Источники:
1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Вытегорского уезда.
2. Барсов Е.В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии с их настоятелями. // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868 год. Петрозаводск, 1867.
3. Зеньковский Сергей. Русское старообрядчество. Репринтное издание. М., 1995.
4. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. СПб.,1897. Описание № 1707.
5. Книга глаголемая. Описание о российских святых… М., 1888.
6. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Том 2. М., 1992.
7. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга 7. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1996.
8. Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 годов. Ленинград, 1930.
9. Преподобный Евфросин Курженский // ОЕВ за 1903 год.
10. Петров К. Муромский монастырь // Олонецкий сборник. Выпуск 2. Петрозаводск, 1886.
11. Ратшин Александр. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. М., 1852.
12. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. М., 1963.
13. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в 17 веке. СПб., 1898.
14. Старицын А.Н. Курженская пустынь // «Вестник церковной истории» за 2009 год.
15. Старицын А.Н. Сопротивление церковным реформам 17 века в монастырях Северо-Запада // Историко-культурный ландшафт северо-запада — 2. Пятые Шёгреневские чтения. СПб., 2012.
16. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. СПб., 1877.
17. Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год. Петрозаводск, 1907.
Автор: Македонская Н. М.
Комментариев пока нет