24 июня 2017 года в краеведческом музее города Ржева состоялось знаменательное событие. Коллекционер и кружевница из Эстонии Алла Ивановна Юкш-Меос привезла коллекцию кружев «Бабушкин сундук», имеющую мировое значение. Коллекцию, стоимость которой составляет около полумиллиона рублей, Алла Ивановна подарила городу Ржеву. В коллекции есть уникальные кружевные изделия из Европы и регионов России (в том числе и выполненные руками ржевитянок). Всего 1500 изделий, 1100 узоров и 29 различных техник. На торжественном открытии выставки кружев присутствовали почетные граждане Ржева Галина Мешкова и Михаил Ножкин, глава города и ржевитяне. Это мероприятие посетили и ржевские старообрядцы.
Отметим, что 21 ноября 2001 года Уполномоченное представительство издания Книги рекордов Гиннеса на русском языке, Российский комитет по регистрации рекордов планеты, Международный клуб рекордсменов Интерстронг признали кружевную коллекцию «Бабушкин сундук» уникальной, а коллекционер Алла Юкш-Меос была удостоена звания «Лауреата планеты».
Презентация коллекции «Бабушкин сундук» началась с непродолжительной концертной программы. Затем с приветственным словом выступил глава г. Ржева — В. В. Родивилов. Он отметил важность и ценность подарка Аллы Ивановны Ржеву. Почетный гражданин Ржева Г. А. Мешкова поздравила ржевитян с 801 годовщиной основания города и поблагодарила Аллу Юкш-Меос за кружевную коллекцию, выразив надежду, что в скором времени во Ржеве будет открыт Центр кружева. Советский и российский актер театра и кино, поэт, музыкант, почетный гражданин Ржева М. И. Ножкин рассказал о значимости подвига ржевитян в годы Великой Отечественной войны и о необходимости сохранения исторической и культурной памяти.
Алла Ивановна рассказала гостям о своей уникальной коллекции кружев и о роли Ржева в ее судьбе. Она прожила во Ржеве около 20 лет. Во Ржеве был репрессирован и расстрелян ее дед. Она помнит, как восстанавливался послевоенный город. Здесь похоронены ее родные. С тех пор как Алла Ивановна уехала в Эстонию, она часто приезжает в ставший родным Ржев. «Конечно, в Эстонии, я тосковала по Ржеву, начала писать стихи. Изданы мои книги по рукоделию, поэтические сборники. Вся моя семья имеет эстонское гражданство, а я — российское. Да, из-за этого возникали и возникают трудности, но я смирилась с этим…», — поделилась с гостями Алла Юкш-Меос. «С пополнением моей коллекции я узнаю интересные традиции стран и регионов, например, во Ржеве раньше фату носили не на голове, а на талии, привязывали к поясу. Именно в кружевах много народной культуры…», — отметила Алла Ивановна.
«Наша семья тоже облита слезами репрессий, войны, у меня 8 родственников похоронено во Ржеве, а в Эстонии никого, и поэтому я дарю Ржеву коллекцию кружев». Ранее Алла Ивановна передала в дар свои коллекции Вологде, Пскову, Архангельску, Синди (Эстония) и другим городам.
Затем Алла Юкш-Меос ответила на вопросы гостей.
После войны, когда наша семья болела туберкулезом, люди голодали, неожиданно я познакомилась с маленькой девочкой, они с мамой ходили на колодец. Я тогда подошла и спросила, как зовут девочку. Она ответила: «Леля». Они меня приглашали на обед, и вот, что интересно, я не знала, что они старообрядцы, потом уже узнала, когда мне подарили Распятие с предстоящими. Всегда, когда мы ели, ее мама мазала кусочки хлеба маргарином, потом давала их дочери и говорила: «Леля, угости Аллу». Леля смотрела, где больше маргарина, и отдавала тот кусочек мне. Или когда ее мама варила щи и говорила ей: «Накладывай и себе и Алле». И она всегда мне больше накладывала. И потом, когда я приезжала во Ржев, всегда приходила в гости, и один раз она мне подарила Распятие. В моей коллекции есть кружевные изделия, выполненные старообрядками, в том числе из Ржева.
У меня был репрессирован дедушка. Я получила уголовно-следственное дело на него и хочу узнать место его захоронения. Он был простым дорожным мастером, а его арестовали, было страшное давление, его заставляли подписывать то, чего он не говорил и не делал. Его арестовали в Невеле и привезли во Ржев, и здесь он содержался в тюрьме. После этого вся семья осталась во Ржеве. Тогда было страшно упоминать, что я из семьи репрессированного, к нам не могли приходить в дом люди, они боялись, что их арестуют. Но эту трагедию я узнала уже, когда окончила школу, до этого мне было непонятно, почему все прятались, боялись. Даже когда принимали в комсомол, меня вычеркнули, и я не понимала, почему. Объяснили, что причина в том, что у меня нерусская фамилия, дедушка латыш был. Я даже по этому поводу ходила к завучу, но потом все же взяли в комсомол.
Фотографии автора
Комментариев пока нет