Летом в Тверской области работает множество детских лагерей — от языковых и альпинистских до военных и компьютерных. Но один лагерь точно отличается от других, и попасть туда удается далеко не всем. Единственный в Тверской области старообрядческий храм — Покровский храм в Ржеве — уже много лет организует детский старообрядческий лагерь. О своем детище рассказывает настоятель Покровского храма протоиерей Евгений Чунин.
«Мешок гречневой крупы был радостью»
Батюшка подъезжает на «Ладе Калине». Он в длинной черной рясе, у него интеллигентная борода с проблеском седины. Перед началом беседы отец Евгений обращает мое внимание на мемориальную доску у входа в храм: именно в стенах Покровского храма обрели чудесное спасение последние 248 ржевитян, обреченных фашистами на гибель в марте 1943 года.
— Перед уходом из Ржева немцы согнали в нашу церковь всех выживших, которых смогли найти по землянкам, подвалам и разрушенным домам, — рассказывает отец Евгений. — Женщины, дети, старики… Храм был заминирован, немцы собирались взорвать его вместе с людьми. Среди приговоренных был и служитель нашей церкви, диакон Феодот Тихомиров; он до последнего призывал обреченных людей к молитве, к надежде на спасение. И когда немцы покидали город, они не тронули храм, подготовленный к взрыву! На следующий день, 3 марта, в Ржев вошли советские войска; разведчики разминировали церковь и выпустили людей на свободу. И кто после этого не поверит в чудо?
Мы подходим к главному входу. Передо мной высокие створчатые двери. Я специально надела длинное платье в пол, а вот платок забыла (платки в старообрядческих храмах носят большие, «вроспуск», не завязывая узлом, а закалывая булавкой под подбородком).
— Значит, мы далеко проходить не будем, а вообще с этим у нас строго, — говорит отец Евгений.
Входим в храм. Впереди видится золоченый иконостас во всю стену, к нему идет алая ковровая дорожка. На сводах храма побелка, кое-где потемневшая от множества лампад и свечей.
— Сегодня наш храм — единственный действующий старообрядческий храм в Тверской области. В прошлом в Ржеве были сильны старообрядческие традиции. Но сегодня, увы, большинству людей проще жить «как все». Многие не заботятся о соблюдении законов христианской веры, не думают о том, какой ответ смогут дать Господу за свою жизнь. И хотя в старообрядчестве христианские устои соблюдаются крепче, однако опасность забвения традиций, к сожалению, есть и в нашей среде.
— При распаде СССР общество потеряло идеологию, людям стало не во что верить. Еще в начале 90-х при нашем храме открылась воскресная школа, куда ходили не только дети прихожан, но и невоцерковленные ребята. Главным критерием было желание ребенка услышать евангельские истины, по-новому взглянуть на повседневную жизнь. Но после первых лет работы воскресной школы мы поняли, что разговаривать о высоких евангельских истинах два часа в неделю недостаточно. После школы ребенок идет домой, где эти истины часто затираются, ведь более 90% взрослых не живут христианской жизнью. При этом дети с ужасом начинают понимать, что их близкие нарушают законы, которым нас учит Христос. Мы поняли, что разлом между теорией и практикой слишком велик, и решили дать детям реальный опыт христианского жития. Так открылась «Ржевская обитель».
— С 1994 года. Он расположен в паре километров от Ржева, на берегу небольшой речушки. Начинался лагерь с чистого поля: первые три года дети жили в палатках, арендованных у военных, а их родители были и воспитателями, и работниками кухни, и преподавателями. Сначала все было очень скромно — люди только оклемались после распада Союза.
Жили бедно, но старались помогать друг другу, как могли. У кого-то из бизнесменов выпросили мешок гречневой крупы, кто-то пожертвовал куль вермишели; тогда это было для нас большой радостью. Салат из листьев одуванчика был на столе почти ежедневно.
— В основном это школьники всех возрастов. До 15 — это отдыхающие, а если постарше — уже вожатые, кухонные работники, сотрудники хозяйственного блока… Все дети распределены на дружины по возрастам, девочки отдельно от мальчиков. Каждая дружина вместе с воспитателем избирает себе название. Сейчас это птичий язык: «Орлы», «Синицы», «Ласточки», «Щеглы»… Каждый год у нас много старожилов: все дети, однажды побывав в «Ржевской обители», стремятся попасть туда снова.
«Дети пользуются телефоном два раза в неделю»
— Распорядок жизни в нашем лагере воспроизводит традиционный христианский уклад жития. Подъем, утренняя молитва, завтрак, затем жизнь по распорядку дня. Вечером — снова молитва, свободное время и отбой. Каждый новый пункт распорядка дня возвещает удар в колокол. Перед каждым приемом пищи — молитва. В первый день смены мы совершаем молебен с крестным ходом вокруг лагеря, а под конец смены организуем «капустник».
Для тех, кто приезжает впервые, мы проводим экскурсии в Покровский храм и по Ржеву, посещаем краеведческий музей и Центр патриотического воспитания. В каждой смене для детей организуются духовные занятия и беседы, вечера песнопений и «костры», спортивные и другие игры. Особенно популярна у детей двухдневная игра — христианская переработка известной «Зарницы». Здесь нет оружия и жесткого противоборства, а главная задача — охрана командного флага, грамотное командование, строгое соблюдение правил. Большой восторг у ребят вызывает ночная разведка — вот уж где можно показать смелость и находчивость! Мы стараемся развивать у детей взаимовыручку и выносливость, а не злость и не агрессию.
Если позволяет погода, раз в смену проводим большой поход или сплав по Волге. Регулярно осуществляем паломническо-экскурсионные поездки по святым и историческим местам. Посещаем пепелища и развалины бывших храмов, устанавливаем там памятные кресты и таблички, проводим молебны.
— Поначалу был в 6 утра — мы хотели открыть детям радость, которую приносит каждый начинающийся Божий день. Но потом мы все-таки сдались — сдвинули подъем на восемь: городские дети не привыкли рано вставать. Утреннюю молитву совершаем иногда все вместе, а иногда — по дружинам. В этом году с помощью благотворителя мы построили часовню, о которой давно мечтали. По церковным праздникам и воскресениям часть детей едет на богослужение в Покровский храм, а другая часть остается на богослужение в часовне.
Раньше мы очень старались приучить детей работать на огороде, но теперь мы предлагаем им более разнообразные трудовые уроки. Вообще у современных детей нет привычки работать: сказывается городской уклад жизни, когда все покупается в магазинах. Поэтому мы вменяем детям не так много трудовых обязанностей: порядок в комнате, дежурство в трапезной и добросовестное участие в общих «трудовых десантах».
Уже несколько лет мы практикуем «уделы» — это что-то типа кружков профессиональной ориентации; каждый ребенок может выбрать один-два удела по своему интересу.
Дети могут рисовать или вышивать, изучать знаменное (крюковое) пение или ковыряться в автомобиле, осваивать швейные или столярные навыки и т.д. Недавно у нас появилась лошадь — Вьюга. Надеемся, скоро мы сможем открыть удел по верховой езде.
— В наших правилах есть непременное условие: в «Ржевскую обитель» дети приезжают без плееров, планшетов и других гаджетов. Если нет экстренных ситуаций, пользоваться мобильником можно только два дня в неделю. Мы стараемся помочь детям открыть для себя еще и ту истину, что без телефонов и прочей карманной электроники легко можно прожить.
Анастасия Романова
Источник: karavan.tver.ru
Молодцы ржевская община. Активная, деятельная. У них же еще издательство свое есть.