Всем известно, что одной из главных заповедей Христа является седьмая заповедь блаженства: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). В древней Руси особым почитанием пользовались святые, стяжавшие образ миротворцев.
Они останавливали войны, братоубийственные конфликты, княжеские распри, а порой самопожертвованием отводили нависшую над Отечеством опасность. Среди них первые русские святые благоверные князья Борис и Глеб, которые уклонились от междоусобной брани и пали от руки наемных убийц; князь Михаил Тверской, согласившийся ехать в Золоту Орду на суд и казнь, лишь бы предотвратить очередное нашествие монголов на Русь; среди блаженных миротворцев — святитель Алексий, митрополит Московский, который, неоднократно рискуя своей жизнью, уберег страну от жестокости орды и княжеских усобиц. Преподобный Сергий Радонежский, который силой своего авторитета остановил усобицу между нижегородскими и московскими князьями.
Церковный милитаризм
Но сегодня из уст церковных и околоцерковных деятелей все чаще можно слышать воинственную риторику. Главным символом современного милитаризма в наши дни стал не какой-нибудь пантеон славы, воинский мемориал или музей вооруженных сил. Этим символом сделали христианскую церковь — недавно выстроенное здание главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, по иронии или насмешке судьбы освященное даже не в честь святых воинов, а во имя Воскресения Христова. Его построили в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке в рекордные сроки — всего за два года. Стройку посвятили 75-летию победы в Великой Отечественной войне, а также другим подвигам российской армии. Это здание стало самым большим православным храмом, построенным в России со времен восстановления храма Христа Спасителя.
Архитектурное решение храма вызвало много споров. Темное зеленое здание мало похоже на православные церкви прежде бывших исторических эпох. По меткому замечанию протодиакона Андрея (Кураева), здание храма Вооруженных сил выглядит как «московское метро, вынесенное на поверхность земли. «Это стиль моего детства и моей родной станции «Парк культуры»». Также в СМИ широко обсуждалась странная орнаментика, колористика и фрески храма нетрадиционные для православной культуры.
14 июня 2020 года патриарх РПЦ Кирилл совершил чин великого освящения главного храма Вооруженных сил Российской Федерации. В его проповеди прозвучали не совсем свойственные церковной этике слова. Вместо традиционного обращения к попечителям храма по именам, предстоятель выразил благодарность главнокомандующему, министрам, вооруженным силам. По мнению патриарха, строительство храма стало
исторической инициативой, через которую действительно реализуется видимым образом тот огромный сдвиг, который произошел в сознании, в истории, в судьбе нашего народа.
Какой именно сдвиг случился после строительства этого храма и почему он имеет исторические последствия — из проповеди осталось непонятным.
Через год, в том же храме, патриарх Кирилл предупредил военнослужащих, что их ждет вечная жизнь в случае гибели за Родину:
«Само название этого храма обращается к военнослужащим — Христос воскрес и все вместе с ним воскреснем, и жизнь вечна, а потому идите смело исполнять свой воинский долг. И помните, что если вы жизнь свою положили за Родину, за други своя, то вы будете вместе с Богом в его Царствии, в его славе, в его вечной жизни».
Предстоятель напомнил солдатам и офицерам о вечной жизни, и, что при исполнении воинского долга от них требуется жертвовать здоровьем или жизнью ради Родины. Об этом сообщили «РИА Новости».
Но выступления в храме Вооруженных сил — не единственные экстравагантные проповеди патр. Кирилла, связанные с оборонной и оружейной тематикой.
Еще 11 сентября 2009 патриарх рассказал, что ядерное оружие является фактором сдерживания и никуда не исчезнет, пока на земле есть грех.
Он также отметил, что создание федерального ядерного центра в Сарове (где производились атомные бомбы) проходило «под покровом преподобного Серафима Саровского» и было своеобразным «Божьим промыслом обращающим дурные человеческие деяния (закрытия обители в советское время) во благо».
Об этом он рассказал молодым людям, собравшимся в Нагорном дворце спорта в Нижнем Новгороде.
«Сегодня то оружие, которое разрабатывается в Сарове, является фактором сдерживания. Мы должны стремиться к миру без оружия, но так, чтобы это стремление не разрушило, в том числе нашей страны, чтобы мы имели возможность оставаться суверенным государством», — сказал предстоятель РПЦ.
Воинственные, а иногда, как в советское время бы сказали, «империалистические» заявления слышны и от председателя Отдела Внешних Церковных Связей РПЦ митрополита Илариона (Алфеева).
2 февраля в Кремле, после церемонии вручения государственных наград, обращаясь к Владимиру Путину, он сказал:
«Благодаря российской армии террористы изгнаны из Сирии. Но в ряде других стран Ближнего Востока, где христиане подвергаются атакам террористов и радикальных групп, они также нуждаются в защите и помощи России».
«Особого внимания сегодня требует Африка, Верующие Африки с надеждой смотрят на Россию и ее президента, на Русскую Церковь и ее патриарха. Они выходят на улицы с плакатами: „Спасибо Путину, спасибо патриарху Кириллу“». Как пишут компетентные источники, подобные плакаты действительно были замечены на одной из акций в столице Мали, но на них не упоминался патриарх. Африканский пассаж в словах вл. Илариона был связан с созданием и началом экспансионистской деятельности экзархата РПЦ, о котором наш сайт писал в статье «Африканский соблазн».
Милитаристские нотки прозвучали и в последующих слова вл. Иллариона:
«Наше учреждение иногда называют церковным МИДом, что не совсем справедливо, поскольку мы занимаемся не только иностранными делами, но и межконфессиональными отношениями в нашем Отечестве. А в последние годы мы все больше ощущаем себя неким подобием оборонного ведомства, потому что нам приходится оборонять священные рубежи нашей Церкви».
Заместитель главного редактора «Независимой газеты», ответственный редактор приложения «НГ-Религии» Андрей Мельников предположил, что «служитель церкви предлагает Российскому государству расширить военное присутствие на других континентах. Причем в качестве обоснования боевых операций использует аргумент религиозных гонений. Если это так, то в Кремле прозвучало одно из самых неожиданных и ярких выступлений церковного дипломата на тему международной политики».
Политическое православие
Если речи предстоятеля РПЦ и его «министра православной обороны» более-менее завуалировано апеллируют к милитаристской тематике, то околоцерковные идеологи более искренни в своих откровениях. Таких обычно относят к представителям так называемого политического православия или «политправославия». Эти деятели обряжают в церковную мишуру самые разные социальные явления — от православного сталинизма до национал-большевизма.
Один из современных православных публицистов и философов, заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела РПЦ МП по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков создал целую апологию «воинственного православия».
В своей статье «Непобедимая и легендарная…» (Журнал «Москва», № 5, 2021 ) он указывает:
«Мы нация военная. Запрос в обществе на все, связанное с темами Победы, противостояния нацизму, укрепления обороноспособности и суверенитета, не уменьшается… Церковь, школа и армия (религия, образование, оборона) — это триада национального суверенитета. И потому — это основные объекты разрушения при ведении гибридной войны…. Односторонний пацифизм — всегда капитуляция. Именно поэтому согласно „Чину благословения воинских оружий“ благословляются не только воины, но и воинские доспехи — „и меч, и сабля“. Когда Церкви предлагается запретить освящать те или иные виды оружия — это значит, что ее хотят столкнуть с армией. Но у армии и Церкви близкие цели: армия защищает народ физически, а Церковь духовно».
Несмотря на то, что глава РФ В. В. Путин утверждает, что «спорт вне политики», российские православные пропагандисты часто сравнивает большой спорт не только с большой политикой, но и с большой войной.
Так вот, на телеканале «СПАС» в одной из своих авторских программ под оригинальным названием «Щипков» Александр Владимирович сравнивает чемпионат по футболу 2018 года с Великой Отечественной войной. «Что произошло?» — задает философ Щипков вопрос на тему футбольного матча, который состоялся 7 июля 2018 года. Вроде бы обычный факт: в этот день играли в футбол две команды, и сборная России проиграла сборной Хорватии. Философ Щипков поднимает тему до апокалипсических высот: «Они — погибли!», «Они погибли, сражаясь за Родину!», «Когда наши играли с хорватами, это была игра с фашистами!».
Почему же российская команда играла с фашистами — стороннему наблюдателю непонятно. Щипков разъясняет:
«Символика на форме хорватской сборной — красно-белые квадраты шахматного поля — „теснейшим образом“ связана с движением усташей. Хотя история этих шахмат идет из Средневековья, там какие-то короли в шахматы играли, все это ерунда — то есть это было так, но в сознании человека 20-го — 21 века все это связано с геноцидом сербов. Наши ребята играли с ними, они играли против этой шахматной доски, то есть символически это игра с фашистами».
На самом деле красно-белая шаховница — так называется основная расцветка на гербе Хорватии — не имеет связи с хорватским фашизмом, хотя использовалась как националистическая символика в тот период. Она встречается в самых разных геральдических знаках и элементах одежды хорватов, начиная с X века. Вот так перенервничал философ А. Щипков…
Еще одним представителем политического православия является глава так называемой «Ассоциации православных экспертов» Кирилл Фролов, часто публикующий самые разные милитаристские, а иногда и антистаробрядческие заявления. В это небольшой ассоциации состоят несколько известных священников, скажем, епархиальный секретарь одесской епархии Андрей Новиков и епархиальный секретарь Ивановской епархии игумен Виталий Уткин. И хотя эта ассоциация заявляет о себе как о независимой организации, эксперты считают, что она находится под негласным патронажем патриарха РЦП и даже получает некоторое финансирование там же. Поэтому АПЭ выступает в роли коллективного политического комментатора, мнение которого чаще всего совпадает с официальной точкой зрения священноначалия Русской Православной Церкви и лично патриарха Кирилла.
Сам Кирилл Фролов известен множеством воинственных заявлений в отношении Украины. Больше десяти лет лоббирует отношения главы РПЦ с Министерством Обороны и Генштабом РФ. Особым направлением в деятельности Кирилла Фролова является поиск внутренних врагов, коими зачастую становятся критики «боевого православия». Так, в начале 2021 года «Ассоциация православных экспертов» подготовила письмо в ФСБ по поводу публикации открытого обращения иеромонаха Иоанна (Курмоярова) к министру обороны РФ Сергею Шойгу с критикой мифологических сюжетов из истории Красной армии в росписях «главного храма ВС РФ» в подмосковной Кубинке.
Еще раньше, в апреле 2017 года, Кирилл Фролов призвал составлять списки «врагов» так называемой «партии измен» — несогласных ученых, журналистов, общественных деятелей выступающих против агрессивной риторики и соответствующих действий во внешней политике РФ.
Философия войны
Отдельную фракцию политического православия занимают представители так называемого евразийства А. Г. Дугин и В. М. Коровин.
Российский философ, политолог, социолог , общественный и церковный деятель А. Дугин вот уже седьмой год призывает к вводу российских войск на Украину. Войны, согласно его учению, это вовсе не печальные и трагические события, а вполне себе естественные явлении в жизни человечества.
В 2016 году в статье «ВОЙНА — НАША МАТЬ» он провозглашает:
«Можно сколь угодно жестоко карать за „пропаганду войны“, но войны не избежать. Некуда от нее не деться, не как ее не обойти. На войне и брани построены основы мiра сего, составляющие главнейшее его качество. Будучи вброшенными в мiр земной, мы помимо нашей воли мобилизованы на фронт. И этот факт мы должны принять. И не решив на практике проблему войны, не ответив так или иначе на ее вызов, мы не способны двинуться ни в одну из сторон бытия».
На своей странице в ФБ 5 февраля 2022 года он представляет свою философскую апологию войны:
«Война и мир — лишь инструменты величия и процветания государства. Они не самоцель в себе, а лишь средство. Искусство господства состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать войну и мир. При этом оба они смертельно опасны в неумелых руках неудачливого правителя. Да-да, мир тоже может быть разрушительным, привести к вырождению, женственности и захвату более агрессивным врагом . Так рассуждают все сторонники реализма в Международных отношениях… И это не только позиция „ястребов“. Реалист в одних случаях за войну, в других за мир — за то, что наиболее целесообразно в конкретных условиях. Чрезмерный истерический пацифизм („мир любой ценой“) ни в коем случае не отменяет войны, но делает их более жестокими и бесчеловечными — тотальными».
Торопит начало войны и другой давний сторонник Дугина, директор центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, российский политолог Валерий Коровин.
В своем интервью азербайджанскому сайту «Взгляд» (vzglyad.az) он отмечает: «Остается — война. Но если война неизбежна, то лучше начать ее сейчас, в куда более выгодных для России условиях». А на страницах ФБ прямо говорит: «Западным странам необходимо оставить Украину в покое, в противном случае может начаться война».
А между тем А. Г. Дугин считается ведущим богословом и идеологом старообрядного (единоверческого) направления в РПЦ, а В. М. Коровин — кандидат в общественную палату от Русской Православной старообрядческой Церкви и в председатели «Ассоциации старообрядцев».
А кто за мир?
Как ни странно, но в диссонанс воинственным заявления идеологов РПЦ выступил римский понтифик. Он назвал безумием войну, которая может произойти на Украине. Об этом он заявил на общей аудиенции в Ватикане, передает Reuters.
Понтифик высказал надежду, что напряженность в отношениях между Москвой и Киевом можно будет преодолеть путем многостороннего диалога, в том числе с помощью «нормандского формата», и призвал помолиться о мире на Украине.
«Давайте и далее молить Бога о мире, чтобы через серьезный диалог можно было преодолеть напряженность и угрозу войны и чтобы переговоры в „нормандском формате“ способствовали достижению этой цели. И давайте не будем забывать: война — это безумие», — отметил он.
Эту же мысль он повторил в своем личном письме главе Всемирного Союза староверов Леониду Севастьянову и его супруге оперной певице Светлане Касьян:
Дорогие друзья… Я всегда молюсь и призываю к тому, чтобы народы нашли пути, ведущие к миру, так как война — это сумасшествие, — заявил он в письме.
Своим посланием папа ответил на высказанную Севастьяновым обеспокоенность в связи с ситуацией, сложившейся вокруг Донбасса и Украины, возрастающей напряженностью в отношениях Запада и России и нагнетанием военной риторики.
Генералам нужно быть генералами, дипломатам — дипломатами, а священникам — священниками. Церковь спасает души даже тех, кто кажется совсем погибшим. Необходимо религиям вернуться к фундаментам своей миссии и помнить, что они спасают души грешников, а не призывают к их убийствам.
Автор: М. Лебедев
Почему же рассматривается только российская пропаганда? а что, на Украине нет «экклезиологии войны», там мирные зайчики прыгают по лужайке и славят Бога?
Если найдется автор, желающий написать о воинственных заявлениях религиозных деятелей и мыслителей запада, непременно опубликуем.