Михаил Ярославич Тверской
(1272 — 1318)
Святой благоверный князь Михаил Тверской считается одним из самых известных русских князей, прославленных не только на поле брани, но и в мудром правлении, христианском смирении, вплоть до самопожертвования ради блага народа земли Русской. Как пишут исследователи жизни благоверного князя, он исполнил подвиг своей жизни по словам Евангелия: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».
Князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца, великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила Ксения воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался Михаил под руководством Новгородского архиепископа.
На Тверском княжении Михаил сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Преображения Господня на месте деревянной церкви свв. Космы и Дамиана. Это была первая на Руси каменная церковь, построенная после татаро-монгольского нашествия. В 1924 году Михаил женился на дочери Ростовского князя Дмитрия Борисовича Анне (впоследствии святой Анне Кашинской). У четы родились дети: дочь Феодора и сыновья Дмитрий (Дмитрий Михайлович Грозные Очи), Александр (Алескандр Михайлович Тверской), Константин (Константин Михайлович Тверской) и Василий (Василий Михайлович Кашинский).
По смерти великого князя Андрея Александровича в 1305 году Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол. Фактически Тверь тогда являлась столицей Русского государства. Князь Михаил выдвинул идею объединения русских земель вокруг Твери. Однако Московский князь Юрий Данилович отказался подчиняться ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался фанатизмом и жестокостью, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Благодаря доверию хана, Юрий начал новую междоусобную войну с Тверью, опустошая и прочие русские земли. В войско Юрия входили посланные ханом Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем.
Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия отряды и татар. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, которая вскоре неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Осознавая, что только объединенные силы русских могут противостоять власти Орды, Михаил принял решение отказаться от вооруженного сопротивления, чтобы сохранить русские земли от новых разорительных походов монголо-татар и московского войска.
Святой Михаил смиренно отправился в Орду на суд хана. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна.
Отче, — сказал святой, — много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи.
В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтырь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил и не оставить его в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтыри. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал:
Во всю жизнь не бегал я от врагов, и, если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Гоподня да будет.
По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие.
В 1318 г. по наущению князя московского Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за свое поражение, в стан, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом. Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх, и они убежали. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлых облака осияли то место, где лежало тело мученика, и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили:
Князь Михаил — святой, невинно убитый.
Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги княгини Анны (память 2 октября) и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город, и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном ранее им самим храме в честь Преображения Господня.
Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославления святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону святого благоверного Михаила, они заверили Татарского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник — святой Михаил.
В ходе реформ патриарха Никона статус святого князя Михаила Тверского был понижен в богослужебных книгах от полиелеосного до шестерика. Также собором новообрядческой церкви, созванным при патриархе Иоакиме в 1677 — 1678 годах, супруга князя Михаила Тверского Анна была исключена из числа святых.