От редакции: Март 2020 года выдался тревожным и основная причина — коронавирус. В СМИ и социальных сетях проходит дискуссия, посвященная позиции и поведению христианин, как клириков, так и мирян, во время эпидемий инфекционных заболеваний. Пандемия коронавируса, распространившаяся в начале 2020 года в большинстве стран мира, заставила менять ритм и образ жизни существенную часть человечества. О новых вызовах времени размышляет настоятель кафедрального собора РПсЦ в г. Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов.
***
В наши дни Господь послал нам очередное испытание, которое может коснуться каждого жителя планеты Земля. Необычный, неизведанный вирус распространяется по городам и весям, и пока невозможно до конца понять и оценить его опасность, губительность и последствия.
В этой ситуации не получится каждому стать специалистом в области медицины, вирусологии, эпидемиологии, а стоит довериться общедоступной информации об опасности и заразности новой болезни. И если отбросить различные информационные и конспирологические рассуждения о природе этого заболевания, о надуманной опасности, о процентном соотношении смертности от обычного гриппа и вновь явившегося коронавируса, то в сухом остатке перед каждым человеком остается весьма серьезный факт:
Есть вероятная опасность заражения, и это заражение может иметь очень плохие последствия для самого человека и для всех окружающих.
Когда мы становимся перед такой дилеммой: что-то может случиться, а может и не случиться, — мы всегда исходим из вероятности негативного развития событий. Мы исходим из того, что реально можно заразиться, заболеть, заразить других людей, и от этой болезни могу умереть я и окружающие меня люди. Всегда лучше перебдеть, чем недобдеть.
С возможностью заражения сталкиваются в том числе и верующие христиане. Каково должно быть отношение к такой опасности со стороны христианина? Что такое вообще опасность для христианина? Может ли быть угроза заражения коронавирусом проблемой для христианина? Нужно ли думать о том, что я могу стать переносчиком инфекции и для меня она не будет иметь летальных последствий, но от меня могут заразиться те, кто впоследствии от этого умрет? Какова моя роль в преодолении последствий этого морового поветрия? Только молитва и доверие Воле Божией или же какие-то предохранительные действия?
В жизни каждого человека есть два главных побуждающих мотива его действий: вера и знание. Часть своих действий человек совершает, руководствуясь своим знанием, опытом, доступной информацией. А часть поступков, выбора человек совершает своей верой. И это касается не только отношения к Богу. Даже атеистично настроенный индивидуум во многих своих действия руководствуется верой. Бог вложил эту способность в каждого человека. Нельзя жить только одной верой, но нельзя жить и только знанием. Даже Господа Бога мы должны возлюбить «всем сердцем, всею душею и всем разумением своим». И этот принцип действует в жизни каждого. Особенно верующего христианина.
Но не нужно путать эти две сферы нашего бытия — веру и знание. В чем-то мы руководствуемся верой, в чем-то знанием. Один из самых ярких примеров неуместного применения веры, своеобразного перепутывания веры и знания показал нам Господь в пустыни, когда отверг искушения диавола. Диавол предлагал Исусу Христу «с верой» броситься вниз и не бояться разбиться, ведь ангелы Божии подхватят Его. Но Господь твердо отверг такое искушение. Трезвое соотношение веры и знания есть залог здравомыслия любого человека. Любой перекос — это фанатизм.
В ситуации с такими чрезвычайными событиями, которые возникают в случае эпидемии, здравомыслие — это важный фактор человеческого поведения. Каждому человеку нужно четко для себя определить, что он знает и во что он верит. Ни в коем случае не нужно это смешивать в руководстве своими действиями. Это не противоречит одно другому, но и не смешивается.
В своей повседневной жизни мы делаем это обыденно, не задумываясь. Мы не выходим «с верой» с 9-го этажа через балкон, а спускаемся вниз на лифте, мы же не начинаем «с верой» вслух молиться павечерницу, когда мы едем в метро. Мы понимаем, что всему свое место, свое время, свое отношение, и вера со знанием в нас гармонично уживаются. Такое же отношение мы должны проявлять и к мерам предотвращения распространения коронавируса.
Во-первых, надо четко осознать, что вирус, помимо нашей воли, распространяется и действует. И в транспорте, и в магазине, и в храме. И везде можно заразиться этой инфекцией. Это осознание является для нас определяющим. А во-вторых, нужно не забывать, что христианское отношение к жизни, смерти, Промыслу Божию есть следствие нашей веры. И вера эта у каждого члена христианской общины различна. И если кто-то в общине готов хоть сегодня отдать свою душу за Христа, то нужно помнить, что есть и тот, кто пока еще не готов на такое исповедничество и еще только возрастает «в меру возраста Христова». Эти два принципа должны стать определяющими для поведения в христианских общинах в период эпидемии.
Каждый участник богослужения должен отдавать себе ясный отчет, что он может заразиться в храме коронавирусом. Храм — это место скопления людей, и тут можно реально заразиться. И через дыхание рядом стоящего собрата, и через целование икон и креста, и через вкушение просфоры, и даже через Причастие.
Мы ведь знаем, что одновременно с Причастием в Иуду вошел сатана, а в Коринфе от недостойного Причащения христиане умирали при апостоле Павле. Храм в физическом смысле слова не является стерильной зоной от вирусов. И если человек чувствует, что для него такая опасность является соблазнительной, то не стоит себя неволить и заставлять идти в храм в период смертельно опасной эпидемии.
Если вы пришли в храм, но все еще соблазняетесь, то не нужно стесняться в этот период отказываться от целования икон, руки священника, вкушения просфор, участия в братских трапезах и даже от Причастия. Ведь для нас, старообрядцев, редкое причащение вообще не является проблемой, тем более, это не станет нонсенсом в период эпидемии. При этом такое предупредительное отношение нельзя считать «вероотступничеством», «слабостью», «предательством». Никто не вправе осуждать другого за его собственный выбор варианта поведения в храме при эпидемии. Безразличие к карантинным мерам не является доблестью, так же как и их соблюдение не является слабостью. Никто никого ни к чему не принуждает, ни словом, ни делом.
Если христианин делает сознательный выбор в сторону обычного богослужебного обихода, не склонен временно отказываться от участия в богослужении, в таинствах, то он должен понимать, что это его сознательный выбор и ответственность за это он несет перед всеми сам. Заболел или не заболел — это не мерило чьей-то святости или греховности, а попущение Божие. Но при этом каждый христианин должен здраво оценивать опасность переноса инфекции и заражения вирусом других людей — родных, собратьев, просто встретившихся прохожих.
С этой точки зрения христианин не вправе делать такой «выбор» за других. Если кто-то чувствует себя больным, имел контакт с заболевшими, он должен сознательно физически изолировать себя от общины, от других людей, дабы не сделаться невольным соучастником в убийстве. Особенно это касается молодых людей и детей. В молодом возрасте эта болезнь переносится легко и незаметно, но если молодой человек вольно или невольно «наградит» этим вирусом пожилого человека, то молодежь может стать соучастником смерти пожилых. Если наши действия или бездействия осознаны, то и вина будет реальная и осознанная.
И третья сторона развивающейся эпидемии — это те люди, которые ответственны за создание условий по предотвращению заражения болезнью. В нашем случае — это священнослужители, уставщики, председатели общин, старшие братья и сестры. Нам следует проявить особенную трезвость ума, сознательность, твердость и, может быть, даже жесткость.
В каждой общине нужно экстренно провести общее собрание и обсудить список мер по предотвращению причин возможной передачи инфекции в храме. Никому нельзя быть безразличным. Мы должны принять возможные меры по недопущению на общую молитву явно хворых собратьев, по информированию наших христиан об опасности, об отношении к этой опасности Церкви, об элементарных правилах гигиены, об ответственности, который каждый в эти ужасные дни несет за своего ближнего, за каждого встречного-поперечного.
Нам следует исключить необязательные воздушно-капельные контакты, объятия, поцелуи, предусмотреть возможность не пить, не есть всем из общей посуды, не бояться временных бытовых изменений наших традиций. Например, не есть из общего сосуда кутию, использовать одноразовые стаканчики для питья, мыть руки после земных поклонов перед принятием просфор и т.д.
Все эти меры никак не противоречат нашей вере и не умаляют нашей христианской свободы и достоинства. Но если через это мы способны облегчить чьи-то физические и моральные страдания, уберечь кого-то от боли, болезни и даже смерти, то нам следует это делать и не стесняться своей слабости. Благоразумие — это не слабость. Забота о ближнем — это долг каждого христианина.
Искуситель, обманул Адама и Еву. Он, внушил им то, что если они вкусят запретный плод, то не умрут, вопреки сказанного им Господом. Не умрёте — клеветал искуситель, но будете как боги ведущие добро и зло. Фактически он хулил Святой Дух Господень, утверждая, что Бог им “солгал”, что Бог “обманул” и “слукавил”. И как только Ева и Адам согласились с этим, то стали сами хулителями Святаго Духа.
Христос есть абсолютная Любовь, источник жизни, исцеления и безсмертия. Он есть Человеколюбец, и все Его деяния направлены лишь во благо человеку, и одним из этих благ является Причастие. В таинстве претворения хлеба и вина, в тело и кровь Христа, участвует не только священник в алтаре, но все молящиеся в храме. Ну а кто совершает всё, мы видим из херувимской песни и именно из этих строк: “ангельскими невидимо дароносима чинми”. Церковь и святые учат нас, что таинство совершает сам Господь и причастников причащает то же Он. Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Время приступить к СТРАШНОЙ Трапезе. Приступим же все с достойной мудростью и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое в уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос, Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия: «сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26),– сказал Он» При всём этом, Господь сам знает и сам решает, кому Причастие будет в суд, а кому как лекарство, но никак этого не решает поп. Таково величие этого таинства и умалять Его славу — есть хула. Всякий приходящий ко Причастию – ко Христу и думающий при том, что может заразиться от источника жизни, такой как Иуда предаёт лобзанием Христа. Он противится глаголу об источнике жизни, из которого не может течь вода мёртвая, но только лишь живая. Такому лучше не дерзать.
В обсуждаемой статье, приведен пример строки из Апостола в кривом синодальном переводе. В нашем же издании, на славянском написано так: «ядый бо и пия не достойне, суд себе яст и пиет. Не рассуждая тела Господня. Сего ради в вас мнози немощны и недужливи, и СПЯТ ДОВОЛЬНИ. Судими же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» — это то место на которое ссылается автор статьи: 1 Коринфянам, 11, 23-30. Там нет даже намёка на то, что от причастия кто –то умирал. Трактовка, что через причастие посылались немощи и недуги, неверна в корне, и противоречит миссии Христа. Апостол, ведёт речь о том, что многие причастники, увы, не получают исцеления уже ИМЕЮЩИХСЯ у них недугов. И они не врачуют свои немощи потому, что не рассуждают тела Господня. Не готовят себя перед Причастием как должно и с двоякой душой идут причащаться. Для таковых, не рассуждающих о теле Господнем, всё становится простой необходимой формальностью, сего ради и спят довольни – то есть с чувством “исполненного” долга. Спят духовно, а апостол такового призывает словами: «Востани спяи». И если они продолжают спать, то таковым он говорит следующее: «Судими же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» то есть Господь посылает им скорби для очищения, но не смерть. Скорби могут быть разные и не обязательно болезнь. Так, что пример из апостола, в выше предложенной статье совсем не в тему. Такой пример не как не доказывает, что через Причастие можно заразиться. Такое даже писать страшно, а сама мысль об том, что бы в это верить, просто содрогает от ужаса.
О величии и святости даров, преподаваемых нам в таинстве Евхаристии, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Помысли, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают ангелы и не смеют воззреть без страха по причине СИЯНИЯ, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом, и одною плотию со Христом. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Псал. 105, 2)? Как можно умалять Славу Причастия? Такое может только тот, кто не видел это Сияние, и Свет от чаши со святым Причастием! Тот, кто до конца не осознал величие этого Таинства, тот, кто спит доволен! Это тот, кто понимает, что Господь сердцеведец, но он всё равно идет причащаться сокрыв в своём сердце недоверие ко Христу и страх заразиться. Лобзает Христа как Иуда, предав Его прежде в своём лукавом сердце. Ещё, так может тот, кто сомневается в своём даре священства и в том, что в чаше Источник Безсмертия освящающий своим сиянием всё и всех вокруг, что в чаше Тот, Кто имеет власть над любою болезнью.
Ещё пишет св. Иоанн Златоуст следующее: «Приношение, это, какой бы священник ни совершал его – Павел или Петр, есть то же самое, которое Христос преподал ученикам (…) Ибо и это освящают не люди, но Сам Тот, Кто освятил прежнее. Как слова, которые Христос провозгласил, есть те же самые, которые и ныне священник произносит, так и приношение то же».
Из жития преп. Сергия Радонежского известно, что когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон видел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около Святой Трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда Преподобный хотел причаститься Святых Тайн, Божественный огонь свился «как бы некая чудная пелена» и вошел внутрь святого потира. Может ли этот огонь, позволить болезни приблизиться к чаше? Есть ещё многие, кроме Симона, которые то же видели вокруг чаши с Причастием этот Небесный Свет.
И то, что через чашу травили, сие не удивительно. Где мерзость и запустение на месте святе, там и не совершается Евхаристия. Или кто-то допустит мысль, что в чаше уготованной на убийство, могла совершиться Евхаристия? Такие примеры, даже не стоит рассматривать как некий “веский” аргумент. Если сейчас кто говорит, что можно заразиться через Причастие, этим он просто свидетельствует, что в той чаше из которой он пьёт, нет Христа и вокруг только мерзость, и запустение на месте святе.
Так, что же всё-таки нынешняя “эпидемия”? Можно ли её так назвать?
История хранит сведения об бывших эпидемиях на Руси. К примеру чума 1352 года, как она свирепствовала и унесла сотни тысяч жизней, вокруг был смрад от трупов которые ни кто не брался хоронить. Люди умирали прямо на ходу. Тиф 1558-1680 гг. в Москве погибло около 480 тысяч человек, это только в Москве.
Спустя сто с небольшим лет, в 1771 году, чума опять довела Москву до настоящего восстания — одного из самых крупных в XVIII веке. Горожане, во время очередного чумного поветрия, искали свое спасение в Церкви, в молитве и шли прикладываться к святым мощам и к чудотворной иконе Боголюбской Богоматери, испрашивая себе помилования. Но архиепископ Амвросий, лукаво решил, что в условиях эпидемии массовое скопление людей в одном месте может только навредить, и распорядился убрать икону (О! — пагубное маловерие!). Это и вызвало народный гнев: толпа разгромила Чудов монастырь в Кремле, приступом взяла еще один — Донской – и забила до смерти митрополита укрывшегося в его стенах. Митрополита дерзнувшего против милосердия Богородицы заступницы нашей, осмелившегося клеветать, что можно заразиться от Её чудотворного, пречистого лика, что Она, нас не покроет своим омофором от заражения. После чего восставшие стали громить дома знати и карантинные заставы. На подавление восстания были направлены войска под командованием Григория Орлова — после трехдневных боев бунт был подавлен.
Холера в 1823 году, унесла сотни тысяч жизней.
Холера 1830 год “Паника была всеобщая. Массы жертв гибли мгновенно. Зараза приняла чудовищные размеры (…) Москва была оцеплена строгим военным кордоном и учрежден карантин. Кто мог, тот бежал из города. Из шумной веселой столицы, Москва внезапно превратилась в пустынный, безлюдный город наполненный гниющими трупами.”.
Отдельно стоит сказать о холерных бунтах. Люди были недовольны искусственно нагнетаемой истерией, так как видели очень маленькую смертность, но при том, были обременены слишком жесткими правилами карантина, которые на недели блокировали передвижения по привычным маршрутам. Во время этой эпидемии в Петербурге в 1831 году по столице распространилась весть, что нынешняя холера — выдумка врачей-иностранцев, которые хотят своими опытами «истребить простых мужиков». В результате за врачами устроили настоящую охоту, а больницы громили. От полного уничтожения центральную холерную больницу смог спасти только прибывший туда лично император Николай I.
Тиф в1835 и 1845 гг. Холера в 1848 гг. Тиф в 1877-1878 гг. Унесли сотни тысяч жизней.
Вспышка сифилиса XVIII века была связана с присутствием в Тобольске пленных шведов, которых интернировали в далекий край после сражения под Полтавой. К середине XIX века выявляются уже целые семьи, больные вирусом. К 1912 году сифилис оказался на пятом месте заразных болезней. Доказано, что сифилис передаётся и через слюну.
Самые “тифозные” годы в истории России пришлись на годы Первой мировой и гражданской войн. 1918 гг.
“Испанка” Это тяжелая форма гриппа, которая ассоциируется с годами Первой мировой. В 1918-1919 гг., по разным данным, “испанкой” заразились в мире около 550 миллионов человек, а погиб каждый десятый, что сделало ее одной из главных катастроф в истории человечества.
Потом все известные эпидемии 21 века, а их не мало.
В основном у всех из этих эпидемий смертность ужасающая. Этот вирус, который сейчас объявили эпидемией, в сравнении с ними просто насморк. Но страшно не это, а то, что во все времена не закрывали храмы, а теперь хотят закрыть на Пасху. И есть такие “верующие”, кто призывает не идти в храм, не молиться, а изолироваться и сидеть дома, потому, что можно заразиться в Церкви и даже как утверждают некоторые, по своему плотскому мудрованию, что и через Причастие. Не уже ли они думают, что их суетная “забота” о Церкви, может быть более чем истинная забота Христа? Не думают ли они, что любят народ Божий, более чем любит его Сам Бог? Не должны ли они неукоснительно соблюсти предписанное им и не лезть в область святых ангелов, поставленных хранить Церковь?
Во периоды эпидемий не закрывали храмы, даже при коммунистах,. Во все времена, народ просто валил к святыням и к Причастию за спасением от болезни. А куда ещё бежать как не к Богу? Ни у кого и мыслей не возникало, что можно заразиться от Причастия и от святыни. Если поверить в это, то первым делом нужно подумать о священстве того времени. Если бы Господь допускал заражение от причастия, священство бы просто выкосило в первую очередь, потому как и дьякон, и поп потребляют после всех оставшиеся дары. Но то священство даже и не сомневалось, и потребляло с верой источник жизни, ни что же сумняся, а ведь заразы были страшные, не чета нынешнему гриппику. И где же примеры из истории о смертности попов, при заражения от Причастия? Если они были бы, то их за все времена эпидемий были бы сотни тысяч. Ну, хоть один, ну? – а в ответ тишина, потому как их просто нет.
Господь, говорит: Приимите и ядите, се есть тело мое… Говорит Господь – пийте от нея, се есть кровь моя… Церковь говорит: Тело Христово приимите, источника безсмертного вкусите. Святые говорят: Причаститесь воскрешающего мёртвых, исцеляющего от недугов душу и тело, дух прав обновляющего во утробах — источника жизни Христа. Но кто-то утверждает, что всё тут перечисленное ложь, неправда, обман и не Христос нас причащает, и ангелы святые Ему не сослужат, и любящий нас Отец, всем с верою в Его Милость, вместо хлеба подсовывает камень, а вместо рыбы змею и вдобавок через причастие можно заразиться и умереть. Не хула ли это? Открытая хула! Что было бы с такими, живи они в старой Руси? Их бы просто забили до смерти.
Уже закрыли страны друг от друга, закрыли область от области, теперь закрывают города и не только большие, но и малые. Везде патрули. В Евпаторию и даже в Саки въезд уже по пропускам, власти продлили карантин до 30 апреля! На празднование Пасхи в храмах, во многих регионах уже наложен запрет. Вероятно, что уже запретили празднование Пасхи на Гробе Господнем, а если так, то схождения благодатного огня не будет, пусть даже и символического. Всё как раз и направлено против причастия верующих в великий пост, а слепцы не видят опасности которая спрятана за спиной обычного гриппа и истерят об угрозе заражения. Необходим карантин, обязательно, но при наличии действительно страшной угрозы, но нет таковой, а если нет повода для таких строжайших мер карантина, напрашивается вопрос, что за этим всем стоит, не есть ли эта угроза для христиан, ещё более чем вирус очередного гриппа?
Ни кого не хочу оскорбить, так как пишу без имён, а если кто посчитает, что я имел его в виду, так это его право. Бдите и молитесь, да не внидите в напасть. Пусть сохранит всех Христовых Господь в эти не простые для Церкви дни.
Уважаемый Vlanem, а какого вы исповедания? Свидетельство схождения «благодатного огня» для старообрядцев давно не является доказательством чего бы то ни было. Что касается причащения, то вы, наверное, не в курсе, что старообрядцы причащаются раз, максимум два в год. А в Великий пост большинство это делает в первую или вторую неделю поста.Так что вопрос немедленного причащения ни для кого не стоит. В-третьих, священники точно так же умирали во время эпидемий, как и все другие граждане, чему есть множество свидетельств. В-четвертых, священников, больных какими-то заразными болезнями, запрещают в служении. Иногда пожизненно, если это туберкулез.
Внимательно читайте написанное, а потом отвечайте.
Вы высказываете обвинения в адрес духовенства, но при этом скрываете свое упование. Одно это делает ваши обвинения и утверждения не стоящими доверия. Что касается изложенных фактов, то многие из них не мог написать человек, знакомый с традициями и историей старообрядчества. Касательно чумного бунта достоверно известно, что старообрядцы в нем не принимали участия. Они не ходили к Боголюбской иконе, не громили Донской монастырь и не убивали архиепископа Амвросия. Вообще для староверов Амвросий был никто, поскольку являлся архиереем господствующего исповедания. Старообрядцы наоборот активно поддерживали меры, предпринимаемые правительством: устраивали карантины, обсервационные дома, занимались похоронами умерших. В то время как зачинщики бунта, убийцы Амвросия, были преданы анафеме и казнены, старообрядцы в ходе ликвидации последствий эпидемии получили привилегии от самой императрицы. В частности ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ, основанное И. А. Ковылиным в Москве 14 сент. 1771 г. для содержания больных и погребения умерших от чумы беспоповцев, стало духовно-административным центром всего федосеевского согласия.
Как умело вы передёргиваете. При чём тут Преображенское кладбище, беспоповцы, Екатерина и все остальные отвлекающие от сути вопросы? Если вы ещё не поняли, то для многих проблема в том, что автор статьи утверждает следующее: “Можно заразиться в храме коронавирусом (…) и даже через Причастие”, а Митрополит Корнилий, утверждает обратное в своём обращении на сайте РПСЦ, а именно, что “В час испытаний и искушений к нам ближе Бог и Церковь, поэтому нет ничего важнее служения божественной литургии и Святого Причастия. Сегодня Святая Православная Церковь исполняет все Таинства, которые лежат в основе спасения души человека, и отказ от них несовместим с нашей верой. Не надо опасаться, что во время Святаго Причастия можно заразиться какой-то болезнью – эта мысль БОГОХУЛЬНА, так как Тело и Кровь Господа нашего Исуса Христа есть источник здравия души и тела».
И ещё, автор обсуждаемой статьи заявляет, что “Одновременно с Причастием в Иуду вошел сатана”, а такое заявление вообще ересь.
Если вы согласны с тем, что можно заразиться через Причастие и с тем, что в Иуду с Причастием вошёл сатана, так и скажите, обозначьте первым СВОЁ УПОВАНИЕ. Если вы с этим не согласны, то так и напишите, а так же и об истории, свидетельствующей о том, что случаев заражения во время эпидемий через причастие у неё нет.
Я ответил на ваши восхищенные и восторженные слова о никонианской экзальтации, выразившиеся в поддержке участников чумного и холерного бунтов, и пришлось указать, что старообрядцы не имели никакого отношения к бунтам, чтобы вы не вводили читателей в заблуждение по этому вопросу. Что касается случаев заражения в храмах, то таковой статистики более чем достаточно и в наши дни – заражаются и прихожане, и священники. Каким образом происходит это заражение — это вопрос второстепенный. Главное, надо понимать, что посещение храма в эти дни является поступком совершенно безответственным, ставящим под угрозу не только бравирующего смельчака, но и других людей.
Vlanem, не спорьте с ними. У них есть образование, но видимо нет веры.
Константин, Спаси Христос за вразумление. Сказал — как отрезал.
Один умник, потомственный американец, не стал прятаться от «обычного гриппа» и не подался истерикам «об угрозе заражения». И великая страна заняла «передовые» позиции: за последние 5 дней получила 150000 заболевших, а с начала эпидемии — 11830 человек уже никогда более не помолятся Богу.
Я с огромным сожалением отношусь к тому, что некоторые мои слова в предложенной статье вызвали возмущенные комментарии, недоуменные вопросы и даже чувство оскорбленности.
Прошу прощения у всех, кто соблазнился какими-то моими словами. Но мнится, некоторое смущение возникло у людей, которые не до конца знакомы с обсуждаемой темой, особенностями православного вероучения, с историческими фактами.
Оставленные комментарии на сайте и в соцсетях показали, что критика поступает от людей, в разной степени знакомых с основами православного вероучения. Поэтому дать исчерпывающий комментарий с моей стороны, который мог бы охватить весь пласт вопросов, не представляется возможным. Но я приведу ряд тезисов, на которых основывается мое представление.
1. В Ветхом Завете (Левит, 13-14 глл.) подробно описано медицинское освидетельствование проказы, меры карантина для прокаженных, и что важно для нашего вопроса, отношение к богослужению прокаженных. Так вот, в этом описании главным условием для участия в богослужении для прокаженных является их очищение. Больных не допускали к скинии, и только после очищения, на восьмой день, когда бывшего больного принимали в общество здоровых, ему разрешалось принести жертву (Лев. 14, 11). Жертва приносилась у скинии собрания, где невидимо почивал Сам Бог. Жертва приносилась всесожжения, которая, по согласному толкованию святых отцов, была прообразом новозаветной Жертвы. Иными словами, заразному больному запрещалось участвовать в прообразе Евхаристии, в принесении Жертвы. И это не было ни богохульством, ни проявлением неверия. А ясным указанием Самого Бога.
2. В Новом Завете мы видим, что по принятии Евхаристического Хлеба в Иуду вошел сатана. «После сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13.27). То, что это был именно Евхаристический Хлеб, толкуется в Синоксаре Великого Четвертка, а также в каноне св. Андрея Критского в Великую Среду на Павечернице и в каноне в Великий Четверг на утрени. То, что вхождение сатаны для Иуды было связано именно с вкушением хлеба, а не просто очередное событие в его биографии, свидетельствует стих 2 главы 13. Намерение предать Христа диавол вложил Иуде еще до Причастия, но именно после Причастия в него вошел сатана. Бог по Своему Промыслу попустил именно такую последовательность событий.
3. В Коринфе христиане получали вред от неразумного причащения Телом и Кровью Христовой. Христиане умирали и болели именно от недостойного Причащения, а не от объедения. 1 Коринфянам, 11, 23-30. Апостол уговаривает коринфян «рассуждать» о Причастии и не подходить к Причастию, когда недостоин. В его словах устанавливается четкая связь: не причащайся недостойно, иначе заболеешь или даже умрешь. Именно на этих словах основывается принцип церковной епитимии. Духовный отец не допускает к Причастию того, кому Оно может принести вред.
4. В молитве ко Святому Причащению святителя Василия Великого есть такие слова: «Ей, Господи, Исусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми будет причастие Пречистых и Животворящих Таин Твоих, ниже немощен буду душею и телом, понеже недостойне Тем причащаюся». Святитель Василий Великий допускает немощь тела по причине недостойного своего Причащения.
5. Молитва перед Причастием святителя Иоанна Златоуста «Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря! Угль бо есть, недостойных опаляя». И в этих словах мы видим допущение святого отца, что при определенных условиях Причастие может опалить, т.е. принести физический вред.
6. В истории Церкви есть немало исторических примеров, когда злоумышленники производили отравление своих врагов через причастие. По крайней мере, о двух таких происшествиях известно и в истории Старообрядческой Церкви.
Из этого можно сделать вывод, что не все получают здравие от Причастия, что в некоторых случаях человек может причащаться в осуждение. И в случае такого Причащения он может получить и физический вред. Не важно через что — через инсульт, инфаркт или вирус.
«Заразиться… и даже через Причастие» — вы написали очень страшные слова. Должно в мир прийти соблазнам, но горе тому через кого они приходят. Сколько немощной братии прочитает эту статью и соблазнится о Теле и Крови Христа? Думаю вы даже не отдаёте себе отчёт в том, что написали. Кто теперь из немощных и соблазнившихся вашей статьёй, сможет с чистой верой приступить к Причастию? К вам теперь, сколько придёт с верой в Причастие? Так кто же вы на самом деле?
По моему, фраза «…и даже через Причастие»без необходимого уточнения вводит в заблуждение, ибо принятие Святейших Даров даже не подлежит обсуждению. Представляется, что имеются ввиду «средства их доставки», если можно так сказать, а конкретно — лжица и то, из чего мы запиваем теплотой. И если с последним есть выход — разовые пластмассовые стаканчики и ложечки, то с заменой лжицы на разовые, вопрос. Кстати, и не в период эпидемии следовало бы использовать как минимум три лжицы — для грудничков, для детей и для взрослых.
Я предложу вообще отказаться от упоминания «причастия» как принятия Св.Тайн, слишком много в этом слове значений, было же древле однозначное — «комъкание».
«Заразиться… и даже через Причастие» — это ересь и прямая хула на Святой Дух! Пишите Причастие с большой буквы и тут же хулите Святой Дух прибывающий в Причастии. Выходит, что можно заразиться во время принятия Животворящего Святаго Тела и Крови Спасителя? — если кто скажет, что можно, то это хула на Святой, Животворящий Дух пребывающий во Святом Причастии. То есть — ВИЧ, туберкулёз, герпес, стоматит и всё остальное, что передаётся через слюну, является прямой угрозой для принимающих Причастие? — это хула на Врача и Целителя душ и телес человеческих. Приведи пример, кто заразился? Хоть один случай в истории такой есть? — не было, нет, и не будет во веки. А кто так не верует, тот пусть и не приступает к причастию. Животворящая Кровь и Тело Христа, подаётся верующим во исцеление души и тела! Не теряйте голову люди и не впадайте в безрассудство, неужели не видите, что покусились теперь на нашу веру во Святая Святых. Церковь, во Святых Таинствах, подаёт своим чадам Святой Дух! Нет в них ни смерти, ни болезни! Если имеем болезни, то никак не от Святых Таинств и не через них, но за свои грехи. Недостойное причастие за грехи, к Пречистому Животворящему Телу и Крови Христа никакого отношения не имеет. Страха же вашего не убоимся, яко с нами Бог. Господь и Его ученики к прокажённым прикасались и смертное испивали, и не было им беды. Так и учили веровать остальную братию, а вы? — вы пытаетесь запугать и ввести в маловерие. Какой вы пастырь после таких слов? Учите бояться страха идеже несть страха. Короновирус — это ширма за которой продвигают действительно ужасное. Так, что не тем пугаете народ. Сразу видна никонианская закваска, которая уже бродит в вашем сердце. Протопоп Аввакум, предал бы вас анафеме за такую хулу!
«Не надо опасаться, что во время Святаго Причастия можно заразиться какой-то болезнью – эта мысль богохульна, так как Тело и Кровь Господа нашего Исуса Христа есть источник здравия души и тела.» — вот слова духовно здорового человека. Только он не числится среди авторов на этом сайте
Согласна. Как можно даже в мыслях допускать заражение через Причастие? Ведь это не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христова, Святая Святых.
А подобные мысли — это маловерие и недоверие Богу. Ведь мы православные знаем, что и птица с небес не упадёт и волосы наши сочтены. От кого мы пытаемся убежать?
Вот и отделится зерно от плевел и видна наша твердость веры.
И вместо того, чтобы усилить молитву и призывать людей к покаянию , мы допускаем такое маловерие и надеемся , что Господь помилует. Как же мы больно раним нашего Спасителя..
Простите Христа ради. Обращение никому не адресовано, чисто субъективное мнение, глядя на все происходящее.
Кураев приводил примеры из истории когда через Чашу травили царей.
«»одновременно с Причастием в Иуду вошел сатана»» — напомните кто об этом знает, откуда вы об этом знаете. И означает ли «одновременно с Причастием» — «по причине Причастия». В других-то сатана не вошёл. Стало быть, не в Причастии тут дело
Спасибо, хороший разумный пасторский призыв.
Правильно подмечено. Это действительно пастОрский призыв, но не пастырский!