Повелитель гроз – уникальная икона Илии Пророка из Ростова Великого

22 августа 2024 года в Музее им. Андрея Рублева открылась выставка «Повелитель Гроз», посвященная уникальной иконе Илии Пророка из коллекции Игоря Александровича Сысолятина, которая была написана в Ростове Великом.

Изображения пророка Илии известны с первых веков христианства. В Древней Руси его почитание было тесно связано с народными представлениями — к святому обращались с молитвой о прекращении засухи и даровании дождя. Изображения на многочисленных памятниках личного благочестия, каменных и меднолитых иконах, в иконописи и росписях храмов свидетельствуют о широком распространении почитания святого Илии.

Икона «Огненное Восхождение пророка Илии, с житием»

Центральный экспонат выставки — уникальная житийная икона из Ростова Великого конца XVII — начала XVIII века — «Огненное Восхождение пророка Илии, с житием». Этот редкий по иконографии образ из частной коллекции И. А. Сысолятина содержит наиболее подробный иллюстрированный цикл жития святого — 48 клейм, в который вошли не встречающиеся в других памятниках сюжеты. Икона экспонируется впервые.

Известный советский и российский искусствовед  И. Л. Бусева-Давыдова рассказывает:

«Особое положение Илии среди других библейских пророков объяснялось чудесными событиями его жития — в первую очередь связанными с огнем и теофанией. Огонь жертвенный, карающий и благодатный присутствует в разных эпозодах жизнеописания святого. Основной источник сведений о нем — книги Ветхого Завета (3 Цар 17–19, 21; 4 Цар 1. 2).

В Великие Минеи Четии митрополита Макария помимо библейских текстов о нем вошли такие сочинения: „Иоанна архиепископа Константина града Слово о пресвятом пророце Илии и о вдове“, „Григория мниха и презвитера, игумена обители Пантократоровы [Слово] похвальное святому пророку и боговидцу Илии“, апокрифическое „Житие и похвала предивного и святого пророка Илии“ и „Огненное всхожение на небеси иже в пророцех великого Илии“. В этих и некоторых других сочинениях содержатся отдельные дополнения, которые использовались русскими иконописцами при создании житийных икон пророка».

И. Л. Бусева-Давыдова сообщила, что самая ранняя такая икона происходит из Ильинской церкви погоста Выбуты под Псковом. Четырнадцать житийных клейм на боковых полях и на нижнем поле содержат сцены, которые в основном повторяются на других житийных иконах, получивших распространение во второй половине XVI столетия. В их среднике стали помещать сцену кормление Илии вороном или взятие пророка на небо.

Представленная на выставке икона, происходящая из Ростова Великого, «Огненное восхождение пророка Илии, с житием», с 48-ю клеймами, находит стилистические аналогии в иконописи костромского региона конца XVII — начала XVIII века. Предположительно, этот артефакт создан сотоварищами и последователями иконописца Гурия Никитина Кинешемцева. В ней наглядно проявились высокий уровень мастерства и творческое своеобразие художников ярославско-костромского региона.

По композиционной схеме, количеству клейм и, в значительной части, по составу сюжетов икона, очевидно, ориентирована на храмовый образ церкви Илии Пророка в Ярославле.
Бусева отмечает, что иконописцы иллюстрировали не собственно Библию, а отдельные тексты из нее, которые читаются в ходе службы пророку. В службу включены фрагменты начала истории Илии с повествованием о сарептской вдове, обличение Ахава, жертвоприношение пророка, бегство в пустыню и Богоявление, а также призвание Елисея и вознесение на небо на огненной колеснице. Практически обязательно их дополняли апокрифической историей рождества пророка (от одного до трех начальных клейм), входящей в состав Четьих Миней и Пролога. Обращение к апокрифу объясняется влиянием традиционных житийных повествований, которые начинаются с сообщения о рождении святого, его родителях, иногда о чудесных знамениях, предвозвещающих судьбу младенца.

Возникает вопрос о количестве иконописцев, трудившихся над столь необычным памятником. Подчеркнем, что разделение труда в XVII веке применялось только там, где оно было целесообразным — в монументальной живописи с большими площадями стен, позволявшими целой артели иконописцев работать одновременно. При работе над иконой, даже большеформатной, мастера должны были бы последовательно сменять друг друга.

Авторы были опытными мастерами, сумевшими максимально использовать площадь каждого клейма. Их размеры около 10 × 12 см, фигуры высотой от 7 до 3,5 см. Главные фигуры хорошо читаются: даже при большом числе персонажей они расположены в пространственных цезурах на специально организованном фоне.

Средник иконы «Огненное восхождение пророка Илии»

В среднике изображена сцена «Огненное восхождение пророка Илии» — одна из наиболее излюбленных и часто повторяемых в русской иконописи. Представленные на выставке иконы, меднолитые и эмалевые образы из собрания Музея имени Андрея Рублева дают представление о разнообразных вариантах трактовки этого сюжета в религиозном искусстве XVII—началаXXвека.

Изображения огненного Восхождения пророка Илии в иконах, созданных в технике финифти

Изображения огненного Восхождения пророка Илии в иконах, созданных в технике финифти, встречаются чрезвычайно редко. Вероятно, это связано с тем, ростовские эмальеры массово создавали паломнические иконы, а монастырей или крупных храмов, посвященных пророку, которые могли бы сделать такой заказ, было очень мало. Тем не менее, эмалевая икона из собрания музея относится именно к серийной продукции, о чем говорят небольшой размер пластины и схематичный рисунок.

За бесстрашное обличение отступивших от истинной веры пророк Илия особо почитался старообрядцами. Старообрядческие меднолитые иконы, представленные на выставке, демонстрируют многообразие трактовок этого сюжета.

Куратор выставки — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублева Г. А. Назарова. Выставка продлится до 22 сентября 2024 года.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля