После длящейся с 1998 года борьбы за церковь минские старообрядцы-поморцы в марте 2022 года получили отказ в строительстве. Глава Минского райисполкома Владимир Юргевич заявил, что это «нецелесообразно» и что завершенные планы строительства не были представлены в срок до августа 2021 года. Община настаивает на том, что на встречах с чиновниками в 2021 и 2022 годах такой срок не упоминался. Они думают, что официальные лица проконсультировались с Белорусской православной церковью Московского патриархата, прежде чем отвергнуть планы.
В 2012 году общине был выделен земельный участок для строительства церкви и колокольни в селе Большой Тростенец на юго-восточной окраине Минска. Деревня находится в Минском районе Минской области.
После долгой борьбы в августе 2021 года комиссия, наконец, одобрила строительство церкви и колокольни на земле, выделенной местными властями минским старообрядцам- поморцам. Затем последовала череда обсуждений между председателем Минского райисполкома Владимиром Юргевичем, председателем Миноблисполкома Александром Турчиным и старообрядцами.
Юргевич и Турчин нарушили установленный законом срок для дачи согласования, а также потребовали финансовых гарантий. Сообщество предоставило их, но чиновники заявили, что те не подходят (см. ниже).
Мартовский отказ был получен, несмотря на поддержку строительства церкви высокопоставленным должностным лицом режима по делам религий — уполномоченным по делам религий и национальностей Александром Румаком. Он выразил свою поддержку на встрече со старообрядческой общиной 11 февраля 2022 года, а затем направил письмо председателю Минского облисполкома Турчину.
Согласно обращению, опубликованному на старообрядческом сайте ruvera.ru, чиновники передали документы на окончательное согласование главе Белорусской православной церкви Московского патриархата митрополиту Вениамину (Тупеко).
«Оставалась всего одна подпись, когда мы узнали, что последнее слово за Православной церковью», — сказал «Форуму 18» 21 апреля заместитель главы Российского совета Древлеправославной поморской церкви Алексей Безгодов. Он считает, что в подписи было отказано, потому что митрополит Вениамин хочет, чтобы община присоединилась к Православной церкви, как это произошло в 2002 году с другой старообрядческой общиной в Минске.
В прошлом режим наделял Белорусскую православную церковь неписаным, но реальным правом вето в отношении родственной религиозной группы. Хотя корни поморских старообрядцев в русском православии, они независимы от Московского патриархата, частью которого является Белорусская православная церковь.
Руководство Минского облисполкома и Минского райисполкома отказалось назвать причины отказа старообрядцам в разрешении на строительство храма и сообщить, были ли планы переданы митрополиту Вениамину. Чиновники более низкого уровня подтвердили, что планы были одобрены на более низком уровне, но отрицали, что Белорусская православная церковь блокирует строительство старообрядческого храма.
Община старообрядцев в Минске вынуждена собираться для богослужений в перестроенном доме или выезжать в ближайшую подходящую церковь.
«Веками старообрядцы преследовались властями и православной церковью, жертвовали жизнью, — прокомментировал Безгодов. — Сейчас оскорбительно просить у православного митрополита разрешения на строительство нашего храма».
Старообрядческая церковь основывается на русском православии, отказавшемся принять литургические и управленческие реформы, навязанные Русской православной церковью в 17 веке. Многие старообрядческие церкви, в том числе поморские старообрядцы, отвергают священство и возглавляются мирянами. Они независимы от Московского патриархата, частью которого является Белорусская православная церковь.
Другие религиозные общины также сталкивались с трудностями при строительстве или сохранении мест отправления культа. Полноевангельская церковь «Новая жизнь» в Минске продолжает собираться на автостоянке возле места отправления культа, откуда чиновники выселили ее в феврале 2021 года. Имущественные проблемы неоднократно использовались с 2002 года, чтобы препятствовать проведению собраний поклонения «Новой жизни». Церковь проводит воскресные богослужения на открытом воздухе — в снег, дождь или солнце — и транслирует их в прямом эфире в интернете. Несмотря на прежние угрозы, милиция не вмешивается, чтобы остановить или воспрепятствовать этим собраниям на открытом воздухе.
В феврале Департамент по гуманитарной деятельности Администрации президента не разрешил католическому приходу Минской епархии использовать средства, направленные меценатами из-за рубежа, для восстановления своего исторического храма, который в советское время переоборудовали в детскую музыкальную школу. Такое разрешение необходимо, прежде чем получатель сможет использовать деньги или гуманитарную помощь, отправленную из-за границы.
На вопрос, почему его ведомство отказало в использовании пожертвованных средств, начальник Департамента по гуманитарной деятельности Игорь Кудревич ответил, что такие отказы бывают крайне редко. Ссылаясь на указ 2020 года об иностранной безвозмедной помощи, он пояснил, что пожертвования запрещены, если они предназначены для поддержки террористической деятельности, политических партий, референдумов, выборов, демонстраций, протестов или пропаганды. «Строительство церквей — благое дело, мы не возражаем против этого», — заявил он «Форуму 18».
В январе Департамент по гуманитарной деятельности отказал протестантской церкви в Витебской области в приеме партии безвозмедной помощи (включая инвалидные коляски, одежду, обувь и мебель), отправленной из Европы. «Если бы они хотя бы сказали нам, что не так, мы бы знали, что делать», — сказал «Форуму 18» член церкви.
Минская старообрядческая община: регистрация с 1998 года, но строительство храма до сих пор не разрешено
Минские старообрядцы зарегистрировали устав своей общины в июне 1998 года. Мингорисполком официально зарегистрировал общину в 2002 году.
В Минске никогда не было здания старообрядческой церкви, хотя община быстро разрослась с 2002 года. Она вынуждена собираться в перестроенном доме или ездить в ближайшие старообрядческие храмы в Борисове за 75 км или в Вильнюсе в соседней Литве.
Часть минской старообрядческой общины во главе с Вячеславом Клементьевым присоединилась к Белорусской православной церкви Московского патриархата в 2002 году. В результате оставшиеся вынуждены были в феврале 2003 году зарегистрировать новую, независимую поморскую старообрядческую общину Успения Пресвятой Богородицы.
В 2005 году поморские старообрядцы начали попытки перенести в Минск историческую деревянную церковь из деревни Лещиново Островецкого района Гродненской области на границе с Литвой. Церковь пришла в упадок, поскольку не осталось местной старообрядческой общины. Однако в 2010 году городские власти отказали в разрешении под предлогом того, что «считаем нецелесообразным перенос деревянного храма в городскую среду такого большого города, как Минск». Никаких объяснений этому заявлению не было дано, несмотря на неоднократные вопросы общины и «Форума 18».
На встрече с общиной в 2012 году тогдашний глава Минского облисполкома Борис Батура одобрил выделение земельного участка под новый храм в столице. В 2016 году его поддержал тогдашний полномочный представитель по делам религий и национальностей Леонид Гуляко. В августе 2017 года чиновники одобрили участок в Большом Тростенце.
В августе 2019 года Минский райисполком продлил срок завершения проекта поморских старообрядцев Минска до августа 2021 года. Однако пандемия коронавируса задержала составление архитектурных планов. Община заказала проект церкви и колокольни на участке в Большом Тростенце.
Планы, финансовые гарантии — потом отказ и большой долг
В августе 2021 года комиссия окончательно утвердила строительство храма и колокольни на земле, выделенной местными властями минским старообрядцам-поморцам. Решение комиссии направили на согласование председателю Минского райисполкома Владимиру Юргевичу. Его нужно было утвердить, прежде чем решение направят председателю Минского облисполкома Александру Турчину.
Однако, несмотря на установленный законом максимум три недели для утверждения решения и неоднократные встречи старообрядцев с чиновниками районного и областного уровня, Юргевич и Турчин не дали своего согласия.
13 октября 2021 года Юргевич из Минского райисполкома настоял на том, чтобы община предоставила гарантии того, что у нее достаточно денег для завершения строительства в течение двух лет. Сообщество их предоставило. Затем Юргевич предложил общине обратиться к Турчину из Минского облисполкома.
На встрече 17 ноября 2021 года Турчин пообещал утвердить планы, если община снова предоставит письменные гарантии того, что у нее есть средства для завершения проекта в течение двух лет. Сообщество представило их 1 декабря.
12 января 2022 года Юргевич из Минского райисполкома сообщил общине, что облисполком постановил, что ее финансовые гарантии не подходят. Он попросил дополнительных гарантий, которые община предоставила 25 января. 7 февраля община также направила гарантии Турчину из Минского облисполкома.
Когда 11 февраля старообрядческая община встретилась с высокопоставленным чиновником режима по делам религий — уполномоченным по делам религий и национальностей Александром Румаком, тот поддержал строительство храма. Затем он направил 18 февраля письмо председателю Минского облисполкома Турчину.
Однако 17 марта председатель Минского райисполкома Юргевич отклонил заявку старообрядцев на строительство храма. Он назвал выделение общине участка земли «нецелесообразным» и сказал, что община не представила завершенные планы к крайнему сроку в августе 2021 года. Сообщество настаивало на том, что официальные лица никогда не сообщали им об этом крайнем сроке ни на одной из встреч в конце 2021 и начале 2022 годов.
Миноблисполком выдал окончательный отказ 22 марта 2022 года. В письме упоминается об отказе Минского райисполкома пятью днями ранее.
Община уже выплатила архитекторам 70 000 рублей, «собранных прихожанами», и теперь должна им еще 50 000 рублей, сообщили «Форуму 18» члены общины.
Строительство храма блокировали глава Минской области или Православная церковь?
Согласно обращению, опубликованному на старообрядческом сайте ruvera.ru, чиновники передали предстоятелю Русской православной церкви в Беларуси митрополиту Вениамину (Тупеко) документы для окончательного согласования строительства храма для минской старообрядческой общины.
«Оставалась всего одна подпись, когда мы узнали, что последнее слово за Православной церковью», — сказал 21 апреля «Форуму 18» замглавы Российского совета Древлеправославной поморской церкви Алексей Безгодов. Он считает, что в подписи было отказано, потому что митрополит Вениамин хочет, чтобы община присоединилась к Православной церкви, как это произошло в 2002 году с другой старообрядческой общиной в Минске.
Чиновники в Минске дали разрешение старообрядческой общине, воссоединившейся с Московской Патриархией, на строительство нового храма в Ленинском районе города. Митрополит Вениамин освятил основание Ильинского храма 2 августа 2021 года, сообщается на сайте БПЦ.
Ранее режим наделял Белорусскую православную церковь неписаным, но реальным правом вето в отношении родственной религиозной группы. Хотя поморские старообрядцы восходят к русскому православию, они независимы от Московского патриархата, частью которого является Белорусская православная церковь.
«Форуму 18» не удалось выяснить причины отказа в строительстве храма поморской старообрядческой общины, и просил ли председатель Минского облисполкома Александр Турчин митрополита Вениамина одобрить строительство храма. Секретарь Турчина 20 апреля отказалась давать какие-либо комментарии и передавать звонок своему начальнику. Она отправила «Форум 18» к пресс-секретарю Инне Короленок. Однако та сказала «Форуму 18», что не может найти никакой информации по этому вопросу.
4 апреля «Форум 18» позвонил в канцелярию Минской епархии РПЦ, но секретарь отказался давать какие-либо комментарии.
Замначальника отдела идеологии Минского райисполкома Жанна Романович подтвердила, что ходатайство поморских старообрядцев о выделении им земли было удовлетворено. «Если вы говорите о поморских старообрядцах, то мы никогда не передавали никаких документов в Белорусскую православную церковь [на утверждение]», — заявила она «Форуму 18» 4 апреля.
Начальник Главного управления идеологии Минского облисполкома Александр Ильясевич также опроверг передачу каких-либо документов митрополиту Православной церкви Вениамину. «Почему решение о строительстве здания старообрядческого храма должно передаваться Православной церкви? — сказал он „Форуму 18“ 4 апреля. — Это разные конфессии! Я о таком даже не слышал».
Многие старообрядческие общины из России направили властям Минска письма с протестом против решения послать заявку православным на одобрение, сказал Безгодов «Форуму 18». «Послание от православных властей таково: если вы хотите построить церковь, присоединяйтесь к нам».
Источник: belarus2020.churchby.info
Комментариев пока нет