Во второй половине XIX века в России вновь возник интерес к русской культуре. Пресытившись итальянской живописью, немецкой архитектурой и прочими иностранными заимствованиями, которые словно губка впитывались элитами со времен Алексея Михайловича и Петра Алексеевича, власть предержащие постепенно стали понимать, что и в русской культуре можно черпать вдохновение. Так появился так называемый неорусский стиль, который стал проявляться в разных сферах культуры, но прежде всего, в архитектуре.

Одним из свидетельств этого ренессанса стал журнал «Мотивы русской архитектуры», который ежемесячно издавался в 1874-1880 годах в Санкт-Петербурге.

Этот журнал был необычным. Его трудно назвать специализированным изданием для архитекторов. Подробных проектов сооружений в нем не публиковалось. Скорее это была попытка переосмыслить русское архитектурное наследие, его общий облик и элементы, а также дать направления в работе над самыми разными архитектурными и дизайнерскими идеями.

Журнал публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели, декора, созданные последователями «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века, опиравшегося на традиции народной культуры. По сути, в этом журнале публиковались ныне подзабытые страницы истории русской культуры — великолепные произведения архитекторов, приверженцев «русского стиля»: стиль, популярный в 70—80-х годах XIX века, широко использовал приемы и детали, характерные для русского народного творчества.

Неору́сский стиль считается самостоятельным направлением в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве в рамках стиля модерн, основанным на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства. Российский вариант искусства европейского, национального романтизма конца XIX — начала XX вв. Особенность неорусского стиля заключалась в эпической поэтике художественного образа, театрализации формы, наличии в ней элементов гротеска и символической изобразительности.
Выпуски журнала «Мотивы русской архитектуры» сохранились лишь в виде библиографической редкости. А ведь работы мастеров этого стиля полны особой красоты.

Не так много популярной литературы существует об архитектуре «русского стиля», разработанного в 70-х годах XIX века. Среди наиболее известных приверженцев этого жанра такие архитекторы и художники, как И. Ропет, В. Гартман, К. Лыгин, Р. Кузьмин, М. Преображенский и другие. Их работы — прежде всего жилье для людей, загородные дома, а также самые разные постройки — от киосков до павильонов выставок. Некоторые были воплощены в жизнь, в частности в строительстве особняков и даже павильонов российских выставок как проводившихся на территории Российской империи, так и за рубежом.

Однако большинство этих проектов до наших дней дошли, главным образом, в виде чертежей и эскизов, которые демонстрируют, как можно превратить простое жилище в сказочный терем, расписанный яркими красками и покрытый затейливой резьбой.

Архитектура — искусство особого рода. Оно создает для человека среду обитания, то есть предназначено не только для любования, но и для повседневной жизни, удобства и комфорта. Жизнь в гармоничном окружении возвышает душу, воспитывая незаметно и ненавязчиво. Создать произведение искусства, которое отвечало бы этим целям — весьма нелегкая задача. Творения замечательных архитекторов, сумевших ее решить, достойны того, чтобы рассматривать их снова и снова.

В журнале несколько категорий иллюстраций.
— Проекты загородных домов и дач.
— Хозяйственные постройки, сельские школы, увеселительные учреждения (ворота, колодец, беседки, мосты, рыбачий домик с причалом, ферма, сельские школы, народный театр, каток с ледяными горками, стрельбище и кегельный каток, городские ворота, дом русского посольства.
— Церкви и внутреннее убранство: сельские церкви и детали к ним, киоск, колокольня, часовня иконостасы, киоты, гробница, лампады, аналои)
— Предметы интерьера: столовая, печи, камин, резная стена комнаты, шкафы, карнизы,
наличники окон и дверей, рамы, часы, канделябр, люстра, умывальник, туалеты, посудные шкафы, полочки, столики, шкапики, письменные столы, сундучок, скамейка, стулья, солонка, кружка, серебряный сервиз «Держава».

Комментариев пока нет