Тема различных чудесных и сверхъестественных явлений очень актуальна в наши дни. Нередко в рубрику «Вопрос священнику» поступают вопросы касательно того, как относиться к мироточению икон, к благодатному огню в Иерусалиме, к целительным способностям отдельных людей, к вещим снам и откровенным видениям и даже к самопроизвольному перемещению мебели в нежилой квартире, где недавно умер человек. В связи с этим представляем подробное и аргументированное размышление о природе чудес и знамений епископа Древлеправославной церкви Христовой Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ) Алимпия (Вербицкого).
Краткая справка об авторе. Юрий Вербицкий (будущий епископ Алимпий) родился в 1962 году в г. Евпатория в семье грека и полячки. Короткое знакомство со старообрядчеством в юношеские годы побудило его исследовать документы канонического права и истории раскола патриарха Никона. Первоначальный монашеский постриг принял в РПЦ, затем несколько лет по приглашению архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла (Гундяева) работал в качестве епархиального иконописца. Выяснив неканоничность обливательного крещения, летом 1988 г. он принял трехпогружательное крещение в единоверческом приходе Московской Патриархии в Михайловской слободе. Осенью того же года соединился 2-м чином, через миропомазание и отречение от никонианской ереси, к Русской Православной старообрядческой Церкви, где и был сразу же пострижен в иночество. Постриг совершил митрополит Алимпий (Гусев). В 1996 г. создал иноческий скит в Рязанской области, где проживал около 20 лет. В 90-х годах занимался иконописными работами, реставрацией икон в храмах. В частности, кисти Алимпия принадлежат фрески храма-колокольни Воскресения Христова, что на Рогожском. По инициативе митрополита Андриана (Четвергова) в 2004 году был избран членом канонической комиссии РПсЦ, в составе которой находился вплоть до 2007 года. В 2007 году стал составителем и одним из инициаторов открытого письма к Освященному Собору, в котором осуждалась тенденция сближении с Русской Православной Церковью. После Освященного Собора 2007 года вместе с рядом клириков и мирян вышел из юрисдикции Московской Митрополии РПсЦ и на своем Соборе провозгласил создание Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой Иерархии (ДЦХ БИ). Рукоположен во епископы уже находясь в ДЦХ БИ. В настоящее время занимается иконописанием, исследовательской и публицистической деятельностью.
***
В человеческой жизни иногда имеют место явления, называемые знамениями или чудесами: видения, откровения, неожиданные и сверхъестественные исцеления, умножение плодов, мироточение икон и т.п. Чудеса происходят вопреки естественным законам природы и не объяснимы с научной точки зрения, т.к. источник их происхождения — в духовном, а не материальном мире. По объяснению блаж. Феофилакта, «знамением называется то, что совершается сообразно с природой, только необыкновенным образом. Таково внезапное исцеление тещи Петра, больной горячкой. Здесь исцеление горячки есть дело, сообразное с природой; оно совершилось необыкновенным образом: как только коснулся Христос, горячка прошла. А чудо есть действие, совершаемое над тем, что бывает не сообразно с природой. Таково исцеление человека, слепого от рождения».
Подлинные чудеса подаются по неизреченному человеколюбию Божию и имеют определенную спасительную цель: утверждение неверных душ в Вере, избавление от врагов, исцеление страждущих душевными и телесными недугами… Многочисленные примеры подобных чудес мы видим как в Ветхом, так и в Новом Завете: прохождение еврейского народа через Чермное море, питание израильтян небесной манной, поражение неприятельского войска Ангелом Божиим (Ветхий Завет); умножение хлебов, укрощение бури, исцеление больных и воскрешение мертвых Христом (Новый Завет).
Диявол, искони ненавистник рода человеческого, также способен являть «чудеса»: чтобы кануть, погубить, увести от истинного Богопознания, а также от Правой Веры и православного Богопочитания. Таковы были «чудеса» египетских магов, состязавшихся с Моисеем (Ветхий Завет); «чудеса», творимые Симоном-волхвом во время евангельской проповеди апостола Петра (Новый Завет).
Отличать подлинные, Божии чудеса от мнимых, бесовских, необходимо для каждого из нас, чтобы не увлечься и не впасть в обольщение. В рассуждении о чудесах следует опираться на учение св. Церкви: Священное Писание (особенно святое Евангелие) и Священное Предание (наследие свв. Отцов).
Обратимся к истокам христианской истории. Святой евангелист Марк, завершая свое Евангелие, говорит, что апостолы по вознесении Господа «проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мр. 16, 20). «Видишь, — поясняет блаженный Феофилакт, — везде сначала наше (действие), а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало: а когда не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда слово утверждали последующие дела и знамения». Апостолы обращались к Богу с молитвой: «Дай рабам Твоим со всею смелостию говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Исуса» (Деян. 4, 29-30).
Св. апостол Павел также говорит о покорении язычников вере «словом и делом, силою знаний и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15, 19). «Поскольку же знамения и чудеса бывают и силою бесов, то присовокупил: силою Духа Божия», — читаем в Толковом Апостоле. Таким образом, знамения Божии даваемы были в содействие слову Божию (т.е. проповеди Евангелия). При содействии дивных знамений апостолы быстро распространили Веру Христову по вселенной: знамения были ясным и сильным доказательством истины христианства и для варварских, и для образованных народов. Когда же распространено было слово Евангелия и насаждена повсеместно Вера, тогда отъяты знамения, как окончившие свое служение, и перестали действовать в обширном размере и повсюду: совершали их редко избранные святые Божии. Иоанн Златоуст, св. Отец и писатель IV в., говорит, что в его время уже перестало действовать дарование знамений, хотя еще были по местам, преимущественно между иноками, мужи знаменосные. Святитель Григорий Двоеслов, св. Отец VI в., пишет: «Знамения и чудеса были необходимы при начале Церкви Христовой, для распространения веры; подобно как и мы, насаждая деревья, дотоле только поливаем их водою, пока они укоренятся, а когда они вырастут и пустят глубокие корни свои в землю, то перестаем их поливать».
И апостол Павел свидетельствует, что способность говорить на разных языках есть «знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14, 22), «ибо верующие не нуждаются в них, потому что они уже веруют», — поясняет блаженный Феофилакт.
Рассмотрим теперь, каковы по своей сути чудеса и знамения, являемые в наше время, и как учат относиться к ним богоносные Отцы.
Чудеса и святоотеческое Предание
В наше время часто можно слышать, что различные факты чудес, знамений, видений и пророчеств упоминаются в рассуждениях о вере, для свидетельства истинности той или иной веры. Таинственная и сверхъестественная природа этих явлений побеждает любые аргументы, тем более, что реальность благоухающих потоков мира, кровотечений и исцелений не вызывает сомнения: большинство таких фактов имеет свидетелей, заверено документально или даже подтверждено научной экспертизой. Однако задумаемся: каким образом мироточивые иконы, экзорцизм, исцеления и всевозможные знамения в равной степени наблюдаются среди взаимоисключающих конфессий, которые Церковь Христова признает раздорническими, раскольническими или полностью еретическими? Причем наш современник, не всегда достаточно осведомленный в Православном вероучении, испытывает соблазн рассматривать эти явления как действие Божией благодати и в других конфессиях.
Но даже те, кто имеют вполне православные взгляды и на основании святоотеческого учения знают, что все без исключения еретические сообщества вовсе лишены спасительной Благодати, подчас испытывают затруднения в понимании природы еретических чудес. Притом, как будет показано ниже, усматривать в этих чудесах исключительно подлог или сатанинское действие далеко не всегда уместно.
Особенно исчерпывающе об этом написано у преподобного Никона, игумена Черной горы, подвизавшегося возле Антиохии Великой в XI в. и при жизни еще почитавшегося учителем Церкви. Его книги «Пандекты» и «Тактикон» являются тематическими сборниками по актуальным нравственным и каноническим вопросам.
Излагая святоотеческое учение о природе различных чудотворений, преподобный разделяет их следующим образом: 1) чудеса, происходящие у православных, 2) чудеса у еретиков, 3) чудеса у нехристиан. Мы также будем придерживаться такой последовательности и для начала процитируем вступление к 33-му Слову книги «Пандекты»:
О тех, кто совершает знамения и пророчествует, или видит видения, по попущению Бога; и что этому не следует придавать значения, или считать признаком святости; но принимать во внимание только Правую веру и соблюдение Господних заповедей. Также о том, что многие из верных, живущих развращенно, совершили и совершают знамения и чудеса, получают откровения и пророчества, дабы посредством знамений многих обольстить и увлечь своими лукавыми деяниями, выдавая свой путь за путь жизни, для чего подобные знамения и совершаются. И некоторые из них, имея помощь от демонов, порождают явственные ереси. Также, что не следует быть легковерными, но если увидим кого-нибудь из верных или неверных, которые проходят великое телесное подвижничество, или обитают в пустыне, искусные в Писании, или неученые, или сочиняющие собственные писания; или какое-нибудь тело, не разрушившееся за многие годы, или что-нибудь подобное: то не рассматривать это как признак святости, если при этом не увидим наличия совершенного исполнения Господних заповедей и даров Духа, указанных Апостолом, а также совершенной ненависти тщетной мирской славы, и полного исповедания Православной веры; — без чего все является действием демонов, при попущении Бога, Ему Одному известными судами.
Таким образом, достоверность и спасительность любых чудес и подвигов благочестия преподобный Никон определяет двумя критериями: присутствуют ли в той или иной ситуации чистота Православия и исполнение Божиих заповедей.
Иногда чудеса совершают и явные грешники
Далее, следующими примерами он показывает, что чудеса иногда совершают и явные грешники (хотя и принадлежащие к Православной вере), и что это вовсе не согласно с Божией волей.
Был некоторый старец, который часто ходил в именитый град Антиохию, и приобрел веру (доверие) многих. Сам же он не был подвижником, но любил насыщаться пищей и питием и жил во всевозможном небрежении; а имел он смиренный облик и обитал в (подвижническом) месте, из-за чего верили ему многие антиохийцы. Затем, по судьбам, известным одному Богу, он прославился различными чудотворениями, и этим был известен тогда среди людей. При этом часто поучал его Блаженный наш отец, Кир Лука, митрополит анаварзский, чтобы он перестал чудотворить, а тот не покорялся. Однажды его собственный ученик, встретившись со мной, рассказал: «Как-то днем мы вместе со старцем пришли в Антиохию, в дом одного из христолюбцев, где старец насытился и, отягощенный пищей и питием, лег спать. А меня и второго брата взял другой христолюбец на ночлег в свой дом, и с ним был его друг. Когда мы шли вместе, то слышали, как они говорили: видим, что сказанное в Писании не является обязательным, ибо этот отец ест, пьет, насыщается, имеет другие наслаждения, и при этом — свят и имеет действие дарования исцелений». — Так рассказывал ученик того старца, из чего можно было заключить, что смысл этих чудес состоял в опровержении Божественных Писаний и насаждении плотоугодной жизни. Блаженный же патриарх, Кир Феодосии, заключил старца для исправления в темницу. Но антиохийцы этого не допустили и освободили его силой. Однако же в конце он сам от этого и пострадал, ибо случилось, что начальник разбойников, принадлежащий к армянской ереси, призвал того старца, чтобы он его, еретика, благословил; старец же имел пресвитерское рукоположение и, совершив все по чину, вернулся в свое жилище. И тогда постиг его праведный Божий суд, чему не помешали ни совершаемые им чудеса, и ничто другое, но был наказан он за тот же самый грех; ибо начальник разбойников, которого он благословил, пришел к жилищу старца со своими разбойниками и, схватив его, мучил страшными пытками: положил раскаленные угли в обувь, которую носил старец, и одел ему на ноги, чем их обжег, после чего удалился. Старец с тех пор чудес не совершал и ничего другого не делал, но переходил с места на место, страшно страдая, чем и окончил свою жизнь.
Другой из наших — монах, имеющий пресвитерское рукоположение, жил в миру; затем случилось, что он пал в грех с посвященной женщиной. И не только не отступил от страсти, но и больше прежнего пристрастился, совершенно потерял стыд перед Богом и людьми, явно и прилюдно предаваясь этой страсти, и при этом он совершал чудеса. Когда он видел лежащих в огненной лихорадке, ставил на них ногу, и они исцелялись. Так это все и продолжалось; но впоследствии Всещедрый Бог вложил в его сердце Божественную мысль: если все грешники и согрешают, то делают это тайно и стыдятся, я же — открыто и без стыда, и при том имею действие чудотворений. Так он подумал. Тогда увидел он некоторого старца, у которого был небольшой монастырь в Лиде Халинзийской, и, придя к нему, рассказал обо всем. Старец же, будучи рассудительным, все понял, и сказал ему: горе, горе тебе! Это коварное действие диавола; во-первых, в том, что предался ты страсти, а во-вторых, что бесстыдно грешил и совершал чудотворения, обольщая своими чудесами людей, чтобы говорили: добро и благоугодно перед Богом творить грех и пренебрегать божественными Писаниями и истинной волей Божией. Так что демоны нашли в тебе пособника, чтобы тобой многих людей привести в погибель. Услышав это и прочее, он поверил старцу всем сердцем и с тех пор отступил от бесовского чудотворения, и впредь так не делал, и, обратившись к покаянию, рассказал мне обо всем подробно, имея ко мне любовь.
Далее, мы слышали, что один брат вступил в связь с некоторой инокиней. И, желая с ней жить по-мирски, как муж с женой, но стыдясь в своей стране оставить иноческую жизнь, он решил вместе с ней уйти в чужую страну, чтобы это исполнить. Когда же они выходили, то еще не успели полностью исполнить страсть, поскольку находились в пути. А между тем подошли к обители, где задумались о раскаянии, и сказали друг другу: представим, что мы уже совершили грех, какая нам от этого польза? Поэтому возвратимся теперь в свои жилища. И, возвращаясь, дошли до обители, называемой царская, и остановились на отдых; тогда, побежденные дияволом, они пали в грех. А вечером, перед тем, как закрывались ворота города Антиохии, брат упал и умер за городом. Инокиня, не зная, что делать, пошла в город, взяла у одного знакомого лопату и мотыгу и затемно, когда никто не видел, вышла, вырыла землю и засыпала тело монаха, затем, подождав до утра, пошла в Антиохию. Когда же антиохийцы с утра вышли из города, то увидели могилу, которой не было вечером, и не знали, что об этом подумать. Тогда они пришли к мысли, что это умер какой-то святой Божий раб, который, не желая человеческой славы, якобы велел своим ученикам здесь ночью тайно себя похоронить. Так рассудив, они стали приносить своих больных, и по сатанинскому действию и Божию попущению, одному Богу известными судьбами, все исцелялись от своих Болезней. Но Бог, видя такое обольщение, исправил все следующим образом. Упомянутая инокиня, уже в Антиохии услышав о происшедшем, не зная, что делать, взяла с собой другую инокиню, вышла из города и, стоя в стороне от народа, смотрела на происходящие чудеса. Тогда, по Божественному промыслу, пришел из пустынных монастырей некоторый монах, который увидел многочисленный народ и стоящих отдельно инокинь и стал поучать их безмолвствовать в своих кельях и не ходить среди мирян. И спросил их: «Имеете ли вы духовного отца?» Та, которая знала тайну, ответила: нет, отче, не имеем. Тогда монах, руководимый Божиим промыслом, задержал ее на исповедь, и она ему все подробно открыла. Услышав об этом, он наставил инокиню как подобало и отпустил, а сам пошел в город, взял лопату и заступ, вышел, и, оставшись вне города, ночью достал тело монаха и бросил его в реку, а место разровнял, как было прежде, и удалился. И с тех пор дьявольское действие в том месте прекратилось.
Еще, как мы слышали, в другое время, в той же Антиохии, появился какой-то странствующий монах, который имел хартию, с написанными именами Бога, Архангелов и Ангелов, и всех святых, при помощи которой он совершил много чудес. Тогда, по промыслу Божию, пришел некоторый бывший сведущий монах и, расспросив, узнал о вывшем. Тогда он пошел и вопросил имеющего хартию, и тот ответил, что не знает об этом ничего, кроме того, что эту хартию дал ему в дороге другой монах, а больше, — сказал, — ничего не знаю; и что многие ему говорили, что не было там написано ничего неподобающего, но только Божие имя, Архангелов, Ангелов и прочих святых. Искусный инок велел прочитать ее перед всеми, и когда тот прочел, оказалось, что в конце там было написано три слова, которых читающий не понимал. Искусный инок взял ее и при всех сказал, что эти три слова означают: «отрекаюсь, отрекаюсь, отрекаюсь»; а это означало отречение от всего перечисленного в начале свитка. Таким образом, чудеса происходили от сатаны.
Также мы слышали от некоторых, что в дни известного антиохийского патриарха жена одного мужа совершила прелюбодейство, узнав о чем, муж ее убил. И спустя несколько дней эта женщина стала чудотворить. Святой патриарх, будучи сведущим, распознал коварство демонов и, чтобы не обольщались чудесами этой женщины и не считали, что Богу может быть угодно прелюбодеяние, повелел взять ее тело и бросить в реку, чем обольщение искоренилось. Все это и многое другое произошло в наше время, и одно мы видели сами, а о другом слышали. И немногое из многого мы изложили здесь, чтобы вы знали и были опытны. Во всех этих перечисленных случаях говорилось о верных («Тактикон»).
Необходимо подчеркнуть, что указанные примеры относятся к явному действию диявола, где главные действующие лица — явные грешники, принадлежащие, однако, к православному исповеданию.
Еретики также совершают чудотворения
Но особенный интерес для нашей темы представляет другая категория чудотворений, совершаемых еретиками, о чем мы далее читаем:
«… подобное, происходит и у иноверцев, по действию демонов, для утверждения ереси. Расскажем теперь о том, как в Черной горе, в области Антиохийской, был некоторый подвижник, еретического исповедания, родом армянин; приближаясь к смерти, он созвал близких и послал своего единоверца принести лопату и заступ, для погребения, а перед смертью предсказал: «После того, как я скончаюсь, вы найдете, что тело мое сгорело». Затем, когда все ушли, то, возвратившись, нашли, что все исполнилось по предсказанию инока и тело его сгорело; так они его и похоронили. Затем взяли землю с его могилы, и когда сошла роса, посыпали ее в тех пределах на нивы, пораженные вредителями, и бедствие прекратилось. С тех пор они так делали всегда, для защиты нив, и бедствие каждый раз прекращалось под действием земли, взятой с могилы. Услышав об этом, один наш брат сделал крест, на котором написал: «Исус Христос, Сын Божий», — пошел и поставил его над гробом еретика, после чего эти чудеса прекратились.
Расскажем также и о добродетельном еретике: старец, часто упоминаемый нами, рассказал: по соседству со мной, в той же Черной горе, в уединении, жил армянин-еретик, весьма украшенный делами и добродетелями. Однажды, когда я с ним беседовал, то он произнес: «Внутри моего сердца я вижу нечто необычное и удивительное, однако встречаюсь с какой-то преградой, препятствующей отчетливому познанию». Когда я услышал об этом, то имея определенный опыт, понял, что его душа, очистившись деятельной добродетелью, достигла свойственного ей состояния, но еретическое омрачение создавало завесу. Я все ему рассказал, и он, будучи добродетелен, поверил моим словам и решил перейти в Православие. Когда узнали об этом еретики-армяне в одном из монастырей, то опасаясь, чтобы такой добродетельный муж не отступил от их веры, вызвали его и не позволили ему уйти, пока тот не скончался.
В Кизике был еретический епископ-духобор, по имени Македоний, который молитвой переставил на другое место масличное дерево, заслонявшее двери его суетной моленной. И когда неправедный заимодавец притеснял вдовицу, заставляя возвратить долг ее умершего мужа, в большем размере, то упомянутый епископ, узнав об этом, когда собирались хоронить ее мужа и несли его к могиле, прикоснулся к одру, на котором тот лежал, и заставил мертвого заговорить, и сказать, сколько было занято у кредитора. Впоследствии, когда тот еретик умер, на его могиле происходили различные видения и знамения.
Итак, зная об этом, — продолжает преп. Никон, — не будем считать без разбора святым каждого, кто совершает знамения, как сказано: «… не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1). И тех, кто притворялся истинными апостолами Христа, Павел назвал ложными тружениками. И это не удивительно, ибо сам сатана преображается в ангела света, поэтому не велико, если его слуги представляются служителями правды, конец которых будет соответствовать их делам. Ибо нечистые демоны, служащие лжепророкам, устраивают знамения и исцеления телесных страданий для обольщения тех и других, представляя умершего воскресающим и беседующим призрачно с живыми. Демон входит в мертвое человеческое тело и показывает, будто оно двигается, словно воскресшее, по суетной молитве человека-обманщика. И как бы от лица мертвого разговаривает лукавый с обольщаемым человеком, о чем хочет и о чем его спрашивают, сообщая человеческие тайны и слова, как знающий и наблюдающий, когда что-нибудь происходит у людей, посещая их и подслушивая. Но да избавит нас Господь от этого обольщения.
Опять-таки, демоны совершают знамения умножения земных плодов, или их оскудения, движения ветров, дождей, бездождия и засухи; отягощения земли и тому подобного; говорят подобно людям и открывают человеческие мысли и рассуждения, догадываясь о них по внешним телесным признакам, соответствующим тем или иным помыслам, а особенно по лицам, и предсказывают задолго или незадолго. Точно так же могут предсказывать и те, кто внимательно и досконально изучили врачебное искусство. Подобно предсказывают и некоторые сарацины, наверняка узнавая о тех, кто погибнет на войне, по определенным признакам. Также и демоны, вникая в свойства человеческой природы, предвозвещают людскую смерть. Ибо, будучи безплотными духами, они рассматривают человеческие тела, силы, действия, избытки и недостатки тела, жизненных сил и крови, не нуждаясь ни в каком врачебном искусстве. — Угадывают, а не знают заранее, предсказывая смерть; то же можно сказать о волхвах и чревовещателях: ибо демоны, зная то, кто украл и где находится украденное, могут о том рассказать.
…Некоторые иноки-еретики, носящие власяницы, прослышав о святом Пахомии, пришли к нему в монастырь и передали некоторым из братии: «Мы посланы нашим отцом к Великому сказать: если ты в действительности, как я слышал, человек Божий, и Бог тебя слушает, то пойдем и вместе перейдем ногами через реку, чтобы знали все, кто из нас имеет большее дерзновение перед Богом». Когда братия сообщили об этом Великому, то он вознегодовал на братьев и сказал: зачем даже слушать стали такие слова? Разве не знаете, что подобные испытания чужды Бога и далеки от жительства нашего и от православной веры? Даже и здравомыслящие миряне не додумаются до такого. Какой Божественный закон велит нам так делать? Даже наоборот, Спаситель заповедует в Евангелии: «… пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6,3). Нет ничего страшнее того безумия, если бы мы оставили оплакивать свои грехи и перестали бы заботиться о том, как избежать вечных мук, но, младенчествуя умом, обратились бы к подобным испытаниям. Братья спросили: как же этот еретик, чуждый Бога, осмелился призвать тебя к этому? Блаженный им ответил: если бы попустил Бог, то смог бы он, с помощью диявола, перейти через реку, ходя как по суше, для укрепления их нечестивой ереси, посредством такого деяния увлекая обольщенных. Идите и скажите, принесшим эту весть: «Так говорит человек Божий Пахомий: весь подвиг мой и все мое усердие, состоит не в том, чтобы ногами ходить по реке, но в том, чтобы избавиться от осуждения на Божественном Суде, перейти через ту огненную реку, которая потечет пред престолом Христовым, и преодолеть подобные сатанинские действия силой Господней». И заповедал он братии не думать высоко о своих достижениях, и не стремиться видеть видения или демонов, и самим не устраивать подобного, и не искушать Божество такими прошениями, как сказано в Писании: «… не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4,7).
Эту загадку приоткрывает в своем рассуждении свят. Афанасий Александрийский.
Вопросили святого Афанасия Александрийского: «Каким образом еретики часто совершают знамения?»
Ответ. «Это никого не должно удивлять, ибо мы слышали, что Господь сказал: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?!! Тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7, 22-23). Часто причиной чуда бывает не жизнь чудотворящего, а вера приходящих, ибо написано: вера твоя спасла тя есть. Однако следует знать и о том, что иногда находящиеся в зловерии приносят Богу великие труды подвижничества, и в качестве возмездия в нынешнем веке принимают дар исцелений, дабы в будущий век услышать: …ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк.16, 25); а теперь ничем тебе не должны. Смотрите, чтобы не было того же и с православными».
Так говорится о чудотворцах еретиках, утверждающих тем свои ереси, подобно тому, как это бывает и у православных. Но при этом не следует исследовать Божественные суды и попущения, но более опасаться и внимательно себя хранить, доискиваясь правой веры и истинности православия, а также писанного в отеческих преданиях и самих Божественных заповедях, с великим смирением. А тот, кто отступает в вере или в делах, падает в пропасть.
Таковы свидетельства, что среди еретиков встречаются искренние подвижники, которые по разным причинам иногда совершают чудеса. Многие из них были людьми по-своему добродетельными и искренними, однако для спасения всем им, по словам того же прп. Никона, не доставало единственного условия — принадлежности к истинной православной Церкви. Так говорят святые Отцы. Поэтому прежде чем изумляться подвижничеству, чудесам или нравственным добродетелям еретиков, обратим внимание на то, содержат ли они Православную веру.
Чудеса совершаются и неверными
Теперь о самых крайних примерах: оказывается, чудеса происходят даже и в нехристианской среде. Далее, в книге прп. Никона, читаем:
Вопрос святому Анастасию Синаиту: «Какой силой неверные совершают знамения, чудотворения и пророчества?»
Ответ. «Знамения, чудотворения и прорицания часто совершают и недостойные, по какой-нибудь необходимости или Промыслу; как это было с Валаамом и женой-волшебницей. Также Апостолы встретили какого-то неверного, именем Христа изгоняющего демонов; тогда они ему запретили, и рассказали Христу, на что Он ответил: «…не запрещайте ему… ибо кто не против вас, тот за вас» (Мр.9, 39-40). Поэтому если увидишь, что еретики или неверные совершают какое-либо знамение, по некоторому суду Божию, то не удивляйся, и по этой причине не сомневайся в Православной вере. Часто подобные знамения бывают как следствие веры приходящего, а не достоинства того, кто их совершает. Так, не видно, чтобы Иоанн, больший из рожденных женами, совершил какое-либо знамение; тогда как Иуда, так или иначе, совершал, ибо был он вместе с посланными воскрешать мертвых и очищать прокаженных. Поэтому не удивляйся, если видишь кого-нибудь недостойного или зловерного, творящего знамения. Ибо не знамения и пророчества удостоверяют святость православного мужа, но его вера и жизнь. Поскольку часто не только грешники из православных, но также еретики и неверные творили знамения и пророчествовали, по некоторому Промыслу, как мы упоминали, по попущению Бога, что было с Валаамом, Саулом, Навуходоносором и Каиафой: с определенной целью в них действовал Святой Дух притом, что они оставались недостойными и грешниками. Таким образом, грешники и неверные часто совершают знамения и пророчества по неведомому Промыслу, что не является проявлением святости, о которой свидетельствуют только плоды, по словам Господа: от плод их познаете их. На плоды истинно духовного мужа указывает Апостол: плод духовный есть любовь, радость, и мир, и долготерпение, благость, благостыня, вера, кротость, воздержание, — на таковых несть закона, если человек приобретет такие плоды, то независимо от того, совершает он знамения или не совершает, — он свят и друг Божий. Ибо не бывает, чтобы истинный Божий раб остался без духовных дарований: получит ли слово премудрости, или слово познания, веру, или дарование исцелений, или что-либо иное из даров Святого Духа, названных Апостолом. А без таких плодов совершающий знамения или пророчествующий является одним из тех, кто в оный День скажет: «… Господи! Господи!.. Не Твоим ли именем мы многие чудеса творили? И услышат: Аминь, Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие Беззаконие» (ср. Мф.7, 22-23).
У Святых Апостолов. «Не всякий пророчествующий преподобен, и не каждый изгоняющий бесов свят. Ибо пророчествовал Валаам, будучи злочестивым волхвом, и Саул, и Каиафа. Часто вещает и диявол, и сущие с ним бесы. Но это не свидетельствует об искре благочестия. Явно, что нечестивые, если и пророчествуют, то не проявляют этим благочестия, и изгоняющие бесов, по причине их исшествия, не становятся преподобными, но разделят с ними последнюю муку».
Об этом же Златоуст. «Ибо антихрист, который придет по попущению Бога, совершит, посредством прислуживающих ему демонов, многочисленные знамения и ложные чудеса, для погибели неверных и для испытания верных. И ничего удивительного в этом нет, что он призрачно совершит различные знамения при помощи диявола, если известно, что и другие чародеи и волхвы совершали различные чудеса посредством демонов, какими были Ианний и Иамврий, при Моисее, жезлы свои превратившие в змей, воду обратившие в кровь и произведшие многочисленных жаб, наполнивших египетскую землю. Опять-таки, Симон волхв, во времена Апостолов, совершил всевозможные знамения и привидения, заставляя ходить статуи, не сгорал лежа в огне, летал по воздуху и обращал камни в хлеб; превращался в змея и представлялся в виде различных животных; открывал запертые ворота, разрывал железные путы; во время пиров показывал разнообразных идолов: домашние сосуды сами по себе ходили, прислуживая, при отсутствии носящих; заставлял передвигаться тени, выдавая их за души умерших. Помирившись со многими чародеями, которые хотели его обличить, заколол им вола и, угощая их, обложил всевозможными болезнями и демонами. А когда кесарь его преследовал, он в страхе бежал, в своем обличье представив другого».
О подобных явлениях в наше время
Выше были рассмотрены чудеса, являемые через людей далеко неблагочестивого образа жизни, а также представителями инославных и даже языческих сообществ.
Вкратце выскажемся и о следующем явлении сегодняшнего дня: массовые мироточения (и кровотечения) икон (и даже портретов иерархов!), наблюдаемые в неправославных вероисповеданиях.
Напомним, что чудеса Божии даются по Его особому усмотрению и попечению, а также по усиленной молитве человека-праведника, в особых случаях. Господь даровал чудеса для того, чтобы оказать милость человеку, уверить, исправить или утешить его. Когда богобоязненные христиане сподоблялись чудес по милости Божией, они с трепетом приносили Господу благодарность за дарованное благодеяние, присоединяя к этому глубокое покаяние и сознание своего недостоинства.
Нынешние же «серийные» мироточения икон, портретов и даже бумажных календариков у инославных вызывают желание видеть подобное еще и еще, иметь и в своем храме, или даже у себя дома «чудотворный» образ, а результат всего этого — убеждение в «истинности» своей веры, уверенность в том, что «правильно веруем и живем», а на самом деле — конечное обольщение, прелесть.
Такое греховное стремление увидеть чудо, «выпрашивание» его у Бога весьма порицалось свв. Отцами, так как оно есть признак души маловерной и нетвердой, зачастую обольщенной — т.к. считает себя достойной чуда.
Преподобный Исаак Сирин так рассуждает об этом предмете: «Господь во всякое время — близкий заступник к святым Своим, но без нужды не являет силы Своей каким-либо явным делом и знамением чувственным, чтобы заступление Его не сделалось как бы обычным для нас, чтоб мы не утратили должного благоговения к Нему и оно не послужило для нас причиною вреда. Так поступает Он, промышляя о святых: Он попускает им во всяком обстоятельстве явить подвиг, соответствующий силе их, и потрудиться в молитве; вместе с тем показывает им, что ни на час не прекращается Его тайное попечение о них […].
Подобает в скорби просить помощи Божией; без нужды искушать Бога — бедственно. Поистине, неправеден тот, кто желает этого […]. Истинные праведники постоянно помышляют, что они недостойны Бога. Тем, что они признают себя окаянными, не заслуживающими попечения Божия, свидетельствуется их истина» (Слово 36-е).
Нынешнее человеческое общество (маловерное и погруженное в страсти) искушается от лукавого. Падшая человеческая природа весьма впечатляется и пленяется сверхъестественными явлениями. Диявол и преподносит их: для обольщения легкомысленных и слепотствующих умом, тем самым устрояя путь последнему «чудотворцу» — антихристу.
Перед вторым пришествием Христовым, когда Правая Вера, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности, «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. «Вот, Я наперед сказал вам», — говорит Господь (Мф. 24, 24-25). Блаженный Феофилакт поясняет слова Господа: «Когда придет антихрист, будет много лжехристов и лжепророков, которые хитростью диявольской будут представлять перед очами зрителей такие явления, что обольстят некоторых, да и сами праведники, если не будут всегда трезвены, могут обмануться. Я (Господь) вам наперед сказал об этом, и потому вы не будете иметь извинения, ибо можете сохраниться от обольщения».
Как же охранять себя от диявольских ухищрений, представляемых в виде «чудес»?
— Внимательно себя блюсти, храня чистоту Православия.
— Вникать в Божественные заповеди и писания свв. Отцов.
— Не искать чудес и не желать их, а заботиться о спасении души.
— Не исследовать Божественные суды и попущения, по какой причине происходят чудеса у неправо верующих.
Обратим также внимание на духовных мужей, через которых Божий Промысл приводил ко спасению заблудшие и прельщенные души в примерах, приводимых преп. Никоном. Они называются рассудительными, искусными, сведущими (имеющими духовное познание).
Знание церковного Предания, рассудительность и духовная трезвенность должны быть основополагающими и в нашем отношении к чудесам. Духовное же рассуждение рождается от смиренномудрия. «Только тот, кто имеет смирение, может быть признан разумным; не имеющий смирения никогда не стяжает разума» (Прп. Исаак Сирии, Слово 89-е).
Выводы
Постараемся вкратце подытожить содержание цитированных мест из творений преподобного Никона.
- Чудеса, совершаемые грешниками Православного исповедания, не свидетельствуют об их добродетели и святости.
- Чудотворения еретиков вовсе не подтверждают истинности их веры.
- Среди еретиков встречались искренние подвижники, которые старались исполнять заповеди, но при этом были лишены общения с истинной Православной Церковью. Одни из них за труды своего подвижничества получили дар чудотворений, а другие совершали знамения по вере приступающих или по неведомому Промыслу Божию. О тех и других сказано в Евангелии:«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»(Мф.7, 22-23).
- Сами по себе все вообще чудеса не могут служить критерием истины, но приобретают смысл в зависимости от того, кто и зачем их совершает.
- Единственным критерием истины является чистота Православия и соблюдение Божественных заповедей.
- Посредством ложных чудес демоны стараются ввергнуть людей в заблуждение или относительно нравственности, или относительно вероисповедания.
Свидетельство из старообрядческой апологетики
Вдобавок ко всему изложенному интересно процитировать в переводе один из источников старообрядческой апологетики XIX века. К сожалению, отсутствует возможность точного его атрибутирования — это один из гектографов Рогожской библиотеки. На вопрос новообрядческого миссионера, указывающего на чудеса в никонианской церкви, наш полемист отвечает:
— К чудесам и чудотворениям возможно различное отношение: одни им полностью доверяют, и даже считают доказательством православия того общества, в котором они иногда совершаются, а другие — наоборот, никогда не признают их критерием истины. Мы же, при достаточных признаках истинности, чудес отрицать не станем, но и не будем рассматривать их в качестве свидетельства истинности и православия того общества, где бы они ни совершались. Ибо история Церкви показывает, что чудеса иногда происходили также среди людей, которых Православная Церковь считала еретиками и неправомыслящими.
Далее, — всякое произвольное дело подразумевает какую-либо заранее поставленную цель; подобно тому и любое известное чудо должно иметь сознательное и разумное основание — не только видимую, но и действительную необходимость. При этом исцеление человека, страдающего по попущению Промысла Божия, не может быть окончательной целью. Цель всегда обнаруживается в необходимости посредством какого-либо чуда что-нибудь подтвердить или уверить кого-нибудь в истине Божией. Когда еще недостаточно была распространена письменность, или вследствие маловерия, существовала необходимость в сверхъестественных знамениях, подобно тому, как во времена языческой Руси митрополит Михаил поставил в огонь Евангелие, которое не сгорело. «Чудеса бо не только тех ради страждущих, — читаем в недельном Учительном Евангелии, — но много множае зрящих ради и слышащих творяше Христос, да привлекутся тех ради и друзии».
В церковном словаре Петра Алексеева, на слово «чудотворения», прежде всего, приводится 13 глава из Первого послания к коринфянам, которая толкуется следующим образом: на сию главу имеются примечания, что дары чудотворения, по распространении и довольном утверждении Евангельского учения, быть престали. Чудеса прекратились еще до времен Августина, как это видно из его книги «Об истинном благочестии» (глава 25). Они даны были для неверных, а для верных — Писание. Первенствующая Церковь изобиловала чудесами для призвания неверных. А Церковь последних времен, состоящая из верных, более основывается на Писании, нежели на чудесах. Поэтому в настоящее время в чудесах отпала необходимость. Священное Писание и Священное Предание, как живой голос Православной Вселенской Церкви, намного достовернее знамений и чудес: «Паче мертвых востающих, Писания достовернейша суть», — говорит святой Иоанн Златоуст. «Если чудотворец неправо учит, — мы не должны его слушать» (Маргарит, слово 4). Темны и непонятны чудеса, потому что совершали их также и грешники, и еретики, и даже язычники: волхвы творили их и творят. Но в каких случаях, и какой силой чудеса совершаются — это выходит за пределы нашего познания. Так, известно, что некоторые изгоняли бесов, не будучи учениками Христа. Языческие императоры Веспасиан и Адриан, по свидетельству молвы, творили чудеса: исцеляли слепых и больных различными болезнями. Были известны и мнимые чудеса Аполлония Тианского. В книге Никона Черногорца рассказывается о таких ложных чудотворцах, как епископ-еретик, который совершал чудеса; монах-блудник чудодействовал после смерти; другой монах творил чудеса посредством хартии; прелюбодейка, убитая мужем, творила чудеса; еретик-армянин совершал чудеса при жизни и после смерти. И в Прологе на 9 января повествуется о подобном «чудотворце». Также спустя двести лет после отпадения Римо-католической церкви от восточного Православия один католический священник, по имени Фульк, творил чудеса: изгонял демонов, исцелял слепых, немых, глухих, хромых, кому хотел, доставлял благодеяния, а других, кого хотел — наказывал (Робертс, История христианской церкви, 1891 г., стр. 131). Далее, в той же «Истории» говорится и о других чудотворцах католической церкви. Поэтому свидетельствовать Православие Церкви и богоугодность жизни человека одними только чудесами — весьма погрешительно, т.к. противоречит учению св. Церкви.
Заключение
Теперь мы приблизились к важному выводу: если, по словам преподобного Никона, посредством многочисленных ложных чудотворений диявол старается вовлечь легковерных в какое-нибудь заблуждение, нравственное или вероисповедное, то справедливо задаться вопросом: каков общий смысл чудес нашего времени, наблюдаемых одинаково, в самых различных конфессиях и исповеданиях? Не требуется особой проницательности, чтобы заключить, что князь этого мира успешно распространяет очередной миф:
- «Бог есть повсюду», остальное — выдуманные ограничения и условности;
- границы Церкви не объемлются одним Православным исповеданием;
- святые и благодать есть в каждой конфессии;
- добродетели общего характера важнее чистоты Православия;
- важнее всего «общечеловеческие ценности».
Такие взгляды вполне соответствуют духу времени. Здесь мы имеем дело с подменой истинного учения о Церкви — экклезиологической ересью современности. Тем самым, христианство лишается первой заповеди (о любви к Богу; см. Мф. 22, 37-38), становясь всего лишь гуманистическим учением, которое насаждает князь этого века посредством ложных чудес. Несмотря на обилие печатного слова, современный христианин не всегда еще в достаточной степени знаком со Священным Преданием, отчего он часто предается иллюзиям, сводя содержание веры к общим нравственным нормам и «общечеловеческим ценностям». На примере писаний преподобного Никона можно убедиться, что Православное Предание (т.е. Учение св. Церкви), столь неприятное и неизвестное для наших современников, чуждо подобного «гуманизма» и решительно его отвергает.
Эх, а какие ж фрески запорол в колокольне. Было-то — лучше! Стоит только погуглить.
Какой с него епископ? А еще про смирение пишет. Обычный халуй, ради политического приюта в Украине кидал на камеру зигу и оправдывал человеческие убийства. И все это задокументировано на камеру и соц сети.
Это не относится к рассуждениям о чудесах. А рассуждения очень правильные как видится.
Употребляемые в публикациях нашего сайта обозначения священного сана определяются исключительно по самоидентификации и самоназванию. Вопрос действительности иерархий, признания статуса клириков и их сана находится вне нашей компетенции. Сегодня этот вопрос является спорным, дискуссионным и активно обсуждается между старообрядческими и нестарообрядческими деноминациями. В обозримом будущем могут быть приняты самые разные решения по каноническому статусу как целых иерархий, так и отдельных общин и клириков, и редакция сайта «Русская вера» не планирует предвосхищать эти события.
Да какой там «священный сан»? Я себя сейчас провозглашу патриархом российским, оденусь как подобает и вы меня будете именовать патриархом? Пишите на сайте с примерной пометкой «самопровозглашенный епископ..»
Ну тема же старая уже, и опять. А Патриарх Калинин для РПсЦ не самопровозглашенный? А для беспоповцев все поповские епископы и попы не самопровозглашенные?
К счастью у РВ нулевой километр не завязан на какую-то одну старообрядческую конфессию.
В редакцию сайта несколько лет назад приходили просьбы от чад РПСЦ называть иерархию Древлеправославной Архиепископии «самосвятами». Однако как только Архиепископия воссоединилась с РПСЦ эта позиция поменялась. Древлеправославная Архиепископия была признана в РПСЦ и оба согласия вступили в евхаристическое общение. Но представители Русской Древлеправославной Церкви по прежнему именуют Древелеправославную Архиепископию «самосвятами». Также представители Белокриницкой Митрополии РПСЦ именуют Архиепископию «самосвятами».
В подобных ситуациях редакция сайта не собирается следовать за переменчивыми мнениями, которые возникают в тех или иных религиозных объединениях, но именует иерархических лиц так как принято в их согласии.
Возможно потому что нашли и не ищут. Основная тема это спасительность той или иной идеологии согласия. Все на это направлено. Никто анализом не занимается. И конечно каждое согласие — истина в последней инстанции. Но людей судят по плодам их дел.
Касаемо темы статьи. Без голоса с небес, видений и слышанья (голосовых и зрительных галлюцинаций) как то спокойнее, несмотря на то что подобные явления иногда вызывают ажиотаж особенно в душе того кто что то видел или слышал.
По поводу «нулевого километра» его и не должно быть по моему. Все может быть рассмотреннно как члены тела Христова (согласия, церкви…). Тот же ДЦХБИ, то же член. И так же рассматривал разнообразие церквей Фиофилакт Болгарский.
Важно не о чем рассуждают, а кто рассуждает. Но материал интересный.
Важно, кто рассуждает, потому что иногда дальше имени автора лучше не ходить из соображений гигиены, чтобы не подцепить ненароком какую-нибудь духовную заразу. Даже если кому-то другому это показалось интересным…
Есть духовные заразы — это ересь, есть душевные — это уже ближе к душевным болезням. Это лечится. И не заразно за исключением истерии.
Так почти все согласия друг друга костерят, что же теперь, и вовсе не публиковать ничего? Хочется читать браваду — так вон, у каждого согласия есть свой сайт, и не один. «Старообрядческая мысль» тоже браваду любит — взять хоть насчёт Освященного Собора, или насчёт пандемии, ан где теперь та бравада?
С пандемией попы вообще знатно обделались в целом, те которые в противогазах на амвоне обезьянничали или просто считали, что любая бактерия отгоняется кадилом.
кто о чем…
Да как всегда. Обсуждение тем сводится к «а из какой песочницы кто это сказал». Староверы (и не только) закуклены в своих согласиях, не читают и не вдумываются в смыслы часто если они не от своих правильных бородатых пацанов, а от каких-то неправильных. Душная позиция очень. И главное нет у людей никаких противоречий на эти темы, скорее всего потому, что лишний раз не задумываются.
Возможно потому что нашли и не ищут. Основная тема это спасительность той или иной идеологии согласия. Все на это направлено. Никто анализом не занимается. И конечно каждое согласие — истина в последней инстанции. Но людей судят по плодам их дел.
Касаемо темы статьи. Без голоса с небес, видений и слышанья (голосовых и зрительных галлюцинаций) как то спокойнее, несмотря на то что подобные явления иногда вызывают ажиотаж особенно в душе того кто что то видел или слышал.
> Возможно потому что нашли и не ищут.
Скорее не смотрят. Сознательно. Иначе будет некомфортно, придется решать противоречия.
Разобрались единожды где Церковь, присоединились к Ней, избрали себе отца духовного и далее живут христианской жизнью, ради своего спасения, и не считают необходимым тратить время, которого и так не так уж много, на изучение сомнительного творчества сомнительных людей. Примерно так…
«Важно, кто рассуждает, потому что иногда дальше имени автора лучше не ходить из соображений гигиены, чтобы не подцепить ненароком какую-нибудь духовную заразу.»
Елена, Святые Отцы иначе учат.
неужто учат читать и слушать всех подряд, не разбирая, кто говорит и кто пишет — христианин ли, еретик или отступник? Совсем не учат осторожности в духовной жизни? Не учат выбирать себе учителей? Это кто же учит такому, что за отцы, назовите их, пожалуйста.
Вы сказали: «Важно кто рассуждает».
Взирай на слова, а не на говорящего их. Св.Григорий Палама: «Случилось, что некогда Александру, царю Македонскому, внес свой совет один из порабощенных; и царь, правильно поступая, прияв во внимание не положение советовавшего, а – самый совет, усвоил его, а затем, на том основании, что совет был угоден ему, он и самого предложившего его причислил к близким ему людям, и оказывал послушание рабу и простецу царь и владыка его. Ты же, ужели отвергнешь, по любви к тебе высказанное, дружеское и полезное мнение, взирая на непотребство говорящего? – Нет, не поступи так, любимейший и мудрейший господине»
Смешно было Ваши слова читать о духовной заразе… Чем Вас может заразить еп.Алимпий Вербицкий? Заповедями Божиими? Тем, что слушает не себя, и не свое мнение признает истинным, а основывается на вере Святых Отцов? На Предании Церкви, и этому учит?
имен святых отцов, которые якобы учат без разбора внимать всем кому ни попадя, я не дождусь, видимо…
Я же Вам привела цитату о том, что нужно не на автора смотреть, а на слова его. И много Святых об этом говорили.
«После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и вознамерился пойти отсюда в город Едессу, чтобы поселиться там в местном монастыре. Он обратился к Богу с такою молитвою:
— Господи Исусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой, и когда я буду входить в него, пошли мне на встречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священного Писания с пользою для меня.
Когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, раб Божий опечалился и обратился мысленно к Богу:
— Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?
Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с вопросом:
— Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?
Женщина ответила:
— Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят.
Услышав это, Ефрем подивился такому ее ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его.»
Св.Иоанн Златоуст. Маргарит, слово 3-е на иудея: «Егда видим некия от человек истинствующа во всем, и ни в едином же лжуща. Аще и врази будуще суть, и ум имамы. Приемлем яже от них глаголемая».
Вы же, Елена, своим ответом лишь показываете, что не слушаете Святых Отцов.
и где тут святитель Иоанн учит слушать всех без разбора? Рассказ о св.Ефреме вообще не в тему, уж простите
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням.»(2 Тим.4:3)
«Апостол обозначает выражением «будут избирать» беспорядочную толпу учителей, а также и то, что они избираются народом, который будет действовать не по здравому разуму, но будет избирать тех, которые станут поблажать их похотям и только угодное им говорить и делать.» ..Которые льстили бы слуху. То есть желающие всегда слышать приятное, усладительное, ласкающее слух..» Бл.Феофилакт Болгарский
Видите и тут: изберут себе учителей не иначе как прежде узнают то, чему они учат. Не прежде того, как услышат учение их. А значит именно предмет речи и является основой выбора. Помните, как Апостол Павел говорил, что даже если Ангел с неба будет говорить не то, что мы говорим, да будет анафема? А это тоже самое: взгляд на слово, а не на того, кто говорит.
при чём тут «лесть слуху», речь была об элементарной духовной осторожности. Особенно осторожными нужно быть на этом сайте, господа и дамы. Всех благ и спасения
Константин, обратите внимание: «Как моль портит одежду, так клеветничество — душу» (Прп. Ефрем Сирин).
Вся полемика держится на на том что автора называют некоторые «самосвятом», поэтому то что он написал не принимается. Я связался с еп. Алимпием и поговорил с ним. По поводу так называемого «самосвятства» он сказал что напишет.
про самосвята впервые слышу от Вас. Стало быть, не на этом «полемика держится»
evgenia_ вы хорошо обосновали свою позицию.
Благодарю Вас, Сергий!