Сегодня мало кто задумывается о реальных статусах, возможностях и влияниях представителей старообрядчества на общество, экономику и развитие России в целом. При этом среди потомственных старообрядцев было и есть немалое количество выдающихся деятелей науки и культуры мирового уровня. В данной статье речь пойдет о четвёртом чемпионе мира по шахматам Александре Алехине.
***
Весной первого года ХХ века в Париже состоялась Всемирная выставка вековых достижений человечества в технических и гуманитарных областях. Газета «Либертэ» отмечала, что Российские показатели опережали успехи мировой экономики и производства, превосходя все прогнозы: «…чувство удивления и восхищения испытано нами при посещении русского отдела. Промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает…»
За успехи в областях «Воспитание и образование», «Безопасность мастерских», «Регламентация труда», «Попечительские учреждения», а также «Пряжа, ткани и одежда» представители России получили около 2 тысяч наград, в том числе 212 больших призов.
Русские промышленники заботились не только о технических достижениях, но уделяли большое внимание быту. Ни одно предприятие в мире не могло сравниться с Трехгорной мануфактурой в области многолетнего, разностороннего попечения о рабочих. При мануфактуре с 1816 года была устроена школа, с 70-х годов открыта больница, работали амбулатория, родильный приют, богадельня, ремесленные училища, библиотеки, театр.
Русские ткани вызвали большой спрос среди парижских модниц, по качеству они были не хуже европейских, а стоили гораздо дешевле. За техническое оснащение Товариществу была присуждена высшая награда — Гран-при. За постоянную заботу о рабочих, а также по «санитарному делу» Прохоровскому предприятию вручили золотую медаль. Ремесленное училище также удостоилось золотой медали.
Владелец Трехгорной мануфактуры Николай Иванович Прохоров за промышленную деятельность стал кавалером ордена Почетного легиона. (В списке награжденных орденом Почетного легиона участников Всемирной выставки за 1900 год, в Article 1, под № 7.667 значится « Prohoroff (Nicolas) Manufachuriil»).
Спустя несколько десятилетий Европа снова узнала о представителях славного старообрядческого рода Прохоровых. Племянник Николая Ивановича, Александр Алехин, стал чемпионом мира по шахматам и с триумфом приехал в Париж. Но встретили его не ликующие соотечественники, не народные массы понесли его на руках по улицам города, как это было в Аргентине. Только «горстка» приунывших эмигрантов собралась, чтобы отметить его успех и использовать высказывания чемпиона в политических целях…
За десятилетие ситуация в России изменилась катастрофически. Рухнула великая Российская империя, и все ее замечательные достижения «сгорели» в пожарищах гражданской войны.
Увлеченность шахматами оградила Алехина от многих внешних трагедий. Глубину же внутреннего страдания великого сына России трудно осознать! Своим мастерством мечтал он служить родному Отечеству. И не смог. Великие сыны остались без матери — родной земли! Но в изгнании, вдали от любимой родины Александр Алехин вывел Россию на новый высочайший уровень мировой славы. Жители «просвещенной Европы», представлявшие русского Ивана простаком в шапке ушанке с водкой и балалайкой в руке, увидели неожиданный, потрясающий образ просвещенного, высокообразованного гражданина России. Непревзойденный творческий интеллект Алехина, жизнь на грани постоянного самопожертвования, горячая бескорыстная любовь к Родине потрясли воображение людей всего мира. И до сих пор мы переживаем восхищение и сострадание, знакомясь с биографией нашего великого соотечественника. Победили «революционные массы», но представитель дореволюционного российского аристократизма ушел из жизни непобежденным.
Корни
В 1920 году, накануне отъезда из России, Александр Алехин сделал последнюю фотографию на родине. Мы видим на снимке, что он стоит у старинного особняка, в котором жили его родственники. Как интеллигент, дворянин, старообрядец, шахматист глубоко переживал трагедию революции. Но ни он, ни многочисленные представители рода Прохоровых не спешили покинуть Советскую Россию. Некоторые оставались трудиться на производстве, старались служить Отечеству при любых условиях.
Алехин тоже долгие годы искал возможность быть полезным своей стране. Закончил киношколу, работал на киностудии, в уголовном розыске, помогал в создании шахматного клуба и организации соревнований. Но судьба его сложилась трагическим образом. Оставив родину, он никогда уже больше не вернулся домой. Его «землей» стала шахматная доска. Все свои силы и таланты отдавал Александр Алехин борьбе за первенство России в интеллектуальной сфере. Он не просто побеждал спортивных соперников. Каждое его достижение, каждая победа имели образное, символическое значение. Не ради личной славы сражался на шахматных полях Алехин, а в поисках предела возможностей человеческого интеллекта, в творческом искании одаренной до безграничности русской души.
К делу, которое поручил Господь, Алехин, как и его предки — староверы, относился ответственно. В противовес западному крылу христианства — протестантам, православные люди считали богатство и положение в обществе не заслугой, «божьей меткой избранности», а своеобразным служением, поприщем для бескорыстного подвига. Один из прадедов Алехина Т. В. Прохоров написал в ХIХ веке обширный труд «О богатении», в котором рассуждал, что излишки необходимо употреблять на помощь обездоленным, помогая духовно-нравственному совершенствованию людей.
К работе, труду староверы относились серьезно и ревностно, как к исполнению религиозных обрядов, что придавало их жизни регламентированность, упорядоченность, почти несвойственную остальной части населения. Жесткие ограничения, отказ от роскоши, почти аскетический быт позволяли предпринимателям-старообрядцам увеличивать капиталы. «Все для дела — ничего для себя», — говорил основатель династии Рябушинских. Неудивительно, что к началу ХХ века именно купцы-старообрядцы формировали экономику Российской империи.
Василий Иванович Прохоров завещал своим сыновьям:
«Живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении»
Потомки унаследовали основополагающие черты характера своего родителя: религиозность, глубокую христианскую нравственность и способность к восприятию нового. Представители рода совершенствовались сами и заботились о просвещении рабочих. Образованные люди того времени отмечали обширные познания Т. В. Прохорова, его интеллект. Многие учащиеся прохоровской школы стали высокооплачиваемыми мастерами, фабрикантами и коммерсантами, открыли собственное дело. В 1820 году при фабрике был создан рабочий театр. Т. В. Прохоров своей жизнью показал, каким образом можно сочетать занятия частного гражданина со служением ближнему, «как во благе общественном полагать и обретать благо собственное», проповедуя необходимость благотворительности, утешения несчастных и их духовно-нравственного развития. Для многих купцов и промышленников России забота о благе простого народа была нравственно-этической нормой бытия.
Закономерно, что именно потомок замечательного старообрядческого рода достиг наивысших результатов в интеллектуальной игре. Александр Алехин буквально с молоком матери воспринял любовь к просвещению, благородное бескорыстное служение Отечеству. Именно в родовых корнях первого русского чемпиона по шахматам следует видеть всю силу и крепость непревзойденного таланта Александра Алехина.
Сам он писал:
«Цель человеческой жизни и смысл счастья заключаются в том, чтобы дать максимум того, что человек может дать. И так как я, так сказать, бессознательно почувствовал, что наибольших достижений я могу добиться в шахматах, — я стал шахматным маэстро».
Шахматы в России
Издревле на Руси в шахматы играли представители самых разных сословий — и дворяне, и мещане, и ремесленники. Существует мнение, что сам Иван Грозный любил эту игру, хотя в «Стоглаве» прописаны запреты на «увлечения зернью», которые специалистами признаются подобием шахмат.
В 1581 году польский пастор Пауль Одерборн, изучавший нашу страну, писал:
«Русские, или московиты, с большим искусством играют в шахматы… в этой игре они действительно настолько искусны, что я не знаю, есть ли какой-нибудь другой народ, который мог бы с ними сравниться».
Петр I во время военных походов возил с собой специальный портативный набор с мягкими шахматницами, изготовленными из кожи.
Английский путешественник ХVIII века Уильям Кокс поражался тому, что «шахматы настолько популярны в России, что во время нашего пребывания в Москве, мне почти не приходилось бывать в обществе, где бы гости не были заняты этим развлечением». Игра находила почитателей, как среди знати, так и среди простых горожан.
В XIX веке московские шахматисты часто собирались за специальными столиками в ресторанах и кофейнях. Там они общались и разыгрывали многочисленные партии между собой. В 1877 году был основан Московский шахматный кружок. На рубеже XIX-XX веков в городе стали регулярно проводиться шахматные турниры. В русскую столицу не раз приезжали с гастрольными выступлениями известные зарубежные шахматисты. В 1896-97 гг. в Москве состоялся матч-реванш на первенство мира между Эм. Ласкером и В. Стейницем. Почти каждый год город посещал основоположник отечественной шахматной школы М. Чигорин, активно сотрудничавший с Московским шахматным кружком. В 1881 году при журнале «Зритель» был создан шахматный отдел, а годом позже появился «Шахматный журнал» — первое специализированное издание, посвященное древней игре.
Начало биографии
Александр Алехин родился в разгар «шахматной эпохи» 19 (31) октября 1892 года. Его отец, Александр Иванович Алехин (1856-1917), занимал высокий пост в «Товариществе Прохоровской Трёхгорной Мануфактуры». В 1904 году он стал предводителем дворянства Землянского уезда, затем — Воронежской губернии, в 1912 году — депутатом четвёртой Государственной Думы от октябристов. Мать, Анисья Ивановна (1861-1915), дочь фабриканта Ивана Прохорова, была сестрой «того самого» Николая Ивановича, получившего орден на выставке в Париже.
Игра в шахматы была любима многими представителями семьи Прохоровых. Именно мать будущего чемпиона, Анисья Ивановна, сама неплохо игравшая в шахматы, привила любовь к этой игре и детям, что предопределило судьбу ее сыновей. С семи лет Саша начал играть в шахматы. Он был третьим ребёнком в семье. Его старший брат Алексей (1888-1939) в дальнейшем тоже стал шахматистом.
Детство Александра Алехина прошло в Москве. В 1901 году он поступил в престижную гимназию, основанную педагогом Львом Поливановым. Учась в гимназии, он показывал результаты намного выше, чем сверстники. Но многие преподаватели отмечали его необыкновенную рассеянность. Однажды на вопрос учителя математики во время контрольной работы: «Ну что, Алехин, решили?», — он рассеянно ответил: «Да, я жертвую коня, и белые выигрывают».
В 12 лет шахматы полностью завладели мальчиком и стали делом его жизни. Юный шахматист начал свою карьеру, принимая участие в турнирах по переписке. Александр с достоинством пережил череду первых неудач и горьких поражений от более опытных соперников. Он старался всего добиться своим умом и железной волей.
«…Я лично многим, очень многим обязан игре по переписке, — говорил шахматист. — Еще в ранней юности она выработала во мне вдумчивое и бережное отношение к каждому ходу, научила ценить ход… Решающее значение я придаю критическому освоению классического наследия и, в первую очередь, творчества Чигорина, которого я считаю исключительно интересным и глубоким шахматистом; его мысли всегда свежи, самобытны и достойны тщательного изучения… Других надежных путей повышения квалификации я, пожалуй, не знаю».
Благодаря систематической работе над собой и тщательному анализу каждой сыгранной партии Алехин выработал свой особенный творческий стиль игры. Обладая абсолютным комбинационным даром, он успешно дебютировал в 1908 году на одном из побочных турниров. «Юный маэстро» играет в свое удовольствие и часто проигрывает, но обращает на себя внимание знаменитых шахматистов интересными партиями.
Сильное впечатление произвели на Алехина гастроли американского маэстро Гарри Пильсбери, посетившего Москву в 1902 году. Пильсбери провёл в шахматном клубе сеанс одновременной игры вслепую на 22 досках, причём Алексей Алехин сыграл с ним вничью.
Первую турнирную победу он одержал в гамбитном турнире по переписке, организованном журналом «Шахматное обозрение» в 1905-1906 годах. В 1907 году Александр, ещё гимназист, в первый раз сыграл в турнире любителей в Московском шахматном кружке. В 1909 году шестнадцатилетний Алехин стал пятым на чемпионате Москвы и занял первое место на Всероссийском турнире любителей, приуроченном к Международному шахматному конгрессу памяти Чигорина, за что получил дорогую вазу, изготовленную на Императорском фарфоровом заводе, и звание «Маэстро».
Алехин вошёл в число сильнейших шахматистов мира перед Первой мировой войной, заняв третье место на петербургском турнире 1914 года, уступив только Э. Ласкеру и Х. Капабланке.
В 1921 году покинул Россию и переехал на постоянное место жительство во Францию, гражданином которой стал в 1925 году.
В 1927 году Алехин выиграл матч за звание чемпиона мира у считавшегося непобедимым Хосе Рауля Капабланки и затем в течение нескольких лет доминировал в соревнованиях, выигрывая крупнейшие турниры своего времени с большим преимуществом над соперниками.
Дважды (в 1929 и 1933 годах) Алехин защитил титул в матчах против Ефима Боголюбова, в 1935 году он проиграл матч Максу Эйве, но через два года победил в матче-реванше и удерживал звание чемпиона мира до самой смерти.
Воспоминания об Алехине
Алехин был чрезвычайно разносторонним шахматистом. Аналитик, исследователь, литератор, игрок исключительной практической силы, Алехин считается одним из сильнейших чемпионов мира всех времен. Русский чемпион играл против лучших шахматистов своего времени невероятно красиво. Везде, где происходила «красота», это была целенаправленная подводка, специфическая подготовительная игра, а не ловля соперника «на комбинацию». Этим его партии и нравились — последовательностью, чёткостью, как бы на одном дыхании.
Роберт Фишер в 1964 году писал:
«Его стиль подходил ему, но вряд ли подошёл бы кому-то ещё. Его замыслы были громадны, полны странных и беспримерных идей… Алехин был первым, кто интуитивно сочетал в своей игре три фактора: материал, время (темп) и качество позиции, мог оценить, какой из факторов важнее в данный момент, и, исходя из этого, пожертвовать чем-то, чтобы усилить другой компонент…».
Каспаров называл Алехина «пионером универсального стиля игры, основанного на тесной взаимосвязке стратегических и тактических мотивов. Частым приёмом в игре Алехина была жертва пешки за инициативу».
Любопытно, что сам Алехин относил шахматную игру к искусству, а партии считал произведением с двумя авторами. При этом статистка говорит о том, что Алёхин не только побеждал красиво, но и делал это чаще других чемпионов мира! Его процент выигранных партий самый высокий — 58%, а на 2-3-4 местах по показателям В. Стейниц, Эм. Ласкер и Р. Фишер!
X.К. Баранова в 1918-1920 гг. писала: «Алехин как-то легко относился к своим первым призам. Не спортивный успех интересовал его тогда, чувствовалось, что его интересы выше, кругозор шире. Отмечу две черты характера Алехина… Во-первых, он с равным вниманием и корректностью относился к любому партнеру и всегда готов был терпеливо разъяснять ошибки и показывать глубокие варианты шахматистам любой силы. Мы не чувствовали в нем ни высокомерия, ни невнимательности, и всегда получали исчерпывающие ответы на любые вопросы.
Во-вторых, Алехин пытался извлечь пользу из любой, даже блицпартии. Он давал нам несколько очков вперед, что мы называли «духовной форой», но избегал давать вперед пешку или фигуру.
И в легких партиях с первокатегорниками Алехин, очевидно, проверял интересующие его варианты. Удивительное впечатление производил показ Алехиным той или иной комбинации из партий блицтурнира. Он немедленно запоминал все, достойное внимания.
Алехин был очень приветливым человеком, без тени гроссмейстерской важности, самовлюбленности. Он охотно играл легкие партии с шахматистами, заведомо уступавшими ему в силе, рассматривал и анализировал партии и отдельные позиции, показывал свои».
С. Шишко опубликовал в журнале «Шахматы в СССР», № 6 за 1955 год «Воспоминания об Алехине»:
«Он показывал не только мастерскую игру, но и образцовое спортивное поведение за шахматной доской… В его игре… поражала неисчерпаемая фантазия! Это особенно чувствовалось в концах партий.
Он имел привычку хмурить брови, пряча под ними свой взгляд, проникновенный, уверенный. Его небольшие светло-голубые глаза глядели пытливо и зорко… Алехин был скуп на слова, замкнут и нелюдим. Держался просто и с достоинством…»
На вопрос о значении теории шахмат Алехин высказался так:
«Нет сомнения, теория значительно расширяет опыт в условиях самостоятельной работы. Однако верить ей слепо и полагаться исключительно на нее не рекомендую: теория далеко не безошибочна и не всеобъемлюща. Надо стараться, чтобы теория шахмат не мешала мыслить самостоятельно…»
По воспоминаниям Алехин был разносторонне образованным человеком, обаятельным собеседником. Он следил за новинками литературы, владел иностранными языками, знал русских и западных классиков, любил театр, кино.
Александр Александрович имел юридическое образование: закончил Императорское училище правоведения 16 мая 1914 года с чином IX класса — титулярный советник и был причислен к министерству юстиции. Он хорошо знал юриспруденцию, историю, литературу, свободно и занимательно говорил на эти и другие темы, но особенно преображался, когда речь заходила о шахматах. В 1921 году Александр Александрович Алехин работал в Москве, занимая должность следователя Центрального следственно-розыскного Главного управления милиции, выполнял обязанности следователя дежурной части, находившейся в Гнездниковском переулке.
К исполнению служебных обязанностей Алехин относился весьма добросовестно, был скромен, тактичен, вежлив. Присущая ему удивительная память подчас помогала его коллегам распутать то или иное уголовное дело. Алехин помнил по учетным альбомам, доставшимся от царской сыскной полиции, сведения о многих преступниках, хотя сам их лично никогда не видел. Бесценным для милиции оказался и дар Алехина-полиглота. Знания иностранных языков он использовал при работе с документами и литературой, а также на совещаниях, митингах. Хорошая языковая практика и отменная работоспособность позволили Александру Александровичу совмещать работу в Центророзыске с исполнением обязанностей переводчика Коминтерна. Он был зачислен с 15 марта 1920 года по 2 апреля 1921 года в организационно-информационный отдел этого учреждения.
За какое бы дело Алехин ни брался, он относился к нему с предельной серьезностью и добросовестностью. Александр не умел работать наполовину, с прохладцей. Он верил в победный итог своих усилий и стремился к нему, не щадя сил.
Алехин был волевым человеком. Еще в гимназические годы он должен был перенести операцию аппендицита, считавшуюся в то время очень тяжелой. Алехин был встревожен, но усилием воли сумел скрыть свое волнение. В 1919 году в одном из турниров на частной квартире он играл, несмотря на сильную зубную боль. «Только один я могу играть партию с такой страшной болью», — отметил Алехин.
Во время решающего матча на звание чемпиона мира с Х. Капабланкой у Алехина началось воспаление надкостницы.
Французский комментатор не жалел эпитетов:
«Невероятно! Удивительно! Меньше чем неделю назад доктору Александру Алехину удалили шесть зубов — его буквально вынесли из Шахматного клуба Аргентины — и какую блестящую игру он демонстрирует в 11-й партии! Он атакует кубинца уже в дебюте, создает для соперника безвыходное положение в эндшпиле и — вуаля — сравнивает счет в партиях! А ведь многие считали, что операция окончательно подкосит моральный дух доктора Алехина, который прежде уступал в счете Капабланке».
Общий счёт оказался +6 −3 = 25 в пользу претендента. Последняя, тридцать четвёртая, партия была отложена в ладейном эндшпиле, где Алехин имел две лишние пешки. Капабланка не явился на доигрывание, прислав письмо, в котором объявлял о сдаче партии и поздравлял Алехина с победой в матче. После объявления нового чемпиона мира восторженная толпа донесла Алехина до отеля на руках.
Шахматы многое дали Александру Алехину в самом широком жизненном понимании. «Посредством шахмат я воспитал свой характер, — писал Алехин. — Шахматы прежде всего учат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни».
День рождения А.А. Алехина по новому стилю 1 ноября 1892 года. Дата выбита на памятнике в Париже. Фотографию памятника крупным планом можно увидеть в следующей статье об А.А. Алехине этого же автора.