В Большом зале Библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино состоялся фестиваль русского джаза «Ростовское действие». Открывая мероприятие, выступил его продюсер, глава Всемирного Союза староверов Леонид Севастьянов. Интересно, что мероприятие прошло в канун четырехлетия со дня регистрации Союза в Министерстве юстиции РФ 25 июля 2019 года.
Леонид Севастьянов поблагодарил министерство культуры РФ за прямую трансляцию фестиваля на официальном сайте ведомства. Также слова благодарности прозвучали в адрес Библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, которая предоставила великолепный зал для мероприятия.
Л. Севастьянов отметил, что фестиваль называется «Ростовское действие» неслучайно, поскольку такое название носит первая русская опера, поставленная в 1702 году. Это событие стало отправной точкой появления и развитие русской оперы, которая в скором времени приобрела огромное значение во всей мировой культуре. Что касается джаза, то он, несмотря на то, что зародился в Америке и Европе, тоже давно стал русским явлением.
Главная задача этого фестиваля — направлять джаз в сторону популяризации русской культуры и русского образа мысли.
Затем выступил ведущий мероприятия, саксофонист, режиссер, поэт Алексей Круглов. Он напомнил, что в этом году исполняется 100 лет русскому джазу. По его мнению, за этот период русские и советские исполнители и композиторы этого жанра неоднократно обращались к богатейшему наследию русской музыкальной культуры. Сегодня слушателям представлены разнообразные примеры этого культурного пласта:
«Вы услышите, насколько музыка Чайковского, Мусоргского, Стравинского и других классиков влияла на отечественный джаз. Я, например, являюсь учеником знаменитого советского и российского джазмена, композитора, педагога Юрия Маркина, и вы услышите, насколько сильно влияла на него музыка классических русских композиторов».
Круглов также рассказал, что не только отечественные, но и западные джазовые музыканты преклонялись перед русской классикой.
Так, известный американский джазовый саксофонист и композитор, один из основателей стиля бибоп Чарли Паркер был поклонником Игоря Стравинского.
Как-то раз Стравинский пришел на концерт Чарли Паркера. Когда последнему доложили, что в зале находится великий русский композитор, то саксофонист во время своего выступления, в дань уважения, исполнил большой фрагмент произведения Стравинского «Жар-Птица».
Таким образом, на фестивале зрителю впервые был представлен не просто джаз, а русский компонент в джазе. На сцену вышли участники фильма «Лучший джасс — русский», посвященного столетию российского джаза. Многие отечественные джазмены опираются в своем творчестве на богатый материал русских композиторов различных эпох, органично продолжая идеи выдающихся композиторов в импровизационном поле. Российский джаз во все времена был открыт разнообразию форм и направлений, черпал свои идеи как в академической музыке, так и в фольклоре и смежных видах искусств, в частности, в театральной области, поэзии.
В этот раз четыре коллектива представили свои оригинальные программы, каждая из которых имеет свою особую принадлежность к русской культуре.
В первом отделении выступил дуэт одного из лидеров нового джаза и перформативной сцены в России Алексея Круглова и ведущей отечественной джазовой певицы, яркой пианистки Карины Кожевниковой. Музыканты исполнили программу на основе произведений русских композиторов в джазовой обработке. Прозвучала музыка Петра Чайковского, композиторов «Могучей кучки», Игоря Стравинского.
Затем на сцену вышла уникальная народная певица и исполнитель Таисия Краснопевцева. Вместе со своим трио, в которое входят виолончелисты Андрей Березин и Ярослав Сродных, они исполнили старинные русские песни, духовные стихи, задорные частушки и деревенские романсы.
Во втором отделении выступил коллектив известных московских музыкантов — Анны Чекасиной и Андрея Разина. Анна — выдающаяся скрипачка и вокалистка, ярчайший представитель новой волны перформеров в России. Андрей Разин — пианист, композитор, член Союза Композиторов России. Дуэт сыграл музыку из своих разных программ, которые они называют «мини-спектаклями». В этот раз прицел их исполнительской методики был направлен в сторону выдающихся композиторов XX века — Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева.
Анна Чекасина рассказала о своем музыкальном подходе, в котором сочетаются разные исполнительские приемы, под общим названием «Диверсия в…». Эта особая методика музыкального переосмысления, сатирического вторжения, гротескового исполнения классической музыки, в данном случае Рахманинова и Прокофьева. Кстати, по мнению Чекасиной, если бы Прокофьев жил в наши дни, то был бы крутым джазменом, свободным исполнителем с авангардной мыслью.
В последнем отделении выступил ансамбль «Круглый Бенд» под управлением Алексея Круглова. В программе квартета — музыка легендарных отечественных джазменов и композиторов — Андрея Товмасяна, Юрия Саульского, Юрия Маркина, Игоря Широкова, Алексея Козлова.
В завершение фестиваля певицы Екатерина Светина, Светлана Касьян исполнили песню Арно Бабаджаняна на стихи Андрея Вознесенского «Верните мне музыку».
После завершения концертной программы зрители посмотрели фильм Светланы Касьян «Лучший джасс — русский».
Документальный фильм «Лучший джасс — русский», посвященный 100-летию джаза в России, рассказывает о зарождении этой музыки, о ее развитии и становлении в нашей стране, о взаимопроникновении культур и влиянии русского авангарда начала XX века на американский джаз, о серьезном и курьезном в джазовом сообществе.
Задаваясь подчас классическими «русскими» философскими вопросами, авторы рассматривают джаз не только как культурную прививку века XX, но и как устоявшееся явление русской культуры.
Герои фильма — первопроходцы и корифеи российского джаза, философы и искусствоведы, историки джаза и музыканты — Алексей Козлов, Владимир Мартынов, Вячеслав Гайворонский, Алексей Круглов, Владимир Голоухов, Михаил Сапожников, Андрей Разин, Анна Королева, Андрей Соловьев, Леонид и Петр Лундстремы и многие другие. В роли ведущей — оперная певица Светлана Касьян.
Авторы сценария — Александр Соколов, Владимир Асмирко.
Режиссер и оператор-постановщик — Владимир Асмирко.
Звукорежиссер — Владимир Поляков.
Генеральный продюсер — Леонид Севастьянов.
Комментариев пока нет