От редакции:
6 февраля в Москве состоялось заседание круглого стола на котором обсуждалось создание Всероссийского общественного старообрядческого движения. Одним из её инициаторов выступил председатель Совета РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия», заместитель председателя Общественной палаты Бурятии Сергей Петров. Одним из его предложений стало создание партии или общественно-политического движения, которые бы выражали интересы всех старообрядческих согласий. В своем обращении к участникам конференции Сергей Петров перечислил обстоятельства современной общественной жизни, которые, по его мнению, должны подтолкнуть российское старообрядчество к созданию своего политического движения партии. Сегодня мы публикуем выступление Сергея Петрова, посвященное этой идее.
О необходимости создания Всероссийской общественной организации старообрядцев для оказания действенной поддержки по возрождению и сохранению старой православной веры в современной России
Старообрядчество — единственная реальная сила, которая из последних сил продолжает проводить огромную, невидимую для большинства людей работу в интересах России, хотя само находится в тяжелом положении. Скажите, какая на сегодняшний день политическая партия, или общественное Движение, или сила действует во властных структурах России в интересах старообрядчества? Как и я, вы все знаете — никакая, и никто интересы старообрядцев ни в регионах, ни на общероссийском уровне не отстаивает и тем более не решает.
Может, наши старообрядческие проблемные вопросы сами решаются? Тоже нет. Они уже давно наболели и превратились в угрозу под названием деградация и ассимиляция. В наше время в целом по России мы также наблюдаем тяжелую ситуацию: падение нравственности, высокий рост детской преступности, социальная напряженность в обществе и многие другие серьезные проблемы. Все это результат оскудения у людей любви к ближнему и веры в Бога. Здесь отчетливо видна прямая связь между современным состоянием старообрядчества и состоянием России. От состояния старообрядчества напрямую зависит состояние России в целом.
Нам нужно решать наши вопросы самим. И в первую очередь необходимо создание Всероссийского общественного движения старообрядцев. Это одно из главных направлений, по которому возможно и необходимо защищать интересы старообрядчества. Все знают, что главные интересы старообрядцев — это вера в Бога и сохранение христианского образа жизни. Если мы сейчас это не сделаем, все наши проблемы останутся нашим детям и внукам. Рано или поздно кому-то придется это делать.
Нам необходимо защитить и сохранить свою старую православную веру — другого пути нет, он единственный; по нему шел страдалец протопоп Аввакум со своей семьей в Забайкалье, где потерял двух сыновей, после чего в Пустозерске его сожгли. По нему же шли под конвоем наши предки в ссылку, на каторгу, в тюрьму, на казнь. Старообрядцы вот уже 350 лет отстаивают отеческую веру на родной земле в неимоверно сложных условиях. Наши благочестивые предки со своей задачей справились — сохранили старую православную веру для нас.
Сейчас настал наш черед решать проблемы старообрядчества. На каждом из нас сейчас лежит эта ответственность, и с нас Господом спросится. Пока благоприятное время, нет прямых гонений на старообрядчество, поэтому предосудительно проводить это время без пользы делу. Хотя нам и досталось истерзанное воинствующим атеизмом наследство, его нужно восстанавливать. Или пусть наши дети и внуки этим займутся? Вопрос стоит именно так.
Если оставить им это тяжелое наследство, то им будет еще сложнее, чем нам. Ведь связь с нашими дедами и прадедами уже настолько тонка, что наши дети и внуки совсем забудут свой путь и будут плутать по чужим проселочным дорогам, не имея ничего своего, как мы это наблюдаем у никониан.
Я приведу пример региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия». Когда ее создавали в 2007 г., были такие, кто говорил: «Не надо в название организации писать «семейские», нельзя создавать только сугубо семейскую национально-культурную организацию, нужно общую для всех, чтобы всем помогать и всех объединить». Но я убедил тогда, рассказав, что у всех уже есть свои общественные организации, которые их объединяют в национально-культурном плане. Есть Всебурятская ассоциация развития культуры, национальная автономия татар Бурятии, польское общество, немецкое общество, еврейское, киргизское, — есть все, кроме нас. Они себе уже давно помогают на государственном уровне. Давайте мы, семейские-старообрядцы, себе поможем, ведь нам никто почему-то не помогает. Да никто и не обязан помогать, и в этом даже не надо никого винить, потому что у каждого народа своих проблем не меньше, чем у нас. По прошествии семи лет уже видно, что я оказался прав.
РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» создана с целью объединения всех старообрядческих групп и организаций Бурятии, но только в национально-культурном плане. В совет Общества входят представители всех старообрядческих церквей в Бурятии. Также в планы входило создание Всероссийского русского национально-культурного объединения старообрядцев, но в России почему-то больше нет старообрядческих национально-культурных организаций, и поэтому это пока невозможно, хотя за границей наши одноверцы имеют огромный накопленный положительный опыт в этом вопросе. В Румынии очень успешно действует Община русских-липован Румынии (ОРЛР), представитель которой, Мирон Игнат, является депутатом Румынского Парламента, идентичные организации есть в Прибалтике, Польше, Украине. В России, кстати, имеется хорошая законодательная база, по которой можно получать финансовую поддержку для национально-культурных организаций, но пока государственной поддержкой по России пользуются все национальности, кроме русских староверов.
В мае 2013 г. для общественных организаций Бурятии были выборы в созданную Общественную Палату Республики Бурятия. Прошли представители от 4 национально-культурных центров: буряты, эвенки, татары и мы, семейские. Это объективно отражает национальную ситуацию в республике. И еще показательно тем, что на выборные процессы можно влиять, когда есть соответствующие обстоятельства. Плохо то, что от семейских общественных организаций я прошел только один. Некоторые были не уверены в успехе по причинам современного состояния демократического общества и протекционизма властных структур, но более не верили в себя, т.е. в старообрядчество, поэтому не стали участвовать в выборах. Было много кандидатов из семейских, но шли они от разного рода общественных организаций и представляли интересы тех организаций. Соответственно, они сыграли роль массовки — разменной монеты. В основном прошли люди, которые пользуются поддержкой определенных групп населения.
Интересно наблюдать, как представители отдельных организаций, победившие на выборах, будучи семейскими, хотя и относятся к нашим вопросам с сочувствием, но отстаивают все-таки интересы организаций, от которых они прошли в Общественную Палату Республики Бурятия. Порой эти интересы пересекаются с нашими и возникает конкуренция из ничего, что очень печально. В принципе удивляться не стоит — такая же ситуация и с депутатами Народного Хурала Республики Бурятия. Приличное количество депутатов имеют старообрядческие корни, но в первую очередь решают вопросы своих политических партий. Поэтому семейские при численности в 200 тыс. человек, что более 20% от общего числа всего населения Бурятии, при определенных успехах все-таки находятся в плачевном состоянии, как и все старообрядчество в России.
Победа на выборах в Общественную Палату Республики Бурятия представителя от РОО «Общества культуры семейских Республики Бурятия» предала вес Обществу и в целом семейским. Члены Палаты доверили пост заместителя председателя Общественной Палаты Республики Бурятия представителю семейских. Официальный представитель от общественной организации семейских, естественно, обязан отстаивать интересы, в первую очередь, семейских, а потом все остальные.
Во всех регионах России — где-то больше, где-то меньше, но во всех без исключения — живут старообрядцы и их потомки. В России, по оценке ученых и старообрядческих общин, насчитывается порядка 10 млн. потомков староверов, из которых 2 млн. человек посещают старообрядческие церкви. В Бурятии 200 тыс. семейских, и только примерно 20 тыс. человек ходят в церковь. Ситуация, с одной стороны, печальная, но если посмотреть оптимистично? Ведь 200 тыс. человек в Бурятии пока еще себя считают семейскими, хотя многие уже не понимают, что такое старая православная вера.
Я разговаривал со староверами Москвы, Нижнего Новгорода, Ижевска, Новосибирска — все говорят о необходимости сохранения старообрядчества и пеняют на плохую помощь властей. По непонятным причинам вопрос создания Всероссийского общественного старообрядческого движения, отстаивающего интересы старообрядцев, напрямую не ставится, но он уже назрел, и его необходимо решать.
После царского Указа 1905 г. старообрядцы с целью развития и преемственности древлеправославия создали большое количество христианских братств и различного рода общественных организаций. Постоянно стали проводить церковные соборы и съезды мирян. И таких примеров можно привести множество. Наши предки не сидели и не ждали помощи из ниоткуда, а шли во власть и сами с успехом решали стоящие вопросы перед старообрядчеством.
События в Кирове по возвращению старообрядческой церкви, в которой до сих пор находится детская филармония, говорят о том, что о старообрядчестве уже забыли и нас воспринимают на уровне маргиналов. Я читал отзывы на статьи в интернете, типа «сектанты выгоняют детей на улицу», «кто такие эти староверы — это те, которые родноверы?». Этим было убито правое дело возвращения церкви. Создание Движения эти вопросы отметет. Людям придется заинтересоваться и узнать правду, кто такие старообрядцы, и что они еще, оказывается, живы, и не только живы, а открыто хотят защитить свои права.
Еще один серьезный вопрос: нужен лидер или хотя бы на первом этапе Председатель оргкомитета в Москве или недалеко от Москвы. Вообще нужны заинтересованные люди в этом вопросе в каждом регионе. Мы понимаем, что Бурятия находится далеко от Москвы, а основные оргвопросы нужно решать в Москве.
В современном мире в России у старообрядцев действительно не хватает общественных площадок, за советский и постсоветский периоды всё староверие как-то свелось исключительно к религиозной стороне жизни.
Сейчас пришло время, создались определенные предпосылки, и нельзя медлить. При помощи Всероссийского общественного старообрядческого движения мы консолидируем разрозненные силы старообрядчества, что необходимо сделать во благо нашей Родины — России. Наши предки создали Россию, наш долг ее сохранить и сделать процветающей для наших потомков. Это никто в России, кроме нас, староверов, не сделает, просто больше некому и по большому счету никому не нужно. Сейчас Россия находится на распутье, запущен огромный механизм, работающий не на созидание, а на разрушение России. Да, у старообрядчества мало осталось силенок, с каждым днем их становится еще меньше, но у врага рода человеческого времени тоже мало, и он слабее нас, защитников Святой Руси. С нами Бог! «Претерпевший до конца спасется» — боровшийся до конца победит. Чем раньше мы это поймем, тем лучше будет для нас.
С.П. Петров, председатель совета региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия».
А чем реально славен сей муж? или попытка пробиться к кормушке, использую незанятую нишу?