Современные отечественные идеологи до сих пор ломают копья в поисках русской идеи, ищут для страны опору на собственные силы. А ведь такой идеей может стать феномен старообрядчества. Тем более, что сотни тысяч староверов никуда не делись — они и сейчас живут в разных уголках России, оставаясь ревнителями древнего благочестия с XVII века.
В 2022 году исполняется 85 лет со дня смерти поэта С. А. Клычкова. Имя народного поэта и прозаика со старообрядческими корнями Сергея Антоновича Клычкова малоизвестно широкому кругу читателей. Для староверов же Сергей Клычков наряду с поэтом-песенником «избяного рая» Николаем Клюевым является одним из величайших авторов начала XX в. Вклад Клычкова в старообрядческое культурное наследие огромен.
Коломна — город в Московской области, административный центр Коломенского района (в состав которого не входит), единственный населённый пункт городского округа Коломна. Этот город — один из древнейших и красивейших в Подмосковье, крупный промышленный центр и транспортный узел, речной порт на Оке. По странному стечению обстоятельств в советские годы Коломна не попала в традиционное Золотое кольцо России.
Когда мы пытаемся соединить понятия «изобретение» и «Россия», в памяти, скорее всего, всплывают моменты величайшей славы русской космонавтики: первый искусственный спутник Земли, первая пилотируемая станция. Но немногие смогут назвать какое-то еще научное изобретение России, хотя они есть в самых разных областях. Испанский писатель Педро Гаргантилья предлагает свой список изобретений русских.
Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Предлагаем вниманию читателей продолжение репортажа из старинного Суздаля.
160 лет назад, в феврале 1862 года, от имени Московского Духовного совета старообрядческой Архиепископии было опубликовано «Окружное послание», вызывавшее известные нестроения в старообрядчестве. 28 июля в Архиве Российской академии наук (г. Москва) прошел международный круглый стол «Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии: к 160-летию издания „Окружного послания“».
Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Наш репортаж из старинного Суздаля.
Муром — один из центров иконописи и книжности Древней Руси. Именно такое название носит не так давно открытая одна из экспозиций историко-художественного музея Мурома. В ткань истории славного града Мурома неотделимо вплетены церковные предания, легенды, сказания. Славен Муром великими чудотворцами и историей книжности XIV–XVII веков. Множество икон разных святых, особенно местных, созданных в Муроме, с их необычайно протяженными житийными циклами из немалого количества клейм, объясняется местной литературной традицией. Представляем уникальные фотографии нескольких десятков икон.
Далеко не все старообрядцы знают, что до церковного раскола на богослужениях звучало несколько иное пение, нежели в современных храмах РПСЦ и РДЦ. Хомовое пение — это редкое культурное явление, знакомое беспоповцам и немногочисленным знатокам древнерусской музыки.
Любому старообрядцу известен указ «Об укреплении начал веротерпимости», изданный 17 апреля 1905 года, который даровал религиозные свободы староверам и другим подданным Российской империи. Однако мало кто помнит, что первые послабления старообрядцам были разработаны во второй половине XIX века. 3 мая 1883 г., накануне своей коронации, Александр III подписал указ «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб».