Братие и сестры, православные христиане! «Приспе время, духовных подвиг начало», — сподобились услышать мы призыв церковный к Великому Посту. Снова пришло время дать Богу «десятину всего лета» — Великий Пост. И Господь в своем Евангелии говорит нам:
Егда же поститеся, не будите яко же лицемере сетующе, помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящееся. Аминь, глаголю вам, яко воспримут мзду свою.
Подумайте, для Кого и для чего мы постимся: для Бога или для людей, окружающих нас? — Если для Бога, то «ты же постяся, помажи главу свою, и лице твое умый, яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, иже в тайне». Вот как нам предлагает Господь поститься. C Радостью и Чистотою!
Святой Василий Великий в своих беседах о посте так говорит:
Поэтому не помрачай лица. Каков ты сам в себе, таким и кажись. Не притворяйся сетующим, уловляя себе наружностью славу, что ты воздержен. Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою; нет выгоды и от поста, о котором всем разглашают. Что делается напоказ, то не приносит плода, который бы соблюдался до будущего века, но ограничивается людскою похвалой. Потому со светлым лицом притекай к дару поста.
И далее он же пишет:
Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк соуз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судех и сварех поститеся. Не ешь ты мясо, но поядаешь брата. Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид.
Радостными и чистыми мы должны приносить Богу плод нашего покаяния — пост. Неспроста ведь народ христианский называет сегодняшний день Чистым понедельником. Но чистота телесная должна нам напоминать о чистоте духовной. И если тела наши должны быть чистыми, как перед молитвой дома, и особенно в храмах Божиих, то души наши мы должны тем более очищать покаянием, молитвами и постом. Пост не должен быть просто переменой пищи. То мы ели мясное и молочное, то сейчас мы едим растительную пищу. Нет, даже перемена пищи должна нам напоминать о необходимости что-то переменить в наших душах, хоть немного, но исправить их, повернуть их с помощью воздержания к Свету жизни нашей — Христу.
К сожалению, не у каждого из нас есть крепость духовная на строгое соблюдение поста, и даже когда мы постимся, позволяем себе потрафлять нашим слабостям и лености. И тут приведу слова святого Иоанна Златоуста:
Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни…
И далее он же пишет:
Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, — здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, — пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост — такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста из-за слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред.
Вот слагаемые нашего постного пути к Пасхе Христовой: прощение и примирение, воздержание, чистота душевная и телесная, милостыня и молитва, и даже просто чтение Святого Писания.
И чем мы более потрудимся украсить наш пост этими добродетелями, тем светлее нам покажет Господь Свое Воскресение. Сподоби, Господи, нам всем поклонитися святым Твоим Страстем и славному Воскресению!
Хорошая статья.
Да, у о.Глеба есть все зачатки к тому, чтобы писать достойные статьи. Хорошо, что он не останавливается, а совершенствуется в этом. Я думаю, что (с Божией помощью) он может развить у себя эту способность.