15 ноября совершается память преподобного отца нашего Спиридона Потемкина, архимандрита Покровскаго монастыря, древлецерковнаго благочестия исповедника. Имя Спиридона Потемкина не настолько широко известно, как имена протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, епископа Павла Коломенского и других. Однако преподобный Спиридон оставил полезные нам богословские труды, направленные на защиту древлего благочестия.
Полемист и защитник православия от юности своея
Архимандрит Спиридон Потемкин (во святом крещении Симеон) был выходцем из высших кругов боярской аристократии Московского государства. Происходил он из рода Потемкиных (знаменитый Потемкин, князь Таврический, ему был правнуком).
Родился Симеон в конце XVI столетия в Смоленске, входившем тогда в состав Речи Посполитой. С детства он много времени проводил за чтением богодухновенных книг, избегал праздности, не употреблял хмельных напитков. Симеон являлся, безусловно, одним из самых начитанных и грамотных русских людей своего века. Известно, что он получил многостороннее образование: в совершенстве владел польским, немецким, латинским, греческим и еврейским языками. Неоднократно он принимал участие в публичных прениях о вере с униатами и католиками. Стяжал славу непобедимого полемиста и защитника Православия.
Вот как характеризует Симеона в «Послании сыну Максиму» диакон Феодор, впоследствии пострадавший за древлее благочестие: «Бысть убо старец честен, и боголюбив зело и премудр, и писанию святых книг искусен вельми бе, умея бо сам греческий и латинский язык до конца, и польский, и ученый бе человек, и вся дни живота своего над книгами просидел… по старом благочестии церковном велик поборник был зело, и на всех еретиков и отступников правыя нашея веры, паче же на римляня, и на унеяти, яко лев рыкая, и в Польше тамо тех еретиков многих препрев и посрамив, и вси езуиты и кардиналы римские бояхуся его, не могущее противитися глаголом его». Симеон приходился дядей боярина и окольничего Феодора Михайловича Ртищева (1626-1673 гг.), любимца и доверенного лица царя Алексея Михайловича (1629-1676 гг.).
Иноческий постриг в Москве. Архимандрит Покровского монастыря
Авторитет Симеона, как исповедника русской веры и обличителя латинства, был чрезвычайно велик, а потому и неудивительно, что после освобождения Смоленска русскими войсками 16 сентября 1654 года он был взят на архимандрию в Покровском монастыре. Симеон принял постриг с именем Спиридон и вскоре стал архимандритом монастыря. Тем временем в Смоленске свирепствовал мор.
Видя введение патриархом Никоном новшеств в Русской Православной Церкви, инок Спиридон сокрушённо восклицал: «О, лютое время… разлучают нас со Христом!»
Богословские труды в защиту древлего благочестия
В 1656-1658 годы Спиридон составил «Книгу о правой вере», состоящую из 11 «слов» — глав. Книга эта была ответом на «Скрижали» Никона. Некоторые «слова» из «Книги» Спиридона Поткекина содержат явную полемику с сочинениями никоновского сборника, так, например, в 11‑м «слове» книги Потемкина имеется прямая авторская ссылка на «Скрижаль». Эти «Слова» как отдельные сочинения имели широкое хождение в списках и стали первыми богословскими и полемическими ответами в защиту древлего благочестия.
Вскоре архимандрит Спиридон написал книгу «Слово на еретики», которая содержала глубоко продуманный и обстоятельный взгляд на церковное предание. По мнению Спиридона, Церковь Христова «не требует никакого исправления того ради, что она погрешити не может, не может поползнутися от догмат святых ни во едином слове, ни во псалмех, ни во ирмосех, ни во обычаях и нравах писаных и держимых — все бо святая суть и держание не пресечется ни на един час». Архимандрит Спиридон говорил о незыблемости литургических текстов и священнодействий, которые древнерусские церковные деятели, почитали за вехи к царству Божьему, которое временно во время евхаристии осуществляется в церкви, говорил о неприкосновенности всех песнопений, обрядов, обычаев Православия.
Когда архимандриту Спиридону предложили кафедру новгородского митрополита, он решительно заявил:
Лучше бо аз на виселицу пойду с радостию, нежели на митрополию на новые книги. Кая ми будет польза в том? Не хощу человеком угождати тленным.
Исправления патриарха Никона Спиридон называл «уготовлением пути антихристу. По его мнению, седмиглавый змий «ныне творит брань» с чадами церкви, «да устелет путь гладок своему Антихристу сыну погибели»; каждый, «преступивый едино слово от учения Христова», отпадает от Христа и «подает руки своя лжехристу, грядущему сыну погибели». Особенно же ополчался Спиридон против исправления Никоном текста Символа веры. Все такие отступления «ухитри враг поставити, яко да вси отступающии от веры погибнут в непрощенном нечастии, сиречь в хулении Пресвятого Животворящего Духа, Господа Истинного». Далее он приводит мысль, что антихристу должно предшествовать великое отступление от веры.
Горе не брегущим во прелестех, яже строит сатана прежде пришествия антихристова, и чающим, яко не насеяше прелестей в мире антихрист приидет, яко от самого антихриста прелесть начнется. А сего не внимают, яко пришествие антихристово будет по действу сатанину, той строит ему путь гладкий.
Архимандрит Спиридон перед своей кончиной предрек собор 1666-1667 гг.
Спиридона посещали в монастыре и протопоп Аввакум, и диакон Феодор, и инок Авраамий, также и другие ревнители древлего благочестия.
Архимандрит Спиридон просил царя созвать всероссийский собор на никоновскую ересь, но Алексей Михайлович не внял его просьбе. Имея дар пророчества, Спиридон предрек: «Братие, не будет у них собора, дондеже Спиридон жив; егда же изволит Бог скончатися ми, по смерти моей воскипит у них собор скоро». Спиридон мирно преставился ко Господу 15 (н. ст.) ноября 1665 года в келье Покровского монастыря. Московский собор, который окончательно порвал с церковной стариной, состоялся в предсказанный 1666 год.
Память преподобному отцу нашему Спиридону Потемкину приходится на день его преставления 15 (н. ст.) ноября.
Комментариев пока нет