В Москве в музее-заповеднике «Коломенское» 7 и 8 июня пройдет четвертый международный исторический фестиваль «Времена и эпохи». В его рамках развернется небывалая ранее ярмарка, где представят первый русский синематограф, журналистское бюро, подпольную типографию, модные ателье и салоны. Можно будет увидеть старинные автомобили и мотоциклы, сделать фотографию или заказать портрет в стиле начала века, попробовать силы в русской борьбе на «Турнире Ивана Поддубного» или своими руками создать сувенир в виде предмета быта.
В рамках проекта также пройдёт запуск воздушных змеев и фестиваль клубники. На военной площадке развернутся военные лагеря европейских армий и пройдут целые серии сражений, реконструирующие баталии разных лет Первой мировой войны. О проекте «Времена и эпохи», а также о предстоящем фестивале 2014/1914 рассказывает организатор агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко.
Идея этого проекта зародилась в 2011 году. Тогда на Московской международной ярмарке путешествий MITF мы познакомились с представителем Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы Сергеем Павловичем Шпилько. Комитет загорелся идеей большого городского фестиваля, который бы привлекал большое количество людей. И неплохо, если бы этот фестиваль был связан с исторической реконструкцией. Во-первых, поскольку движение реконструкции сейчас очень популярно, а во-вторых, потому что ни в одном мегаполисе нет такого крупного исторического фестиваля, и это было бы его конкурентным преимуществом. Буквально за два-три месяца нам удалось с нуля сделать отличный фестиваль. И в итоге было решено запустить его в ежегодную серию. Финансировался он изначально заказчиком — Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы.
Проект фестиваля включен в государственную программу г. Москвы по развитию индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 гг. Впоследствии финансирование проекта расширялось, и у нас появились такие отличные партнеры, как Министерство культуры и Военно-историческое общество, а также частные спонсоры.
Власти к нашему фестивалю относятся сугубо позитивно, ведь, по сути, это была их инициатива. На мероприятии с неофициальным визитом были и мэр г. Москвы, и министр культуры. Мы очень рады, что наш фестиваль не воспринимается как протокольный. Показательно здесь как раз то, что многие представители властей приезжают на него не с сугубо официальным визитом, а со своей семьей, чтобы просто хорошо провести время.
С одной стороны, да, любой желающий может подать заявку, и если он соответствует нашим требованиям с точки зрения историчности, то эта заявка будет удовлетворена. С этой точки зрения фестиваль абсолютно открытый для участия. Но, с другой стороны, требования к участникам достаточно серьезные. Они должны продемонстрировать высокое качество реконструкции. Для этого, собственно, и служат заявки и сопровождающие их фотографии. Как правило, высокий уровень реконструкции выдают участники, которые занимаются ей уже не первый год. Соответственно, мы уже, так или иначе, знаем наших потенциальных участников и неоднократно с ними пересекались на разных проектах. Но, в то же время, на фестивали попадает какое-то количество абсолютно новых для нас людей, которые, загоревшись идеей участия в фестивале, занялись реконструкцией и отлично подготовились.
Да, конечно, это международный фестиваль, который собирает участников со всего мира.
Да, есть. Люди регулярно звонят, пишут, подходят на выставках и во время фестивалей. С теми из них, чьи интересы лежат в сфере наших компетенций, мы начинаем общаться напрямую. Остальных мы направляем в клубы наших друзей.
Реконструкция — это очень глубокое, разностороннее хобби, которое вовлекает очень разных людей. Степень погружения в это хобби у всех людей разная. Что такое реконструкция и чем она может быть? Ну, во-первых, реконструкция — это исследование. Человек интересуется прошлым и хочет узнать о нем что-то новое, погружаясь в исследование. И, как правило, чем больше он узнает, тем больше и скрупулезнее хочет дальше этим заниматься.
С другой стороны, реконструкция — это во многом спорт: историческое фехтование, конный спорт и прочее. Историческая реконструкция — это еще и творчество: участие в танцевальных и музыкальных коллективах и мастер-классах. Реконструкция кроме прочего — это ремесло: создание копий, реплик или авторских изделий по мотивам каких-то исторических находок. То есть одно слово реконструкция включает в себя целый букет весьма разнообразных возможностей. Поэтому практически каждый человек может найти здесь что-то интересное для себя лично.
Прежде всего, причина в том, что у нас был Советский Союз, и Первая мировая война там была в тени Революции и Гражданской войны. То есть в официальной историографии она рассматривалась как некий пролог к ним. Это означает, что про Первую мировую как таковую не снимали фильмы, о ней мало писали в художественно-публицистической литературе. Поэтому обывателю, простому человеку, далекому от чисто исторических исследований, она была мало известна. В течение последних десятилетий эта ситуация понемногу исправлялась, и о Первой мировой стали больше говорить.
Но, с другой стороны, прошло уже сто лет, и в нашей стране были и до сих пор происходят более актуальные события. И, естественно, если война в культурно-медийном пространстве не раскручена и нет каких-то памятных дат, юбилеев, то интерес к ней расти не будет.
В России это не самая распространенная эпоха, и реконструкторов, занимающихся Первой мировой, относительно немного по вышеуказанным причинам. Ведь, как правило, люди приходят в реконструкцию той или иной эпохи под впечатлениями и эмоциями, вызванными от увиденного или прочитанного. То есть, выходит фильм про мушкетеров — и мальчишки во дворах начинают играть в мушкетеров, выходит про ковбоев — начинают играть в ковбоев. В реконструкцию, по большому счету, приходят те же самые мальчишки и девчонки под впечатлением от каких-то образов, которые они в детстве увидели. Они их заинтриговали и впоследствии вовлекли в изучение той или иной эпохи. Соответственно, если Первую мировую мало снимают и мало показывают, то и приток реконструкторов в эту эпоху будет небольшим.
А вот за рубежом реконструкторов Первой мировой войны много. В Европе эта война воспринимается как ключевое событие, которое очень сильно изменило историческую реальность. Если для России переломным событием, ключевым в исторической памяти народа является Великая отечественная война, то для Европы это как раз Первая Мировая. Именно она психологически сильно изменила Европу. Поэтому в литературе, в кино и других видах искусства к этой теме там возвращаются намного чаще. Соответственно и в реконструкторских клубах она представлена намного богаче.
Беседовала Марина Волоскова
Комментариев пока нет