10 февраля не стало Александра Пушкина. Вы думаете, убили русского поэта? Нет! Убили родоначальника Русского Слова. Ведь согласно современной теоретической концепции культуры речи А.С. Пушкин сумел на основе народного языка создать в своем творчестве такой язык, который был принят в качестве образца литературного. В знаменитой речи на открытие памятника поэту в Москве в 1880 году И.С. Тургенев сказал, что Пушкин первый «водрузил могучей рукою знамя поэзии глубоко в русскую землю». Тургенев, создавший гимн русскому языку, запечатленный белым стихом, который мы наизусть заучивали в школе, советовал друзьям и знакомым перечитывать Пушкина чаще. В одном из его писем есть такие строки: «Читайте, читайте Пушкина: это самая полезная, самая здоровая пища для нашего брата, литератора». А еще Иван Сергеевич признавался, что когда его мучила хандра, стоило ему прочесть десять стихотворений Пушкина, и дурное настроение как рукой снимало. Но то — Тургенев. А мы?..
С возрастом начинаешь все чаще возвращаться мысленно то к одним, то к другим строкам Пушкина, которые подходят к жизненному моменту. Сегодня грустно, что не стало поэта, и рефреном в голове крутится:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь не видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Помним ли мы близость часа? Читаешь канон Ангелу Хранителю и вздрагиваешь каждый раз от этих строк: «Ум и смысл, и слово, дар Божии приях, яко да познав Дателя, делы почту добрыми. Аз же дар страстьми обесчестив, Спасу досадих, Владычице спаси мя». Умирал Пушкин тяжко, страдая от смертельной раны, — дали время на покаяние и завершение дел земных. Видно, недаром поэт переложил в стихи молитву Ефрема Сирина:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Помню, студенткой, разглядывая родовое древо Пушкина, была поражена, что в какой-то N-ой степени родства в генеалогическом древе поэта есть веточка, которая тянется к боярыне Морозовой. Как?! Поэт с явными признаками негроидной расы во внешности имеет дальней родственницей староверку Морозову с немецкими корнями? Судьбы русские, лихие и непредсказуемые! Боярыня Морозова — духовная дочь Аввакума, еще одного родоначальника Русского Слова.
Житие протопопа Аввакума вдохновило писателя Юрия Нагибина на рассказ «Огненный протопоп». Это далеко не бесстрастное переложение Жития. Устами писателя дается довольно резкая оценка происходящему:
Нет, не нрав свой потешить хотели великий царь и пес его лютый Пашков, когда ждали — Большой со вздохами и стенаниями, Малый с кровавой бешеной слезой — его, Аввакума, мольбы о пощаде. Был он им что рыбья кость в горле — стала поперек, колет и глотать мешает. Не давал он им Русь поглотить. И веры в себя лишал. У них и войско, и оружие… а у него только слово. А что такое слово — звук, дуновение, а вот поди ж ты!..
Именно от Аввакума, от его огненной смерти Нагибин ведет начало русской литературы:
Опахнуло протопопа, рассеяло дым на мгновение, и в тонком золотом лучике, пронизавшем тьму грядущего, узрел он тех, кто через века подхватит его слово и подвиг. И сразу радостно затосковал о них Аввакум <…> С этого пустозерского пламени возжегся костер великой русской прозы.
А великой русской поэзии — с Пушкина. И, если вдуматься, то вся наша духовность, вся необъяснимость русской души крутится вокруг Слова…
он пошел убить человека. а светская рифма уничтожила молитвенный слог.
" А.С. Пушкин сумел на основе народного языка создать в своем творчестве такой язык, который был принят в качестве образца литературного."
Это какого такого "народного языка"? Старославянский- народный язык?
"И, если вдуматься, то вся наша духовность, вся необъяснимость русской души крутится вокруг Слова…"
Это правда, только вокруг разных "слов" можно крутиться. Христиане стараются вращаться вокруг Бога Слова, а стихоплеты вокруг Пушкин-слова. А вообще фраза какая-то непонятная: вокруг какого слова, что еще за "необъяснимость русской души", что значит "если вдуматься"-во что вдуматься?
Нашли кого сравнить:))) Пушкина и святого. Пушкин погиб как настоящий нигер- в перестрелке.. За прелюбодейку был застрелен, а Аввакум за Христа принял мученическую смерть.
И вообще, автору известен к примеру так называемый "донжуанский список Пушкина"? Прелюбодей и извращенец, идол мира сего ныне возносится и верующими как какой-то идеал. Идеал только чего, того каким нужно быть баболюбом и извратителем (а по современному реформатором) старославянского языка? Так вы уж тогда определитесь кого во святых- Пушкина или Кирилла и Мефодия!
Кирилл и Мефодий уничтожили древний ведический славянский язык и положили "рабскую христианскую религию" на свободных славян, которые брали Царь-град! Это все философия, надо реально на вещи смотреть. А Дантес — убийца, все было заказано. Если бы Пушкин прожил еще хотя бы столько же — может Русский мир был бы еще шире и мощнее. Все, что поддерживает и укрепляет русский мир, должно быть превознесено (иначе в глобальном мире все народы стираются в биомассу, планктон-потребителей). И пофиг что Пушкин имеет нерусские корни, по сути он более русский чем мы. А няня Пушкина вложила в него много из древней мудрости которую Пушкин смог изложить в своих сказках и т.д.
Фигура Пушкин с нравственной точки зрения действительнго уязвима, и творческое его наследие не богато, однако, его влияние на русскую литературу и русский язык огромно.
С нравственно т.з. можно найти много упреков, но Пушкин грандиозен с точки зрения человеческом личности. Очень хорошо об этом сказал советский поэт Николай Доризо:
"Всё в нем Россия обрела —
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, –
Всё в нем Россия обрела.
Мороз и солнце…
Строчка — ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
Всё в нем Россия обрела —
Своей красы любую малость,
И в нём увидела себя,
И в нём собой залюбовалась.
И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония — суть мирозданья,
Лишь он один её постиг!
Всё в нем Россия обрела,
Не только лишь его бессмертье, —
Есенина через столетье,
Чья грусть по-пушкински светла.
Всё в нем Россия обрела —
Свою и молодость, и зрелость,
Бунтарскую лихую смелость,
Ту, что веками в ней жила, —
Всё в нем Россия обрела.
И никогда ей так не пелось!"
Николай Доризо, из трагедии «Третья дуэль»
"Поэт с явными признаками негроидной расы" — сколько можно повторять вздор про Пушкина-негра? Вы его прижизненные портреты видели, описание внешности читали? посмертную маску видели? где там негроидные черты? Абрам Ганнибал тянул максимум на араба
да хоть еврей, все равно как нигер погиб :) а так, сути дела это не меняет.
Сергей! я работала в музее Пушкина, видела прижизненные порттреты и посмертную маску. Поэтому, говоря про "негроидные черты" знаю, о чем говорю!
Ганнибал не был негроидом, он был ближневосточного типа. И это 1/16 крови АСП. А Вы уверены, что хорошо знаете именно расово-антропологическую сторону дела? какие наследственные признаки в его внешности Вы считаете негроидными? какого цвета были глаза у Пушкина, к примеру?