Сегодня ни одна экскурсия по центру столицы не обходится без посещения Палат Аверкия Кириллова и храма Николы Чудотворца на Берсеневке. «Перед вами — одно из чудес древней Москвы, благодаря которому она по сей день зовется Белокаменной и Златоглавой» — эта фраза стала уже литературным штампом для гидов по Замоскворечью.
Но сегодня, когда паломники и туристы любуются великолепием этого шедевра русских зодчих, трудно поверить, что еще в 1991 году, когда весь храмовый комплекс, вместе с Набережными палатами, передали Русской Православной Церкви, без боли и слез нельзя было созерцать то, во что в безбожное советское время был превращен этот памятник архитектуры, охраняемый законом.
«Как после бомбежки», — так в двух словах передал свои впечатления от увиденной картины игумен Кирилл (Сахаров), насельник Данилова монастыря и выпускник исторического факультета МГПИ, которого Промысел Божий поставил возрождать эту святыню в историческом сердце Москвы. «Огромное здание Набережных палат было в ужасном состоянии — без окон и дверей, без крыши, в стенах большие трещины — как будто после бомбежки. Долго ходил я кругами вокруг него, не зная, как к нему приступить. Потом прорвало — с группой прихожан за пару часов мы заделали все оконные проемы. Успех окрылил. И мы начали постепенно осваивать здание».
Сегодняшнее благолепие храмового комплекса на Берсеневке — это подвиг веры всей церковной общины, которая в тяжелейших социально-экономических условиях, когда распалось огромное государство, и народ массово обнищал, когда не хватало элементарного, при явной помощи благодати Божией, сумела восстановить древнюю святыню. И не только восстановить, но и стать одним из центров духовно-патриотического возрождения России.
«Храм в идеальном состоянии и внешне, и внутри. Он один из самых красивейших в столице. Все, что здесь видите, образно говоря, кровью и потом нам далось, — продолжает о. Кирилл, — тем не менее, будем скромны и самокритичны. Положа руку на сердце, могу сказать — моя заслуга в этом минимальна. Слава Богу, мир не без добрых людей! Десятки прихожан бескорыстно трудились, помогали возрождению и сельских храмов, откликались на общественно значимые проблемы, переживали за православных Украины и Сербии, противодействовали глобализации. 30 лет срок немалый, все что сделано — сделано с помощью Божией, предстательством Пресвятой Богородицы и покровителей нашего святого храма — святителя Николы, преподобного Феодосия, всех угодников Божиих, которые почивают здесь мощами, есть намоленные образы, были мироточения. Поэтому, «не нам, не нам, а имени Твоему, Господи, да будет слава!»
Из воспоминаний игумена Кирилла: «В конце 1991 года мы вместе с членами братства „Всех святых, в земле Русской просиявших“ начали совершать молебны на территории храма. Сам храм пребывал в жутком запустении: в алтаре центрального придела находился отдел парковой культуры, в правом алтаре — во имя Феодосия Великого — архив, а в левом, Никольском — туалет. Мерзость запустения, одним словом, поначалу я даже не мог представить, с чего начать».
В январе 1992 года учредили церковную общину, а уже в мае, на престольный праздник святителя Николы, была отслужена первая всенощная и обедница, прошел крестный ход. Богослужения совершали без сокращений, хор пел древним знаменным распевом. Духовный подъем у всех, несмотря на жуткую картину запустения, был необычайный. В июне указом Патриарха Алексия II священноинока Кирилла (Сахарова) назначили настоятелем Никольского храма на Берсеневке, с оставлением его в числе братии Свято-Данилова монастыря. Уже в феврале 1993 года состоялось малое освящение престола Святой Живоначальной Троицы. В течение года сломали перегородки, настелили черновой пол. Во время этих работ был вскрыт мраморный иконостас придела Феодосия Великого, замаскированный под стену чьими-то заботливыми руками. Для малого освящения придела, которое состоялось 10 декабря 1994 года, был приглашен архиепископ Солнечногорский Сергий. Он же 16 августа 1996 года освятил позолоченные восьмиконечные кресты, установленные затем на куполах храма. А в декабре того же года игумен Кирилл совершил малое освящение Никольского придела.
Накануне Пасхи 1997 года, в Великую субботу 26 апреля, следуя благочестивой традиции, приход посетил Святейший Патриарх Алексий II и по достоинству оценил труды общины по восстановлению храма. Вслед за этим визитом в мае того же года полихромная покраска храма была отмечена Дипломом Правительства Москвы.
А на юбилейные торжества по поводу 2000-летия Рождества Христова и начала Новой эры в жизни человечества произошло еще одно знаковое событие — в экспозиции Оружейной Палаты Московского Кремля обнаружили напрестольный крест Аверкия Кириллова, строителя Никольской церкви на Берсеневке, который хранится там как образец ювелирного искусства древности. Это событие было воспринято церковной общиной как знак и благословение свыше, и сегодня игумен Кирилл благословляет всех прихожан и паломников копией этой древнерусской святыни.
Из воспоминаний игумена Кирилла: «С большим энтузиазмом я приступил к возрождению Берсеневского храма, изначально поставив во главу угла богослужебную жизнь и общинное строительство. Община создана как единая духовная семья, где все молятся друг за друга, помогают друг другу и могут рассчитывать на поддержку настоятеля. Как-то сразу мы стали практиковать службы по старому обряду и знаменное пение. Эти службы открыли нам большой мир древнерусского благочестия и приносили глубокое духовное удовлетворение. Одним из направлений деятельности общины являются миссионерские поездки. Сначала в Воронежскую область, где дан толчок к возрождению 12-ти храмов и установлено 13 поклонных крестов, потом — в Подмосковье, а ныне — в Тверскую область, на родину одного из духоносных наставников нашего времени игумена Никона (Воробьева), где усилиями членов нашей общины возрождена литургическая жизнь в нескольких храмах».
В 2011 году в Великую субботу храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской Православной Церкви, поскольку это, во-первых, сохраняет связь с нашим древним преданием, а во-вторых — «есть люди, которые сегодня именно через этот древний обряд находят путь ко Христу».
Когда случайный прохожий попадает под своды нашего храма, у него возникает недоумение, вопросы: многие прихожане в косоворотках и сарафанах, подручники и лестовки, паникадила со свечами и необычные головные уборы у священства — такое впечатление, что попал в Московскую Русь XV века и стоишь среди бояр Великого князя, и только поминовение в молитвах Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси возвращает сознание в нашу историческую реальность.
В Помяннике почетных попечителей храма насчитывается более 50 имен. За этими скупыми строками кроется титанический труд, живой подвиг веры многих и многих членов церковной общины в деле возрождения древнерусской святыни на Берсеневке — реставрации, росписи, золоте на куполах… Очень многие внесли свою лепту. Глядя на иконостасы во всех трех приделах, на канонические иконы, сразу вспоминается Татьяна Косолапова, упокоившаяся несколько лет назад, — более 150 икон она написала для нашего храма благотворительно.
Юрий Григорьевич Самусенко, поздравивший общину с юбилеем от актива Союза Православных братств, отметил благолепие службы. Вспомнил 1998 год, когда в нашем храме мироточила икона царя-мученика Николая, «народ тысячами шел сюда, чудеса совершались». Юрий Григорьевич заметил, что храм и внутренне, и внешне тогда и сейчас —это разительная разница. «На улице грязь, слякоть. А в храме чисто, подсвечники тщательно начищены — горят, как будто их только что привезли из Софрино. Празднично, благолепно. Чувствуется дух единения. Сегодня читали слова апостола Павла о любви: „многие подвиги совершу и буду знать тайны Божии, многое сделаю, и тело свое отдам на сожжение, а любви иметь не буду — тогда я медь звенящая и кимвал бряцающий и нет мне в том никакой пользы“. Бог есть любовь, и все, что совершается, имеет смысл, только если совершается с любовью. Чувствуется, что в этом плане берсеневская община на правильном пути».
Память прп. Феодосия Великого всегда приходится на попразднество праздника Богоявления. Переплетается приход Господа на Иордан и приход на Иордан преподобного Феодосия. И это видится как целостная история. Этот праздник, можно сказать, является индивидуальным праздником общины — в Никольском храме на Берсеневке единственный в России придел, посвященный этому святому. На праздничное богослужение были многие приглашены. Мы ожидали большего количества священников, как это обычно бывает у нас в престольные дни, многие собирались быть, но накануне вышла рекомендация Патриархии, что в связи с осложнением эпид. обстановки соборное служение нужно ограничить. За все будем благодарить — пусть малым числом, но собор состоялся.
Священноинок Сергий (Гапонов) в течение ряда лет нес послушание старшего уставщика в нашем храме, затем диакона. Сейчас он служит настоятелем в единоверческом храме в Нижегородской области. Очень был рад много лет спустя вновь войти в родной храм, увидеть лица людей, которые стали для него дорогими. О. Сергий поделился воспоминаниями о том, как он впервые пришел на Берсеневку, как его сначала смутило, «сильно испугало» длинное истовое богослужение с наонным пением. Но это и сильно повлияло на него. Первую службу Рожества Христова служили в Троицком приделе — Никольский и Феодосиевский приделы еще не были разобраны. Трапеза проходила в проходе трапезной части. О. Сергий смеется: «Света не было, о. Кирилл сидел во главе стола. Перед ним стояла тарелка с, как мне тогда показалось, нарезанными кусочками сала. Я смотрю и внутренне осуждаю — монах, а сало ест. Я даже позвал трапезника, говорю ему, что, наверное, игумен от усталости не понял, что он сало ест. Трапезник был очень удивлен, пока не понял, что я в темноте кусочки кальмара за сало принял». О. Сергий тепло поздравил общину и настоятеля, которому сердечно благодарен, в частности, за то, что благодаря ему он стал диаконом. О. Сергий отметил, что платформа закладывается в душе человека и остается на всю жизнь, и вот такой серьезной и основательной платформой стала для него именно Берсеневка.
О. Андрей Фастов также несколько лет трудился в нашем храме в качестве ризничего. Теперь он клирик в храме Покрова в Рубцово. Регулярно бывает на наших торжествах. О. Андрей заметил, что когда о. Кирилл посещает храм Покрова, он делится своими наблюдениями, они всегда очень конструктивные, точные, поскольку взгляд со стороны не замылен и может четко определить все и положительные стороны, и отрицательны моменты. Что исправилось, чего не хватает, что можно было бы улучшить. «Мы всегда благодарны ему за эти замечания. Нужная и полезная информация способствует улучшению всех сторон церковной жизни и отдельно взятого прихода, и всего единоверия. Несмотря на изменчивый мир, богослужение в храме Николы на Берсеневке остается строго каноничным, неизменным, незыблемым, вполне приближенным к идеалу богослужебного Устава». А в качестве минуса о. Андрей отметил, что мало молодежи. На самом деле, о. Андрею «не повезло» — в этот раз, действительно, на службе был только один представитель молодого поколения — наш головщик Александра, которая, как отметил настоятель, радует нас своим пением, являясь украшением хора. Да и той пришлось убежать сразу же после Евхаристического канона — у студентов сейчас в разгаре экзаменационная сессия. К сожалению, отсутствие молодежи — это беда всей Церкви, всего общества. Особенно остро это ощущается там, где стараются сохранить древлее благочестие — кому передать эстафету, кто в ближайшие годы и на будущую перспективу будет держать эту высокую планку, заданную Берсеневкой?
Игумен Алипий (Литвинчук), также сослуживший в этот день, в своем слове отметил: «Сегодня была особенная служба, чувствовалась благодать престольного праздника. Как мы знаем из жития, монастырь в Палестине остался нетронутым благодаря молитвам преподобного Феодосия. На Берсеневке, где есть придел преподобного Феодосия — общего жития начальника, тоже был монастырь». Древний чин — это, можно сказать, монашеский чин. Полное богослужение без сокращений, подготовка к причастию по «Правильным канонам»… Все это напоминает нам ту Древнюю Русь, отголосок которой мы наблюдаем как раз здесь, в центре столицы.
На праздничном богослужении были два диакона. О. Кирилл сравнил диаконское служение с воинским: «Диакон напоминает своим видом воина: в руках у него сверкающий меч — кадило, высокая свеча. Диакон украшает службу». Диакон Константин из храма Новомучеников в Строгино, который служил особенной красивой погласицей, отметил, что «наше старообрядное богослужение — русское, древнее, средневековое — оно прекрасно, и даже это не совсем то слово. Оно наполняет особенным духом — духом неспешности, вне суеты».
Диакон Владислав впервые участвовал в совершении службы по старому обряду: «Служба совершенно другая, мне есть с чем сравнить. Сказать «необычная» — почти ничего не сказать». Он констатировал много отличий, непривычных моментов. Особенно отметил продолжительность службы — в сравнении с привычной полуторачасовой службой в «обычном» храме, у нас она продолжалась в несколько раз дольше. На что о. Кирилл заметил: «Проверено многократно, что служба по старому обряду, полному Уставу в конечном итоге завершается приливом сил, бодростью». Доминантой праздничной службы, заключительным аккордом прозвучало диаконское многолетие. Оно было таким мощным, что мы, было, забеспокоились о своих барабанных перепонках. О. Кирилл пошутил: «Нам бы такого диакона — паства за месяц удвоилась бы минимум вдвое!»
За праздничной трапезой, которая состоялась, по берсеневскому обычаю, сразу после окончания службы для всех на ней присутствующих, было много воспоминаний, теплых поздравлений и пожеланий.
Референт РПСЦ зачитал приветственный адрес от старообрядческого митрополита Корнилия, который сердечно поздравил настоятеля и общину с юбилеем 30-летия и пожелал укрепления сил душевных и телесных, помощи Божией, мира, радости, крепкой веры и все покрывающей любви.
О. Кирилл отметил: «Большая честь, что нас пришли поздравить наши братья-старообрядцы, представители старообрядческого мира».
Нестандартное глубокое проникновенное слово прозвучало от публициста Алексея Васильевича Шишкина. «30 лет — это срок, время летит. Таково свойство человеческой памяти — кажется, что это было вчера: 90-е, Горбачев, Ельцин… Глаза закроешь — нас отделяет, будто, совсем чуть-чуть. И так по многим вещам. Люди, которых уже нет с нами, — они в памяти как живые, ходят, говорят и кажется, что они здесь, рядом с нами. Время летит. С отцом Кириллом мы давно знакомы. Очень ценю его труды, особенно, по старообрядчеству — в его книгах я почерпнул для себя целый ряд сведений, которых раньше не знал. С высоты птичьего полета взглянув на сделанное, хотел бы отметить, что стратегическое направление общиной выбрано совершенно правильно— возрождение Православия в России, возрождение России, возрождение русского народа. По каким-то вопросам можно спорить, в чем-то расходиться, но главная стратегическая линия правильная. О. Кирилл был в центре патриотического движения, все сколько-нибудь значимые события прошли с его участием и он сам есть их неотъемлемая часть. 30 лет было время относительно благоприятное, то есть был соблазн создать для себя комфортный мирок в пределах приходской ограды и в этом мире благоденствовать. Это, кстати, широко распространено. Но о. Кирилл никогда не боялся выходить в большой мир. В одной из последних его статей я прочитал, как он с волонтерами побывал на вокзале, посмотрел мир бездомных, т.н. «бомжей». Не многие, даже церковные служители, любят в эту сферу заглядывать и вспоминать о существовании этого мира. С высоты 30 лет можно подводить какие-то итоги, осмыслять. Мир стоит на пороге какого-то нового исторического момента, весь мир войдет в него и неизбежно Россия войдет в него. Все мы стоим на пороге, все изменится, все акценты будут расставлены по-другому. Мы окажемся в новом мире. Для того чтобы выполнять задачи в этом новом мире, надо подвести итог за предыдущий период. Что получилось, что не получилось, почему не получилось. Разбор полетов. У о. Кирилла есть стремление к осмыслению любой ситуации: в любой встрече, любом событии он старается понять суть, извлечь урок. Первый вывод, который напрашивается (особенно те, кто застал советское время, это понимают), то, что в области православного и русского возрождения сделано очень много. Но, с другой стороны, это фрагментарные мозаичные рассеянные кусочки, а в целом ситуация продолжает ухудшаться и основные проблемы русского народа не решены и продолжают, к сожалению, усугубляться. До бесконечности это тянуться не сможет, потому что тогда не станет уже русского народа и возрождать будет некого, храмы рухнут сами по себе из-за отсутствия людей. Подведя итог прошлому необходимо простираться вперед, держась стратегически правильно выбранного направления«. Алексей Васильевич пожелал настоятелю и общине долголетия и положительных успехов в своем делании.
Особенную атмосферу праздника, теплую, семейную, с ноткой ностальгии и тихой радости подарил нам отец Владислав, который, по словам о. Кирилла, входит в пятерку, а может и в тройку лучших диаконов столицы. О. Владислав, обладающий красивым баритоном, исполнил всеми любимые песни и духовные стихи. Прозвучало несколько песнопений из репертуара Магомаева: «Мама», «Ты моя мелодия», «О море, море»…
К светской культуре можно относиться по-разному. У нас в общине любят слушать и петь не только духовные стихи. Для тех, кто считает, что светские песни неуместны, можно возразить: человек трехсоставен— тело, душа и дух. Надо пройти через все ступени. Когда человек развит душевно, он уходит в духовное. Иногда люди малокультурные, неразвитые, которые не доросли до душевного, пытаются перескочить сразу на духовное, и вроде бы говорят все правильно, по Писанию, а фактически, в духовном смысле, они убивают людей. Как реабилитировать русского человека? Возвращением к лучшей классической культуре. Хорошее душевное развитие — совершенно неизбежный этап, который перепрыгнуть не удастся. Сразу к высоким достижениям духа деградирующему малокультурному человеку перейти просто невозможно. Душевное состояние перерастает в духовное.
И, конечно же, незабываемое единство в пении духовных стихов: «Как по Божией горе», «Русь называют Святой», «О числах» и др. Мы неоднократно пели их, но в этот раз в исполнении о. Владислава они прозвучали особенно проникновенно.
Расходится не хотелось, но приближалось время вечернего богослужения. Тридцатилетняя веха пройдена. Что ждет каждого из нас? — Все в руках Божиих. Слава Господу, Благодателю нашему, во́ веки веком, аминь!
Автор: Андреева А., издательский отдел храма свт. Николы на Берсеневке
Комментариев пока нет