От редакции:
Ни для кого не секрет, что внутри каждого старообрядческого согласия часто происходит борьба умеренных и радикальных направлений по различным вопросам. Два с лишним столетия назад в одном из безпоповских течений, федосеевском, стала господствующей умеренно радикальная» линия развития, однако параллельно существовали и другие точки зрения на эсхатологическую теорию. Федосеевские духовные учителя пытались путем критического рассуждения показать неразумность буквального понимания священного писания, что наиболее наглядно проявилось в сочинении конца ХVIII в. «Всепокорнейшее прошение Алексея Андреевича Каретника», в котором излагается теория духовного антихриста. Алексей Андреевич, как видно, принадлежал к числу тех немногих безпоповцев, которые о пророках Илии и Енохе и об антихристе мудрствуют согласно учению священного Писания и Отцов Церкви. Автор сочинения утверждает, что предсказание следует понимать только как иносказание, и показывает, что Илья и Енох физически не смогут провести проповедь по всей земле за 3,5 года, которые им отводятся по Писанию. Алексей Андреевич был современником Ильи Алексеевича Ковылина, Ивана Архипова и других знаменитых вождей и наставников безпоповцев. Суждениям главных федосеевских наставников о пророках и об антихристе в данном сочинении сопоставлены слова Божии и творения отеческих свидетельств.
***
Алексея Андреевича Каретника всепокорнейшее прошение
Всепокорно прошу всех благочестивых христиан, всех истину любящих о ниже сего предложенных вкратце, от двою сторон происходящих учениях, и соблаговолите мне в сие горько плачевное и многобедственное время подать совет и наставление: которому от оною внимать, и с которою стороною пребывать и коих слушать, и на которой стороне правда обретается? Понеже некоторые о пророках Божиих Илии и Енохе и о последнем богопротивнике антихристе, как в божественных книгах обретается, так и умствуют, другие же инако, иносказательно. А как я человек в разуме последний и сам собою достигнуть полезного никак не надеюсь, того ради всемогущим Богом вас прошу: о боголюбивии, подайте мне, невежде, благое указание, не обленитесь, Господа ради, направьте ноги моя на путь правый и не оставьте меня плавать в волнах сумнения, но наставьте в тихое пристанище благоразумного и полезного рассуждения, и ежели кому не противно, прошу подписанием истину засвидетельствовать, а неправду и лжу такожде обличить, понеже на обеих сторонах, между собою противоречащих, правде быть помышляю. И тако всепокорный ног ваших касаюсь моею главою. Прошу рассмотреть.
О пророках Божиих Илии и Енохе
Христос Спаситель: Отвеща учеником (о пророке Илии): Илия убо приидет и устроит вся (Еванг. от Матф., зач. 71).
Феофилакт, Болгарский епископ: Приити же имать Илия, предваряя второму пришествию, и устроит всех обретшихся послушливых к вере Христове: евреи ко отчему наследию (Благовест. на зач. 71).
Божественный Златоуст: Аще Фезвитянина взыщеши, приидет и устроит вся, самого Илию рече и будущее тогда июдеом обращение (Беседа Еванг. на зач. 71).
А Илья Алексеевич: Кто уверяет о Илии и Енохе, что они в скончание века приидут, сие учение бесовское.
Феофилакт, Болгарский епископ: Илия Фезвитянин, егда хощет приити, мир хощет сотворити непокоривым Иудеом, и в веру их привести, имже и втораго пришествия Христова есть предтеча (Благовест. от Мар. зач. 39, л. 50 об. и 51).
А Илья Алексеевич: Что делать Ильи и Еноху — кого им обращать? Вот ужо дожидайтесь, вот ужо станут у солдат косы обрезовать и христианами их поделают.
Феофилакт, Болгарский епископ: Всяк бо рожденный умирает: рече же, се же есть живу быти и Иоанну до скончания миру, и тогда мучитися за Христа, от антихриста же хощет убиен быти, со Илиею проповедающе Христа. Аще же и гроб его является, что се? Жив бо вниде в онь и повеле погребсти себе до перси стояща, и преставибося якоже Енох и Илия. Аще бо и Енох и Илия не умроста, но обаче смертна (Благовест. от Иоан. зач. 67, л. 100).
А Илья Алексеевич: Коли Илья и Енох живы, то что же они ядят, и где они живут? Но мы разумеем книги божественного Писания: Ильею и Енохом нарицаются те, кои ныне лежат убиени и яко трупия повергнуты на стогнах града великого, всеми нечестивыми попираемы.
Андрей, Кесарийский епископ: Сия два свидетеля, Еноха и Илию, мнози от учителей разумеша, яко время от Бога, еже пророковати, яже на кончине, приимета над три лета от трех сот и шестидесяти днии числимыя, полчетверта лета (Апок. зач. 30, ст. 3 и 4).
А Илья Алексеевич: Илье и Еноху никак невозможно в столь краткое время проповедь свою окончить. Ежели им объезжать все места на протяжных подводах, то во одну сторону до Индии в три года им не доехать, а прочия места без проповедания ими так и останутся. Но никак не можно им в полчетверта года все обходить. Но ревностные мужи, страждущие за веру, те суть Илья и Енох.
Церковь древлероссийская: Величаем тя, святыи пророче Божии Илье и почитаем еже на небеса огненное восхождение, и паки пришествие, во обличение антихриста, спасения ради людскаго (Во обих. Пев. При царе Мих. Феод.).
А Илья Алексеевич: Кто уверяет о Ильи и Енохе, что они в скончании века приидут обличать антихриста в лице, таковые суть змиевы защитники.
Иоанн Дамаскин: Посланы будут Енох и Илия Фезвитянин и обратят сердце отец к чадом, си есть Июдейское сонмище ко Господу нашему Исусу Христу и апостольстей проповеди, и от антихриста убиены будут (Книга 4, слово 27).
А Иван Архипович сказует: Кто говорит о Ильи и Енохе, что они в скончание века приидут обличать антихриста в лице, сие учение из бездны вышло: а ежели (кто) по писмени им быть разумеет, тот уподобляется жидом: так жиды рассуждают.
Григорий мних и вся Церковь: Илья, иже бе от колена Аароня сын Саваков, на небеса колесницею огненною вознесенный, и в Преображение с Моисеом на Фаворе Христу представыи, сей и второму пришествию Христову с Енохом приити, ко обличению всеконечнаго нечестия антихристова и утешению благочестия, уверенныи (Пролог, июня 20 день).
Ипполит, папа римский: И зри владычнее человеколюбие, како и в последних временех человеческий род промышляет и милует, яко ниже тогда кроме Пророк нас оставляет, но и тех послет к научению нашему и обращению, и извещению, о сопротивнаго пришествии (Соборн. л. 137 об.).
А Иван Архипович: Зачем Илья и Енох придут? Ково учить? Чисто, брат, у солдата, около ефеса нечего им взять: но разве трубку табаку отнять! Гладко уже острижены! Илья и Енох в Соловках убиты при Никоне да во Владимире, когда кузнеца замучили (здесь разумеется сказание, помещенное в «Винограде Россииском» — прим.). Вот они Илья и Енох: да и ты быть можешь Илья, и я Илья.
Божественный Златоуст: При времени Христова втораго пришествия и скончания мира Илия и Енох посланы будут от Бога на обличение антихриста, и обратят от всякаго колена Израилева достойных спасению ко Господу Богу их и к Господу Исусу Христу, пришедшему плотию спасения их ради (В толковом Апостоле, зач. 102).
А Василий Фадеевич Дмитровской: Пророки были страдальцы и антихриста обличали, Никона патриарха, кои от него и смерть вкусили в Соловках, уже более ста лет. А ежели по-вашему, что приидут: то мы их и спросим: почто вы пророки Божии не во свое время пришли?
Божественный Златоуст: Илиа приидет тогда, верных утверждая, и сие Христос глаголет: Илиа приидет и устроит вся. Вся же елика рече Иоанн о Христе, истинна бяху. Якоже сеи предтеча бе перваго пришествия (Христова), тако Илиа будет предтеча второму и славному его пришествию и на сие храним есть (в Бесед. Апост. стр. 2343).
А Алексей Осипович Питерской [1]: Кто уверяет о Илии и Енохе, что они в скончание века приидут, сие учение бесовское. Как же Илия и Енох будут Христа проповедовать, что они Христа не видали в глаза?
Даниил пророк и Ипполит, папа Римский: Завет завещана: седмицы единыя. Едину бо седмицу седмь лет назнаменует, яже убо напоследок будет, и убо полседмицы возмут оба пророка со Иоанном, еже проповедати во всем мире о антихристове пришествии, сиречь дней 1260 оболчени во вретища, иже и сотворят знамения и чудеса во еже тако умолити и обратити человеки в покаяние: и иже восхощет тех озлобити, огнь изыдет от уст их и пояст враги их (Соборн., л. 127 об. и 128).
А Феодор Аникиевич [2] глаголет: Блаженный Ипполит папа Римский есть Илия и Енох. Он бо мученик. Он антихриста уже обличил и бытие его описал, а только смирения ради он себя Ильею и Енохом не назвал.
Андрей Кесарийский: По возвещению бо ею (сиречь Илии и Еноха), зверь, сиречь антихрист, убиет я по божественному оставлению, и непогребенная оставит телеса ею в самом том Иерусалиме, в нем же Господь пострада (В Апокалипс. зач. 30, стих 8).
А Феодор Аникиевич сказует: Святыя книги суть пророками, Ильею и Енохом именуются. Понеже от Никона и от последующих ему, еще до мору лет за сто, были убиты. А после мору ожили и воскресли.
Филипп философ: Илию и Еноха (антихрист) убиет мечем, потом же лютый изблювает злобу (Зерцало душезр., сл. 4).
Григорий мних: Илия хотяи быти последний мученик во Пророцех, якоже во Апостолех Стефан первый (В Прологе июля 20).
Симеон Мегафраст: Пророк Божии Илия, избегнувыи прежде от меча Иезовелина, постраждет в то время от меча антихристова (Минея Четья июля 20 дня).
А Феодор Аникиевич: А что писано, яко антихрист отсечет пророкам главы, оное уже исполнилось: у святых старых книг углы обрубали, и тако казнили их, то есть главы им отсекали, сиречь Илье и Еноху разуметь должно.
Максим Грек: Еноха же Бог по человеческому своему смотрению соблюдает жива даже до явления богопротивника антихриста, да тем и блаженным Илиею посетит и утвердит в вере и любви своей благоверныи язык христианский, и обратит к непорочней вере достойных спасению от иудейскаго языка, вкупе и богопротивника обличит, и объявит лжива и лестца содеенными тогда от пророк предивными чудесы: толь предивен о нас божественныи промысл, яко не точию в настоящее, но еще в будущее устрояет, яже ко спасению нашему, Преблагии (В слове о промысле Божии).
А Герасим Дмитриевич: Илья и Енох во плоти не будут; чего и помыслить никак невозможно, как вы говорите. Эти слова, что писаны о пророках, надо разуметь о святых книгах. Книги суть Илья и Енох, кои давно уже от нечестивых убиты; а кто говорит, что пророки живы и приидут, то в таком вкисают антихристовы дрожжи, это в нем антихрист дуется. Но кто житие Илиино поживет, тот и Илья, и я Илья, и ты Илья.
Симеон Метафраст: Яко Илия жив взят с плотию, и доныне во плоти храним в селениях райских. И паки пред вторым Христовым пришествием на землю виден будет смертными человеки (в Минеи Чет. июля 20 дня).
А лютеране глаголют: Енох прежде дне суда не приидет, и от антихриста убиен не будет. А Мартина Лютора за Илию и Еноха почитают, и глаголют его же (Лютора Мартина) от Бога на сие дело собственно возбужденнаго быти, да антихриста обличит — папу, кой был, и обличал.
Стефан Зизании: Яко послет Христос Бог угодников своих, Еноха и Илию, антихриста обличити, не приимати его лживаго; он же окаянный пред всеми повелит их убити (в Кирил. л., 47).
А Иван Козьмич крестовщик [3]: Кто говорит и проповедует, что пророки приидут, то таковые простирают сеть, загоняюще в погибель, таковии хоронят и защищают антихриста: а мы знаем, что Илия не приидет, а воскреснет. Христа Илиею и Енохом нарицает Писание: вместо того Илии, Христос прииде, измену даде: он свят, он Илия пророк, о нем и Малахия пророк прорицает.
Церковь православная: Плотскии ангел и пророком степень, вторыи предотеча пришествия Христова, Илия славныи, свыше послав Елисеови благодать, недуги прогоняти, и прокаженныя очищати: темже чтущим его точит цельбы (Тропарь прор. Илии, июля 20).
А Иван Козмич крестовщик: Что же в тропаре церковию назван Илия вторым предотечею пришествия Христова, и то сказано тут на обман еретикам. А называется Илиею пророком всякий христианин. А что скрытой разум, что ясно Илиею не называет всякаго христианина, сие того ради, чтобы, познавши себя Илиею, не возгордился.
Священныи Азарии: Во время пришествия антихристова, послани будут от Бога Енох и Илия по писанному по Апокалипсисе, во главе 11, и Иоанн Богослов с ними, ко утверждению верных.
А Сызранскои Шанбаров глаголет: яко Илья и Енох духовно в ревностных токмо мужах есть, но и Христа Спасителя и Пречистую Его Матерь, и крестителя Иоанна духовно, а не чувственно умствует.
Священный протопоп Аввакум: Верою Енох преставлен бысть и не виде смерти, донеже Господь паки представит его со Илиею обличити лютаго врага последняго антихриста. Пришествие их будет плотию, а не духом: а якоже соблазнившеся нецыи мудрствуют, неправедно глаголют пророков духом, а не плотию приити: и сие бо есть нечестиво и противно писанию, — духа кто может убити? Виждь, душа безсмертна: а пророков антихрист убиет, не души, но телеса их. Он же убиет их и повержет телеса их на стогнах града пред всеми людьми, и лежав мертвы 3 дни и пол, оживут паки и взыдут на небеса (В Поучении к благоверным).
А Иван Федорович Ерш [4] уверял: Отнюд, православный христианине, тово и не думаи, да и в голову не забирай, чтоб Илия и Енох из рая пришли в мир антихриста обличать: конечно не будут: но каждый ревностный муж Илья и Енох есть.
Такожде и о антихристе
Христос Спаситель ко Июдеом рече: Аз приидох во имя Отца моего и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ев. от Иоанна зач. 71).
Божественный Златоуст: Не бо сатана есть антихрист, но человек поспешествуем от сатаны (в Апост. Толк.). Паки Златоуст: Не сатана же сий будет, но человек некий, всякий образ сатанин получивыи (Бес. Апост. стр. 2334).
Кирилл Иерусалимский: От жидов будет человек волхв и отметник чародей.
А Илья Алексеевич: Кто говорит и уверяет, что антихрист будет человек в окончании века сего, того учение есть еретическое.
Христос Спаситель: Якоже быша во дни Ноевы: ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде потоп и взят всех: сице будет и пришествие Сына Человеческаго.
Толкуя святыи Златоуст: Указание полагает ключающияся вещи. Якоже бо ковчегу бываему не вероваху: они же зряще ковчег, яко и не единому же бывающу люту, сице наслаждахуся. Такожде и ныне: явится убо антихрист, по нем же и скончание, и муки нестерпимыя: пиянством же злобы содержимы, ниже ощутят страха бываемых, — нечувственное их показует, якоже сущих при Нои.
А Илья Алексеевич: Да какия же дни Ноевы, коли четвероногая помрут? И ежели заставит барин кучера закладывать шестерку лошадей в карету, а кучер бы ему отвещал: нет, сударь, лошадей, все уже померли, то как ему от сего не узнать, яко антихристово время? И какое веселье быть может? А во время Ноево никаких печалей не имяху, но в веселии пребываху, якоже и ныне. Тамо нечаянно потоп: а ныне страшный суд нечаянно найдет. Нечево надеяться на пророков, якобы они приидут. Где истина не проповедуется, там убиты пророки, а где отступление, то есть и антихрист.
Соч. архим. Павла. Ч. 1
Ипполит, Антиохийский епископ: От обрезания будет человек волхв.
Андрей, Кесарийский епископ: От всех чаровных странников и обаятелей лжехристос будет знаменитейший, аки всякое диаволе действо приемляи (Апокалипсис, гл. 11, ст. 61).
Священный Азарий: А той антихрист человек будет, и родится, якоже глаголет Ипполит Римский, от девицы нечистыя жидовки сущия, от колена Данова (Кн. о вере и альфе, гл. 67).
А Илья Алексеевич: Антихрист изыде из Рима и давно уже царствует в мире, с лета 1666 даже и до сего времени, в России под именем тресложным еже есть Иисус, и в Риме он чрез опресночныи хлеб мертв был: а ныне в России чрез кислую просвиру и двучастный крест ожил.
Кирилл Иерусалимский и Стефан Зизаний: И се есть уже отступление и ожидаем врага, иже помалу пошлет пред собою предотеч своих, даже и сам на готовое пришед останок уловит (В Кирил.).
А Илья Алексеевич: Отступление есть антихрист: а кто антихриста чувственно бысть разумевает и ожидает, таковый проклят.
Кирилл Иерусалимский: Понеже сам последний (антихрист) едины полчетверта лета имать пребывати, егоже Господь убиет духом уст своих, и упразднит явлением пришествия своего (В Кирил. знамен. 9).
А Илья Алексеевич: Антихрист плотию приходил во время иконоборцев и доныне он царствует. А кто по писмени разсуждает, таковый подобен жидам.
Иоанн Дамаскин: Обаче своеобразне и особне антихрист глаголется в скончании века грядыи, и тогда приидет во обличение противобожных Иудей. Иудеи убо Сына Божияго, суща Господа Исуса Христа и Бога, не прияша: лестца же, бога себе самого глаголюща, приимут (Книга 4, слово 27).
А Иван Архипович: Вот что пишут, яко антихрист к жидам приидет! Из бездны это учение вышло: это политика. Видишь, вы бесовским духом заражены: это, как моровая язва, приводит к смерти, то есть в слабыя разсудки.
Иоанн Дамаскин: Якоже тому во храме Божием, яко Богу, сести, во храме же Божием не нашем, но в ветхом Иудейском, не бо к нам, но к Иудеом приидет (Григории Назианз. 211).
А Иван Архипович: А что представляете, что антихрист к жидом приидет, то что у жидов ему делать? Об них писано, что они ни града приимут, ни церковь воздвигнут. Он уже сидит на престолах во всех церквах отступнических.
Иоанн Дамаскин: Не сам убо диавол будет человек, по Господню вочеловечению: да не будет, но человек из блуда родится и подымет все действо сатаны: проведыи бо Бог безместное будущее его произволения, попустит вселитися в него диаволу. Народится убо из блуда и воспитается тайно, и внезапу привозстанет и восцарствует.
А Иван Архипович: Это в вас бесовское учение: видишь, вы смертоносным ядом напоены; этого я не прииму, — это еретик писал, — да и другим не велю приимать, да надо ответ дать, а то будто не знаем. Что много мне с тобою говорить? Слушайте: кто с нами, тот изволь на нашу сторону переходить: а кто с ним, там оставайтесь.
Андрей Кесарийский: Четыредесять же и два месяца являют, яко по попущению Божию полчетверта лета область имети будет (Апокалипсис зач. 36, ст. 6). Кирилл Иерусалимский: Понеже сам последний едины полчетверта лета имать пребывати (Кирил. л. 47). И паки: Будет же антихристово царство токмо полчетверта лета (л. 48).
А Иван Архипович: Мы разумеем так: что антихрист давно уже царствует, с восемьсот лет, и переходит из сосуда в сосуд, и переливается как из кувшина в кувшин, или как из чашки в чашку.
Ипполит, папа Римский: Даниилу убо рекшу: седмицы единыя, седмь лет показа, яже напоследок будет в пол седмицы проповедати пророком, и в пол седмицы, сиречь в триех и пол, царствует антихрист на земли, и посем возмется царство его и слава.
Ипполит, Антиохийский епископ: На три лета и на шесть месяц таковая дерзовая вторым с небесе славным пришествием единороднаго Сына Божия упразднятся (Толк. на 7 гл. прор. Даниила).
Филипп Философ: Лета бо три и пол удержит нечестивый. И аще бы не бы сократил Бог дни оныя, не бы спаслася всяка плоть от нечестиваго. Священный Лаврентий: Станет мерзость запустения, реченная Даниилом пророком, на месте святе, потом же приидет антихрист, имать царствовати три лета и месяц шесть (Катих. Большои гл. 23, знам. 16 и 17). Священный Азарий: Полчетверта лета, по Зизанию, царствовати (антихрист) будет, и многих прельстит и отлучит от правды (Книга о вере, л. 270).
Священный Аввакум страдалец: Полчетверта показует при самом последнем антихристе будут. В то время глаголется год, а времена два года, а полвремени полгода. Тогда и пророцы Илия и Енох со Иоанном будут в та времена. И не веровавшии прелестнику от него злодея, мучимы будут.
А Иван Архипович: Вот, дожидайтесь антихриста! Вот ператор будет в парике! Чево ево ждать? Он уже осмое столет живет. Эк наши хоронят антихриста, якобы не бывал! И ежель бы в прежния времена, за таковое-то учение ваше в каменную бы стену вас заклали, но уже на нынешнее время и правил нет.
Исаий: Не прежде бо быти ему, аще не отступление прежде приидет и потом антихрист сын погибельный (Апостол печатный).
Максим Грек: Отступление же, сиречь преложение язык от непорочныя и правыя христианския веры на различныя богомерзския ереси и на христоборное безверие агарян, наченшу убо от лет Ираклия царя греческаго и простерту даже и до сего времени: ей убо и в последующее пребыти хотящу даже и до явления самого богоборца антихриста (Слово 9, на Маомефа).
А Иван Архипович: Где отступление, тут и антихрист и переливается он из сосуда в сосуд. Все еретики собственно суть антихристовы, какова еще антихриста ждать? На что их горше!
Апостол Павел к Солуняном: Зане бо любве истинныя (жидове) не прияша, сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да осуждени будут на страшном судищи, во еже быти им безответном (Апост. зач. 275).
И Исаий в сказании: Да никтоже вас прельстит ни по единому образу, яко аще не приидет отступление прежде, а потом открыется человек беззакония, сын погибели, антихрист.
А Василий Фадеевич, Дмитровской наставник: Верить сему никак не можно, чтоб чувственной человек быть мог антихрист: но отступление есть антихрист.
Божественный Златоуст: Общей кончине и антихрист посылаемь на обличение неверующым во Христа Иудеом, не сатана же будет, но человек некий, всякий образ сатанин получивыи!
Ипполит папа Римский и Иоанн Дамаскин и Азарий: А той антихрист человек будет и родится от девицы нечистыя, жидовки сущия, от колена Данова. И абие изникнет и востанет, и возлюбит жиды, и возвысится: а правоверных прелюте изгоняти будет.
А Алексей Осипович Питерской: Кто говорит, что антихрист будет человек в скончании века сего: то учение бесовское: и кто под именем тресложным Иисус разумеет быть лице Христово, а не антихристово: таковое разумение сатанинское.
Ипполит папа Римский: Яко убо воистинну от колена Данова хощет родитися антихрист и противитися, мучитель сыи царь (Соборник, л. 127).
Филипп Философ: От роду убо отроковица мнимая, всескверная же всяко, родит тогда человека от скверны блудныя, и в него сатана внидет абие (Зерц. душезрит. сл. 9).
Андрей Цареградский: Сотворит Господь Бог сатане сосуд, да сбудется о нем пророческое слово: и пущен будет сатана от адова ужа, егоже Владыка связа, и внидет в сосуд сотворенный ему, и возмужавшуся человеку его и царствующу ему (Во гл. 4, л. 168).
Григорий мних: Не сатана будет антихрист, но человек действуем от сатаны.
А Феодор Аникиевич глаголет: Антихрист есть сатана. А вы все защитники змиевы, и потеряли вы спасительную любовь, а имеете любовь со вселенским врагом то есть с диаволом, потому, что вы ево хороните и чувственно ему быть сказуете.
Архангел Даниилу видение истолкова: Зверь четвертый — царство четвертое превзыдет вся царства: десять рогов зверя — десять царств востанут. И по них востанет другии, иже превзыдет злобами всех прежних и три цари смирит.
Ипполит оное протолкова: Егоже являет рога отрасль самого антихриста быти, иже воставити хощет Иудейское царство. Трие же рози, иже хотят пред ним искоренитися, три царства являет, Египетское, Ливийское, Ефиопское, ихже антихрист убиет ополчением брани (Соборник, л. 125 на обор.).
Кирилл Иерусалимский: Тогда трех царей прежде его бывших победит, других седмь имея под собою. Ибо седмь царей в послушание свое антихрист добровольно и без брани взыскати имать, а трех паки войною и силою с иными седмию цари достанет, того ради сам осмь прозовется антихрист (Кн. Кирил. л. 47 и 49).
А Феодор Аникиевич: Рогом малым именовася антихрист, а три роги антихрист искоренит, сиречь трех царей, то есть веру, надежду и любовь уже убил, а седмь царей, седмь добродетелей, или седмь таин церковных под себя покорил. И сам осмь ныне царствует: понеже ныне уже всемирное отступление, а отступление-то есть антихрист. (Такожде пишет в цветниках какой-то Евстафий Богослов, неизвестный).
Ипполит, папа Римский: Печать же антихристова, юже даст антихрист своим поклонником на челе и на десней руце, есть число шесть сот шестьдесят и шесть. Да никтоже честныи и животворящий крест сотворит десною своею рукою на челе, но связана рука его будет: понеже таковому и покаяния несть, всяко убо яве, яко погиб от Бога и от человек. Иного: Не даст никомуже (антихрист) продати ни купити ничесоже, аще не прежде поклонятся ему, аки царю, или образу его, глаголющу (образу) речь, речующим в нем духом диаволим, на прельщение простейшым человеком: и положит знамение имени своего на десной руце и на челе (Сицевая книга имеется у Ивана Филипповича переплетчика в Преображенском).
Иоанн Богослов: Да никтоже может купити, или продати, разве имеяи начертание или имя зверя, или число имене его.
Андрей Кесарийский: И число зверя распространяти везде начнет в куплях же и продаяниях, да не приемлющым сие, от оскудения нужных, насилованная смерть приидет.
Преподобный Ефрем Сирин: Се же злый ков содеет враг, да вся зверину печать воздвигнут: егда приидет прельстити всяческих знаменьми, во свое время, на кончину времен, и тако купит брашна на требования, и всяку вещь, приставницы же поставит творити волю его (л. 298).
Ипполит, папа Римский: По всему убо хощет уподобитися льстец Сыну Божию. Лев Христос, лев и антихрист. Явися Христос агнец, явися и антихрист агнец, внутрь сыи волк.
А Феодор Аникиевич проповеда: В бывшей церкви православной приносился хлеб и вино на жертву, и православнаго священника молитвою благодать Святаго Духа невидимо приходила и прелагала оный хлеб в сущее тело Христово, а вино в сущую кровь Христову, и тако агнец праведный Христос закалался, и верныя все телу и крови его под видом хлеба и вина причащались. Таким же образом и во отступнической церкви приносимый хлеб же и вино на жертву, и действием нечестиваго служителя и живущий в нем дух диаволь и сатанин претворяет оный хлеб в тело сатанино, а вино в кровь змиину, и делается агнец неправедныи, антихрист, по слову Ипполитову: что во всем уподобится льстец Сыну Божию.
Григорий мних: Кто убо есть (антихрист)? Самый ли сатана? Никакоже: но человек некий все онаго действо приим, и от евреи таковый будет, всякаго волхвования и чародеяния во искусе быв, превзыдет злыми всех прежних бывших.
Ипполит папа Римский и Азарий: А той антихрист человек будет беззакония сын, и родится, якоже глаголет Ипполит Римский, от девицы нечистыя, жидовки сущия, от колена Данова, и все действо сатанино восприимет, возлюбит жиды и возвысит их (Кн. о вере, л. 270).
А Герасим Дмитриевич: Тресложное имя есть антихрист, кой уже давно царствует, первое в Риме, а потом во всем мире. Вот смотри себе, как сенокос приидет, то крестьянин не пойдет с молотилом, а берет косу, грабли, вилы: так и о антихристе разумеи, — время вопиет. Не мутной верой видишь антихриста, но чистой. Вот мы его усмотрели: плоти он не занял и не истинной человек он есть, но как межевчик межи межует, так вить он по межам ставит столпцы. Так поле кажется одно, а столпцы-то и разделяют. Так и о антихристе разуметь надобно. Как время то разделишь, то и его узнаешь.
Никифор Ксанфопул: Родится антихрист из жены, скверныя девицы от евреи сущия, от племени Данова (Синакс.).
Андрей Кесарийский: Понеже сын погибели, человек беззакония приидет, да осуждени будут вси неверовавшии истине, но благоволившии о неправде, по Апостолу и по Владычному словеси реченному: аз приидох и прочая.
Григорий мних: Не сатана будет антихрист, но человек действуемь от сатаны (Во слове о усопших).
А Иван Петрович Дуниловский [5]: Вы, голубчики, ошибаетесь, антихриста чувственно толкуете, да и от веры отступниками делаетеся. Антихрист диавол и сатана: ежелиб антихриста человека быть святии разумели, тоб и на образе Апокалипсисе человеком бы написан был, а то змием.
Кирилл Иерусалимский: И ожидаем врага, иже помалу пошлет пред собою предотеч своих, даже и сам на готовое пришед останок уловит.
А Иван Петрович Дуниловский: Нечево нам ждать антихриста, а ожиданием его все вы прокляты, и мы проклинаем всех чающих и ожидающих антихриста.
Дозде обеих стран глаголы. При сем же предлагаю вам копию с просимой мною от Ильи Алексеевича и Ивана Архиповича, и от их согласников, московских и петербургских наставников, сицевой подписки.
Копия с просимой подписки
Засвидетельствуем пред Богом и ангелы его, и кленемся святою древле-кафолическою церковию, что о антихристове пришествии, и о пророках Божиих Илии и Енохе, и о прочем мудрствуем и содержим тако, якоже содержа и содержит вся древле-кафолическая церковь, сице и мы со священным Евангелием и с божественными толкователями, засвидетельствованными повсюдною православною церковию, согласно мудрствуем и согласно содержим тако, якоже и Российстии благочестивые архипастыри, и православные патриархи, иже быша до Никона, и ни в чем их учению и толкованию не прекословим и не противимся, и что во святых древних книгах написано, тому верим несумнительно. Развращающих же святыя писания и толкования святых древних учителей церковных и благочестивых наших патриархов писания отвергающих предаем анафеме, в чем и подписуемся. (Дозде.).
К сему и до ныне, уже другой год, не вем чего ради не подписываются, а меня всячески безвинно поносят, и друг с другом на меня клеветы составляют. Сим мне наипаче навели сомнение, в котором сомнении, яко в пучине морстей, наипаче волнами биен бываю.
И сего 7288 (1780) года, прошедшаго генваря в первых числах, точную написав с сего моего прошения копию, подавал на кладбище настоятелю, на которое мне никакого решения не учинили, а свое мудрование, в сей тетради написанное, в противоречиях, вместо рукоприкладствия молчанием утвердили, и в дом ко Андрею Тимофеевичу со Андреем Алексеевичем [6] для отдачи мне прислали.
И тако предлежат вашему боголюбию со обоих сторон проповеди: на одной стороне Христос Спаситель со святыми, а на другой стороне Илья Алексеевич и Иван Архипович со единогласными своими. И разсмотря оная предложенная от нас, пожалуйте, явите безпристрастно и нелицеприятно, как стоя пред судом Божиим, с которыми мне прикажете сообщаться.
С теми ли, кои содержат, как написано здесь, учение Христово и святых церковных учителей не развратно, приимают же и разсуждают сугубо о Божиих пророках Илии и Енохе, глаголя, яко тии самии пророцы приити имут самолично на обличение последняго антихриста, и от него убиены будут, а в переносном разуме, иносказательно, толкуют их быти и в ревностных мужах? С теми ли, кои и о богопротивнике разумеют, яко сей от колена Данова будет существенный человек, антихрист, но по попущению Бога, провидевшаго будущее воли его развращение, вселится в него сатана, и аки своим инструментом все, еже восхощет, творити потщится, иносказательно же толкуют ему быти в предотечах антихристовых, сиречь в еретиках и отступниках?
Или со Ильею Алексеевичем и его сообщниками, кои разсуждают точию духовно, иносказательным разумом, историческаго же разума на самое лице святых пророк отмещут и не приимают, а кои приемлют, таковых за великих еретиков и богоотступников почитают? Такожде мудрствуют и о богопротивнике: самое лице последняго антихриста, иже от колена Данова прореченныи Иаковом, отмещут, согласуя лютеранския, и в России находящимся иконоборцам и духоборцам, и в Сызране новому Манихею Шанбарову, который не точию пророков Божиих духовно разсуждает, но и Христа Спасителя и Пречистую Его Матерь и предотечу Иоанна точию духовно разсуждает, в своем же лице бывших не исповедует, яже о нем выше сего в противоречиях объявлена?
И кому наипаче подобает верить: Христу ли Сыну Божию и Богу, с пророки и ангелы Его? Или Илье Алексеевичу, с предлагаемыми от него кучерами, и каретами с цуками и протяженными подводами?
Иоанну ли Богослову, и сосуду избранному Павлу апостолу Христову? Или Ивану Архиповичу, которыи приводит в довод солдат с ефесами и табачныя трубки с ператорами, и сосуды с кувшинами?
Божественному ли Златоусту, патриарху Цареградскому, и Ипполиту папе Римскому? Или Василию Фадеевичу и Герасиму Дмитриевичу, который в подкрепление своих словес предлагает грабли с цепами, и межевщиков с столпами, и поля с межами?
Андрею ли Кесарийскому и Кириллу Иерусалимскому? Или Феодору Аникиевичу и Павлу Леонтьевичу, кои уверяют книгою со обрубленными углами и предложенными просвирами?
Филиппу Философу и Григорию Освященному? Или Ивану Козьмичу крестовщику с предлагаемыми щетами и сетями.
Максиму ли Греку и Стефану Зизанию, философам, или Ивана Петровича Дуниловскаго клятвам? Спиридону ли и Аввакуму, или Ивану Федоровичу Ершову ссылошному с Шанбаровым?
[1]. Фамилия его Бумажников. По свидетельству Любопытного, он родился в 1750 г., умер — 1814 г.; принадлежал сначала к Федосеевскому согласию, потом перешел в Аристово, и был «главныи участник в основании Аристовой церкви в Петрополе». По свидетельству того же Любопытного, Алексей Осипов был «лютый гонитель законных браков, и отродыш скареднаго Николаизма, чтитель Галилейской ереси» (т. е. отвергал молитву за царя).
[2]. Род. — 1721 г., умер — 1796. Принадлежал к Поморскому согласию. Любопытный превозносит его, как своего единоверца, великими похвалами; впрочем, замечает, что «при конце жизни, по слабости своего ума, он отступил от своей церкви и сделался суеверным Федосианцем». Любопытный исчисляет немало сочинений Федора Аникиева против учения Федосеевцев о титле, о молении за царя, о браках и проч. Ему же принадлежит «занимательная, дива и любопытства достойная повесть о восхищении в рай Ильи Алексеева Ковылина».
[3]. Род. — 1726, умер — 1792 г. Принадлежал к Поморскому согласию. Любопытный ставит ему в похвалу, между прочим, именно то, что он «занимался прилежно в знании антихриста и пророков Илии и Еноха».
[4]. Род. — 1695 г., умер — 1785 г. Был «знаменитый член и учитель поморской церкви», по словам Любопытного, который превозносит его чрезвычайными похвалами. В каталоге Любопытного указано несколько сочинений Ивана Федорова, писанных в защиту поморского учения.
[5]. Фамилия его Коржавин: родом был из села Дунилова, Влад. губ., но жил постоянно в Москве. Принадлежал к секте Федосеевцев и, по словам Любопытнаго, «был председателем на федосеевнах соборах, и уважаемый у них на всех церковных советах» (1745–1810).
[6]. По свидетельству Любопытного, этот Андрей Алексеев был любимец Ильи Ковылина и остался главным в Москве «пастырем Феодосианской церкви».
Труды свт. Антония Пермского в пику этому мнению)))
Неплохо бы здесь их увидеть..я неграмотный кто такой Антоний Пермский?
а "этому мнению" это которому? противу "чувственного антихриста" — глаголы Свв.Отец. Как и против "духовнаго" причастия безпоповцев : "аще же кто живя чисте и въ покаянiи, а не прiемлетъ тайнъ христовыхъ, не можетъ спастися" — поучение святаго iоwанна златоустаго, о страстехъ господних на сегодняшний день. Доколе наставники будут толкать в ровъ християнъ?
Знают ли безпоповцы Св.Писание? И как они читают в Символе Веры, что веруют в Апостольскую Церковь, отвергая священство? Или они своих наставников с их мирскими мудрованиями к отцам духовным причисляют… Не безпоповцам ли св.Иоанн Златоуст напоминает Евангелие от Луки, говоря о священстве — "господь бо рече : слушаяи васъ, мене слушаетъ, а отметаяися васъ, мене отметается" (в пяток 4-й недели поста, поучение о страсе божiи)
священство они не отвергают, а не видят его в нынешнем мире