Мы пообщались со старшим научным сотрудником музея Иваном Волковым, который уже 22 года занимается изучением памятников древнерусской живописи, сохранившихся в Серпухове благодаря купчихе Анне Мараевой. Иван Александрович, помимо научной работы, проводит экскурсии и читает в музее лекции о феномене старообрядческой иконы и об истории старообрядчества.
***
Покровская церковь — памятник русской архитектуры начала XX века. Храм был сооружен в 1908-1912 годах по проекту московского зодчего, статского советника Мечислава Густавовича Пиотровича. Строился он на средства серпуховской купчихи Анны Васильевны Мараевой, которая владела двумя фабриками — бумаготкацкой и ситценабивной.
Анна Мараева была старообрядкой, как и большинство людей, работавших на ее мануфактурах. В 1905 году старообрядческие общины получили права юридических лиц. После подписания Николаем II указа об укреплении начал веротерпимости старообрядцам с 1906 года официально разрешили строить храмы — такие, какие они пожелают. На этой волне по всей Российской империи старообрядцами было построено порядка тысячи церквей. Покровский храм в Серпухове — один из тех, что пережили XX век и сохранились до наших времен.
Само здание и его интерьер существуют с начала XX столетия. Косметический ремонт, конечно, проводился, в том числе, еще в советское время, когда здесь существовала старообрядческая община, а также после вхождения церкви в состав Серпуховского историко-художественного музея.
С 1912 до 1989 год храм действовал регулярно. Но из-за того, что со временем старообрядцев в Серпухове осталось очень мало, члены общины передали храм и всё, что находится внутри, на баланс музея. С тех пор Серпуховский музей отвечает за сохранение всего, что было передано, а в здании храма регулярно проводятся экскурсии.
Да, богослужения периодически проводятся, в основном — по большим церковным праздникам. В храме молятся старообрядцы-беспоповцы. Как правило, приезжают прихожане московского старообрядческого Преображенского монастыря. Приходят и немногочисленные потомки местных старообрядцев.
Община объединяла весь Серпуховский уезд. Это сегодняшние Серпуховский, Чеховский, Ступинский районы вплоть до границы с Коломной. Старообрядцы жили небольшими группами по всему уезду. По официальным данным во второй половине XIX века их насчитывалось примерно 300-400 человек. Многие из них были связаны с фабрикой Мараевой. Существовала такая традиция, что туда, где хозяином был старообрядец, тянулись люди одной с ним веры. Это обеспечивало защиту и духовное единство.
В Серпухове центр старообрядчества обозначился с 20-х годов XIX века, с того момента, когда купец Федор Кузьмич Еремин обустроил бумаготкацкую фабрику. После него хозяином фабрики стал Василий Афанасьевич Мараев. Он скупил все активы и мощности у наследников купца Еремина и переоборудовал фабрику, внедрив вместо ручных станков механические.
Купечество было той сферой, где старообрядцу можно было, будучи человеком образованным и начитанным, проявить себя и добиться успеха. Купцы были людьми деловыми и состоятельными. У них сохранялись определенные воззрения: купцы-старообрядцы считали, что, как истинные христиане, они должны прислушиваться к словам Спасителя о милосердии и помощи людям, о сострадании.
В Евангелии есть притча о талантах, где говорится, что свое богатство, талант, данный Богом, нельзя утаивать, его нужно передавать людям, расширять и приумножать. Среди купцов была развита благотворительность. Многие состоятельные люди смотрели на свой капитал как на средство, данное им Богом. Они не просто развивали способности, успешно управляя своим делом, но и помогали тем, у кого таких способностей нет.
Время после объявления свободы вероисповедания и до революции — с 1906 по 1917 год — сами старообрядцы называют золотым десятилетием. В этот период регистрировались общины, строились церкви. У старообрядцев даже появились свои периодические издания, была возможность открывать школы.
В Москве сохранился целый ряд старообрядческих храмовых построек. На территории Преображенского кладбища работала типография, было построено здание больницы.
Старообрядчество — это целый ряд течений, у которого есть две основные ветви: поповцы и беспоповцы. Оформление храма у старообрядцев-поповцев почти не отличается от обычного православного: есть алтари, иконостасы, разве что нет академической живописи, которую мы привыкли видеть в новообрядческих храмах. Изображения святых более строгие, сами иконы — если не древние, то в стилистике, подражающей XVII веку.
У беспоповцев в храмах за иконостасом нет алтаря, за ним находится стена. Перед иконостасом на престоле установлено Евангелие, которое символизирует самого Христа. У беспоповцев считается, что истинное священство прекратило свое существование после смерти последних поставленных до патриарха Никона иереев. У них вместо священника есть наставник, который уполномочен от общины возглавлять молитву и совершать требы.
Выставка «Твердыня старой веры» посвящена московскому Преображенскому старообрядческому монастырю, с которым была тесно связана Серпуховская община. При Екатерине II в Москве был открыт Преображенский богадельный дом. Пожилые, больные и сироты находили здесь свой приют. Это место было и духовным центром, где находились храмы и молельные.
В собрании Покровского храма в Серпухове находится целый ряд предметов церковной утвари и памятников истории, связанных с Преображенским монастырем. Интересными экспонатами являются рукописные поминальные книжки, принадлежавшие москвичам или лицам, тесно связанным с Преображенской общиной. В них, в том числе, вписывались имена почитаемых старообрядцев, которые пострадали за веру и не отказались от своих убеждений. О них молились на панихидах, в родительские субботы. Эти книжки — памятники московской старообрядческой книжной культуры. При Преображенской общине действовала школа для сирот, которые, будучи насельниками монастыря, учились письму и каллиграфии. На общину работал целый ряд художников — иконописцы, мастера медного литья, а также книгописцы.
На выставке, в частности, представлены работы мастера медного литья, чеканщика Родиона Хрусталева, который жил рядом с Преображенским монастырем. Там же находилась медница хозяев, на которых он работал в конце XIX века.
Исторически сложилось, что главными изготовителями и потребителями литых икон были старообрядцы. Эти иконы недорогие, небольшого размера, их можно взять с собой в случае гонений.
Медные литые иконы и кресты Родиона Хрусталева отличаются четким рельефом, красивым сочетанием цветных эмалей и удивительной безупречностью работы.
Это объясняется определенным подходом к своему делу. Старообрядцы — люди грамотные, они читают Священное Писание. У одного из ветхозаветных пророков есть такие слова: «Проклят всякий, кто творит дело Господне с небрежением».
На выставке можно увидеть литые иконостасы, венцы для икон, а также деревянные иконы с врезкой, куда вставлялись литые образы. Все экспонаты отличаются удивительной детализацией, у каждого из них — своя неповторимая история создания.
У старообрядцев существует правило, что молиться следует либо перед дореформенными иконами, либо перед теми, что написаны позже с соблюдением старых правил. Старинных икон на всех не хватало, и после раскола с конца XVII века у старообрядцев были свои мастера, которые писали иконы строго по правилам: темперными красками, в том стиле, в котором писали раньше.
В этих иконах преобладают темные сдержанные тона, а доска имеет ковчег — своеобразные поля и выемку в центре. Именно такой лаконичный стиль и колорит помогает настроить душу на молитву, на определенный лад.
Благословляющий жест Спасителя и святых — двуперстный, а кресты обязательно изображены восьмиконечными. В старообрядческом храме на иконах не найти изображений тех, кто был причислен к святым уже после церковного раскола.
В храме есть старинные иконы, есть и те, которые написаны старообрядческими мастерами, следовавшими древней традиции. Да, многие из икон, хранящихся в Покровской церкви, принадлежали Анне Мараевой. Она и ее семья пожертвовали их при строительстве храма.
Здесь было собрано много памятников древнерусской живописи из разных регионов, например, из Новгородской области, из Вологды и Ярославля. Какие-то иконы находились в общине еще до времен Анны Мараевой.
Для изучения эта тема бесконечна, как Вселенная. Каждая икона — памятник, который хранит в себе какую-то свою историю. Чтобы изучить всё, что хранится в Покровской церкви, не хватит и целой жизни.
Я получил образование в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, которая была основана Ильей Глазуновым. Учился на факультете теории и истории изобразительного искусства по специальности искусствовед. У меня там был замечательный руководитель. Галина Сергеевна Колпакова называла себя последователем советского искусствоведа, специалиста в области истории древнерусского и византийского искусства Виктора Никитича Лазарева. Она изучала древнерусскую живопись и была верующей христианкой. Галина Сергеевна оказала на меня очень сильное влияние, вложила любовь и живой интерес к Древней Руси.
В мае состоялась презентация книги «Покровская старообрядческая церковь в Серпухове», изданной по инициативе директора музея Жанны Алейниковой.
Книга полностью посвящена храму, я являюсь автором-составителем. Мы постарались рассказать о церкви и истории старообрядческой общины в Серпухове в XIX и XX веке. В предисловии содержится история старообрядчества, далее рассказывается о храме, его строительстве и архитектурных особенностях.
Большой раздел книги посвящен наиболее значимым из находящихся в храме памятников декоративно-прикладного искусства — от самых ранних до поздних, предреволюционных. Читатели могут узнать о медном литье, о собрании книг, о тканях, и, конечно, об иконах.
Я принимаю участие в научных конференциях, посвященных древнерусской живописи, церковному искусству. В марте в Ярославле регулярно проходят Болотцевские чтения, где обсуждаются вопросы древнерусского искусства. Мы также работаем с Государственным музеем-заповедником Ростовский кремль и Центральным музеем имени Андрея Рублева. По итогам научных конференций выходят сборники с публикациями.
Древнерусское искусство — очень интересное и глубокое, оно рассказывает о смысле жизни.
За любой иконой всегда стоит человек, личность, определенная история. Иконописцы выражали в своих работах переживания, просьбы или благодарности святым и Господу. Очень часто заказчики просили изобразить ангелов-хранителей членов семьи, святых, которые являются покровителями определенных занятий или помощниками в делах. Иногда изображали сразу нескольких святых, которых вспоминают в определенный день, чтобы таким образом сохранить память о каком-то важном событии, в этот день произошедшем.
Икона — это лестница в иной мир. Изучать это искусство можно всю жизнь. Могу сравнить свои ощущения с таким состоянием, будто находишься у источника с чистой артезианской водой и никогда не сможешь ею насытиться.
Источник: serp.mk.ru
Комментариев пока нет