Значительную долю в новостных лентах информационных агентств сегодня занимают революционные потрясения, происходящие на Украине. Однако в пылу этих событий многие забывают об исторической близости братских народов. Одной из интересных страниц истории, связывающих русских и украинцев, является бытование старообрядческих общин на территории Малороссии и Украины в XVIII–XX веках.
Об этом и многом другом мы сегодня беседуем с автором монументального двухтомного труда «Старообрядчество в Российской империи», кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины Сергеем Васильевичем Таранцом.
К теме старообрядчества я пришёл через краеведение. На третьем курсе исторического факультета Одесского университета начал заниматься историей краеведения. Давно было известно, что в Куренёвке Винницкой области было три старообрядческих монастыря.
Я поднял огромный пласт материала, так как был, естественно, к этому всему неравнодушен. Написал сначала курсовую работу, потом дипломную, которая стала одной из лучших на историческом факультете моего 1997-го года выпуска.
Дальше я зарядился идеей создания Музея истории старообрядчества, но понял, что в том положении, в котором я нахожусь, это сделать невозможно.
Сразу после окончания университета в 1997 году решил поступить в аспирантуру в Институт украинской археографии и источниковедения, закончил её в 2000-м году, а в 2003 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Источники по истории старообрядчества Правобережной Украины конца XVIII — нач. XX века».
Идея создания монографии, не двухтомника, а одного тома, возникла ещё 7 лет назад. Конечно, тот круг вопросов, которые поднимаются сейчас в монографии, тогда не предусматривался. Само изучение источников подсказало, что ещё можно написать на эту тему, тем более, что работ общего плана до этого времени не было.
Я думаю, что мой труд может быть претензией на фундаментальное исследование вопроса. Но конечно, это, естественно, оценивать критикам.
В монографии рассматриваются такие проблемы, как расселение, численность старообрядцев Российской империи, правовое положение и преследование старообрядцев властями, тема взяточничества (подкуп представителей официальной церкви, ради сохранения старообрядческих общин — прим. ред. «Русская вера»)
Эта проблема вообще поднимается впервые, я думаю, не только в старообрядческой историографии, но и в целом в Российской историографии, потому что историки не любят писать о негативных моментах, которые были в отечественной истории. Также обращено внимание на старообрядческие монастыри. В монографии представлена информация более чем о двухстах старообрядческих монастырях.
Их достаточно много, поэтому трудно перечислить все. Я думаю, таких монастырей наберётся более сотни. Естественно, в источниках информация есть, но в историографию она не вошла. Это монастыри, которые были расположены в старообрядческих епархиях: Донской и Кавказской и Уральской.
Также монастыри Севера России, поморские скиты. Их было достаточно много, естественно, что не все эти обители существовали в одно и то же время. Одни закрывались, другие, наоборот, открывались. Кстати, наибольшее количество монастырей было закрыто во время правления Николая I.
В монографии также подробно исследуется история известных старообрядческих духовных центров. Есть известная всем Белая Криница. Можно сказать, что читателю становится ясным процесс создания, существования, расцвета, а иногда и заката старообрядческих духовных центров. Дается хронология различных исторических процессов. В книге это представлено кратко, но чётко.
Это традиционный вопрос, который задают московские специалисты-старообрядцы. В своё время Ирина Васильевна Поздеева говорила, что вы подыгрываете националистическому чувству украинцев. Я думаю, проблема тут в другом.
На самом деле, прежде всего землевладельцы вот таких заграничных земель (Великое княжество Литовское и Правобережная Украина, которая была в составе Польши, и ещё земли, которые были в составе и Крымского ханства и Османской империи) более лояльно относились к бежавшим из России староверам не с точки зрения веры, а из экономического расчёта.
Для владельцев земли староверы были новыми, очень хорошими налогоплательщиками. Тем более, старообрядцы за десятилетия показали себя отличными тружениками, которые умели вести хозяйство даже на неудобных землях (например, Стародубье, Левобережная Украина — это фактически пески).
Но старообрядцы превратили этот край в цветущий и один из ведущих в промышленно-торговом отношении в Украине.
В определённый период — да. Если брать 60-е годы XIX века, то фактически о торгово-промышленном развитии Украины мы можем говорить только благодаря старообрядцам. Они подняли экономику на достаточно высокий уровень. Допустим, то же Стародубье среди украинских регионов лидировало в промышленном и торговом отношениях.
В Елизаветинской провинции Новосербии, земли которой были присоединены в то время Екатериной II, первое купеческое общество тоже состояло исключительно из старообрядцев. Они задавали тон, им предоставлялись льготы. Это всё выходцы из Польши, Литвы, которые переселялись в этот край.
Также значительная часть переселилась в Одессу, и там возникла целая группа, колония, потом уже известная старообрядческая династия Дубининых. Сейчас нашлись потомки, с которыми веду переписку. После 1917 года они эмигрировали в Югославию, а сейчас проживают в Нидерландах, так что они помнят, откуда и чьи, и главное, очень интересуются старообрядчеством.
Однозначно. Об этом говорится в книге. Я думаю, что об этом уже говорили и другие авторы, но я, может быть, иду в некоторых вопросах даже дальше.
Так, например, мы знаем четыре классических модели трудовой этики: протестантская, западноевропейская, американская и японская. А я думаю, не случись революции 1917 года, в России успешно бы стала развиваться пятая модель трудовой этики, именно старообрядческая, которая утверждалась на принципах христианской православной морали.
Когда рассматриваешь вопрос в комплексе, обращаешь внимание именно на благотворительность. Она была в старообрядчестве просто огромная, особенно социальная, церковная. Об этом также немало говорится в моей монографии.
Я скажу даже больше. Когда изучали про Правобережную Украину, узнали, что евреи тоже жили в рамках старообрядческой православной этики. Они делали так, как делали православные. То есть даже на социальном уровне произошли определённые положительные сдвиги.
Я думаю, не случись революции 1917 года, мы бы имели совершенно другую ситуацию в наших странах. И не соглашаюсь с теми исследователями, которые говорят, что капитализм в Российской империи имел исключительно жёсткое лицо. На мой взгляд, капитализм Америки был жестче, и если бы там случилась революция, она бы имела больше оснований, чем в России.
Но всё же в Российской империи случилась эта большая трагедия, которая привела к большим человеческим жертвам и причины её были не только экономические.
К революции, разгулу атеизма и безбожия привел, в том числе, и духовный кризис, и отказ от Бога в XIX веке. В этом деле немало приложила руку российская интеллигенция, потом подхватили политические партии…
Думаю, да. Была бы другая Россия и, возможно, был бы другой мир, потому что не было бы, естественно, этих огромных миллионных жертв во время голода, репрессий и потерь Великой Отечественной войны, так как, на мой взгляд, эта война отчасти стала следствием Октябрьской революции.
Комментариев пока нет