В девяностые и нулевые годы в жизнь российских детей и подростков ворвались западные киношные и мультипликационные персонажи. Внимание детей захватили разного рода «Телепузики», «Симпсоны», «Человеки-пауки», «Черепашки-ниндзя», «Трансформеры» и прочая дребедень. Дети просиживали сотни часов перед экранами телевизоров, впитывая сомнительные символы чужой культуры. Тогда всем казалось, что традиционные русские сказки потеряли актуальность, и за ненадобностью их можно сложить на полку, где они будут интересны только историкам культуры и искусствоведам.
Однако в последнее десятилетие темы русских сказок и их персонажи стали возвращаться и в отечественный кинематограф, и в отечественную мультипликацию.

Этой же теме, теме русской народной и русской авторской сказки, посвящена экспозиция нового выставочного проекта «Жили-были: школа русской сказки», расположенная в исторических подземельях ЦСИ Винзавод — под сводами Большого Винохранилища. Это пространство превратилось в настоящий мир русской сказки, где изящные терема соседствуют с таинственным лесом, мрачной пещерой и сказочным бурлящим морем. Перемещаясь между залами выставки, зритель погрузится в мир русских сказок, открывая новые грани знакомых историй и героев.
Проект представляет классические русские сказки в новом осмыслении — актуальном жанре инсталляции, объединяя работы современных художников и знаковых иллюстраторов.
«В этом проекте есть магия. Здесь можно провести время с ребенком, путешествуя по миру русской сказки. Истории, знакомые нам с детства, предстают в совершенно новом прочтении. Как возникли эти сюжеты? О чем они говорят нам? Эта выставка уникальна тем, что наши дети через иммерсивное взаимодействие познакомятся с русскими сказками, а взрослые, обладая багажом жизненного опыта, откроют для себя изначальные идеи авторов и заново осознают знакомые сюжеты. Мы уверены, что перевернем ваше представление о сказках и погрузим в сказку вас» , — рассказал СМИ Илья Дыбов, продюсер проекта.

В основе сюжета выставки — известная присказка: «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Эта народная мудрость стала основой концепции пространства, поделив его на две смысловые части: школьные классы и захватывающие сказочные ландшафты и интерьеры, знакомые каждому с детства. Экспозиция объединяет 15 тематических зон, каждая из которых откроет зрителям новые грани русских сказок.
На выставке представлены работы современных российских художников: Ульяны Подкорытовой, Анатолия Akue, ХО ГУЙ, Вадима Михайлова, Натальи Менякиной, Василия Кармазина и многих других. Они соседствуют с произведениями иллюстраторов: Ивана Билибина, Георгия Нарбута, Николая Кочергина, Евгения Мигунова, художников кино и мастеров массовой культуры.
В экспозиции расположены документальные и игровые видео, художественные инсталляции, световые шоу, арт-объекты и другие артефакты, созданные и отобранные специально для проекта.
В основе выставки лежат классические русские народные сказки, а также авторские сказки А. С. Пушкина, П. П. Бажова, П. П. Ершова, С. Т. Аксакова и других. Также присутствуют положительные и отрицательные персонажи: земные и морские цари, князья, царевны, Кощей бессмертный, конек-горбунок, кот-баюн, леший, кикимора и многие другие.

Пушкин оставил бесценное культурное наследие, частью которого стали его сказки — мудрые, поучительные и чарующие. Они воспитывают не только доброту, честность и стремление к справедливости, но и передают дух русской культуры, ее корни и характер. Лиза Анисимова бережно переосмысливает эти произведения, воплощая их образы в уникальных костюмах и эскизах. Каждый персонаж — будь то царевна, маг или старуха — оживает благодаря богатству деталей, тонкой работе с материалами и глубокому погружению автора в традиции русской культуры.

Инсталляция сказки «Война грибов». Эта русская народная сказка существует в нескольких версиях. В ней показано, как царь Горох воевал с грибами. Чтобы дать отпор, полковник боровик начинает собирать грибное войско.

Стилистика Билибина (Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства») продолжает активно использоваться в сегодняшней графике. Его манера с обязательной фигурной каймой — первое, что приходит в голову художникам, взявшимся за сказочную тему. Уровень воплощения зависит от художника. Некоторые образы получаются удачными и пользуются популярностью. Так, Кот Баюн Сучкова так нравится публике, что автор запустил его печать на футболках и даже на женской одежде. Александр Сучков — выпускник кафедры графического дизайна и рекламы МГТУ.

В русских сказках традиционно считается, что Кощей может умереть, только если герой найдет спрятанное яйцо, внутри которого находится игла, в которой заключается бессмертие этого злодея, и которую необходимо сломать, чтобы его уничтожить. Сказки о злодее, который спрятал свою смерть, жизненную силу или даже просто сердце отдельно от своего тела, в каком-то заколдованном предмете, подальше от себя, распространились по всему мир. А злодей может быть колдуном, великаном, людоедом.

Уральские сказы Павла Петровича Бажова (1879- 1950) завораживают самобытностью, таинственностью и ярким колоритом. На страницах книги читателей ожидают встречи с артельщиками, талантливыми мастерами, горными девами и стражами подземных сокровищ. Погружаясь в атмосферу произведений, дети откроют для себя мир уральского фольклора и прочувствуют красоту родного языка. Сказы Бажова увлекают с первых строк, будоражат воображение и способствуют нравственному воспитанию — прививают честность, смелость, трудолюбие, бережное отношение к природе и ее богатствам. Некоторые сказки Бажова были экранизированы в советское время, думается, что и сейчас наш кинематограф может вернуться к его наследию.

Режиссер Александр Роу хотел снять сказку, где главным героем был бы солдат. Так появился фильм «Марья-искусница». Часть фильма снимали в павильонах киностудии им. Горького, а натурные съемки проходили в Ялте. Там снимали все подводные сцены — стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съемок.
Интересно, что в советских экранизациях любили снимать сцены подводных царств. Одну из самых ярких можно увидеть в фильме-сказке «Садко» 1952 года.
Морским темам на выставке посвящен целый зал.

Вот один из отзывов на выставку, оставленный зрителями:
«За основу выставки взяли яркую архитектуру и декорации, что ни зал со сводами, то готовый фон для Инстаграма. Много чего можно потрогать, поиграть, использовать. Особенно удался болотный зал с Царевной-лягушкой и очаровательным козленочком, выпившим воды из копытца. Там же стоит самая большая работа выставки — скульптура современного художника Ивана Горшкова под названием „Автопортрет“. В современных авторах — сила выставки. Тут и Устинья Яковлева с ее чудными вышитыми медузами в зале с подводным царством (выглядит отлично, но лучше, если бы „затопили“ весь зал). Тут и броне-костюмы из древесины главной почитательницы фольклора Ульяны Подкорытовой».

Комментариев пока нет