Эта история — пример того, как могут власти сделать доброе дело для старообрядцев и показать свою порядочность и элементарное уважение к верующим и на бумаге, и на деле. Курган — город суровых контрастов: летом здесь может быть крайне жарко, а зимой весьма холодно. Но когда подобное пугало ревнителей древлей веры? Они массово селились здесь в XIX веке, правда, с годами община стала распадаться на отдельные толки. И все же упокоение находили они на одном кладбище. На исходе XX века его снесли…
«Мир праху ушедших поколений», — гласит надпись на памятной плите, установленной на окраине Кургана, куда я приехал, чтобы увидеть территорию, где хоронили местных старообрядцев. Неблизкий путь из Екатеринбурга занял около шести часов, но увиденное оправдало ожидания и трудности — перед нами пример мудрого отношения властей к сохранению памяти о жителях города…
Стучат колеса поездов на стыках железнодорожных рельсов Транссибирской магистрали, проносятся машины по давно нуждающейся в ремонте дороге, изредка проходят люди… Сказать, что старообрядческий сквер в столице Зауралья расположен в самом центре и здесь прогуливаются горожане, конечно, нельзя.
Если и проходит кто-то по тропам сквозь него, то, в основном, спешно к своему дому — рядом расположен гаражный комплекс и целый квартал пятиэтажек, часть из которых стоит на месте, где ранее располагалось городское кладбище. Это жилой микрорайон «Темп», считающийся почему-то одним из самых неблагополучных в Кургане. Говорят, когда копали землю под фундаменты, рабочим попадались человеческие кости. А потом, когда дома заселили, дети находили кости даже в песочницах.
В январе Курган встречал трескучим морозом. Поиски улиц Станционная и Пролетарская отняли не меньше часа, а когда «нашлись», то «открывать» взору сквер не спешили. Оказалось, он расположен в месте, совсем не предназначенном для гуляний, по сути, на городской окраине.
Несмотря на это, территорию нельзя назвать заброшенной. Вернее, хотя и выглядит этот небольшой сквер неухоженным, имеется здесь главное — памятная плита, указывающая на духовную ценность этого места. Известно, что распоряжением мэра Кургана от 11 сентября 2000 года топоним «Старообрядческий сквер» был определен раз и навсегда с четкой привязкой к местности: справа от виадука в районе бывшего старообрядческого кладбища.
Сегодня территория эта — часть городской, а в конце XIX века это была глухая окраина, где размещалось Троицкое кладбище. На нем хоронили курганцев всех вероисповеданий, при этом северо-западная часть погоста была официально передана для захоронений старообрядцам.
Говорят, это кладбище было отмечено на планах города за 1900, 1903, 1906 годы, и, по свидетельствам краеведов, от «суеты мира» было отгорожено основательным забором. Но шло время, город разрастался, и однажды кладбище сравняли с землей. В какие годы это произошло и кто из власть предержащих взял на себя ответственность за распоряжение об уничтожении некрополя — неизвестно. Факт в том, что, спустя десятилетия, память о кладбище не стерлась из людской памяти — в местном краеведческом музее и в немногочисленных статьях в сборниках и в сети интернет о нем скупо рассказывается, однако увековечить почему-то решили именно «старообрядческую» его часть.
Сразу заметим: Курган за более чем трехсотлетнюю свою историю приютил немало староверов, в подавляющем большинстве своем — беспоповцев-поморцев. Имущество у местных староверов было солидным. В одном лишь их молитвенном доме, по данным Ивана Камшилова, который с 2009 по 2014 годы трудился депутатом курганской городской думы, опубликованным в его интернет-дневнике, во время изъятия находилось: «Икон деревянных — 70, медных — 20, крестов — 3, хоругвей металлических — 2, подсвечников медных и никелированных разных размеров — 9, аналоев — 3, купелей железных (большая и маленькая) — 2, ковер большой — 1, богослужебных книг — 50»…
В середине ХХ века община распалась на три — «Защиту», «Крестителей» и «Бракоборов», каждая из которых делала акцент на отдельных аспектах духовности. После этого деления, как часто и бывает, началось медленное увядание Старой Веры в Зауралье.
А что сейчас? Опираясь на данные все того же Ивана Камшилова, в октябре 1993 года был зарегистрирован старообрядческий поморский приход Российского Совета Древлеправославной церкви, верующие Кургана при регистрации намеревались оказывать милосердную помощь больным, одиноким престарелым гражданам, организовывать посещение больниц, мест заключения, распространять духовную литературу и книги по истории древлеправославной веры. Приход действует на территории города и объединяет разрозненно живущих верующих по всей Курганской области. Занимаются ли они тем, чем планировали при регистрации, сказать сложно. Десять лет назад, когда я трудился в одной из местных газет, наводил справки — о старообрядцах здесь никто не слышал и ничего не знает. Предположу, что состояние общины далеко от стабильного и идеального, поэтому внешней благотворительной деятельностью заниматься им просто некогда и не на что. Своих бы удержать!
Зима. Глубокие сугробы. Кустарник, потрескивающий от мороза. Но снег здесь вовсе не ярко-белый — пыль от десятков и сотен ежедневно проезжающих здесь машин, грязь и копоть со стороны железной дороги не делают эту часть города привлекательной. Легко представить, как зеленеющие по весне листья деревьев и кустов в считанные дни сереют от пыли и в таком «наряде» проводят время до осени, облетая и уходя под снег. Подозреваю, что с приходом весны все повторяется, и некому даже провести уборку в этом сквере. И все же местные жители прогуливаются здесь, в единственном «оазисе» в шаговой доступности от их домов, и наверняка обращают внимание и на памятную плиту, и на могильные холмы, которые, по слухам, летом все же проглядываются в земле.
Застроив все вокруг, курганские чиновники признали право старообрядцев на сохранение своей истории — и, наверное, достойны стать общероссийским примером бережливого отношения к памяти. Честь им и хвала.
Фото автора
Комментариев пока нет