Портал «Русская вера» сообщил недавно, что клирики Белокриницкой иерархии о. Никита Торан, о. Никола Якунин и дьякон Василий Якунин (Аляска, США) присоединились к Русской православной церкви заграницей. Об этом рассказал епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (Берзинь), управляющий старообрядческими приходами РПЦЗ. Епископ сделал такое заявление 26 января 2025 года во время посещения старообрядческого храма Рождества Христова в Эри, штат Пенсильвания.

После этих событий начались обсуждения причин и последствий этой ситуации. Чтобы избежать лишних инсинуаций, сегодня мы публикуем официальные документы Белокриницкой Митрополии и Каракасской и Южно-Американской епархии РПЦЗ, касающиеся данной ситуации.
Документы РПЦЗ
ПРИСОЕДИНЕНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ ИЗ АЛЯСКИ И ОРЕГОНА
В субботу 12/25 января 2025г., в Христорождественском старообрядном соборе в городе Ири, Пенсильвания, Иоанн. Епископ Каракассский и Юнжноамериканский, как заведующий старый обряд в РПЦЗ, присоединил через миропомазание священноиерея Николу Пименович Якунина с матушкой Марфой Силивестеровной из Хомер Аляски, и священноиерея Никиту Варсонофиевича Торана с матушкой Еленой Малофеевной из Вудвурн, Орегона, из Белокриницкого старообрядческого согласия. В течение следующей недели владыка их рукоположил во все степени канонического священства. Во воскресенье 13/26-го января епископ Иоанн обоих рукоположил в чтецы и иподиаконы, а о. Николу еще в диаконы. Во вторник 15/28 владыка Иоанн рукоположил о. Николу в священники, одновременно, по благословению первоиерарха награждая его с правой ношения золотого креста. В тойже литургии тоже рукоположил о. Никиту в диаконы. Во воскресенье 20 янв. / 2 фев. Рукоположил о. Никиту в священники. Желаем о священноиерею Николе и о. Священноиерею Никите, и их семям и паствам Божией помощи на предстоящий им трудный путь. Советуем прчитать текст слова сказаного после литургии 13/26-го января. Канцелярия Епископа Иоанна, окормляющого старообрядних Христиан в РПЦЗ.
СЛОВО ЕПИСКОПА ИОАННА НА ПРИСОЕДИНЕНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ
Воскресенье, 13/26 января 2025 г. Ири, Пенсильвания.
Дорогие братья и сестры, Проповедь считается продолжением проповеденния Евангелия в широком смысле, поэтому я обычно излагаю евангельское чтение или апостольское послание. Это не место для личных мнений, и тем менее для политических взглядов, которые, к сожалению, в последнее время, проповедуются с амвона, даже на самых высоких постах. Сегодня я немного отойду от этоой правилы и, вместо проповеди о евангельских чтениях, это будет, возможно, более похоже на бюллетень текущих событий с небольшим богословским разъяснением. Но Евангелие, а значение слова «евангелие» — это благая весть, или хорошая новость, поэтому в этом отношении у меня есть очень хорошая новость для распространения для всех старообрядцев в лоне Вселенской Церкви, что у нас есть люди из Аляски и Орегона, которые присоединяются к нашей Церкви. Вчера я миропомазал отца Николу и отца Никиту. Отец Николай с Аляски, вместе со своей матушкой, с отцом Никитой из Орегона, также со своей матушкой, были миропомазаны, и сегодня мы совершили чин рукоположения их в иподиаконы, а отца Николы — в диакона. Однако они оба были священниками в Белокриницком согласии старообрядцев. К сожалению, мы не можем признать их сан. Однако мы не говорим, что они недействительные. Но чтобы принять их, мы повторяем рукоположение. Если мы посмотрим на их предыдущее рукоположение, оно может быть либо действительным, либо недействительным, либо, как я бы сказал, сомнительным. Если оно действительно, то все, что мы делаем, это подчеркиваем то, что было сделано ранее. Если оно недействительно, то, конечно, мы придаем ему действительность, а если оно сомнительно, то мы устраняем всякое сомнение, чтобы у нас не было никаких сомнений относительно того, являются ли они каноническими священниками и будут ли наши приходы там иметь канонические литургии. В старом обряде, как правило, мы все занимаем строгую и непреклонную позицию по большинству вопросов, и, следовательно, здесь мы снова занимаем строгую позицию. Но это не следует неправильно истолковать и не следует рассматривать как какое-либо «унижение», за неимением лучшего слова. Когда мы принимаем Святое Причастие, мы говорим «Верую, Господи, и исповедую». Мы не говорим «Думаю, Господи, и надеюся». И вот мы приветствуем наших братьев в лоно церкви. Мы были разделены так долго, но так же, как эта община сорок лет назад вошла в лоно церкви и получила священство, так и сейчас мы видим некоторые плоды вдали от нее, и мы надеемся, что это начало чего-то великого. Мы должны действительно похвалить храбрость отца Николы и отца Никиты за их мужество в разрешении этой сложной проблемы. Конечно, они столкнутся с большими трудностями и антагонизмом дома, как те из вас, кто достаточно стар, чтобы помнить, как было здесь, когда вы пришли в общение с Вселенской Православной Церковью, а здесь, возможно, это еще сложнее. Мы должны, конечно, всегда смотреть на вещи с положительной стороны и не осуждать, например, иерархию Белокриницкую. Мы действительно должны восхищаться героизмом тех, кто обрели или искали иерархию, и что они действительно осознали важность наличия иерархии, и поэтому они пошли на невероятные труды, чтобы получить себе иерархию. К сожалению, они не проявили того же рвения к единству Церкви, и их иерархия была весьма сомнительной, и, конечно, не было единства, но мы теперь надеемся на большее единство, и поэтому мы искренне приветствуем наших братьев из Аляски и Орегона и других мест. Во вторник мы завершим рукоположение отца Николу в священники, а отца Никиту в дьяконы, а затем, в следующее воскресенье, отца Никиту в священники. Итак, мы поздравляем и приветствуем вас, и да поможет вам Бог и защитит вас. Мы знаем, как это будет трудно, и я прошу всех молиться за них. Спаси Христос!
Документы Белокриницкой Митрополии
ЗАПРЕЩЕНИЕ
Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас, Аминь.
Отец Никита Варсонофьевич Торан, отец Никола Пименович Якунин и дьякон Василий Николаевич Якунин, ставлю вас в известность, что получил от председателя церковно- приходского правления свято-Успенской общины, город Сильвертон, штат Орегон, США, письменный документ, в котором отец Никита официально заявляет о выходе из истинной Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии и присоединяется к еретической Русской православной церкви заграницей (ROCOR):
«После продолжительного чтения и изучения Белокриницкой иерархии и как она была создана, я стал сомневаться в каноничности и обоснованности ее иерархии, и из-за этого у меня теперь есть сомнения и недоверия в ее легитимности. По этой и многим другим причинам я официально покидаю Белокриницкую иерархию и присоединяюсь к Русской православной церкви заграницей (ROCOR) под Омофором епископа Иоанна и буду служить в старообрядческой Единоверческой церкви. Отец Никита Торан 1/23/2025».
А отец Никола и дьякон Василий о сем ничего не говорят, но как типично их действия всегда бывали скрытые, но имеется достаточно доказательства — ролика: https://www.youtube.com/live/a4JBg-mGl-0, что свидетельствует об их тайном выходе из Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии, и сегодня уже вместе молятся в еретической Русской православной церкви заграницей (ROCOR) города Эри, штат Пенсильвания. Поэтому, руководствуясь правилами св. Апостол, которое гласят: «Моляися со отлученными, сам такожде да отлучен будет. Толкование: Аще кто молится с еретики в церкви, или в дому со отлученными от церкви, сам такожде да отлучен будет» (10-е, Корм. глава 1-я л. 3).
65 прав. свв. Апостол «о участии в экуменическом движении и пребывая в их учении, также и хождении в церковь еретическую помолився с ними, аще есть мирский человек, да отлучится». Аще же причетник, да извержется. Тоже и прав. 45 свв. Апостол: «Молеяися с еретики, да отлучится. Аще же яко причетники приимет я, да извержется». Там же правило 55 свв. Апостол.
Также правила св. Апостол 15 и 1-го Вселенского Собора 15 и 16-е, «яко убо ни коему пресвитеру и диякону, не оставити своея церкви, внюже причтен бысть»… без воли и разрешения своего епископа покинет место своего служения и самовольно переходит в инны места или церкви, запрещение приемлет. Не повинуясь вернуться, да будет извержен».
Также на основании и 5-го правило Собора во Антиохистей, ЗАПРЕЩАЕМ вас, отец Никола Якунин, отец Никита Торан от епитрахили и поручи, от литургического богослужения и совершения всех церковных таинств, что дано священнику в том числе панихиды, погребения и дьякона Василия Якунина разумеется, до полного вашего раскаяния.
В случай неповиновения и примыкания к еретической церкви (т. е признаёте и принимаете их за истинных священнослужителей), — подлежите вышеуказанным правил ИЗВЕРЖЕНИЮ.
Бог мира и любви да смягчит ваши сердца вернуться в лоно Старообрядческой Христовой Церкви Белокриницкой иерархии, и возьмите всерьез раздор, который учинили и мученической крови не изгладятся от такого греха.
Смиренный Софроний,
старообрядческий архиепископ
Австралийский и Канадо-Американский, Белокриницкой иерархии.
Николаевск, шт. Аляска, США
Январь /25/2025 г.
Комментариев пока нет