Светлой памяти старообрядческого труженика о. Григория Подкина
В 30-е годы борьба со старообрядчеством приравнивалась борьбе с кулачеством. И это был не случайный зигзаг политики большевиков. Действительно, подавляющее большинство старообрядцев на селе имели зажиточные хозяйства, а работящие члены их семей составляли костяк трудовых ресурсов сельского производства дореволюционной России. Поэтому они и стали одними из жертв политики раскулачивания, жертвами которой становились не только простые миряне, но и старообрядческие священники, такие как о. Григорий Подкин.
Трудовой крестьянский род
Григорий Антонович Подкин родился 12 марта 1859 (по другим данным — 1860/1862) года в селе Подкино, Юмской волости, Чедынского уезда, Пермской губернии, в семье старообрядческого священника о. Антония Подкина. Григорий окончил сельскую школу, даже получил профессию хлебороба. Вскоре женился. Как многие, Подкины добывали хлеб насущный непростым крестьянским трудом.
Будучи неутомимыми тружениками, они создали крепкое крестьянское хозяйство. У них был дом, 3 амбара, конюшни, 25 голов крупного рогатого скота: 9 лошадей, коровы, 3 быка, 40 овец, 7 свиней. Посев производили на 27–30 га земли. Кроме того, Григорий приобрел 2 сенокосилки, крупногабаритные грабли и иные сельскохозяйственные машины, что по тем временам было верхом технологий сельского хозяйства. Во время посевных работ нанимал рабочих из местных по 30–40 человек [1]. В 1887 году у Подкиных родилась дочь Матрена. Сведения о других детях священника отсутствуют.
Рукоположен архиепископом Саватием, Московским и всея Руси
В 1891 (по другим данным — 1893) году Григорий был рукоположен архиепископом Саватием (Левшиным), Московским (1824–1898 гг.) на приход храма Архистратига Михаила с. Подкина. В 1920 году епископом Амфилохием (Журавлевым) (1873–1937 гг.) о. Григорий определен в с. Новоглушенское (ныне Залесовский район Алтайского края).
Коллективизация
В 1930 году иерей Григорий Подкин был раскулачен. За неуплату государству 35 пудов хлеба был осужден на 3 года заключения и 5 годам ссылки [2]. Церковь, в которой он служил, была отдана под культурное учреждение [3].
Роковой 37-й
31 июля 1937 года к о. Григорию Подкину пришли из Залесовского РО НКВД с ордером на обыск. При обыске было изъято:
1. Часы карманные; 2. Риза; 3. Стихарь; 4. Епитрахиль (2 шт.); 5. Поручи (2 пары); 6. Платок шелковый (1 старый); 7. Ладану (100 гр.); 8. Свечей (7 шт.); 9. Воску (1.700 гр.); 10. Крестильные вещи (1 шт.); 11. Фитиля; 12. Книг церковных разных (47 штук); 13. Дробовое ружье.
Жалобы на неправильности, допущенные при производстве обыска на продажу вещей, ценностей и документов не имеет [4].
Тут же священнику было предъявлено обвинение, и он был арестован:
«гр. Подкин Григорий Антонович достаточно изобличается в том, что он состоял в контрреволюционной организации, принимал в ней активное участие — проводил среди населения антисоветскую и пораженческую агитацию» [5].
На момент ареста священник, вероятно, уже был вдовцом, а его дочь Матрена была замужем и носила фамилию Копатова, работала льноводкой в колхозе «Красный партизан». О. Григория обвиняли в организации повстанческой группы, проведении антисоветской агитации:
«На территории Залесовского района вскрыта и ликвидирована контрреволюционная повстанческая группа, возглавляемая попом Самоуниным, которая до последнего времени вела активную подготовку к вооруженному выступлению против Советской власти. Следствием установлено, что служитель культа Подкин Григорий Антонович, будучи в 1936 году завербованным в повстанческую группу попом Самоуниным, систематически проводил контрреволюционную агитацию, используя в этих целях отдельные трудности в колхозах.
5‑го мая 1937 года у себя на квартире собрал до 15 колхозников и в присутствии Чернова обрабатывал в антисоветском духе. Собравшимся колхозникам он говорил о том, что назревает война Японии с Советским союзом. В процессе этой войны советская власть и колхозы будут уничтожены. Запутывая войной, подстрекал колхозников на выход из колхоза. Наряду с распространением провокационной пропаганды о гибели Советской власти, Подкин подвергал контрреволюционной критике проводимые Советской властью мероприятия по организационно-хозяйственному укреплению колхозов, дискредитируя при этом руководителей советского правительства.
В результате проводимой подрывной контрреволюционной работы Подкиным из колхозов «Партизан» вышло 11 хозяйств. л.д./. Допрошенный в качестве обвиняемого Подкин Г. А. виновным себя полностью признал/л.д. 13/, Лебедева А. Н./л.д. 16/, Акашкина В. Н. /л.д. 25/» [6].
Приговор
20 сентября дело Подкина Григория Антоновича слушала особая Тройка Управления НКВД Запсибкрая [8]:
Слушали: |
Постановили: |
Дело № 2 Залесовск. РО НКВД. |
Подкина Григория Антоновича. Расстрелять. Принадлежащее лично ему имущество конфисковать. |
Спустя 6 дней с момента выноса приговора, 26 сентября 1937 года старообрядческого священника о. Григория Антоновича Подкина расстреляли [9].
Реабилитация
16 мая 1989 года дело Григория Антоновича Подкина было прекращено, а сам священник реабилитирован прокуратурой Алтайского края:
«Подкин Григорий Антонович подпадает под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессии, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов». Ст. Помощник прокурора Алтайского края Советник юстиции Я. И. Мордовин. Начальник подразделения УКГБ СССР по Алтайскому краю Ю. Н. Щепин «16» мая 1989 года» [10].

Примечания:
[1] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 6;
[2] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 6;
[3] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 6;
[4] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 2;
[5] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 3;
[6] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 40;
[7] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 6;
[8] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 41;
[9] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 42;
[10] ГГКУ ГААК. Д. 14196.
Комментариев пока нет