Светлой памяти старообрядческого труженика о. Григория Подкина
В 30-е годы борьба со старообрядчеством приравнивалась борьбе с кулачеством. И это был не случайный зигзаг политики большевиков. Действительно, подавляющее большинство старообрядцев на селе имели зажиточные хозяйства, а работящие члены их семей составляли костяк трудовых ресурсов сельского производства дореволюционной России. Поэтому они и стали одними из жертв политики раскулачивания, жертвами которой становились не только простые миряне, но и старообрядческие священники, такие как о. Григорий Подкин.
Трудовой крестьянский род
Григорий Антонович Подкин родился 12 марта 1859 (по другим данным — 1860/1862) года в селе Подкино, Юмской волости, Чедынского уезда, Пермской губернии, в семье старообрядческого священника о. Антония Подкина. Григорий окончил сельскую школу, даже получил профессию хлебороба. Вскоре женился. Как многие, Подкины добывали хлеб насущный непростым крестьянским трудом.
Будучи неутомимыми тружениками, они создали крепкое крестьянское хозяйство. У них был дом, 3 амбара, конюшни, 25 голов крупного рогатого скота: 9 лошадей, коровы, 3 быка, 40 овец, 7 свиней. Посев производили на 27–30 га земли. Кроме того, Григорий приобрел 2 сенокосилки, крупногабаритные грабли и иные сельскохозяйственные машины, что по тем временам было верхом технологий сельского хозяйства. Во время посевных работ нанимал рабочих из местных по 30–40 человек [1]. В 1887 году у Подкиных родилась дочь Матрена. Сведения о других детях священника отсутствуют.
Рукоположен архиепископом Саватием, Московским и всея Руси
В 1891 (по другим данным — 1893) году Григорий был рукоположен архиепископом Саватием (Левшиным), Московским (1824–1898 гг.) на приход храма Архистратига Михаила с. Подкина. В 1920 году епископом Амфилохием (Журавлевым) (1873–1937 гг.) о. Григорий определен в с. Новоглушенское (ныне Залесовский район Алтайского края).
Ужасающая коллективизация
В 1930 году иерей Григорий Подкин был раскулачен. За неуплату государству 35 пудов хлеба был осужден на 3 года заключения и 5 годам ссылки [2]. Церковь, в которой он служил, была отдана под культурное учреждение [3].
Роковой 37-й
31 июля 1937 года инспектор Залесовского района РО НКВД Первушин заявился к о. Григорию Подкину с ордером на обыск. При обыске было изъято:
1. Часы карманные; 2. Риза; 3. Стихарь; 4. Епитрахиль (2 шт.); 5. Поручи (2 пары); 6. Платок шелковый (1 старый); 7. Ладану (100 гр.); 8. Свечей (7 шт.); 9. Воску (1.700 гр.); 10. Крестильные вещи (1 шт.); 11. Фитиля; 12. Книг церковных разных (47 штук); 13. Дробовое ружье.
Жалобы на неправильности, допущенные при производстве обыска на продажу вещей, ценностей и документов не имеет [4].
Вышесказанное говорит о том, что все церковные вещи и ценности, изъятые у о. Григория, были выставлены на продажу. И снова же, как во многих следственных делах, фигурирует мифическое «дробовое ружье», без патронов, собственно, тут и не требуются комментарии…Нквэдэшники, по уже знакомому сценарию, через неких лиц подкидывали потенциальным жертвам ружья или, например, патроны без ружей. Просто пара патронов в папковых гильзах и уголовная статья для обвинения имеет «доказательную базу». (Впрочем, это знакомо и по современным уголовным делам, хотя в наши дни чаще используются наркотические вещества).
Тут же священнику было предъявлено обвинение, и он был арестован:
«гр. Подкин Григорий Антонович достаточно изобличается в том, что он состоял в контрреволюционной организации, принимал в ней активное участие — проводил среди населения антисоветскую и пораженческую агитацию» [5].
На момент ареста священник, вероятно, уже был вдовцом, а его дочь Матрена была замужем и носила фамилию Копатова, работала льноводкой в колхозе «Красный партизан». О. Григория обвиняли в организации повстанческой группы, проведении антисоветской агитации:
«На территории Залесовского района вскрыта и ликвидирована контрреволюционная повстанческая группа, возглавляемая попом Самоуниным, которая до последнего времени вела активную подготовку к вооруженному выступлению против Советской власти. Следствием установлено, что служитель культа Подкин Григорий Антонович, будучи в 1936 году завербованным в повстанческую группу попом Самоуниным, систематически проводил контрреволюционную агитацию, используя в этих целях отдельные трудности в колхозах.
5‑го мая 1937 года у себя на квартире собрал до 15 колхозников и в присутствии Чернова обрабатывал в антисоветском духе. Собравшимся колхозникам он говорил о том, что назревает война Японии с Советским союзом. В процессе этой войны советская власть и колхозы будут уничтожены. Запутывая войной, подстрекал колхозников на выход из колхоза. Наряду с распространением провокационной пропаганды о гибели Советской власти, Подкин подвергал контрреволюционной критике проводимые Советской властью мероприятия по организационно-хозяйственному укреплению колхозов, дискредитируя при этом руководителей советского правительства.
В результате проводимой подрывной контрреволюционной работы Подкиным из колхозов «Партизан» вышло 11 хозяйств. л.д./. Допрошенный в качестве обвиняемого Подкин Г. А. виновным себя полностью признал/л.д. 13/, Лебедева А. Н./л.д. 16/, Акашкина В. Н. /л.д. 25/» [6].
Однако признание старообрядческого иерея было очевидно написано рукой сотрудника РО НКВД, что видно по самому стилю изложения и почерку:
«Я как враждебно настроен к существующему строю за то что меня судили, а хозяйство отдали в колхоз на все предложения Самоунина согласился и активно проводил антисоветскую агитацию против колхоза «Красный партизан» в котором был некоторые экономические трудности. Кроме ого в одиночку колхозникам особенно женщинам я говорил, что скоро между советской властью и Японией будет война, хлеб весь, власть заберет останетесь голодными, некоторые мне как священнику верили, т.к. я при агитации опирался на священное писание»[7].
Приговор палачей
20 сентября дело Подкина Григория Антоновича слушала особая Тройка Управления НКВД Запсибкрая [8]:
Слушали: |
Постановили: |
Дело № 2 Залесовск. РО НКВД. |
Подкина Григория Антоновича. Расстрелять. Принадлежащее лично ему имущество конфисковать. |
Спустя 6 дней с момента выноса приговора, 26 сентября 1937 года старообрядческого священника о. Григория Антоновича Подкина расстреляли [9].
Реабилитация
16 мая 1989 года дело Григория Антоновича Подкина было прекращено, а сам священник реабилитирован прокуратурой Алтайского края:
«Подкин Григорий Антонович подпадает под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессии, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов». Ст. Помощник прокурора Алтайского края Советник юстиции Я. И. Мордовин. Начальник подразделения УКГБ СССР по Алтайскому краю Ю. Н. Щепин «16» мая 1989 года» [10].
Послесловие
Иногда мы задумываемся, почему продовольственная безопасность Российской Федерации находится под угрозой, любые серьезные санкции из-за рубежа могут создать дефицит целых категорий продуктов питания, а продовольственная блокада и вовсе в состоянии поставить страну на грань голода. Помимо системных причин, есть и причины, связанные с изменением характера русского человека. К сожалению, на Руси почти не осталось этого старинного архетипа русского крестьянина, русского труженика, молящегося Богу и наполняющего житницу страны, как о. Григорий Подкин.
Примечания:
[1] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 6;
[2] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 6;
[3] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 6;
[4] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 2;
[5] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 3;
[6] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 40;
[7] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 6;
[8] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 41;
[9] ГГКУ ГААК. Д. 14196. Л. 42;
[10] ГГКУ ГААК. Д. 14196.
Комментариев пока нет