Во все времена старообрядцы общими усилиями решали проблемы общины путем благотворительности, опекая «престарелых» и «нищую братию», помогая строительству храмов, богаделен, училищ, лазаретов. Современному староверию есть чему поучиться у предков.
В попечителях и благотворителях того времени, жертвовавших огромные суммы на старообрядчество, не было ни грамма скупости, жадности, сребролюбия и всё это показано на примере истории благотворительности в городе Саратове.
Десятую часть дохода следует отдавать Богу
Испокон веков все храмы и монастыри на Руси содержались верующими прихожанами и попечителями за счет жертв и приношений. Подтверждением тому нам служит Священное Писание:
«И на встречу ко Аврааму изнесе Мелхиседек хлеб и вино. Бяше же священник Бога Вышняго. И благослови Авраама и рече: благословен Авраам Богу Вышнему, Иже созда небо и землю, благословен Бог Вышнии, Иже преда враги твоя в руце твои. И даст ему десятину Авраам от всего» (Быт.14, 20).
Произнес обет давать десятину и праотец Ияков после видения небесной лествицы:
«И востав Ияков заутра и взя камень, иже бе положил возглавие себе, и постави то в столп и возлия елей верху его, и прозва Ияков месту тому Дом Божии… И молися Ияков молитвою глаголя: “Аще Господь Бог со мною и да мя снабдит на пути сем, вонь же аз иду, и даст ми хлеб ясти, и ризы облещися, и возвратит мя с миром в дом Отца моего. И да будет ми Господь в Бог… И от всего яже ми даси, или одесятствую тебе десятину„» (Быт.28; 18–22).
При разделе Земли Обетованной между двенадцатью коленами Израилевыми Господь повелел Моисею не давать земли колену Левину, а определить левитов на служение Богу:«Сыном же Левином, се дал есмь всю десятину во Израили в причастие в службы место их. Елико служат сии, в Храме свидения» (Числ. 18, 21). Левиты тоже были обязаны давать десятину первосвященнику (Числ. 18, 27–28). Чаще всего десятина вносилась людьми в натуральном виде — зерно, плоды, скот, а также и деньгами (Втор.14; 22, 27). Использовалась она на содержание Храма, левитов, помощь больным и неимущим.
«Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк. 11, 42)
— так Исус Христос, обличая фарисеев за гордость и лицемерие, при этом не отменяет ветхозаветную заповедь о десятине. Об этом читаем и в Евангелии от Матфея:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23, 23).
Дело Божие ценой золота не продается, если собираем мы деньги на строительство храма, то не неправдами, не торговлей верой. Каждый христианин ежемесячно, когда ему удобно, вносит определенную сумму на храм. О величине этой суммы говорится: «Всякому христианину повелено есть десятое от прибытков своих дати Богу».
Часто на вопрос духовным отцам: «Почему сейчас беднеют приходы, всё тяжелее строить новые храмы и содержать их, только ли экономический кризис в стране виноват?», — можно услышать такой ответ: «Наша проблема не в бедности, а в маловерии и скупости, оскудела вера, уменьшилась щедрость в подаянии». И ведь действительно, как будто о нашем времени пророк Давыд говорит: «Оскуде преподобныи, яко умалишася истины от сынов человеческих» (Пс. 11, 2). В прежние времена христиане продавали дома, сёла, всё своё имущество и собирали сокровище себе на небесах, где «тля не тлит и татия не подкопывают и не крадут».
Господь провозглашает нам через пророка Малахию:
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете чем? Десятиною и приношениями. Проклятием прокляты» (Мал. 3, 8–9).
Креститель Руси, святой князь Владимир законоположил по всем городам, погостам и слободам и по всей земле Русской, где суть христиане, «приказываю давать десятину». Это законоположение было подтверждено в 1551 году Стоглавым Собором и вошло в 63 главу соборного уложения.
Благотворители Саратовского края
Показателен и исторический пример центра староверия XIX века — Саратовского края. В прежние времена прихожане, попечители, благотворители не только Саратова и области, но и близлежащих городов жертвовали большие суммы на содержание храмов, богаделен, училищ, лазаретов, не забывая и о «нищей братии».
Например, постройка храма и богадельни в Саратове в 1882–1883 гг. состоялась благодаря помощи и непосредственному участию купца-старообрядца белокриницкого согласия Ефима Яковлевича Горина.
В начале 80-х годов XIX века саратовские старообрядцы белокриницкого согласия собирались на молитву в церкви, которая представляла собой небольшое помещение, «наполовину почти вырытое в земле и от времени полуразвалившееся». Из-за отношения властей того времени к старообрядчеству, саратовские староверы открыто о себе не заявляли. Однако, благотворитель из среды купцов-старообрядцев Ефим Яковлевич Горин, предложил построить на свои средства храм, а также богадельню при нем и сам начал ходатайствовать о них перед министром внутренних дел.
Из материалов исследования историка С. А. Обухович о благотворительности саратовских старообрядцев в XIX в известно, что под богадельню Е. Я. Горин определил приобретенный им каменный двухэтажный дом и передал богадельне «благоприобретенные им два земельных участка в количестве 2000 с лишком десятин, с условием, чтобы арендная плата с них шла на ея содержание». Также, учредитель положил в Государственное казначейство «капитал в 100 000 с лишком рублей, предоставив его на вечное время богадельне», с тем, чтобы после смерти учредителя, проценты с этого вклада поступали на содержание богадельни и храма.
Рядом с богадельней был заложен каменный храм во имя явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, строительство которого было завершено весной 1883 г., и 8 июля того же года храм и богадельня были торжественно освящены.
Своим духовным завещанием Е. Я. Горин оставил богадельню «городу Саратову с непременным условием, чтобы она была предоставлена в пользование старообрядцам одного с завещателем согласия и чтобы ею управляли избираемые этим же обществом старообрядцев трое попечителей». В 1904 г. Е. Я. Горин скончался.
В первые годы после дарования свободы вероисповедания главной задачей всех старообрядческих общин становится строительство храмов. Согласно государственному архиву Саратовской области (ГАСО. Ф. 656. ОП. 1. Д. 1241. Л. 1-4) на собрании 29 августа 1908 года Саратовская Горинская община постановила: «Ходатайствовать пред Саратовским губернским правлением о разрешении построить старообрядческий молитвенный храм при фабрике «Саратовская мануфактура» в селе Хмелевке, Саратовского уезда, для удовлетворения религиозных потребностей находящихся на помянутой фабрике старообрядцев». В обязанность общины входила опека богадельни. Т. В. Горин, И. Е. Усачев и К. Н. Голосов стали попечителями Горинской богадельни с 1907 г. В 1908 г., «по поводу 25-летия существования богадельни», были подведены итоги в специально подготовленной брошюре: «число призреваемых за четверть века составило около 400 человек». Число служащих и певчих — «около 100 человек». Содержание призреваемых и служащих при богадельне и храме, согласно отчетам, выражалось ежегодно в размере приблизительно 7000 рублей.
В 1888 г. на месте старого храма старообрядцы-поповцы во главе с купцом Уваровым построили новый храм имени Покрова Богородицы. Позднее в этом храме располагалась кафедра Саратовского епископа белокриницкой иерархии. Главной задачей общины «покровского прихода» с 1908 г. стало сооружение каменной колокольни при храме по проекту архитектора Львова. Согласно отчету о приходе и расходе денежных сумм саратовского старообрядческого молитвенного храма Покрова Богородицы, пожертвования собирались «по подписному листу» и личными добровольными вкладами: в 1908 г. «от В. Е. Двумянцева — 500 р., от П. И. Ширяева — 300 р., от Т. В. Горина — 50 р., от И. Е. Усачева — 300 р.»; в 1910 г. «от Ф. Г. Тумакова — 100 р., от Кузнецова — 50 р.» и т.д. (ГАСО. Ф. 2. ОП. 1. Д. 10263. — Л. 3).
В течение нескольких лет после Манифеста 1905 года и указа об общинах 1906 года все старообрядчество России было занято организацией общин и строительством храмов. Затем староверы приступили к решению задач в области образования и просвещения своих единоверцев, подготовки учителей и священнослужителей.
В Российской Империи, одна из первых старообрядческих школ-училищ была создана в городе Саратове — центре старообрядцев-безпоповцев разных согласий. Ещё на Первом Всероссийском Соборе (1909 г.) был поставлен вопрос о создании ряда церковных школ. И 5 сентября 1910 года «с разрешения господ Директора и Инспектора народных училищ» было открыто первое старообрядческое училище в Саратове. Училище располагалось при Свято-Троицком храме общины старообрядцев поморского согласия. Содержалась школа на средства общины старообрядцев поморского согласия.
Отчеты о собраниях «Саратовской Свято-Троицкой общины христиан поморского законобрачного церковного общества», публиковались в старообрядческом журнале «Щит веры» (1911. №. 5. — С. 556), и освещали условия и проблемы организации училища. Например, первый вопрос общего собрания саратовской свято-троицкой общины христиан «поморского законно-брачного церковного общества», состоявшегося 9 мая 1911 года, был «О займе на покрытие долгов общины, произведенных при сооружении здания школы». Докладчиком по этому вопросу выступил заведующий школой В. З. Яксанов. Он отметил, что все произведенные постройки, связанные с открытием школы, обошлись общине около 13 000 рублей. Из этого доклада мы узнаем об источниках финансирования строительства здания одной из первых в России старообрядческих школ: «Приступая к сооружению здания школы, община не имела ни одной копейки наличного капитала. 17 мая 1910 года общее собрание открыло подписку на постройку здания школы, которая дала около тысячи рублей. С разрешения этого же собрания решено было все строительные материалы взять в кредит, на остальные расходы некоторые члены совета предложили сделать «внутренний заем», т.е. предложили в пользование общины без процентов, кто 100 руб., кто 200, кто 1 000 руб. Таким образом, было набрано около 3000 рублей». Помогли и иногородние старообрядцы. Первыми отозвались на воззвание псковские христиане П. Д. и Е. В. Батовы, приславшие 300 рублей. Но потом пожертвования поступали мало, а постройка требовала денег. Только благодаря усердию казначея общины Х. Е. Чуева строительство не было прекращено в самом разгаре. Х. Е. Чуев вкладывал свои средства, и по окончании постройки оказалось, что он израсходовал 2000 рублей своих денег.
Когда приближались платежи за строительные материалы, все, кому дорого было сохранение школы, «старались в деле покрытия долгов»: вносили свои лепты, собирали пожертвования. Больше всего потрудился в этом Т. А. Худошин, объехавший многие христианские общества с воззванием на покрытие долгов по постройке школы. Одним из главных попечителей училища был Петр Иванович Соколов, одно время занимающий пост председателя Свято-Троицкой общины г. Саратова.
Были и другие попечители, которые вносили свои средства в благоустройство училища и общины. Так, например, в годы «безденежья», (1911–1912 гг.) — как сообщает «Щит веры», погашали долги за водопроводные, канализационные, за другие работы, счета, внося крупные суммы денег С. В. Ступин, Д. И. Клюкин, А. Ф. Худошина, Д. И. Зонов. Эти имена никогда не забывались.
29 августа 1912 года на собрании выдающийся деятель саратовского старообрядчества В. З. Яксанов выступил со словами благодарности к этим и многим другим попечителям: «В заключении — говорит Яксанов — считаю долгом от имени школы выразить глубокую благодарность всем тем, кто своими заботами о школе выражал любовь к делу христианского просвещения. Это лучшая награда нам, учащим…»
Попечитель П. И. Соколов «ссужал училище личными средствами во время безденежья и уплатил 86 руб. 20 коп. по счетам». Трудами Т. А. Худошина в течение одного отчетного года было собрано на содержание училища более 1000 рублей пожертвований от христиан со всей России. «Е. В. Ступин погасил счет на 94 руб.; Д. И. Клюкин — на 92 руб. 95 коп.; крупные пожертвования внесли А. Ф. Худошина, Е. К. Боброва и Д. Ф. Зонов» (журнал «Щит веры». — 1912. — № 8. — С. 725).
Министерство Народного Просвещения, органы государственной власти также помогали старообрядческому училищу. Во второй половине 1912 года правительство приняло на себя расход по содержанию 4-х комплектов училища, что, в свою очередь, за счет сокращения расходов, позволило увеличить число отделений до 5, а учащихся до 200 человек. Благодаря помощи правительства увеличилось жалование учеников и дополнительное жалование-зарплата вероучителям. Увеличилось пособие на содержание рукодельного класса, которое, в результате, составило около 100 рублей. Правительство, а также учителя и христиане, были заинтересованы, чтобы дети могли полноценно читать и познавать, что повлекло за собой увеличение денежных пособий на закупку учительской и ученической литературы для библиотеки в соотношении 40 рублей и 50 рублей соответственно. Благодаря Саратовской Городской Управе за год примерно было выделено на училище около 700 рублей.
В декабре 1912 года было организовано «Дамское Старообрядческое Общество пособия бедным детям». Учитывая, что около 30% учеников составляли дети из малообеспеченных семей мелких ремесленников, чернорабочих-переселенцев, «Общество» было создано на призыв помощи бедным детям. Инициаторы создания — учащие училища. Журнал «Щит веры» повествует: «Благодаря энергичной деятельности некоторых домов, а именно: Е. К. и А. Ф. Бобровых, А. А. Калашниковой, О. Н. Белоусовой, А. Д. Галаниной, В. Н. Давыдовой, С. Г. Чуевой, Е. Т. Яксановой и др. были собраны пожертвования, и в течении 2-х недель 50 самых бедных детей получили теплую одежду; затем было выдано 43 пары теплой обуви и около 300 арш. материи для платья».
В 1913 г. епархиальный съезд на Черемшане близ Хвалынска Саратовской губернии, учредил «Саратовское благотворительное общество старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию» (ГАСО. Ф. 2. ОП. 1. Д. 10843. — Л. 3.).
Документы общества показывают особенности организации, управления и снабжения благотворительных обществ, богаделенных домов и приютов, учреждаемых старообрядческими общинами в то время.
Устав общества называет его цель: «оказывать посильную помощь нуждающимся старообрядцам (священнослужителям, мирянам, общинам и приходам)». Для достижения этой цели общество:
а) «выдает пособия как деньгами, так и вещами;
б) заботится о помещении больных и неспособных к труду в больницы, приюты и богадельни;
в) открывает приюты, школы, богадельни и другие благотворительные и просветительские учреждения» (ГАСО. Ф. 176. ОП. 1. Д. 147. — Л. 4).
18 мая 1917 г. «Саратовское благотворительное общество старообрядцев, приемлющих иерархию Белокриницкой митрополии» было узаконено Саратовским губернским по делам об обществах присутствием. В государственном архиве Саратовской области сохранились следующие сведения (ГАСО. Ф. 176. ОП. 1. Д. 147. — Л. 15.) на основании выполнения всех требований статей Временного Правительства об обществах «регистрацию общества разрешить, внести его в реестр обществ и союзов по Саратовской губернии». Учредителями общества были крестьянин Исидор Евдокимович Усачев, Константин Никитич Голосов, Амос Яковлевич Червяков, Самсон Иванович Быстров, Авраам Гаврилович Орлов.
Первая мировая война внесла изменения в категории нуждающихся и новые формы благотворительности старообрядцев. В журнале «Щит веры» (1914. № 8. — С. 814) сообщается, что 10 августа 1914 г. состоялось экстренное собрание членов Саратовской поморской общины Свято-Троицкого храма. По предложению нескольких членов совета общины постановили собрать по подписке деньги на выдачу пособия семьям христиан-поморцев, призванных на войну. Подписка дала около 200 рублей, которые были распределены по 1 р. 40 к. на каждого члена семьи без различия пола и возраста.
Помощь семьям воинов, оказанная единовременно, не могла удовлетворить всех нуждающихся, поэтому «постановлено было вывесить в притворе храма кружку для доброхотных даяний» на помощь семьям воинов. Кроме того, решено было продолжить сбор пожертвований. Пожертвования деньгами и вещами принимались настоятелем Е. Г. Улановым (при Свято-Троицком храме) и товарищем председателя совета общины Иваном Терентьевичем Худошиным.
Старообрядческий журнал «Щит веры» (1914. — № 8. — С. 814-815) также сообщал, что 17 августа того же года состоялось другое экстренное общее собрание Свято-Троицкой общины по вопросу об устройстве в Саратове лазарета для раненых воинов. Собрание открылось речью Т. А. Худошина, в которой он привел многочисленные тексты Священного Писания о необходимости христиан помогать воинам, проливающим свою кровь за Родину: «На совести каждого из нас, — говорил Терентий Акимович, — принять наших братий, оказать им приют, заботу и ласку, дабы они забыли свои телесные страдания и душевную тревогу о родной семье». Решено было открыть подписку на оборудование лазарета. Для сбора пожертвований был уполномочен тот же неутомимый Т. А. Худошин.
В короткое время было собрано свыше 600 рублей. Кроме того, член совета П. И. Соколов предложил платить из своих средств за помещение под лазарет, нанятое в доме А. В. Чирихиной, напротив Свято-Троицкого храма.
Лазарет был оборудован на 10 кроватей. Много трудов по его оборудованию положено А. Д. Галаниной, Е. К. Бобровой и С. Г. Чуевой, которые «с материнской заботой приготовили все то, что необходимо больному или раненному воину». Белье для лазарета было сшито под управлением А. Д. Галаниной в старообрядческих семьях.
Нельзя сожалеть о средствах, потраченных на благотворительность
Выдающийся старообрядческий начётчик начала ХХ века Т. С. Тулупов в своей статье о благотворительности предостерегает христиан от такого греха, как сожаление, сокрушение о сделанных добродеяниях и своем «потерянном» состоянии. «Грешное сожаление, богопротивное раскаяние, даже и не верится, что такое может быть, но оно есть», — так сокрушается Трофим Сергеевич о христианах-сребролюбцах.
Насколько противно Богу такое сожаление убеждаемся на примере из церковной истории. Так, во дни святителя Иоанна Милостиваго, патриарха Александрийского, был один епископ, по имени Троил, человек очень скупой и расчетливый. Однажды Святитель Иоанн пригласил его с собою в больницу навестить бедняков. Обходя болящих, святитель Иоанн сказал епископу Троилу: «Вот тебе, отче, прекрасный случай утешить бедную братию и подать им милостыню». Троилу было стыдно отказаться от доброго дела, и он одарил больных по золотой монете, израсходовав на это тридцать золотых. Когда же он вернулся домой, ему очень жаль стало своих денег и до того сильна была его печаль об этом, что он заболел и слег в постель. В этот же день святой Иоанн посылает ему приглашение к себе на обед, но Троил отказался, ссылаясь на нездоровье. Святитель, поняв в чем причина нездоровья Троила, взяв 30 золотых, отправился к епископу. — «Я принес тебе деньги, которые взял у тебя взаймы для раздачи в больнице», — сказал он Троилу: вот возьми их. Только потрудись написать собственноручно, чтобы Господь отдал мне ту награду, какая следовала бы тебе». Епископ Троил, увидев золото, поднялся с постели и с радостью написал расписку: «Боже Милосердный, даждь воздаяние господину моему Иоанну, за то золото, которое я, грешный Троил, роздал в больнице, ибо он мое возвратил мне». Отдав эту расписку святителю Иоанну, Троил забыл свою болезнь и пошел к Иоанну обедать. Печально было видеть святителю такое сребролюбие в Троиле, и стал он молиться за него Богу. Господь услышал его святую молитву и в следующую же ночь Троил увидел во сне прекрасный дом, над дверями которого было написано золотыми буквами: «Обитель и покой вечный Троила епископа». Обрадовался он этому явлению, но появившийся вдруг грозный муж сказал слугам этого дома: «Господь повелел стереть здесь имя Троила и написать имя Иоанна, который купил себе этот дом за 30 златиц». При этих словах Троил проснулся и ему стало страшно от всего увиденного. Утром Троил со слезами рассказал всё Иоанну и просил во всем прощения. С тех пор он стал щедр и милостив, и уже больше не жалел того, что раздавал. Так Господь вразумил скупого Троила, не дал погибнуть его душе, снисходя к добрым делам, сделанным им в прежней жизни, и по молитвам святителя Иоанна Милостивого.
Другой пример из Пролога. Один богатый человек тяжело заболел, и, боясь смерти, роздал нищим часть своего имения. Бог смиловался над ним за его милостыню и даровал ему здоровье. Выздоровев, человек стал жалеть того, что роздал и пошел к своему знакомому, чтобы поведать свое горе. Тот уговаривал его не жалеть: «Смотри, чтобы не прогневать тебе этим Господа», — говорил он, — ведь ты знаешь, что Бог за милостыню твою тебя почти воскресил из мертвых, как бы не умереть тебе за это без покаяния». Однако, он не переставал жалеть розданного. Тогда знакомый предложил ему: «Если не хочешь слушать меня, то пойдем в Церковь и там скажи только: «Господи, не я подавал милостыню, а вот этот человек» и я тут же тебе отдам всю стоимость того, что ты роздал». Сребролюбец согласился на это и когда, взял деньги в руки, и сказал предложенные ему слова, он тут же упал и умер. Служители Церкви предлагали его товарищу взять назад деньги после умершаго, но он отвечал: «Сохрани меня Бог взять то, что я отдал уже Господу, разве это можно?» Деньги эти были розданы нищим. Бог поругаем не бывает!
Творя добрые дела на благо Церкви, подавая средства на строительство Храмов, церковную десятину, милостыню «нищей братии», как и наши благочестивые предки, не будем жалеть о розданном, но и сторицею умножим подаяния и добрые дела во имя Христово, не ожидая награды за это на земле, потому как награда за всё — на Небесах.
Автор: Нина Лукьянова
Надо возрождать меценатство!
Как? Есть хотя бы примерные идеи как можно возрождать меценатство?
У старообрядцев больше нет таких купцов какие были до революции, а те кто есть скупы до безобразия.
Купцы готовы вкладывать в общую систему, а не в карман конкретного священника или кассу местного храма. В первую очередь нужно строить такую систему, чтобы был план, понятна эффективность, учтены расходы. Вот представьте, есть у человека средства и намерение помочь староверам, а кому дать для пользы? Починить крышу храма хорошо, но будет ли способствовать это просвещению и спасению, или только породит зависть других?
Наверное, такие же проблемы были и раньше, вряд ли люди принципиально поменялись. Кстати, старина обычно вспоминается в позитивных лучах, но я думаю и раньше хватало проблем с нецелевыми расходами и т.п. Просто, видимо, меценатов было больше, поэтому какая-то существенная часть средств все же доходила до результата, видимого и полезного всем.
Влияние церкви было существенней и более однозначным. А то, что не только позитивное было раньше, так это тоже неоспоримый факт.
Насколько я знаю, подобные меценаты есть и сейчас, и там где они есть вклад от них ощущается серьезный. Но меценатов мало.
Интересный материал. Жаль, что сейчас в старообрядчестве не так много благотворителей.