Наверное, нет сейчас человека, который не задумывался над вопросом: «А в какое время я живу?». Страх перед неопределенным будущим выявляет в человеке скрытые неврозы, опасения, но и проверяет убеждения на прочность. Всем и каждому хочется прогноза, некоего успокаивающего ответа на вопрос: «Когда закончится эта, выбивающая из колеи, история с коронавирусом?». Кто-то следит за тем, что на это сказали старцы с Афона, кто-то полагается на звездные гадания астрологов, а кому-то еще раз захотелось перечитать Апокалипсис или хотя бы то место из св. Евангелия, в котором Христос говорит о признаках приближения последних времен. И то, что не один ответ или размышление вслух так и не успокаивают душу, все больше печалит человека, все больше путает. И эсхатологичность его мыслей в итоге сводится к простому: неужто мир к концу движется? Как недавно сказал один поэт: «Когда бы знать, куда мне гнать?».
Однако все сходятся в одном: мир уже не будет прежним. Время, что наступило, не называют, а уже величают «эпохой и эрой коронавируса», то есть определяют как иное и особенное по сравнению с недавним вчера. И в этой «перезагрузке Времен» многое можно (или уже скоро будет нужно?) делать перед монитором ПК, экраном телевизора, планшета и смартфона… В прекрасном недалеком засветился пугающий образ «цифрового рабства», где человек или встроен и «занесен в карточки учета», в новую модель мира, или будет числиться в списках «пропавших без вести»…
То есть абсолютно все жизненные вопросы на 90% нужно будет решать в виртуальном мире, а не как-то иначе. И к этому мир уже наполовину готов, самоизоляция и карантинные меры — это лишь ускоренная репетиция этого проекта.
В связи с «цифровым рабством» актуальна, например, появившаяся тема «всеобщей чипизации», что вообще читается, как известно, чья «печать на правую руку и чело». Якобы изобретут вакцину от социально опасных вирусов, а при помощи нанотехнологий в саму вакцину будет внедрен некий невидимый чип, который в организме человека будет управлять его высшей нервной деятельностью.
Конечно, вакцину не обяжут делать всех, а только тех, кто захочет жить нормальной жизнью «в условиях пандемии». То есть, например, работать (потому что на работу не возьмут, если нет так называемого паспорта иммунитета). В нем отметка, что человек либо переболел, либо имеет антитела к вирусу, либо вакцинирован от него… При этом упоминается имя Билла Гейтса, главного «цифрового гения» современности. Даже серьезный режиссер Н. С. Михалков в выпуске своей программы «Бесогон», которая была в мае снята с эфира канала «Россия 24», в связи с этим цитировал его.
А это уже не в шутку, особенно верующим гражданам, кто читал Священные тексты и пророчества, напоминает о тоталитарности антихристовых времен. Впрочем, как раз верующим уже много раз в истории казалось, что именно такие времена уже наступили. Когда царская власть обязала молиться по-новому, а по-старому — запретила. Когда власть Советов вообще запретила веру и молитву, а тех, кто был не согласен, ждали суды, пытки, тюрьмы, поражение в правах.
Что делали тогда крепкие верой люди? Уходили от преследований в леса, скрывались, прятались, таились, исповедовали свою веру и молились тайно. Кто-то предпочитал исповедовать явно, но при этом погибнуть, даже сгореть на костре. У старообрядцев, верно, самый колоссальный, многовековой опыт выживания и противостояния, сплоченности и поддержки. В то же время пришло поколение староверов, которые далеки от темных страхов прошлого и будущего. Они привыкли к свободе вероисповедания, подмены понятий для них относительны.
Кто-то считает, что вживленный чип с информацией — это очень удобно в нашем бюрократическом государстве, да только малограмотные российские чиновники обязательно провалят «любое безнадежное дело».
Тема возможного социального эксперимента мало обсуждается, почти закрыта, высокие церковные сановники опасаются ее даже комментировать, а тем более давать какие-то рекомендации и заглядывать вперед. Да и кто сможет уверить себя и других, что наночастица или вакцина — это и есть враг, такой же невидимый, коварный, как и сам коронавирус?
Автор: Виктория Кузнецова, член СП РФ
«Всем и каждому хочется прогноза, некоего успокаивающего ответа на вопрос: «Когда закончится эта, выбивающая из колеи, история с коронавирусом?» — должен возразить, у крестьянина весной посевная и отвлекающих от этого факторов в связи с пандемией гораздо меньше, у меня такого вопроса не возникает. Деревня живет полноценной жизнью, чего и вам желаю…