На днях магистр истории Игорь Платонов провел беседу с Председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии о. Алексием Жилко. Тема беседы — 25-летие служения духовным наставником в 1-ой Даугавпилсской Новостроенской общине и 50-летие служения в Церкви Христовой в качестве причетника.
И сложно и просто. Пасхальная вечерня в 1963 году в Рижской Гребенщиковской общине стала моим первым Богослужением в качестве причетника. До этого была проведена серьёзная подготовка: освоение церковно-славянского чтения. За 4 месяца меня научил чтению и первым шагам причетника Лаврентий Силович Михайлов, известный деятель не только Рижской Гребенщиковской староверской общины, но и всего Староверия. Его я и считаю своим первым учителем. После службы в армии он обучил меня и азам знаменного распева, в котором я до сих пор совершенствуюсь.
Специального благословления не было, но действующий тогда в Рижской общине духовный наставник о. Иоанн Ульянович Ваконья, тоже оставивший после себя много нужных и полезных дел в Староверии, был в курсе.
Специального благословения, как уже сказал, не было, сказали приходить к 13.00 часам. Да, из новых причетников был один. До этого надо было сшить халат причетника. Его ещё называют — азям, хотя азям несколько другого покроя, его больше носят в российских общинах.
Мне часто задают этот вопрос. Представьте — нет! Никто и никогда из органов власти не чинил мне препятствий в духовных делах. Я могу сказать, что в Прибалтике действовал куда более щадящий режим этого «воинствующего атеизма», по сравнению с той же Россией или Белоруссией, тем более на дворе были уже 60-ые годы. Правда, один факт из биографии заставляет задуматься. Ведь я так и не вступил в комсомольскую организацию, несмотря на многократное приглашение. Позже мне часто говорили, что именно из-за этого сразу же, после выпускного вечера по окончании средней школы, меня отправили на службу в армию. Но там ведь я служил в музыкальной роте! А кто знает службу в советской армии — это подразделение, наряду с шоферами и связистами — сугубо элитное. Из-за скользящего графика и специфики службы они лишь относительно подчиняются внутреннему распорядку дня по месту своей дислокации. И я не особо тяготился тяжестями армейской службы. В основном были репетиции, закрытые вечера, марши, парады и всё — в белых перчатках. Так что неизвестно, кому повезло!
Кроме уже упомянутых Л.С. Михайлова и о. Иоанна Ваконьи, считаю за честь назвать своими учителями И.И. Егорова, о. Иосифа Ивановича Никитина, о. Порфирия Фёдоровича Фаддеева, о. Трофима Афанасьевича Каштальянова, меня крестившего, о. Лазаря Панфиловича Кассаковского, моего духовного отца. О каждом из них можно говорить очень много, каждый из них был яркой личностью, каждый из них оставил какой-либо след, и не только в моей жизни… Подробно о каждом рассказывать, поверьте — долго!
Запомнился один случай. Это произошло уже в самом разгаре «войны» внутри стен РГСО. У старшего сына были неприятности с одноклассниками.
Какого периода? Периода работы на производстве? Да самые яркие впечатления — рождение детей! А ведь их у нас с женой Варварой Диевной четверо — дочь и три сына! Смотреть за их ростом, развитием, затем — направление в школу, разве это не яркие впечатления? А на производстве всегда приносило радость освоение и запуск новой установки, праздничные вечера, встречи с друзьями. Это незабываемо!
Идея переезда в Даугавпилс возникла не у меня, а у осиротевших прихожан I-ой староверской общины города. В 1998 году, когда мы все, древлеправославные христиане, отмечали 1000-летие Крещения Руси, в общине почти одновременно покинули сию бренную жизнь два ведущих деятеля — духовный наставник о. Петр Куприянович Лукьянов и председатель Совета Филипп Тимофеевич Куприянов, большой знаток знаменного распева, мой личный друг. Осиротевший Совет стал искать достойных приемников. Ко мне лично обращались два раза. После второго приглашения и по совету друзей из Вильнюса я воспринял это как знак свыше. Оставил работу на производстве и первоначально один переселился в Даугавпилс. Позже сюда переехала и часть семьи — жена с сыновьями.
Конечно же, нынешнему пенсионеру, а в то время занимавшему пост Ответственного секретаря Даугавпилсского Городского совета депутатов трудящихся — Евгению Яковлевичу Князеву! В сферу его обязанностей тогда входило кураторство религиозных вопросов. Он и до моего появления, по словам причетников, много помогал приходу. Вот Вам и «воинствующий атеизм»! При моём же приезде был решён вопрос о возвращении недвижимости — общинного дома. Здесь теперь, в двух квартирах, живут две семьи. Затем он приложил большую помощь в ремонте здания храма. С тех пор мы и подружились и дружим до сих пор!
Начали с молодёжи. Стали привлекать их в клирос, обучать церковно-славянскому чтению. Этому деянию много способствовали их же бабушки. Создали молодёжный хор по исполнению духовных стихов — «Воскресение». Выступали с духовными концертами в Латвии, Эстонии, Польше. Всю свою душу по обучению детей духовным стихам вложила Е.М. Григорьева, головщица правого клироса, которая сама, в дни своей молодости, выступала с исполнением духовных стихов. Да и взрослые причетники с духовными стихами выступали в Новосибирске, в Академгородке. А в Москве со знаменным распевом выступали в Колонном зале Дома Союзов! Была поездка и в Санкт-Петербург. Мы создали хор из молодых причетников в таком количестве, которого хватило бы на оба клироса даже в двух храмах! Жаль, что вскоре практически все они в поисках личного счастья разъехались по разным странам!
Думаю, что упомянутая работа с молодёжью и будет моей личной заслугой, надеюсь благодаря этому, Господь Бог простит мои многие прегрешения. Другой род деятельности — издательство. Здесь я прошу у Бога дать мне силы завершить многое из того, что задумано.
Считаю, что нет! В 90-х годах прошлого столетия ДПЦЛ осталась без связующего авторитетного среднего поколения. Более-менее стоящие авторитетные духовные наставники старшего поколения умерли или обессилели, как-то резко пришли к власти молодые силы, и начался делёж духовного наследия, борьба за авторитетность. Главное, к тому времени как-то был подзабыт старый и всегда верный принцип церковной деятельности при внутренних конфликтах — созыв Церковных Соборов. В Латвии Соборы не созывались давно, да и самой собственной духовной власти в Латвии не было, в основном опирались на авторитет Староверской Литвы. Этим-то и воспользовались церковные раздорники!
Если вспомнить историю, то конфликт-то начался в стенах РГСО. А это был уже второй конфликт в общине! Но если первый внутренний конфликт прошёл в целом, можно сказать, малозаметно, без явных последствий, то второй конфликт, который продолжался почти 10 лет, втянул в свой круговорот практически все общины Латвии! В ответ на вызов времени был созван I-ый Вселатвийский Гривский Собор. Но конфликт не был улажен. Были созваны Гайковский (примирительный) и Новостроенский Соборы, а также Новостроенский Съезд. Были подтверждены все решения предшествующих церковных собраний, в том числе и правильность отлучения от церковного единства лично главного раздорника, проповедующего нам, староверам, абсолютно чужую веру. Было избрано, а затем ещё и очищено духовное руководство ДПЦЛ. Только тогда и прекратились конфликты и раздоры, и в Церкви воцарился мир! В духовном плане разрушено ничего не было, наоборот, Церковь вышла из этого конфликта единой и сплочённой.
Они были, и, очевидно, ещё долго будут среди нас существовать: воровство икон из храмов, в основном сельских; отсутствие достаточных материальных средств по оказанию материальной помощи общинам в ремонте церковных зданий и организации технической охраны; нигилизм общества и равнодушное отношение к христианским духовным ценностям. В этой проблеме особенно остро чувствуется зловещее антихристианское дыхание современной философии окружающего нас мира.
Думаю, им адресно подошли бы следующие слова из Евангелия: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6,33) и «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).
Христиане-поморцы! Думайте не только о материальных благах, которые Вы вряд ли в полной мере нашли на чужбине, но и о душе и вечной жизни! Возвращайтесь обратно на Родину! Будьте там, где Ваши предки и Ваша Церковь! Здесь тоже очень много есть что делать и применить Ваши силы и знания!
Без комментариев. Исходя из чисто человеческих волнующих чувств, применил бы к ним самую высшую и страшную формулу церковного отлучения.
Без сомнения, Совет общины. На нём мы ежемесячно обсуждаем текущие дела, подсчитываем прибыль и расходы, намечаем план действий на ближайшее время. В семье мне помогает жена — Варвара Диевна, она обеспечивает мне безопасность тыла, за это огромное «Спаси Господи»! В Богослужениях практическую помощь оказывают сыновья.
Сохранение внутреннего церковного мира, забота о развитии староверских общин. Забота о росте количества причетников и мудрых духовных отцов. Забота о ходе процесса духовного образования и возникновении новых церковных изданий. Проведение религиозно-духовных и духовно-просветительских мероприятий. Духовная опека над Гильдией староверов-предпринимателей с её структурой. Слежение за порядком в основных юридических документах. Представительство на мероприятиях государственного масштаба. Эти вопросы всегда актуальны и всегда находятся в поле зрения совместных с Духовной Комиссией ежеквартальных заседаний. Кроме того, считаю необходимым всегда думать о создании и работе на постоянной основе Высшей церковной духовной школы Поморской Церкви. Не за горами и 2015 год, а там — проведение очередного Церковного Собора. И об этом тоже надо думать: как его созвать и как провести с наибольшей духовной полезностью для христиан староверов-поморцев.
Семейство-то большое, да все взрослые уже. Живут отдельно. Собрать их всех вместе — задача, прямо скажем, сложная. Редко когда удаётся совместно посидеть за праздничным столом, сфотографироваться. А у сыновей, да и у дочери, своя личная и семейная жизнь со всем полным букетом внутренних и внешних проблем.
Наверное, вопрос, который должен задать себе каждый христианин: спасусь ли я? Ведь далеко не всякий, по словам Священного Писания «<…> говорящий Мне: «Господи! Господи! <…>» (Мф. 7, 21) будет достоин будущей жизни! Позволит ли моей душе греховное бремя войти в Небесное Царствие? Что ещё необходимо сделать для её спасения? И на эти вопросы я, при всём своём желании, ответить не могу!
Спаси Господи за исчерпывающие ответы. Всего Вам доброго на нелегком поприще духовного наставничества.
Комментариев пока нет