Мучения и казни совершались и в других местах Московского государства. За шесть лет до сожжения пустозерских узников были преданы мученической смерти сотни преподобных отцов и исповедников истинной веры в славной Соловецкой твердыне. Эта обитель вместе со многими монастырями и скитами русской Церкви отказалась принять новые книги. Соловецкие иноки решили продолжать службу Божию по старопечатным, дониконовским изданиям. Они написали государю в течение нескольких лет пять челобитных посланий, в которых умоляли царя только об одном: разрешить им оставаться в прежней вере неизменно.
«Плачемся вси со слезами, — писали иноки царю Алексею Михайловичу, — помилуй нас, нищих и сирот, повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев, и вси благоверные цари и великие князи скончались, и преподобные отцы Соловецкой обители Зосима, Савватий, Герман и Филипп митрополит, и вси святые отцы угодили Богу».
Соловецкие иноки были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену Церкви и Самому Богу. Поэтому они писали:
«Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию во веки».
По их слову все и случилось. В ответ на просьбы и мольбы смиренных иноков царь послал в Соловецкий монастырь войска, чтобы силою заставить старцев принять новые книги. Иноки затворились в обители за толстыми каменными стенами. Царские войска осаждали Соловецкий монастырь почти восемь лет, с 1668 по 1676 год. Наконец, в ночь на 22 января 1676 года из-за предательства одного из братии, нового иуды, отворившего тайный ход, стрельцы ворвались в обитель, и началась страшная расправа с насельниками монастыря. Было замучено до 400 человек одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби Были и такие, которых вморозили в лед или подвесили, подцепив за ребра крючьями. Вся обитель была залита кровью святых страдальцев. Только 14 человек случайно уцелели Тела убитых и разрубленных лежали с полгода неубранными в назидание непокорным. Разгромленную обитель заселили присланными из Москвы монахами.
Незадолго до казни соловецких страдальцев были умучены в Боровске (Калужская обл.) две родные сестры из боярского рода Соковниных, боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова. С детства они были окружены почетом и роскошью, близко стояли к царскому двору. Но ради истинной веры они презрели и богатство, и почет, и славу мирскую. Они были арестованы и подвергнуты страшным пыткам. По указу царя их сослали в Боровск и бросили здесь в сырую земляную яму. Сестер-исповедниц и бывших с ними инокиню Иустину и супругу стрелецкого полковника Марью Данилову стегали кнутами, вздергивали на дыбу, морили голодом и жаждой. Силы их слабели, жизнь медленно угасала. 11 сентября 1675 года скончалась Евдокия, а 2 ноября, через 51 день, ее сестра, успевшая еще до ссылки принять иночество с именем Феодоры. Погибла голодной смертью. Марья Данилова. Инокиня Иустина заживо была сожжена в срубе.
В службе, составленной на память святых мучениц (11 сентября по старому стилю), Церковь прославляет их подвиг: «О, преславнии мученицы, вас ничтоже возможе отлучити от любве Божия, ни лишение имении, ни ломание составов, ни биения, ни раны, ни темница безсветлая, но, победивши вся козни вражия, на небесех молитеся Христови, да спасет душа наша яко милосерд».
Казни последовали тотчас же после собора. Знаменитые защитники древлеправославного благочестия — протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний — были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. Они были подвергнуты (кроме Аввакума) еще особой казни: им вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать в обличение своих гонителей.
Более 14 лет пробыли они в мучительном заточении, в сырой яме. Но никто из них не поколебался в правоте своей веры. Благочестивый народ чтил этих исповедников как необоримых воинов Христовых, как дивных страстотерпцев и мучеников за святую веру. Пустозерск стал местом их мученической кончины.
По настоянию нового патриарха Иоакима пустозерских страдальцев живых сожгли в срубе. Казнь последовала в Великую пятницу, в день страстей Христовых, 14 апреля 1682 года. Безстрашно взошли они на костер.
Толпа людей, сняв шапки, молча окружила место казни. Огонь запылал. Священномученик Аввакум обратился к народу с прощальным словом. Подняв высоко руку, сложенную в двуперстие, он провозгласил: «Будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете».
Когда огонь угас, народ бросился собирать святые останки, чтобы разнести мощи мучеников по всей русской земле.
Комментариев пока нет