Сегодня на страницах нашего сайта мы публикуем статью игумена Кирилла (Сахарова), посвященную Пасхальному концерту «Распевы Святой Руси».
«На Рогожском сегодня было очень много людей» — доложила мне наша прихожанка, проезжавшая неподалеку от центра Русской Православной старообрядческой Церкви. Я в этот день, неделю Жен-мироносиц, после Литургии, которую мы начали на час раньше обычного, был на Крестном ходе в Подмосковье, в Михайловой Слободе, где находится крупнейший единоверческий храм. Крестный ход начинается в 12:00. Видя, что опаздываем, совещаемся — как быть? Ехать за Крестным ходом или навстречу ему? Если бы поехали за ним, то сразу после кладбища оказались бы у узкой тропы, ведущей к одному из почитаемых в округе источников. Слава Богу, что на подъезде к храму пристроились к начавшемуся Крестному ходу. Как всегда он продолжался до самого вечера, проходя, кроме Михайловой Слободы, еще и деревни Кулаково и Чулково. Во время Крестного хода я читал акафист Богородице, сослужил на водосвятном молебне, на первой остановке произносил проповедь. В руках у меня были то Евангелие, то кадило, то крест. Рядом со мной шел один из наших прихожан — наверное на всякий случай, для страховки, учитывая мой недавний обморок во время всенощной. Крестный ход — это когда чаша благодати переполняет сердца молящихся в храме и из переполненной чаши она начинает разливаться вокруг — вот и идут люди с иконами и хоругвями, чтобы поделиться с окружающими радостью о Воскресшем Христе. Главная святыня Крестного хода — большая копия Иеросалимской иконы Богородицы, хранящейся в Михало-Архангельском храме Слободы. Четверо крепких мужчин несли ее на носилках. Жители села и паломники старались проходить под иконой. Интересно есть ли такой обычай у старообрядцев? Покойный патриарх Пимен, когда ему предлагали что-то новое для богослужебного обихода, всегда спрашивал: «А было ли это до революции?». Так и у нас, когда среди уставщиков возникают разногласия, я говорю: «Надо бы узнать — а как у старообрядцев?» Помню на уроках Литургики в первом классе семинарии, преподаватель, изложив материал, часто обращался к студенту Калинину (нынешнему Предстоятелю Русской Древлеправославной Церкви патриарху Александру): «Авдий, а как у вас?» Иногда оказывалось, что написанное в книгах не всегда присутствовало в богослужебной практике Рогожского. Вот три примера: нет осенения нательным или наперстным крестом во время совершения священником входных молитв, не произносятся лицом к народу возгласы на Литургии «Яко Свят еси Боже наш…» и «Яко да державою Твоею всегда храними…», не освящаются хлеб и вино в конце Литургии в Великую Субботу, не всегда строго исполняется устав о возжении свещей и колокольном звоне.
Вначале я думал, что Крестный ход в неделю Жен-мироносиц в Михайловой Слободе носит миссионерский характер, что он как бы в пику Крестному ходу на Рогожском в этот день. Но нет, в Слободе он был установлен еще в XIX веке в благодарность об избавлении от эпидемии холеры. Крестный ход — это как живительная влага по иссохшим каналам, как свежий ветер в затхлой атмосфере. Подобный Крестный ход в столице в настоящее время провести практически невозможно. Во время нескольких остановок около источников было обильное окропление святой водой, а у одного из источников священник из ведра поливал каждого из почти ста участников Крестного хода. В прошлые годы я спешил успеть к 18 часам на Рогожское на вечер духовных песнопений. В этом году в Пасхальном поздравлении митрополита приглашение на этот вечер не было — оно было на следующий день после торжеств — в понедельник, на Пасхальный концерт «Распевы Святой Руси». Это снижало нагрузку и уже в половине третьего мы сошли с дистанции после остановки на месте, где когда-то была старообрядческая часовня в деревне Кулаково. Хозяйка дома напротив приглашала к себе на угощение, но мы, однако, не истощив свои припасы, сами угощали ее, в частности пирожками с абрикосами. Запомнился ее рассказ о том, какие были большие семьи в послевоенное время, как дружно, не в пример нынешнему времени, жили люди. Бросался в глаза контраст между скромными старыми деревенскими домиками и большими каменными особняками «новых русских». Состояние после Крестного хода было удивительно бодрым, особенно после неоднократных «водных процедур». Вспомнились слова одного из великих пророков, передающего слово Господне о том, что обращающихся к Нему, Он измыет, убелит, очистит.
На пути к месту проведения концерта было два искушения: водитель попросил согласия заехать на заправку «по пути», а получился большой круг. Опасаясь опоздать, я был в напряге. Читаю про себя Исусову молитву, чтобы погасить нарастающее раздражение. Второе искушение было связано с отсутствием билета. Приглашение было, а билета нет — пришлось понервничать, пока меня не пустили в зал. В фойе Дома Музыки, где проходил концерт, многолюдно. Группа давно знакомых пожилых старообрядок тепло приветствуют меня, осторожно при этом посматривая по сторонам — какова будет реакция их единоверцев? Подойдя к ним, говорю: «Ну что за жизнь — молиться вместе нельзя, благословляться не положено, общение не желательно — ну давайте хоть похристосуемся». Вплотную к началу концерта появился митрополит Корнилий в сопровождении Ростовского архиепископа Зосимы и Костромского епископа Викентия. «А я Вас вчера высматривал на Рогожском во время вечера духовных песнопений, удивился, что Вас не было» — обратился ко мне митрополит. Я в ответ: «На сей раз не было приглашения и я решил отдохнуть». «В принципе сегодня в основном будет повтор вчерашнего мероприятия» — заключил митрополит. Контролер приглашает пройти наверх в ложу. «Да мне бы попроще и подальше от начальства» — реагирую я. Он в ответ: «А Вы там будете отгорожены от него стеной». Третье искушение произошло после антракта по окончании первого отделения — я замешкался, прозвучал третий звонок, дежурная категорически не разрешала пройти в зал, идти можно было только на балкон. Я смирился, поднялся на балкон, а потом… спокойно прошел на свое место во втором ряду.
Очень понравился ведущий — Александр Емельянов, «русский богатырь», как назвал его митрополит. «Знаменное пение умиляет душу, помогает отрешиться от земной суеты» — такими словами А. Емельянов начал концерт. Первым выступил мужской хор «Параклит» из Ростова-на-Дону под руководством Филиппа Севастьянова. «Какой контраст с внешним видом хора Данилова монастыря — безбородыми певцами в белых подрясниках» — подумал я, вспомнив фотографию при входе. Двенадцать ростовчан пропели пасхальный тропарь византийским распевом на греческом языке. Причем в сопровождении иссона — впервые слышу его в старообрядческой среде. Как-то сурово пропели «Достойно есть» и «Блажени». Я еще заметил: «Созвучно суровости Ростовского архипастыря». Женская группа с Рогожского во главе с обладательницей вполне монашеского имени «Евстолия» выступала в красных бархатных сарафанах (какой контраст с не очень презентабельным видом наших певцов). Пропели пасхальную стихеру «Ангели взыграйтеся». Поразило, что довольно длинную стихеру певицы пели наизусть. На их лицах была печать непорочности и чистоты. Ведущий отметил, что в прошлом в старообрядческой среде шли дебаты о возможности пения женщин на крылосе. При этом он напомнил о том, что в Библии упоминается Мариам, воспевшая песнь Богу (эта песнь была положена в основу первой песни канонов). Закончил хор свое выступление духовным стихом «Цветопесие» (если я правильно расслышал). Мужской хор под руководством Виталия Москвичева начал свое выступление с рожественской тематики (при этом неоднократно упоминался Рожественский собор на Рогожском, построенный в 1804 году). Это был самый многочисленный хор, представленный на концерте (два десятка певцов). Очень красиво пропели стихеру из службы св. Николе «Радуйся священная главо». Закончил хор свое выступление пением стихеры Рожеству Христову «Приидите вси языцы, воспоим дивному Богу». Пение студентов Духовного училища под руководством Анны Савельевой («О Тебе радуется», «Хвалите Господа с небес») отличалось бодростью и динамичностью. Тексты, как это часто бывает, не затягивались в ущерб восприятия смысла. Хор «Параклит» и сводная женская группа пропели духовный стих «Стояше днесь при Кресте Пречистая Дева» — на мой взгляд, это было лучшее выступление во время концерта. Сибиряки во главе с ведущим, представшем на сцене уже не в кафтане, а в красивой косоворотке, пели духовные стихи разных жанров («Цветочек», «Чтобы пели», «Идут, идут последние веки», «Ты дороженька» — это песнопение ведущий призвал зал поддержать, но по причине небольшого количества программ с текстами, из этого мало, что получилось). Певцы были в традиционной одежде старообрядцев Алтая. «Русь была красивой, яркой и радостной» — подчеркнул ведущий. Последний стих, который исполнили сибиряки, назывался «Извествуют» — аналог более распространенного «Вы люди наученные» (в этих стихах раскрывается числовая символика таинств, соборов и пр.). В заключение все участники концерта пропели Пасхальные стихеры. При этом мужчины особенно напоминали воинов, а женщины цветы. Запомнилось из заключительного слова митрополита: «Пока поет душа, пока поет народ — мы непобедимы. Такого духовного богатства нет ни в одной стране мира. Это спасательный круг в настоящее трудное время». Руководителей хоров митрополит поблагодарил и вручил им грамоты. Выходя, он спросил меня: «У Вас наверное непростой выбор — идти завтра либо на Всемирный Старообрядческий Форум, либо на секцию Рождественских чтений по старому обряду». Я в ответ: «Безусловно, приоритетен Форум, а на секции я, как говорила молодежь в мои студенческие годы, только обозначу свое присутствие».
В заключении хотел бы отметить две особенности Пасхального концерта в нынешнем году — заметный объем песнопений на греческом языке и очень значительный объем духовных стихов. Песнопения на греческом, конечно, мало пригодны для богослужебного обихода (вспомнилось как после службы на греческом языке в одной из семинарий на память Трех Святителей верующие говорили: «Все, кроме „Исполла“, пели не по-нашему». Что касается духовных стихов — исполнялись они проникновенно, целомудренно, умилительно, задушевно, но, увы, малопонятно для современного уха, особенно молодежного.
Комментариев пока нет