От редакции:
Проблема сохранения старинных городских старообрядческих кладбищ сегодня стоит очень остро. Старинные некрополи, на которых похоронены целые роды и фамилии наших сограждан, создававших экономическую и общественную мощь России, находятся под угрозой уничтожения. Где-то на территории этих кладбищ собираются строить торговые и развлекательные центры, в других местах потихоньку срывают памятники, чтоб продать места под новых покойников за хорошую цену. К счастью, находятся энтузиасты, которые находят время, деньги и силы на борьбу за сохранение этих мемориальных комплексов. Среди них председатель Казанского Общества русской культуры Михаил Юрьевич Щеглов. Сегодня мы публикуем его статью, посвященную Арскому кладбищу г. Казань.
Если будучи в Казани на Арском кладбище пройти по аллее мимо церкви Ярославских Чудотворцев (освящена во имя святых благоверных князей Феодора, Давыда и Константина, Ярославских чудотворцев), то в северо-западной стороне русского Арского кладбища расположена его старообрядческая часть. Там можно лицезреть могилы Шамова и членов его семьи, других именитых и не очень именитых казанцев, принадлежавших к старообрядческой общине — очень влиятельной и процветавшей здесь в XIX веке.
Место могилы почетных граждан г. Казани Ивана Петровича Оконишникова и его супруги Екатерины Антоновны указали члены приходской общины Старо-Поморского согласия, которые помнят, когда здесь ещё угадывались следы надгробия с надписями.
В субботнике, начавшемся в 10.30, наряду с прихожанами, возглавляемыми настоятелем старообрядческой общины Старо-Поморского согласия г. Казани о. Александром (Хрычёвым), приняли участие активисты Общества охраны памятников — реставратор Ирина Аксёнова, члены Общества русской культуры г. Казани с председателем Михаилом Щегловым, ребята из молодёжной организации «Красный щит» и неравнодушные казанцы с краеведом-экскурсоводом Леонидом Абрамовым — всего около 15 человек.
Каково же было удивление инициаторов, когда на месте предполагаемого захоронения фактически оказалась свалка кладбищенского мусора!
Но, дружно поработав, участникам акции уже после первого часа был виден явный результат, а ещё через два часа вся территория была расчищена, облагорожена, вкопан деревянный православный крест и четыре кола, ограждающих территорию захоронения, устроено импровизированное надгробье. Во время работ был обнаружен фрагмент надгробья далекого родственника Оконишниковых — кого-то из членов семьи Копыловых — так можно было понять по фрагменту. На камне угадывалось также, что умер этот человек в возрасте 34 лет. По книге «Казанский некрополь» профессора Агафонова выясняем по фамилии и возрасту умершего, что это — фрагмент надгробья Ивана Емельяновича — сына знаменитого купца Емельяна Копылова, а смерть его наступила 20 января 1864-го года.
Во время уборки найдены были также несколько человеческих костей и череп, которые по окончании работы погребли в чистом месте.
Вроде бы «программа-минимум» — выполнена, участники порядком подустали, но успокоение не приходило. Рядом с могилой Оконишниковых, в углублении, также под мусором, был обнаружен неподъёмный камень, облицованный чёрным гранитом прямоугольной формы. Предположительно, он составлял часть могилы-часовни. Однако его расчистка с доступных сторон не проявила никаких надписей, и было решено в следующий раз попытаться извлечь его с помощью специальных средств.
В окрестностях могилы Оконишниковых было найдено ещё одно старинное надгробье 1847-48 г., принадлежавшее казанскому мещанину Чернову.
Глядя на состояние кладбища, участники акции пришли к общему выводу, что разовыми акциями его не подправить, хотя и это делать, безусловно, надо.
Нужен некий совместный проект, в котором бы участвовали не только общественные организации, но и специалисты — муниципальные работники, историки, краеведы, реставраторы, геодезисты.
Необходимо создать волонтёрское движение. Тогда есть шанс не только придать кладбищу достойный человеческий вид, но и максимально сохранить его исторические доминанты, создать посещаемую карту Арского кладбища и его захоронений с привязкой к реальной местности.
Нашим потомкам не должно быть стыдно за нас. Дабы они могли бы спокойно и с интересом приобщиться к истории своего Отечества…
Закончился субботник около трёх дня заупокойной литией о всех усопших христианах, похороненных на этом кладбище. Под древнерусские знаменные распевы молитв о. Александра об усопших, соборное «Святый Боже…!»
Приходишь к выводу: для дружбы народов и отдельных людей надо больше не «программы» писать — государственные, региональные и муниципальные, а чаще бывать вместе на кладбищах и памятных местах общей истории.
Купцы Оконишниковы (краткая справка)
Отец Иван Петрович Оконишников, купец второй гильдии, его сыновья Михаил и Константин были успешными деятельными предпринимателями, добропорядочными общественными деятелями и крупными благотворителями. Они не раз избирались в Городскую Думу и заботливо опекали детские приюты и лечебные учреждения.
Михаил Иванович на собственные деньги открыл в своём доме на Первой Горе госпиталь для младших чинов, в котором его супруга работала рядовой медсестрой. Мария Сергеевна Оконишникова входила в попечительский совет сестёр милосердия Общества Красного Креста.
Константин Иванович вложил свои немалые средства в устройство городской дешёвой Андреевской столовой, был членом попечительского совета коммерческого училища, председательствовал в правлении Общества призрения и образования глухонемых детей.
Вместе с Я. Ф. Шамовым Оконишниковы арендовали у Казанского городского общества водяную мельницу на реке Казанке под Кремлем, водяные мельницы в Шумерах, Кашарах, Шушарах. В 1891 году на Большой Проломной улице (ул. Баумана) был открыт торговый дом «И. П. Оконишников и сыновья».
В 1895 году Оконишников построил в селе Печищи Верхне-Услонской волости Казанской губернии первую паровую мельницу, ставшую самой крупной в Казанской губернии и за ее пределами. Мельница прекрасно действует и поныне является кормилицей Татарстана.
Всё имущество Оконишниковых — мельница и недвижимость — были экспроприированы после революции. Михаил был расстрелян в 1918 году, остальные покинули город.
Комментариев пока нет