Можно ли россиянам вернуть бывшие у них до октябрьской революции права, обсуждали 31 октября на II съезде движения «Право на оружие». На это мероприятие съехались делегаты практически всех регионов страны, а также представители иностранных общественных объединений, таких как: «Фонд второй поправки США», национальной стрелковой ассоциации США, европейского института охотничьего и спортивного оружия и других профильных общественных объединений Молдавии, Эстонии, Израиля и иных стран.
Приветственные слова к собравшимся направили руководители двух парламентских фракций Государственной Думы — Владимир Жириновский (ЛДПР) и Сергей Миронов («Справедливая Россия»).
Основной причиной, по которой жители Российской Федерации лишены права полноценного ношения огнестрельного оружия, является теория, что народы, населяющие нашу страну, исторически являются «не вполне дееспособными», «алкоголезависимыми», с поврежденной, агрессивной этикой взаимоотношений, не имеющими культуры обращения с оружием и никогда не имевшими права на его хранение и ношение.
Опровержению этих постулатов посвящена публикация из журнала «Право на оружие» (№1 за 2013 год), посвященная истории бытования оружия, гражданской оружейной культуры и служилых сословий в древней Руси и Российской империи.
Русская оружейная культура имеет историю, насчитывающую более 1000 лет.
Одна из распространенных мифологем современности гласит о некоем культурном коде, особых российских традициях, якобы не позволяющих нашим гражданам владеть оружием. Культура обращения с оружием родилась и существует где-то там, на американском Диком Западе.
А в России, за всю ее историю, гражданину ничего опасней мотыги и лопаты в руки никогда не давалось. Да и то, с оглядкой и под присмотром. Так это или нет на самом деле, мы беседуем с историком, научным консультантом ряда художественных фильмов и сериалов, таких как «Раскол» (Н. Досталя), «Знахарь» (В. Никифорова) Глебом Чистяковым.
***
Ничего, кроме улыбки, эти высказывания вызвать не могут. С исторической точки зрения можно сказать, например, что передвижение в автомобильном транспорте несвойственно россиянам — широкое распространение «легковушек» в Советском Союзе началось лишь 30 лет назад. Что касается оружия, то бесчисленные исторические источники свидетельствуют: жители наших земель, от первых славянских племен и до последних дней Российской империи, не только им владели и пользовались, но и создали одну из самых значительных и многообразных оружейных культур Европы.
Первое упоминание о славянах и их оружии относится к IV веку нашей эры. Само основание древнерусского государства в 862 году связано не столько с призванием нормандской династии на княжение, сколько с формированием вооруженной дружины, способной выполнять основные функции государства: оборонную, фискальную и распорядительную.
Во времена русско-византийских войн IX-XI веков славяне обладали разными видами оружия, включая камнеметные машины, а сами воины руссов, как утверждали греческие хронисты, обучались владению мечом с детских лет. Для отражения нашествия славянских отрядов византийцы, являющиеся представителями традиционной земледельческой культуры, были вынуждены призывать непрофессиональных ополченцев.
В ходе обороны Руси от набегов соседних народов, таких как половцы, печенеги или хазары, владение оружием приобрело особый культурологический статус — стало не только инструментом, но символом, знаком мироустройства. В известнейшем произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» встречается романтизация оружейных образов:
«Быть грому великому!
Идти дождю стрелами с Дону великого!
Ту-то копьям поломаться,
Ту-то саблям притупиться,
О шеломы половецкие!»
Во множестве могил одного из древнейших захоронений того времени, Гнездовских курганах, найдены кроме костей усопших большое количество оружия и доспехов. Это свидетельствует, что оружейная культура, или даже лучше сказать, культ оружия пронизывали всю жизнь домонгольской Руси.
Границы Киевской Руси, а впоследствии и Московского царства были пространными и уязвимыми — то здесь, то там на них совершались большие и малые набеги. Фактически страна и народ жили в постоянном мобилизационном режиме. О роли оружия в жизни нашей страны можно судить по подсчетам, выполненным русским историком, ректором Московского университета С. М. Соловьевым (1871—1877).
С 1228 по 1462 гг., за 234 года истории государства Российского, известно более чем о 302 войнах и различных походах, увенчавшихся 85 битвами. Около двух сотен вооруженных столкновений касались борьбы с внешним противником — татарами, литовцами, ливонцами, шведами и другими. Если к этому добавить примерно 158 эпизодов, связанных с осадой и обороной городов (из них 81 случай касался взятия русских населенных пунктов), то можно представить масштабы вооруженных конфликтов, количество вовлеченных в них людей и оружия, необходимость владения воинским искусством при таком уровне опасности.
Таким образом, древнерусское государство своим появлением обязано, в том числе, и оружию — как средству управления, формирования государственного аппарата, инструменту обороны и нападения.
Княжеские дружины состояли из нескольких десятков, максимум, нескольких сотен человек. У двора великого князя Киевского могли одновременно пребывать до 400 дружинников. Для поддержания власти, фискальных функций и защиты от небольших разбойных нападений такого количества было достаточно. Однако в полноценных войнах, широкомасштабных междоусобных конфликтах, отражениях набегов кочевых племен, да и просто в защите протяженных и незащищенных границ такие небольшие дружины не могли сыграть решающей роли. Экономически государство не могло содержать значительную числом регулярную армию, а потому основой государственной безопасности и стабильности являлось всеобщее вооружение народа.
Обладая оружием, население страны могло отражать небольшие набеги и разбойные нападения, не прибегая к помощи князя. При тех средствах связи и огромных расстояниях у людей и не было другого выхода. Княжеская дружина могла прибыть к месту нападения спустя недели, а то и месяцы, а отразить натиск внезапно появившегося отряда половцев нужно было здесь и сейчас.
Та же картина наблюдается во время значительных сражений и походов этого периода истории. Например, во время всем известной Куликовской битвы под знаменами великого князя аккумулировались огромные воинские силы — не только дружин князей, но десятки тысяч ополченцев. С XII века удельные князья и бояре были обязаны приводить в общекняжеское войско хорошо вооруженные отряды из своих крестьян и ремесленников. Известная формула «конно, людно и оружно» означала обязанность территорий (городов либо сельских населенных пунктов) поставлять соответственное количество хорошо вооруженных и обученных людей.
Из ремесленников и мелких торговцев, т. н. «черных людей», формируются целые пехотные и конные отряды. Их роль была столь значительна, что, по свидетельству летописей, войско, состоящее только из «нарочитых мужей» (княжеских дружинников), оказывалось недееспособным. Так называемая «чернь», судя по отдельным эпизодам новгородской истории XIV в., могла надевать броню, строиться в полки, участвовать вместе с боярами в городском вече в обсуждении оборонных дел. По словам новгородских летописей, войско собирается не только из бояр, но и из их слуг, лиц незнатных сословий «купеческих детей», холопов и крестьян «из всех городов и изо всех отчин». Роль простолюдинов и городских низов повышалась при экстренных мобилизациях и при созыве (начиная со второй половины XIV в.) общерусского войска. Примечательно, что всеобщее вооружение и создание войск из граждан нижних сословий прижилось на Руси раньше, чем в Европе.
Еще один важный вопрос — это собственно изготовление оружия. Никаких предприятий и оружейных заводов не существовало, все делалось на заказ в местных кузнечных мастерских и хранилось дома, у заказчиков. Не случайно раскопки, проведенные на местах крупнейших сражений, подтверждают, что большинство имеющегося в войсках оружия принадлежало частным лицам, в обычное время не занимающимся военным делом.
Среди этого оружия большинство составляют наиболее простые в применении, но, тем не менее, очень эффективные образцы: топоры, рогатины, копья и ослопы — тяжелые деревянные палицы (дубины), окованные железом или утыканные железными гвоздями. Летописи замечают по поводу выступления московских воевод против татар в 1444 г.: «пешая рать многа собрана на них и ослопы, и с топоры, и с рогатинами». Среди простолюдинов было распространено передовое по тем временам средство личной защиты — кольчуга. Кольчугу нельзя было заказать «на всякий случай», ее изготовление стоило дорого и могло длиться несколько месяцев, что подтверждает самое серьезное отношение к вооружению и обороне в среде, если так можно выразиться, гражданского населения.
Как ни странно, но ручное огнестрельное оружие, впервые появившееся на Руси, приобретает распространение и хождение также в среде простолюдинов. Из ружей из-за тяжести и особенностей использования тогда невозможно было вести стрельбу с лошади, а сражаться в пешем строю дворяне и дети боярские считали для себя недостойным их социальному статусу.
Первые образцы ручного стрелкового оружия российского происхождения, найденные археологами, датируются серединой XV века. По предположению историков, эти экземпляры принадлежали жителям монастыря или небольшого городка и использовались во время нередких тогда татарских набегов. В XVI веке огнестрельное оружие появляется у разных категорий посадских и уездных людей. По мнению археолога А. Н. Кирпичникова, в числе их вооружения было не только холодное, но и огнестрельное оружие — у каждого пятого горожанина и шестого крестьянина.
Кирпичников утверждает: «Правительство добивалось того, чтобы все городское население было вооружено и имело хотя бы пищаль и рогатину. Сельскому населению тоже желательно было иметь вооружение, например, бердыши, и, по возможности — огнестрел. Это было связано с важной ролью народного ополчения во время войн, проходивших на отечественной территории».
По сути, в XIV–XVII веках русское государство представляло собой прототип современной Швейцарии, когда граждане хранят боевое оружие у себя дома на случай внезапного вторжения или необходимости создания ополчения. Это и спасло Россию в период так называемого Смутного времени (1604–1613), когда ставшая компрадорской национальная «элита» проголосовала за лишение страны государственной самостоятельности и ее расчленение в интересах иностранных держав. Народное ополчение князя Дмитрия Пожарского и купца Козьмы Минина, изгнавшее из Москвы и других городов интервентов в 1612 году, было вооружено за счет оружия, находившегося в личной собственности, либо приобретенного у частных же лиц.
Открывая авторитетную дидактическую книгу XVI века «Домострой», современный читатель обычно бывает крайне удивлен обилием и разнообразием рецептов мясных блюд, употреблявшихся в средневековой Руси. Лебеди на меду, утка на вертеле, цапля с подливой, журавли запеченные, тетерка под шафраном, потроха гусиные, ряби (рябчики), почки заячьи верченые, солонина лосиная, зайцы в сковородах, зайцы рассольные, жаворонки — вот лишь некоторые названия блюд старорусской кухни. Естественно, что вся эта дичь, упоминаемая в «Домострое», добывалась посредством охоты.
Охота была важнейшим и обязательным элементом распространенного на территории славянских племен типа хозяйства. Лук со стрелами, рогатина (во время войны — серьезное боевое оружие, а в мирное время — первое средство против медведей), а с XVIII века и огнестрельное оружие были обязательными атрибутами русского сельского охотника.
Добытый охотниками мех был основной статьей русского экспорта. Целые караваны пушнины везли русские купцы на рынки Европы и Азии. Мехами торговали русские в Константинополе, в странах мусульманского Востока, в горах побережья Каспийского моря, в далеком Багдаде и Хорезме, в Праге, Раффельштеттене и Линце. Источники дают все основания утверждать, что на первом месте среди товаров, вывезенных из Руси, стояли товары, добытые с помощью охоты.
Не заглядывая глубоко в историю, перенесемся на 100–150 лет назад и увидим, что весь золотой век русской классической культуры неразрывно связан с охотой. На протяжении всей новой истории охота для русского дворянства (а позднее и разночинной интеллигенции) была практически обязательной составляющей жизни. Это отражено в произведениях Аксакова, Черкасова, Бунина, Пришвина, Тургенева, Лескова, Чехова, Бианки, Мамина–Сибиряка и многих других.
Когда литературный критик А. М. Скабичевский нечаянно зашел в гости к Н. А.Некрасову, то был немало удивлен домашней обстановкой последнего и написал в тот же вечер: «Вошедший к нему в квартиру, не зная, кто в ней живет, ни за что не догадался бы, что это квартира литератора, и к тому же певца народного горя. Скорее можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушел в охотничий промысел. Во всех комнатах стояли огромные шкафы, в которых вместо книг красовались штуцера и винтовки».
Известная актриса Полина Виардо, бывшая возлюбленной самого И. С. Тургенева, зная страсть того к оружию и охоте, подарила писателю необычный ягдташ, который стал талисманом его охотничьих приключений.
Приобретение оружие для охоты не было привилегией одного дворянства. До 1917 года любой житель Российской империи мог приобрести соответствующее ружье без всякой на то лицензии.
Не меньшее значение оружие играло и в обеспечении личной безопасности. В наши дни на территории современных промысловых районов Сибири и Дальнего Востока едва ли можно встретить профессионального охотника, который хотя бы раз в жизни не подвергался нападению дикого животного. Что говорить о прошлых веках, когда столкнуться с медведем можно было, выйдя за околицу, а в голодную зимнюю пору волки запросто могли забежать во двор дома. Жители лесных деревень должны были всегда быть готовы к нападению дикого зверя, а потому быть во всеоружии.
Большие расстояния между городами, необычайно длинные торговые пути предъявляли повышенные требования к безопасности не только богатых купеческих караванов, но и любого местного торговца.
Ватагам отчаянных лесных разбойников, рыщущим волкам и прочим опасностям нужно было что-то противопоставить. Отправляясь на торги, каждый купец запасался дубиной, хорошей сабелькой или «пищалью заговоренной».
Криминальная обстановка в русской глубинке что сейчас, что пятьсот лет назад была далека от спокойной. Разбойники формировали целые банды, имевшие своей базой лесные поселения, иногда контролировали целые уезды и городки. Они совершали походы по большим территориям, главным образом, рядом с реками — водными транспортными артериями, где можно было спокойно грабить и убивать. О первых таких походах нам известно с 1360 года. Отряды грабителей численностью в сотни и даже тысячи человек опустошали целые районы.
Известный древнерусский писатель и путешественник, тверской купец Афанасий Никитин, стал жертвой подобного разбойного нападения, когда, лишившись всего своего имущества, он волей судьбы попал в Индию. Легендарные клады «атаманов Кудеяров» были собраны из имущества сотен и тысяч ограбленных и замученных людей.
Ушкуйники (речные пираты) грабили разные суда: и царские, и посольские, и частные. Немногочисленные попытки использовать армию или полицейские силы против подобных шаек не дали никакого результата — при малейшей серьезной опасности бандиты «утекали» в леса, или превращались в «добропорядочных» рыболовов или землепашцев. Потому царская власть приняла единственно правильное решение: помочь честным соотечественникам вооружиться самим.
Петр I уже на законодательном уровне закрепил обязанность оказывать вооруженное сопротивление разбойникам и ушкуйникам. Начальники волжских караванов подвергались государственным наказаниям, если малодушно решались отдать добро без боя. Павел I подписал указ о лишении дворянства лиц, которые подверглись нападению на реках и не оказали вооруженного сопротивления.
В ответ на участившиеся в XVIII веке нападения на корабли императоры повелевали снабдить суда и купеческие караваны оружием: «какое кто пожелает». И действительно, вскоре на мирных купеческих судах появились даже пушки — разящая картечь была куда эффективней багров и палашей.
Пистолет или короткоствольное ружье стало обязательным атрибутом купеческой лавки, возведенной на территории сезонной ярмарки. На некоторых крупных ярмарках, таких как нижегородская (Макариевская), деловому человеку вообще было опасно находиться без оружия. Не проходило и дня, чтобы грабители и воры, съехавшиеся на ярмарку со всех уголков страны, не совершили какого-нибудь нападения. Многие прославленные, находящиеся во всероссийском розыске бандиты, нашли на нижегородской ярмарке свою смерть. И чаще всего ее причиной становилась посланная метким купцом пуля.
Так со времен древней Руси и вплоть до начала XX века в России складывались традиции самообороны. В XIX веке производство огнестрельного оружия приобрело промышленные масштабы. Оно стало гораздо дешевле, надежней и доступнее простым гражданам. В журналах начала XX века разной направленности (вплоть до церковных) можно найти рекламу оружейных магазинов, разных моделей пистолетов и револьверов.
Приобретение оружия для самообороны или для охоты не считалось экстраординарным поступком. Реклама оружия соседствовала с рекламой одеколонов, пудры, папирос, швейных машинок и «настоящих столовых вин». В отличие от наших дней вокруг оружия отсутствовал зловещий ореол, а политиков и граждан занимали более серьезные вопросы, нежели бесконечные пересуды по поводу лицензирования газовых баллончиков и резинострелов. При этом в вооруженной Российской империи совершалось в 2–3 раза меньше убийств, чем в нынешней разоруженной России.
Быть может, кому-то мое мнение может показаться кощунственным, но, на мой взгляд, предложение вооружать казаков травматикой больше похоже на глумление и насмешку. Казачество испокон веков обладало правом владения и открытого ношения полноценного огнестрельного и холодного оружия.
Казачество, значительная часто которого проживала на границах государства Российского и расселялась по путям его экспансии, имело дело с самыми опасными и вооруженными врагами. Поэтому и старики, и молодежь — все были обязаны не только уметь обращаться, но и мастерски владеть оружием.
Сам архетип казака отвечал нескольким важнейшим требованиям: хранение православной веры, следование казачьим уставам и традициям, развитие навыков казачьих боевых искусств, включая владение оружием. Оружие, холодное или огнестрельное, находилось рядом с казаком практически с момента его рождения. Первый свой нож мальчик получал в 4 года, а настоящий клинок — в 14 лет. Показательно и отношение казака к оружию. В старину казак старался раздобыть в ходе боевых походов особо ценное и качественное оружие, которое потом передавалось по наследству.
Кроме практического применения, оружие несло особую родовую память — фигурировало в сказках, легендах, исторических песнях и былинах. В некоторых сказаниях казаки рыли кинжалами могилу, чтобы похоронить погибшего друга, в других — разрубали невидимые дьявольские путы казачьей шашкой, в третьих — побеждали черта при помощи пистолета.
Оружие, в том числе и огнестрельное, играло ритуальную роль в церковных праздниках и народном календаре. Так, в среде казаков-старообрядцев был обычай стрелять в воздух на праздник Крещения Христова в тот момент, когда священник погружает в воду крест. У них же долгие годы сохранялся обычай стрельбы на свадьбе, существующий сейчас у горских народов Кавказа. В среде донских казаков был обычай стрелять в землю у ворот, когда воин отправлялся в далекий поход. Стреляли и когда возвращались назад — целыми и невредимыми.
Оружие присутствовало и при появлении нового человека. Ожидая рождения сына, мужчины вешали у кровати будущей роженицы саблю или ружье. Если действительно рождался мальчик, все мужчины, близкие к семье родственники и друзья приносили в дар «на зубок» патроны, порох, пули, лук или стрелы. Вскоре после крещения младенца отец надевал на ребенка портупею, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня, тем самым как бы совершая первое боевое «крещение» ребенка.
В некоторых местностях на похоронах казака за гробом несли его оружие, а иногда и боевого коня «в полном снаряжении, с пистолетами в кобурах, вьюками». На саму домовину (намогильное покрытие в виде гробницы или домика) во время похорон клали шапку, казачью саблю и пику. Также известны захоронения казаков, где оружие помещалось в гроб рядом с телом покойного. Эта древняя, еще дохристианская традиция, как мы видим, сохранилась в казачестве на протяжении всей истории нашей страны, со времен первых княжений Киевской Руси. Старинные обычаи символизировали главное — особый, вольный характер жизни казаков и их особое государственное служение, которое еще иногда называли «данью кровью». Казаки не платили налоги, как остальное население — воинская служба была их главной податью.
В XIX — первой половине XX века, вооружение казачьих формирований уже во многом определялось органами воинской власти. Из огнестрельного оружия большое распространение получили: револьвер системы Смита-Вессона, семизарядный трехлинейный револьвер системы Нагана, винтовка Бердана. Последняя, кстати, ввиду перепроизводства, на рубеже веков стала рассверливаться до гладкого ствола и поступать в свободную продажу как охотничье оружие. В некоторых частях разрешалось пользоваться и старинным «дедовским» оружием.
На мой взгляд, современным казакам не надо цепляться за травматический резинострел и газовые пистолеты. Необходимо открыто и настойчиво добиваться разрешения на владение огнестрельным и холодным оружием, пусть с современными правилами контроля и регистрации, но именно на том уровне и в том объеме, который был доступен их предкам на протяжении веков.
Действительно, просматривая разные исторические фильмы, практически всегда можно заметить самые разные кинематографические недочеты, ошибки и ляпы. Но ошибка ошибке рознь. Очень дорого и практически невозможно задействовать в фильмах историческую военную технику. Настоящий танк «Пантера» (Sd.Kfz. 171) лишь однажды появился в художественном фильме («Падение Берлина» 1949 года). В остальных кинокартинах роль немецких танков играли совсем другие машины. «Переодетый» советский Т–44 часто играл роль «Тигра», «Пантеру» изображал Т–34, а в низкобюджетных фильмах абстрактным немецким танком чаще всего был легкий плавающий ПТ–76. Сегодня, когда в кинематографе господствует компьютерная графика, дорисовать историческую технику стало еще проще.
Большее у зрителя недоумение возникает, когда показывают несоответствующее эпохе или роду войск стрелковое оружие или военную униформу. То в фильме о наполеоновских войнах появляются марширующие пехотинцы с полуавтоматическими винтовками, то в сражениях русской-турецкой войны актеры стреляют из наганов Красной Армии, а военная форма офицеров СС снята с пошива еще за 7 лет до событий, изображенных в фильме! Казалось бы, чего проще, чем сшить правильную военную форму вместо неправильной — столько же ткани и человеческих трудочасов. А разве стоит сотни тысячи долларов несколько часов обучения артиста правильно двигаться и правильно держать в руках оружие?
При современном развитии кинематографического искусства, значительном количестве специализированной литературы, музеев, исторических клубов, коллекций оружия и обмундирования это не так сложно сделать.
Бюджеты российских картин, не говоря уже о западных, достигают 5, 10 и даже 20 миллионов долларов. Можно нанять целый штат любого военно-исторического музея, чтобы они собственными руками сшили форму, смастерили необходимый реквизит или помогли отобрать необходимые реплики или макеты оружия. Однако раз за разом российский кинематограф представляет зрителям «развесистую клюкву».
На самом деле, вопреки распространенному мнению, что ошибки в фильмах происходят по причине некомпетентности их создателей, они связаны с особенностями кинопроизводства, а также открытого пренебрежения к зрителю, культивированию принципа «пипл хавает».
Главной целью производственного формата нашего кинобизнеса является не создание высокохудожественного произведения искусства, а освоение выделенных средств. Изготовление некого кино-продукта с получением максимальной прибыли и минимальными затратами на само производство.
Успех любой исторической картины, где используется аутентичная бутафория и реквизит, закладывается задолго до того, как режиссер первый раз скомандует «Мотор». За год-два до съемок проводится огромная работа по проработке сценария, с привлечением историков, специалистов и консультантов по военной технике и оружию. После этого начинается тщательная работа художников, ассистентов по реквизиту, костюму и декорациям.
Иногда специалистам приходится готовить десятки, а то и сотни чертежей и эскизов, прежде чем будет достигнут нужный результат. Облик военной формы, знаки различия, макеты или модели военной техники, типы, виды и количество стрелкового оружия в каждой сцене и в каждом кадре должны быть утверждены задолго до первых кинопроб.
На западе такое иногда удается. Но в условиях нашего синематографа кропотливый подготовительный процесс просто неосуществим. Все, от сценария до озвучивания, делается в поспешном темпе. Кино-ляпы и курьезы начинают закладываться еще при написании синопсиса (краткого сценария – прим.), историческая достоверность которого никем не проверяется и не контролируется.
Декорации, костюмы и реквизит изготавливаются иногда практически «на коленках», во время съемок фильма, одалживаются у знакомых знакомых, покупаются в близлежащих магазинах. Продюсеры отбрасывают все, что находят для себя непонятным и неинтересным, оставляя вопросы достоверности на третьем месте по той причине, что «все равно никто ничего не заметит». В ходе работы над фильмами постоянно меняются сотрудники постановочной группы, а иногда даже режиссеры.
И вот печальный результат: в Государственной Думе обсуждают закон о квотировании. Зрителю, не желающему смотреть низкокачественное отечественное кино, будут ограничивать просмотр зарубежного.
А между тем вопрос можно было решить изменением отечественного подхода к кинопроизводству. Надеюсь, что рано или поздно это придется сделать.
Комментариев пока нет