От редакции: С 28 ноября (15 ноября по старому стилю) начинается Рождественский пост. Воздерживаясь от мясных и молочных продуктов, а в конце поста и от рыбы, православные христиане готовятся к великому празднику Рожества Христова. Пост и молитва — два крыла, которые возносят душу от земли на небо. В статье говорится также и о значении целомудрия, приводится в качестве образца житие преподобного Моисея Угрина.
«Прииде пост, матерь целомудрия, обличитель грехом, и проповедник покаяния, сожитие ангелом, и спасение человеком. Вернии возопием, Боже помилуй нас».
Триодь Постная.
Пост и целомудрие — эти духовные добродетели имеют неразрывную между собою связь. Как чревоугодие и пьянство называют «матерью блуда» и родителем нечистых желаний и помышлений, так пост и воздержание являются твердым основанием для целомудренной и чистой жизни. Пост есть начало и опора для каждой добродетели, отец молитвы, хранитель девства и красоты, источник разумения, учитель безмолвия и правитель всех добрых дел и всех благ духовных.
Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют (1-е Кор., 6, 9-10).
Святой праведный Иосиф Прекрасный, праведная Сусанна, мученица Фомаида — это имена лишь некоторых известных нам святых, которые готовы были пострадать и пострадали, не щадя даже и самой своей жизни, чтобы сохранить чистоту и целомудрие. Особое слово можно сказать здесь о преподобном Моисее Угрине, подвизавшемся в начале XI века в Киево-Печерской лавре и явившим собою высокий пример истинного христианского благочестия и самоотвержения ради того, чтобы соблюсти телесную чистоту и жить непорочной, равноангельной жизнью. Преподобный скончался в 1043 году, его память празднуется 8 августа (26 июля по ст.ст.).
Преподобный Моисей был родом из Венгрии. Вместе со своим родным братом Георгием он состоял на службе у святого благоверного князя Бориса. Георгий был искренне любим святым князем, который в знак особого благоволения возложил ему на шею золотую гривну. Как верный слуга, он окончил жизнь вместе с добрым своим господином, убитым в 1015-ом году на реке Альте по приказу великого князя Святополка, за свои злодеяния по справедливости прозванного на Руси «Окаянным».
Святому Моисею удалось тогда избежать руки убийцы. Спустя некоторое время великий князь польский Болеслав, заключивший военный союз со Святополком, напал в 1018-ом году на благочестивого князя Ярослава Мудрого. В числе многих других пленников Моисей оказался в неволе на польской земле.
Моисей был очень красив собой, скорби тяжкого пятилетнего страдания в плену не сломили его. Некая молодая вдовица, занимавшая весьма почетное место среди именитой польской шляхты, уязвилась к нему неистовой и постыдной для женщины страстью и пыталась совратить его к беззаконному смешению. Она и сама была молода, красива и очень богата. С лестью и нетерпением уговаривала она преподобного согласиться уступить ее вожделению.
«О, человек, напрасно терпишь ты такие муки и скорби. Имей же разум, чтобы избавиться от тяжких оков и страдания. Если мне покоришься, то я искуплю тебя и сделаю тебя великим по всей польской земле, и обладать будешь ты мною и всей областью моею. Разумев же блаженный пожелание ее скверное, отвечал к ней:
Который муж, взявший себе жену и покорившийся ей, исправен был перед Богом? Адам первозданный, послушав жену, был изгнан из рая. Сампсон, сильнейший среди всех человек в ратных подвигах, жены ради был продан иноплеменником. И Соломон, постигший всю глубину премудрости, жене повинуясь, идолам поклонился. И Ирод, одержавший многие победы, жене покорился и отсек голову святому Иоанну Предтече. Как же ты хочешь, чтобы я стал рабом у женщины, будучи от этого свободным? Знай же, что не сотворю я воли твоей; ни власти твоей, ни богатства не желаю, но дороже всего мне душевная и телесная чистота (Из жития преп. Моисея Угрина на церковно-славянском языке).
Услышав такой ответ, женщина не образумилась, но решила во что бы то ни стало удовлетворить свое желание. Она выкупила Моисея у воинов за тысячу златниц и стала всячески принуждать его сотворить беззаконие. Облекши преподобного в многоценные ризы, она водила его по городам своим и весям, говоря, что ныне все, что он видит, есть его вотчина. Своим рабам велела кланяться ему и говорила: «Это господин ваш и мой муж». Святой же посмеялся ее безумию и усердно предал себя посту и молитве, всячески гнушаясь ее сообщества.
Тогда женщина с яростью заключила преподобного Моисея в темницу и морила его жаждой и голодом. Но Господь не оставил верного своего раба и один из стражей, преклонившись на милость к святому, тайно подавал ему пищу. Другие же увещевали его покориться воле госпожи своей:
«Брат наш Моисей, что возбраняет тебе жениться, ты сам еще юн и она — молодая вдова, с первым мужем своим прожила она одно только лето. И красива она паче многих других жен, имеет при этом бесчисленное богатство и власть великую в ляхской земле, так что и князь не постыдился бы взять ее себе в жены. Сам ты — пленник и невольник у госпожи сей, от чего же не хочешь стать ее господином? И Господь сказал: «сего ради оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину». Ты же, не имея монашеского образа, чего ради страдаешь и отдаешь себя злым мучениям? Лучше тебе есть согласиться с госпожой твоей и стать самому господином всего ее имения, нежели погибнуть теперь напрасно, в горьких и тяжких мучениях» (Из жития преп. Моисея Угрина на церковно-славянском языке).
Но святой не внимал лукавым речам и уговорам, желая приобщиться ангельскому образу, принять иночество и всем сердцем работать Господу нашему Исусу Христу, ради спасения души своей и жизни вечной в Вышнем и Непреходящем Его Царствии. Улучив с помощью Божией подходящее время, он тайно принял монашеский постриг, окончательно и безвозвратно отказавшись от всякой возможности к скверному сожитию. Но безумная и злая женщина, видя, как погибает теперь ее надежда, не смирилась, а напротив, пришла еще в большее неистовство и приказала бить святого Моисея железными прутьями, без всякой пощады терзая тело его так, что вся земля была исполнена кровью преподобного. Много печалясь, ради тщетности всех своих попыток покорить мужественного Христова воина, и поправши всякий женский стыд, нечестивая прелюбодейка решилась обратиться к самому князю польскому Болеславу, прося у него помощи в своем неподобном деле. Но и князь нисколько не преуспел, пытаясь убедить святого. Однако чтобы сотворить угодное знатной и родовитой женщине и как-то утешить ее от скорби и уничижения, он воздвигнул в своих владениях великое гонение на иноческий чин, разоряя обители и изгоняя прочь всех чернецов из земли польской. Женщине же дал полную власть над Моисеем сотворить с ним все, что она захочет.
Но вскоре, по пророчеству святого, его гонителей постиг гнев Божий и справедливая кара. Князь Болеслав скоропостижно умер, и тогда по всей польской стране разразился великий мятеж, народ избивал бояр и вельмож своих. В числе их была убита и та неистовая женщина, измучившая и изувечившая святого. Преподобный же Моисей, как скоро оправился от полученных ран, прибыл на жительство в Русскую землю, в Киево-Печерский монастырь, к преподобному старцу Антонию. Подвизаясь около десяти лет в добрых подвигах поста и молитвы, мирно скончался в обители, нося на себе мученические раны и венец исповедания, как храбрый воин Христов и мужественный победитель.
Прославляя Своего святого, Господь дал ему благодать иметь силу на страсти и дар исцелять от блудной похоти и нечистых пожеланий. На сегодняшний день, когда жизненной нормой стал разгул самой бессовестной и откровенной безнравственности, мы особенно нуждаемся в молитвенной поддержке и образце для подражания в истинно праведной и благочестивой жизни. Евангельские заповеди не подвластны «духу времени» и не меняются в зависимости от перемены общественного мнения относительно морально-этических правил поведения и понятий о грехе и добропорядочности. Целомудрие — главное основание для духовного роста и просвещения, без которого невозможно исполнить в совершенстве ни одной христианской добродетели. Целомудрие телесное очищает душу и помыслы, приближает человека к ангельскому чину. Тогда как, напротив, блуд и всякое невоздержание уничижает и попирает в грязь данный от Бога человеку высший Образ Божий и делает его подобным животному.
«Ужаснись, о человек! Разве ты жадно желаешь оскверниться блудом и хочешь разорить храм Божий — тело свое, где пребывает Дух Святой, и причинить ему вред? Разве больше не думаешь о том, чтоб сохранить его чистым, неоскверненным, целомудренным, невредимым, неразрушенным, целым, нетленным и равноангельным? Слушай, апостола Павла говорящего:
Братья!.. вы храм Божий… Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор.,3, 16).
Прислушайтесь внимательно, братья, какой благодати удостаивает нас Бог: целомудренное тело человеческое — храм Божий, как говорит апостол Павел. Сердце человеческое, чистое и целомудренное, — жертвенник и престол Духа Святого. Душа человеческая, чистая, непорочная и целомудренная, — невеста Христова. Язык человеческий — трость книжника-скорописца, Духа Святого. А члены тела и целомудренные чувства человека — слуги души, невесты Христовой. Да не оскверним храм Божий — тело свое — непристойными делами. Не положим на жертвенник и на престол пред Духом Святым дела беззаконные. Не посадим дьявола на трон Божий, помышляя в уме своем о непристойном, скверном, нечистом, суетном и грешном. И тростью Духа Святого — языком своим — не будем говорить неподобных вещей. И слуг невесты Христовой: члены тела, чувства и всю свою плоть — не будем делать слугами дьявола. Если же оскверним храм Божий и весь дом Христов всякими непристойными желаниями, нечистыми похотями и всеми грешными делами, то покинет Господь весь храм и дом тот и выйдет из него» (Цветник священноинока Дорофея).
Великая честь дана от Бога человеку, но велика и ответственность, чтобы сохранить эту честь, жить чисто и непорочно, побеждая льстивые и суетные мирские соблазны, и наследовать, таким образом, Безсмертное и Нетленное Царство, уготованное от Бога святым Его угодникам. Пост и молитва — два крыла, которые возносят душу от земли на небо. И как невозможно исполнить христианские заповеди без телесного целомудрия, так и целомудрие невозможно соблюдать человеку без поста и воздержания. Об этом святые отцы оставили нам много своих назидательных и душеполезных поучений.
«Столп и утверждение всякого добра есть пост с безмолвием, а нерадящий о нем теряет всякое добро. Он есть первая заповедь, которую Бог дал Адаму в Раю. Прельщенный врагом, Адам не сохранил сей заповеди и отпал от Бога. По нарушении чего исполнено первое расстройство, исполнением того рабы Божии опять приходят в страх Божий, т.е. постом. И Христос тем же, т.е. постом, начал свое явление миру. Ибо по крещении «изведе Его Дух Святый в пустыню, и постися дний четыредесят». И все, выходящии из мира, началом и основанием благих дел полагают пост, в подражание своему Господу» (Митерикон).
Начало постного подвига для нерадивых есть время печали и сожаления о запрете на приятные для вкуса блюда, любомудрым же — напротив, веселие духовное, чистота помыслов и источник сердечной теплоты во время молитвы.
Душ наших веселие в посте показующе, и не сетуем возжеленных дней изменение, яко просия нам благочестия исправление.
Ум постящегося бывает храмом Духа Святого, а ум чревоугодника — жилищем демонов.
С началом постного воздержания, будем помнить, что скорби и труды наши временны, но дано нам свыше обетование о вечной награде и воздаянии ради малого этого подвига. И как жили святые отцы, так и нам завещали, сколько есть сил, подражать своим добродетелям. В посте и целомудрии, любви и смирении, и во всех благих начинаниях, идти, не сворачивая, узким и тесным путем, ведущим в жизнь вечную.
Комментариев пока нет