От редакции: Исус Христос назвал своих учеников, а через них и всех нас, именующихся христианами, солью. Мы и каждый из нас — это крупинки, которые вместе составляют всю нашу православную церковь. Однако зачастую мы сливаемся с миром и уже стыдимся быть христианами. Чего стоит это наше видимое благочестие? Об этом и многом другом рассказывается в проповеди иерея Константина Литвякова, настоятеля храма св. великомученика Георгия Победоносца в г. Хмельницком (Украина). Проповедь прислана нашему сайту редакцией журнала «Вестник старообрядческого Подолья».
Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5:13).
Сила наша — это духовная жизнь
Всемилостивый Господь наш Исус Христос назвал своих учеников, а через них и всех нас, именующихся христианами, солью.
Вы — соль земли.
Рассмотрим эту достойную всякого внимания соль. Она — это мы, возлюбленные о Христе братия и сестры. Мы и каждый из нас — это крупинки, которые вместе составляют всю нашу православную церковь. Мы все сходны между собою по виду и форме, у нас одна церковь, общие храмы, общие молитвы, обряды, таинства, общая церковная жизнь. Сила же наша — это преимущественно то, что касается нашей души. Это то, что хранится в сокровенных тайниках сердца и не бывает видно никому, кроме нашей совести и Всевидящего Господа. И еще скажем: сила наша — это работа по искоренению гнездящихся в нас страстей, исполнение заповедей Божиих, труды в стяжании слез покаяния. Это наши падения и следующие за ними восстания, и снова падения и снова восстания. Сила наша — это духовная жизнь. Вместе внешняя церковная и сокровенная духовная жизнь составляют то, что Господь назвал солью и сокрытой в ней силой соли.
Далее Господь делает удивительное предостережение:
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5:13).
Предостережение Господа оказалось поразительно точным. Вряд ли возможно найти в природе более подходящий пример того, что происходит ныне. Возлюбленные о Христе братия и сестры, дорогие читатели, все, именующие себя православными христианами, оглянемся. Посмотрим внимательно на наше состояние. Обратим внимание на самое главное, оставляемое в небрежении, — на то, благодаря чему мы называемся христианами, но забываем об этом. Обратим внимание на уходящее от нас сокровище, на ускользающее от нас спасение. Возлюбленные, послушаем исполненных любви и страданий увещания Отца нашего Небеснаго. Со всяким вниманием исследуем то, от чего старается предостеречь нас Всемилостивый Господь.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5:13).
Что говоришь ты, Господи? Разве совместимо несовместимое? Как возможно соли быть несоленой? Действительно, невозможно. Так же невозможно, как для христианина быть христианином только по названию, лишенным силы, то есть тех усилий, которые должен прилагать он в исполнении заповедей Божиих.
Какой поразительной точности урок! Представим то, о чем говорит Господь. Представим то, что кажется невозможным. Представим, как может выглядеть потерявшая силу соль. Она сохранила свою внешность, как-то: цвет, запах, форму. Ее можно видеть, ощущать, пересыпать из одной емкости в другую, добавлять в пищу и пытаться осолить ею употребляемые в пищу продукты. Но что произойдет дальше? А дальше, когда настанет время для принятия пищи, когда мы начнем вкушать приготовленное блюдо, тогда мы откроем, что оно непригодно к употреблению. Тогда мы обнаружим, что соль не совершила свойственного ей действия и не осолила пищу. Ее присутствие в снеди явилось совершенно бесполезным, а вернее приносящим вред, ибо из-за бесполезности снедь потеряла пригодность к употреблению. Обнаружив это, хозяин дома справедливо скажет:
Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5:13).
Отраднее было бы ей потерять форму, отраднее ей лишиться своего цвета, но сохранить то, ради чего она была столь ценна, чем, потеряв главное, оставить то, что стало ни к чему негодным.
Чего стоит наше видимое благочестие?
Как-то батюшка в церкви спросил: «Для чего вы крестите детей?» В ответ тишина. Никто не знает. А для чего построены великолепные храмы? Для чего мы приходим в них? Для чего слушаем пение и участвуем в таинствах? Для чего причащаемся? Для чего Господь, вознесшись на небо, оставил нам Церковь? Никто не знает… Самым распространенным ответом среди наших соотечественников будет: «Так все делают».
Удивительно, что произошло с нами! Внешне мы, кажется, остались неизменными. Внешне мы по-прежнему все исполняем, внешне на службе мы выглядим как православные христиане и исповедуем Господа, но стоит нам покинуть храм, как мы тут же отрекаемся от Христа. Мы сливаемся с миром и уже стыдимся быть христианами. Мы снимаем платки и юбки, мы стыдимся носить образ Бога и стрижем бороду, мы стыдимся креститься, перед тем как съесть или выпить что-либо, мы стыдимся того, что мы Христиане. Все наше христианство стало лишь маскарадом. Служба превратилась в нечто, не имеющее ничего общего с нашей жизнью за стенами храма. Сегодня мы благочестиво одеты в церкви, а завтра полуголые на пляже. Сегодня мы с покрытой головой молимся, а завтра в парикмахерской красим волосы и делаем прически. Сегодня мы ставим свечу Богу, а завтра с радостью зарабатываем на не очень честной сделке. Сегодня мы чинно делаем земной поклон, а завтра стыдимся и перекреститься? Чего стоит это наше благочестие? Оно
уже ни к чему негодно, как разве выбросить его вон на попрание людям (Мф.5:13).
Мы оказались в страшном заблуждении. При крайнем повреждении, при смертельной, усугубляющейся болезни мы продолжаем думать, что мы спасаемся. Мы неоправданно решили, что, придя в храм, поставив свечу, подав записку и повенчав детей, мы все сделали. Мы, обманувшись, подумали, что все это автоматически спасает нас. Какое страшное заблуждение! Усугубляется оно еще и тем, что мы всячески добиваем себя самооправданием. Мы извиняем себя во всем. Мы говорим: «А что делать? Сейчас все так живут, сейчас мир такой». Возлюбленные, посмотрите, какую пользу обрели от таких слов Содом и Гоморра? Не все ли, кроме единого Лота, его жены и дочерей тонули в злой похоти? Они еще не знали Христа, не были просвещены Его крещением и погибли под собственными беззакониями, а что же ожидает тогда нас, какое мы будем иметь оправдание? Истинно
отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда (Мф.10:15).
Посмотрите, хотящие быть «как все», на современников Ноя. Не вся ли вселенная была заодно во грехах? Не один ли Ной с домом своим из всего мира был праведен? И что обрел тогда весь мир, кроме погибели? Что успел? Чем оправдался? Ничем… Итак, если и вы хотите быть как все в этом мире, то будьте готовы испить со всеми и чашу гнева Божия.
Ибо возмездие за грех — смерть (Рим. 6:23),
и от грехов болезни наши по слову сказавших:
не хочешь болеть — не греши,
все скорби и все злоключения, — таков закон. И неважно, согрешил ли один или вся вселенная, ибо рожденный грех одинаково принесет скорби как одному, так и всем тем, которые надеются найти оправдание друг в друге. Что же делать нам, согрешающим? Покаяться. Отторгнуть дьявольские самооправдания, как ядовитую змею, как раскаленный уголь, и приложить все усилия к тому, чтобы узнать согрешения наши. Просить Бога, чтобы он открыл нам наше падение, ибо оно в том и есть, что мы не видим его. Кто истинно познал свою душу, тот каждый день проливает слезы, а кто слеп еще, тот видит себя оправданным. Хочешь увидеть свою душу? Хочешь, чтобы приоткрылась для тебя дверь во внутреннюю клеть и ты смог увидеть себя истинного? Хочешь познать, кто ты есть на самом деле и заглянуть в тайники сердца твоего? Открой Священное Писание, в первую очередь Евангелие, Новый завет. Прочти со всяким вниманием, пусть понемногу, не сразу, по главе в день. И ты откроешь тайную дверь. Ты увидишь зрелище, поражающее всякий ум и открывающее тайны мироздания. Ты увидишь собственную душу, ее состояние, ее жажду и алчбу. Ты увидишь, кто ты на самом деле и что ждет тебя. Ты увидишь путь в жизнь вечную. Ты увидишь Самого Господа Бога, ибо неложен Сказавший:
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин.5:39).
Обуявшая соль
Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, мы стали обуявшей солью. Мы сохранили лишь свою форму, внешность и цвет, но мы лишились самого главного. Мы лишились силы. Мы лишились мужества и решимости исполнения заповедей Божиих, мы лишились мужества быть христианами.
Вы — соль земли, — глаголет Господь, — ибо как мясо без соли загнивает, наполняется великим зловонием, и по причине несносного смрада все отвращаются от него, и в загнившем мясе пресмыкаются черви, находят там себе пищу, поедают его и гнездятся в нем», так души наши при одном внешнем благочестии без силы, прилагаемой к исполнению заповедей и происходящих из этого слез покаяния, загнивают и наполняются великим зловонием лукавых помыслов; почему лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и живущих в такой душе страстей; закрадываются в нее злые и страшные черви, то есть лукавые духи и темные силы, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее. Ибо сказано: возсмердеша и согнишася раны моя (Псал. 37, 6) (прп. Макарий Египетский).
Вот что случается с нами, когда мы становимся чужды небесной соли Святаго Духа. А что мы чужды ее, видно из самих дел наших, из самой жизни нашей вне стен церкви. Ибо за что подается нам благодать Святаго Духа, как не за смирение? А от чего происходит смирение, как не из каждодневного труда исполнения заповедей Божиих? Стоит начать хотя бы с двух самых главных, по слову Самого Господа, первая из которых
возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф.22:37).
Возлюби Его больше комфорта, больше заслуженного отдыха в выходные, когда надо идти в церковь, больше искушающей остаться дома жены, больше мнимых друзей, больше гладко выбритого «культурного» вида, больше накрашенных ногтей, больше богомерзкого макияжа, больше зрелищ, больше футболов, хоккеев, телевизора и прочего. Что ужаснее последних? Отец, страдающий за тебя, которого ты всячески оскорбляешь и хулишь грехами и всей своей жизнью; Отец, любящий тебя необыкновенно, прощающий все, что бы ты ни делал, из-за безмерной любви к тебе; Отец, пекущийся и о едином волосе главы твоей, души в тебе не чающий, готовый отдать Свою жизнь за тебя ждет тебя дома, а ты не приходишь. Как младенца хранит Он тебя в руках своих, а тебе и дела нет. Приди же к Нему, о возлюбленный сыне! Оставь обольщения и зрелища и встреться с Ним. Войди в дом Его, чтобы сказать: вот не было меня, и я вернулся, вот я оставил Тебя, но вновь спешу в объятия Твои, Отец мой. Вот я отвергнул любовь Твою, но ныне раскаялся. Ибо Ты не оставил меня, и Ты не осудил меня, но я сам совестью моею осудил себя! Ибо я предал великую и неизреченную любовь Твою. И се ныне стою пред Тобою, и со слезами прошу Тебя:
Прости мя, Отче, согреших на небо и пред Тобою (Лк. 15:18).
И сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом…
Узнаем и вторую заповедь, подобную первой:
Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:40), ибо кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Иоанн. 4:20).
Тот, кто внешне, видимо прилежно молится Богу, а затем раздражается, обижается или гневается на ближнего, тот как соль обуявшая, сохранившая вид, а силы не имеющая, ибо тем, кто непримирим с ближними, нет пользы ни от чего. Хоть бы и все свечи поставил он в храме, но доколе не примирится с ближним — все без пользы, а что это именно так, мы узнаем, когда послушаем, что говорит Сам Господь:
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23-24).
Без мира с ближним все жертвы твои тщетны, все усилия напрасны. Хоть бы ты был и церковнослужитель и сам патриарх, все без пользы для тебя. Святые отцы оставили нам замечательный пример того, как мы можем испытать наше преуспеяние в любви к Богу и ближнему:
Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т.е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении.
Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога.
Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом. (Прп. Авва Дорофей, глава о любви).
И сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом… Оглянемся, сколько возле нас ближних? Сколько страждущих, сколько заключенных, сколько нищих, сколько немощных, сколько вдовиц, сколько сирых. Насколько мы близки к ним? Насколько соединяемся с ними? Мы живем в достатке — а они страдают, мы безбедны — а они несут крест. Мы едим досыта каждый день — а они, старенькие, собирают остатки по мусоркам. Мы одеты и в тепле — а они терпят холод. Мы получили от Бога достаток, чтобы поделиться с ними, а они не имеют и на нас надежды. Так-то мы близки к ним? Так-то мы любим Бога? Итак, пойдем прежде примиримся с ними, дабы не явились для нас труды наши и внешнее наше благочестие в церкви как соль, не имеющая силы. Будем помнить, что
благое дело — милостыня — как покаяние в грехе. Пост — больше молитвы, но милостыня — выше и поста и молитвы: «любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 8); молитва же от доброй совести избавляет от смерти. Блажен всякий, обретающийся исполненным их, ибо милостыня становится облегчением от греха (св. Климент Римский).
Служащий в церкви, возлюбленнейший брат, берегись, чтобы сан и вверенное тебе служение не надмили тебя и не уподобился ты фарисею. Берегись, чтобы не обманул тебя бес, будто одним знанием всех правил благочестия достиг ты спасения. Чего стоит знание без любви к ближнему? Чего стоит оно, если, обретя его, приобретешь вместе с ним и надменность и осуждение тех, кто служит в простоте? Берегись, чтобы не стать тебе из первых последним, положив ложную надежду на одно лишь знание правил благочестия и внешнюю праведность. Ибо,
какое знание лучше чистоты? Каким образом узнает человек, что сердце его достигло чистоты? Ответ: когда он считает всех людей добрыми, и никто не кажется ему нечистым и оскверненным, — тогда он поистине чист сердцем… (Преп. Исаак Сирин. Аскетические трактаты, 85-й трактат).
Берегись стать подобным соли, сохранившим внешность, а силы не имеющей.
«Вы — соль земли»
«Вы — соль земли», — заповедует нам Господь, так осолим же, возлюбленные о Христе братия и сестры, осолим же землю солью наших слез покаяния. Посмотрим на себя вне стен церкви и увидим достойное плача зрелище. В нас не узнать христиан. Мы стали как все, и что хуже всего, даже не каемся в этом. Мы стыдимся быть христианами. Всехвальный верховный апостол Петр три дня и три ночи плакал после того, как трижды отрекся от Христа. Сколько же нам нужно проливать слез за каждодневное наше отречение. Мы не крестимся, не молимся на людях, потому что стыдимся. Мы не покрываем голову, чтобы о нас кто что-нибудь не подумал, и отворачиваемся от Пресвятой Богородицы, давшей каждой женщине образ одежды и благочестия. Мы стрижем бороду, искореняя в себе образ Господа Бога, не понимая, что лучше перед всем миром быть дураком, чем отказаться от той славы, которой желали бы иметь и сами ангелы Божии, ибо ни о ком из них не сказано как о человеке:
сотворим […] по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Бытие 1:26).
Один молодой парень перестал бриться и стричь бороду после того, как прочитал в Священном Писании, что Господь
пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:31).
«Я отпустил бороду, чтобы ангелы узнали меня», — сказал он. Что говорить о походах на пляж, где множество обнаженных людей? Как после этого можно с чистой совестью входить в Церковь? Перечислять всю мирскую, или, вернее сказать, языческую жизнь можно бесконечно, но хуже всего то, что обо всем этом у нас нет ни малейшего сожаления, нет покаяния. Будто все это нормально. Будто в этом нет ничего страшного…
От чего это с нами? Наверное, от того, что нам безразлично собственное спасение, безразлична наша душа. Из-за нашего безразличия мы не ищем спасения, не ищем узнать, чего достойны мы были бы, если бы сегодня душа наша предстала на суд. Не кладем на чаши весов наши грехи и добродетели. Не пытаемся узнать, какая из чаш перевесила бы. Один молодой человек, которому не исполнилось и двадцати пяти лет, исследовав существование ада и убедившись в его реальности, решил избегнуть печальной участи и спросил: «Сколько я сделал грехов и сколько добрых дел?» Взяв Святое Евангелие, он обнаружил множество грехов, которых и сосчитать невозможно, сотворенных делом, и словом, и помышлением. Затем он начал вспоминать свои добрые дела, слова, мысли и еле-еле насобирал количество, которое можно было сосчитать на пальцах двух рук. Он ужаснулся. Его единственной надеждой было покаяние. Он посвятил свою жизнь служению Богу…
Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, будем помнить, что церковь — это не клуб по интересам, не карнавал, на который, живя безразлично, можно прийти и сыграть роль христианина. Ибо христианин тот, кто всеми силами стремится везде, где бы он ни был — в церкви-то, на работе, в кругу друзей, в юности и в старости, или тогда, когда его никто не видит, оставаться христианином, дабы уподобиться Тому Всеблагому и Всемилостивому Человеколюбцу, который
вчера и днесь, Той же и во веки (Евр. 13, 8).
Простите нас Христа ради, возлюбленные о Христе братия и сестры. Редакция «Вестник старообрядческого Подолья».
Вроде и правильно все, а такое ощущение, будто хурму неспелую съел))))))