Городец — самый древний город Нижегородской области. В 2022 году он отмечает 870-летие с момента основания.
Городец основан Юрием Долгоруким как крупнейший военно-административный центр на новых землях, включенных в состав Владимиро-Суздальского княжества во второй половине XII века. История города неразрывно связана с именем князя Александра Невского. В стенах Городецкой Феодоровской обители великий полководец Руси принял постриг и скончался, впоследствии причисленный Русской православной церковью к лику святых.
В XVII веке город был оплотом и негласной столицей старообрядчества. Ревнители древнего благочестия составляли славу российского купечества, к ним относились знаменитые торговые фамилии.
Была такая поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец — на том Керженец». Под Рогожей имелось в виду Рогожское кладбище в Москве, один из главных центров русских старообрядцев.
В Городце жили старообрядцы разных толков и согласий, но большинство из них были «приемлющие священство». Службу вели священники, перешедшие (бежавшие) из официальной православной церкви, отсюда и произошло их распространенное название — беглопоповцы. По разрешению императрицы Екатерины II ими в Городце в 1767 году была открыта деревянная часовня, ставшая со временем особо чтимой местной святыней. После пожара в 1893 году она была отстроена заново уже в камне нижегородским старообрядцем-миллионером Николаем Александровичем Бугровым.
В том же году в Городце на деньги Н. А. Бугрова строятся две богадельни: небольшая, на 22 места, для мужчин, при самой часовне, и отдельно — большую, на 100 мест, для женщин. В годы Советской власти часовня и кладбище вокруг нее были разрушены, а в каменных корпусах бывшей старообрядческой богадельни устроена школа № 5.
Были в Городце и так называемые часовенные. Во времена старообрядческого погрома, предпринятого царем Николем I, они оказались без священников и с тех пор, считаясь формально поповцами, фактически оставались без иереев. Их уставщики вели богослужения в часовнях, крестили, исповедовали и причащали верующих.
В настоящее время представители Русской Древлеправославной Церкви ведут службы в Успенском храме, ранее принадлежавшем белокриницкому согласию.
О влиятельности городецких старообрядцев свидетельствует тот факт, что первым в России старообрядческим монастырем, открытым вскоре после революции 1905 года (когда староверы были уравнены в правах с обычными православными), стал мужской монастырь в Митрофановской волости (на севере современного Городецкого района). К сожалению, место расположения монастыря попало в зону затопления Горьковского водохранилища.
Старообрядцы оказали большое влияние на культурную жизнь Городца и его округи. Они отличались глубоким консерватизмом: соблюдали строгие нормы семейной жизни допетровской Руси, вели церковную службу по старому обряду, бережно хранили у себя в домах древние иконы и книги.
Староверы были вынуждены вести аргументированную полемику с представителями официального православия, поэтому среди них нередко встречались люди весьма эрудированные, глубоко разбиравшиеся в вопросах догматики и церковной истории. Гонения правительства и официальной церкви, запрет свободной издательской деятельности — все это подталкивало староверов к активному собирательству и переписке старых церковных книг и рукописей. Столетия спустя городецкие старообрядцы продолжают оставаться хранителями древних русских традиций.
Сто лет спустя, в начале XXI столетия, городецкие старообрядцы продолжают оставаться хранителями древних русских традиций. На сегодняшний день основная масса староверов вследствие различных причин сосредоточилась в Городце, где функционируют храм и моленные четырех согласий.
На основе беглопоповской общины сформировался приход во имя Успения, разместившийся в здании бывшей белокриницкой церкви на улице Щорса. К сожалению, этот самый многочисленный старообрядческий приход Городца сегодня утратил многое из материального и духовного наследия городецкой часовни. Однако его потенциал внушает надежду на возрождение лучших традиций древлеправославия. Существует сегодня и поморская община, члены которой собираются на моления в частных домах. Общества спасовцев-большеначальных и спасовцев-малоначальных во многом состоят из мигрантов из опустевших деревень Бриляковского, Смиркинского, Федуринского, Ягодно-Лесновского сельсоветов (первое) и юга Сокольского района (второе). И те, и другие также собираются на моления в частных домах, образуя пять-шесть небольших приходов.
В наибольшей степени древние уникальные традиции и обычаи (в богослужебном пении, чтении, уставах, в одежде и быту) сохранили поморская и спасовско-малоначальная общины — именно те, кто наиболее строго относится к внешнему «антихристову» миру (несмешение с иноверными в еде, молении и т.д.).
В Городце наиболее крупные собрания икон, рукописных и старопечатных книг создали купцы-старообрядцы.
Купец 2-й гильдии Григорий Матвеевич Прянишников (1845–1915) являлся крупнейшим городецким коллекционером. Он собирал старинные рукописи и книги, а также иконы, монеты.
После смерти Г. М. Прянишникова большая часть его огромной коллекции была передана в Румянцевский и Исторический музеи, в Нижегородский областной музей, некоторые иконы были оставлены в Городецком краеведческом музее. Сейчас более двухсот книг и рукописей Прянишникова хранятся в рукописном отделе Российской Государственной библиотеки в отдельном фонде. Наиболее ранняя рукопись датирована 1430 годом.
Другим крупным собирателем старины в Городце был купец-старообрядец Петр Алексеевич Овчинников (1843–1912). Он был не просто коллекционером, а подлинным знатоком и ценителем старины.
Писатель и врач С. Я. Елпатьевский писал в своих «Воспоминаниях» об Овчинникове: «Он собирал старину — иконы, но главным образом, старые рукописные и старинные книги. Он находил их всюду: в Москве, по Архангельской и Вологодской губерниям, специально ездил разыскивать в Поволжье, на Урал… Интересовался болгарскими рукописями, которые добывал через проживающих в Болгарии и Румынии старообрядцев. И в Нижнем Новгороде, на ярмарке».
Собрание Овчинникова хранится в отделе рукописей РГБ, среди которых есть две рукописи XIV века и одна рубежа XIV-XV веков.
Часть коллекции П. А. Овчинникова осталась в Городце. В «Купеческом кабинете» музея стоит книжный шкаф с книгами из его библиотеки — это исторические сборники, справочники, словари.
Частью экспозиции о старообрядчестве является выставка, посвященная художнику И. Г. Блинову (1872–1944).
Творческое наследие городецкого художника насчитывает более ста лицевых (иллюстрированных) рукописных книг. Двадцать его работ принадлежат Государственному Историческому музею. В отделе рукописей Российской Государственной библиотеки образован фонд Блинова. Его работы хранятся также в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (г. С.-Петербург).
Городецкий музей имеет 18 рукописных книг И. Г. Блинова. В основном эти книги были выполнены по заказу Овчинникова в 1890-е и первые годы XX века — при передаче собрания этого коллекционера в Румянцевский музей Иван Гаврилович позаботился, чтобы частично его работы остались в Городце.
Комментариев пока нет