Московский храм Николы на Ямах в Рогожской ямской слободе дал название улице. Церкви нет и в помине уж почти как лет восемьдесят, а Николоямская, часть древней дороги на Владимир, все так же значится на карте нашего города.
В XVIII–XIX веках этот уголок Москвы был облюбован купцами и фабрикантами. Торговцы здесь строили свои заводики, а рядом — особняки и усадьбы, поскольку жить предпочитали в шаговой доступности от места работы.
Таким образом в Заяузье поселился и купец Николай Павлович Баулин, глава торгового дома «Н. П. Баулин с сыновьями». Дело было у него семейным — отец и дядя Баулина имели торговые лавки на Таганской площади.
Сын богородского купца Павла Баулина, Николай занимался торговлей парчой и платками. Фабрикой, состоящей из двух корпусов, купец владел совместно с компаньоном Михаилом Федоровичем Ясашновым, видным деятелем старообрядчества. Ясашнов, к слову, еще держал прибыльный бизнес по торговле картузными принадлежностями и мехами, в том числе искусственными. Ему же принадлежала и московская фабрика фотопластинок «Слава».
Шелкоткацкое производство — фабрика платков Баулина — находилось на Николоямской, во дворе дома (Николоямская, 52, стр. 1), приобретенного Николаем Павловичем в сентябре 1884 года.
Ему досталось вытянутое вдоль красной линии улицы каменное строение, в основе своей содержавшее старинные сводчатые палаты с подвалом. В плане дом представлял собой квадрат. В северной части палаты были перекрыты сомкнутыми сводами, в южной — цилиндрическими.
После пожара 1812 года палаты были обстроены двухэтажным объемом. В таком виде в 1855 году его купил московский купец Петр Алексеевич Хромов, превративший владение в доходное. Подал прошение в строительное отделение Московской городской управы о том, что желал бы «существующие строения исправить починкою для квартир». Верхний этаж и построенные к тому времени флигеля купец отдает внаем. Первый этаж оставляет под контору и кладовые с железной дверью. На окна ставит железные решетки.
В 1876 году восточную часть своего дома на Николоямской Хромов надстраивает антресолями, обращенными в сад. Фасад, потолки и своды оштукатуривает, стены оклеивает обоями. Полы тогда покрываются паркетами, в комнатах появляется десять голландских печей и одна русская.
Баулин, став хозяином недвижимости, решает внести в ее образ изменения. За помощью обращается к архитектору Николаю Дмитриевичу Струкову, выпускнику Московского училища живописи, ваяния и зодчества, тогда только начинавшему свою строительную практику. Позднее он станет автором многочисленных особняков и доходных домов в стиле модерн, для которых будут характерны простота и рационализм.
Впрочем, архитектор попробовал свои силы в разных стилевых направлениях — эклектике, неоклассике. Струков в доме Баулина проводит капитальный ремонт. Для этого в Московской городской управе было получено соответствующее разрешение на перестройку с изменением внутреннего расположения, устройство нового металлического на каменных столбах парапета, «перебивку окна в дверь и перештукатурку фасада».
Была исправлена кровля, «белым камнем существующий цоколь», заменены на новые балки перекрытий, ветхие дверные и оконные рамы, перестелены полы, переложены печи. Одноэтажный хозяйственный корпус, что располагался вдоль восточной границы участка, с помощью каменной встройки объединился с главным домом.
Струков существенно преобразил фасад, прорезав его рядом из 15 окон, украшенных лепными венками, сандриками, гирляндами, розетками и лучковыми фронтонами. Угол дома был крепован крупным горизонтальным рустом. На центральную часть с тонкой балюстрадой автор водрузил высокий аттик с пышным лепным картушем. Купец Баулин обрел соответствующее статусу репрезентативное жилище.
К сожалению, спроектированные Струковым проездные ворота с вазонами на пилонах и парой калиток не дошли до реализации. Купец 1-й гильдии Владимир Иванович (он же Вольф Лейбович) Айзенштейн приобретает дом и фабрику в 1902 году.
Производство платков сменяет производство шелковой мебельной ткани. Во время Первой мировой войны Айзенштейн передал бывшее владение Баулина «Союзу городов» (Всероссийскому союзу городов помощи больным и раненым воинам). Организация размещает здесь эвакуационный госпиталь.
За национализированное в 1917 году домовладение отвечал отдел труда Моссовета и использовал его как жилой дом.
Последние годы здание, получившее статус выявленного объекта культурного наследия, пустовало и разрушалось до тех пор, пока не было приобретено компанией «Ибрис» по программе «рубль за квадратный метр».
С 2012 по 2017 год в аварийном объекте шли реставрационные работы. Были воссозданы исторический облик здания, его планировка, печи, карнизы и паркеты.
Фото: Максим Мухин
Источник: moskvichmag.ru
Комментариев пока нет