Многие из нас, слыша заповеди Господни, соблазняются. «Куда ни глянь — все грех», — говорим мы. Почему установлены посты? Разве есть, принимать пищу, — грех? Почему то, что доставляет человеку удовольствие, как-то вкушение пищи, когда этого хочется и какую хочется, — грех? Вопросов, касающихся религиозных запретов, великое множество, и все они вопрошают: почему это грех? Посмотрим проповедь иерея Константина Литвякова, настоятеля храма св. великомученика Георгия Победоносца в г. Хмельницком (Украина).
***
Как важно для нас, возлюбленные о Христе братия, сестры и дорогие читатели, иметь ясные понятия касательно веры. Как в ясный день при свете солнца отчетливо видны предметы, так ясность рассуждения, доставляемая мысленным солнцем — умом, дает четкое различие в предметах духовных. Одним из таких предметов, достойным всякого внимания и ясного понятия о нем, есть грех.
Для многих, истинно многих, грех есть камень преткновения. Непонимание сути этого, на первый взгляд, совершенно ясного понятия становится причиной того, что многие, хотящие наследовать жизнь вечную и находящиеся от нее в одном шаге, так и не делают этот спасительный легкий шаг, избирая участь, ведомую одному Господу Богу.
Так, многие из нас, слыша заповеди Господни, явленные миру через Священно Писание и хранимые Его Святой Церковью, соблазняются. «Куда ни глянь — все грех», — говорим мы.
————-
Почему то, что доставляет человеку удовольствие, как-то вкушение пищи, когда этого хочется и какую хочется, — грех? Почему установлены посты? Разве есть, принимать пищу, — грех? Другие из нас, увлекаемые похотью и сладострастием, распахнув крылья удовольствия, стремятся к плотскому сочетанию. Находя в этом наслаждение и не желая терять его, предлагая и саму природу в оправдание, вопрошают — почему? Почему Господь, создав мужчину и женщину, зная силу вожделения, влекущую их друг ко другу, запрещает это и заключает страсть лишь в рамки брака, отняв у нее стремление к беспорядочности? И далее, и далее… Вопросов, касающихся религиозных запретов, великое множество, и все они вопрошают: почему это грех?
————-
Сколько же из нас могли и могут войти в Святую Церковь, как в спасительный ковчег, но боимся, думая, что там, на ковчеге, нас заставят отказаться от того, к чему мы столь привязаны, назвав это грехом, а нас осудив, как грешников? Сколько таких, для которых пребывание на ковчеге Церкви кажется невыносимым, подобным темнице, в которой отнимают все, что любят, заставляя выполнять непосильные постановления, запугивая адскими пропастями и пытками и содержа в постоянном страхе за соделанный нами грех? Сколько из нас боится этого? Множество.
Какое страшное заблуждение! О, дьявольская хитрость! О, губительнейшее предубеждение! Сколько же душ потеряли вечное блаженство, утвердив в уме мысль, будто, войдя в церковь, они лишатся всего, в чем ныне они находят удовольствие, ибо это грех. Они бегут, гонимые собственным заблуждением, бегут от своего спасения, а все из-за чего? Из-за неясности и непонимания духовных предметов и незнания сути понятий, одним из которых, настоящим камнем преткновения, является грех.
————-
Итак, что же такое грех и почему названо грехом то, что доставляет удовольствие? Большинство из нас понимает под грехом нарушение некоего закона или, вернее, заповедей Божиих, за которое неминуемо следует наказание, совершаемое Законодателем. Бог представляется нам праведным Судьей, который ждет того дня, в который Он сможет каждому грешнику воздать по заслугам и отомстить за соделанные грехи, за нарушение данного Им закона. Закона, по мнению многих из нас, слишком тяжелого и несправедливого. Так-то многим из нас представляется Бог древлеправославной Церкви.
————-
Сама же церковь, что говорить, выглядит пред взором нашего рассуждения как судилище, в котором мнимые праведники ожидают очередного грешника и, увидев его вошедшим в храм и по незнанию делающим что-то не по чину, тут же обрушивают на него гневные взоры, укоряя несчастного посетителя в совершенном проступке. Так дьявол живописует нам образы Бога и Его Церкви, а мы принимаем их как свои собственные. Но что же на самом деле говорит церковь о Боге?
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем [1 Ин.4:16]. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную [Ин. 3:16].
Видите любовь безграничную? Где гнев, где воздаяние, где суд?
Если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир [Ин. 12:47]. Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге… Такой … клевещет на Него [Преподобный Исаак Сирин]
Что же общего у Бога мира и любви, проповедуемого святыми апостолами, строителями Его Церкви с тем, кого рисует нам наше воображение, или, вернее сказать, диавол?.. Мы обманулись. Наше представление о Боге, проповедуемом церковью, является плодом ложных мыслей, неясных понятий и заблуждений, ибо «Бог есть любовь» [1 Ин.4:16]. А если так, что же тогда заповеди Его? Заповеди Его не могут быть ничем иным, как плодом этой божественной любви. Заповеди Божии, как и весь Закон Его, — это, в первую очередь, боговдохновенное познание. О чем это познание? О нас — человеках, возлюбленные о Христе братия, сестры и дорогие читатели. Посмотрим на природу видимого мира. Вся она действует и живет по законам. Наука лишь шаг за шагом открывает эти законы. Открыв один, видит зависимость его от множества других. Закон тяготения, закон сохранения энергии и многие другие постоянно окружают нас. Познавая их, разумный человек учится действовать согласно им и извлекать из них для себя пользу. Но что произойдет, когда человек, заручившись гордостью и самомнением, решит бросить вызов этим законам? Что если, возжелав парить словно птица, в чувстве восторга человек решит ринуться со скалы, дабы удовлетворить своему восторженному порыву сердца?
Увы, попытавшись нарушить закон природы, такой человек станет жертвой, принесенной на алтарь его собственной гордости и безрассудства. Вся видимая природа вселенной и человек как часть ее живут благодаря существованию дивных законов и подчиняются им. Мы называем их законами природы. Что же есть заповеди Божии? Заповеди Божии — это закон нашей духовной природы. В рамках этого закона существуют духовный мир и духовные существа. Как и закон природы вещественной, закон Божий открывает причины, следствия и закономерности невещественного, духовного мира. Открывает нам — людям познание того, какими мы созданы и по каким законам сохраняется и протекает наша жизнь. Духовные законы дают нам возможность научиться действовать в рамках этих законов и совершенствоваться. Дают нам понимание последствий нарушений этих законов для нас. Заповеди Божии, хранимые Его Церковью, — это не юридический закон с обвинителем Богом и обвиняемыми грешниками, но превосходнейшая наука, дающая познание природы вещей и открывающая взаимосвязи между духовным и вещественным мирами.
Исходя из этого спросим: что же такое — нарушение законов духовной природы? Что же есть грех? Нарушение приказа, данного повелителем? Оскорбление Бога? Или, может, неуважение к закону, изданному Царем? Какое заблуждение! Грех есть не что иное, как повреждение, наносимое нашей духовной природе, ее расстройство и язва, возникшие вследствие нарушения законов, благодаря которым обеспечивается ее жизнь. Как природа тела может быть повреждена мечом, вследствие чего наступает смерть, так и природа духовной составляющей — души — повреждается и умертвляется грехом. Человек своими грехами не может оскорбить Бога, ибо Бог бесстрастен. Человек своими грехами ранит собственную душу. Наносит ей всевозможные язвы и, если вовремя не примет лекарство, может совершенно погубить ее, сделав неисцелимой. Суд же Божий есть суд нашей совести, которая является индикатором нарушения духовных законов. Как ноет рана на уязвленном теле, так ноет совесть во время язвы, нанесенной душе.
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта [Мф. 5:25-26].
Кто же этот соперник наш, как не наша совесть?
Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем; и опять, чего не должны делать, и делаем, и за это она осуждает нас, потому и Господь называет ее соперником и заповедует нам, говоря: буди увещаваяся с соперником твоим, дондеже еси на пути с ним. Путь, как говорит Василий Великий, есть мир сей [Преподобный Авва Дорофей].
Совесть — это внутреннее Евангелие, внутренний Закон Божий, внутреннее Слово Божие, но и она при постоянстве и упорстве в грехе притупляется. Как тело воина, претерпевшего раны, огрубляется и становится не столь чувствительно к боли, так и душа при множестве совершаемых грехов уже не чувствует боль, и совесть утихает. Для этого и был дан Богом закон письменный, чтобы люди, лишившиеся закона внутреннего, узнавали его, по крайней мере, из Писаний. А из этого следует, что суд нашей совести будет вместе и судом Слова Божия, ибо они суть одно, почему и сказано:
Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» [Ин.12:48].
Это слово произнесет наша совесть, когда мы, имея изъязвленную, очерненную всяким злом и изувеченную грехами собственную душу, увидим ту светозарную чистоту, ту первозданную красоту, кротость и любовь, по образу которой мы были созданы.
Лицо кроткого Христа, Его любовь и милосердие тем более будут причинять нам страдания, чем более мы отвергали их при жизни. Его тихое неосуждение явит нам наше самоосуждение. Его свет явит нам нашу тьму, и мы не сможем обвинить Его ни в чем, потому что увидим, что сами явились причиной всех наших зол. Таковы, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, правильное понимание греха и вытекающих последствий, а никак не оскорбление Бога. Почему же, спросим, если грех — это нарушение природы, мы находим в себе такое влечение к нему? Потому что чрез это влечение мы познаем повреждение нашей природы и разногласие между нашими влечениями и нашей совестью. Иной раз увлеклись по влечению страсти чревоугодием, а потом скорбим. В порыве гнева бросили жестокое слово, а потом раскаиваемся. Поленимся, запустим необходимую работу — и вновь на себя негодуем. Все наше состояние, постоянно противоречащее само себе и влекущееся ко греху, после которого мы же и раскаиваемся, обнаруживает, что мы больны. Обнаруживает необходимость в лекарстве. Крайнюю нужду во враче. Кто же врач душ наших, как не Господь наш, Исус Христос? Что такое лекарство, как не покаяние? Милосердный Господь наш основал на земле Свою Церковь.
Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее [Мф. 16:18].
Церковь — это больница, но не судилище. В нее приходят души, больные одною болезнью, и принимают исцеление одним лекарством. Болезнь эта — грех. Уже при жизни она обнаруживает себя, расстраивая наши души, а от этого и все вокруг. Откуда нестроения? Откуда страдания, насилие, притеснения, измены, предательства, убийства, ненависть, болезни, язвы, войны и все зло? Все это — плоды греха. Все это — плоды нарушения законов природы нашего духовного мира. Результат действия греховного яда, который вот уже тысячи лет насилует нас. Так примем же наконец противоядие, пока есть еще время. Поспешим к Врачу. Поспешим в Его больницу — Церковь. Откроем на исповеди наши раны и примем врачевание. Никто не требует в больнице подвигов, не требует лишений, не возлагают бремена, не ждут жертв.
Научитесь, чтó значит: милости хочу, а не жертвы [Мф. 9:13].
Здесь утешают, успокаивают раны, прикладывают пластырь и дают противоядие, ослабляющее муку. Не будем бояться осуждения, ибо здесь не осуждают грешников, но наоборот: бывает «более радости <…> об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» [Лк. 15:7]. Поймем, наконец, что грех есть рана, наносимая нами самим себе. Рана, нуждающаяся во врачевании, которое подается в церкви. Так сделаем же этот один легкий спасительный шаг в сторону ее, ибо порог ее и есть порог между смертью и вечной жизнью.
Проходя <…>, Исус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Исус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Исус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, чтó значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию [Мф. 9:9-13].
Комментариев пока нет