В августе 2012 года исполнилось 110 лет со дня рождения о. Андрея Андреевича Клычева, духовного наставника Бондаришской, а затем и Застенковской староверских общин Двинского уезда (затем Даугавпилсского района, Латвия).
Родился и вырос Андрей Андреевич (август 1902-1988гг.) в деревне Шпули Рокишского района в Литве. Его отец, Андрей Карпович, и мать, Евдокия Никифоровна Олейникова, были простыми крестьянами.
Есть информация, что дед его, Никифор Олейников, в свое время был духовным наставником Манеевской общины. По крайней мере это утверждают ныне живущие представители фамилии Олейниковых. Дядя Андрея Андреевича, Михаил Никифорович Олейников ( 1884- 1967гг.), точно был в конце своей жизни и.о.д.н. на Манеевке. Второй его дядя, Прокопий Никифорович (убит литовскими националистами 7 октября 1943г. возле своего дома, перед всей семьей), также был церковно грамотным человеком и прихожане Манеевской общины видели в нем будущего духовного наставника. Может быть поэтому и был приглашен в годы войны сравнительно молодой еще Андрей Андреевич исполнять обязанности наставника на Манеевке.
Женился Андрей Андреевич на Киликее Ивановне Воробьевой ( 1913-1994гг.), в 1933г. родился сын Фавмасий, 18 марта 1935г. второй сын Захар, еще через два года дочь Любовь. В послевоенные годы Андрей Андреевич переезжает в г. Даугавпилс, где работает кузнецом , кочегаром. В 1957г. из Бондаришской общины уходит о. Козьма Петрович Никифоров, и прихожане обращаются к Андрею Клычеву с просьбой быть их духовным наставником, на что тот соглашается и переезжает в д. Бондаришки.
Четыре года Андрей Андреевич был исполняющим обязанности наставника, а в 1961г. его публично благословили на духовное поприще. Дети вырастали, создавали свои семьи и часто навещали родителей. С прихожанами отношения сложились душевные и прочные. С большой семьей Трофимовых из д. Кузьмино даже породнился — выдал свою двоюродную сестру Елену Прокопьевну Олейникову (1935 г.р.) за Владимира Трифоновича Трофимова (1936- 2006 гг.)
В конце 1967 г. совет Застенковской общины принял решение объединится духовно с Бондаришской общиной и просил о. Андрея окормлять и их осиротевшие пределы. Официально духовное объединение произошло 1 января 1968 г.
Еще существовал совет Застенковской общины, который выносил решения, еще были живы клирошане, которые слаженно выполняли церковные требы, но все меньше и меньше становилось прихожан. Сгорел Застенковский храм. Старое поколение отмирало, а молодежь , «адекватно поняв тенденции развития села и перспективы городской жизни», устремилась на многочисленные предприятия Даугавпилса. Массовый отъезд молодежи коснулся всех пригородных сел и деревень. Стала пустеть и Бондаришская община. Теперь уже только на Троицу или на погребении родственников встречались некогда большие семьи.
Стали происходить кражи икон из Бондаришского храма. Оставшиеся прихожане поначалу смело взялись защищать свое церковное имущество, но затем страх одолел их сердцами. Советская милиция неохотно расследовала такие уголовные дела, партийные работники тем более желали скорейшего увядания некогда крепкой общины.
В 1971г. в Ковалёвской общине не было наставника — прежнего « выдавило» партруководство Граверского сельсовета, а новый еще не был найден, поэтому в сентябре месяце меня крестили в Бондаришской моленной, на родине матери. Крестил о. Андрей Андреевич Клычев, крестными родителями стали Платонов Григорий Федорович ( 1946г.) и Трофимова Миропия Трифоновна (1932-2012 гг.). Крещение проходило при большом стечении родственников с обеих сторон.
Так уж сложилось исторически, что я был с самого рождения причастен к судьбе Бондаришской общины, поэтому судьба ее мне не безразлична.
19 мая 1979 г. умерла моя бабушка, Мавра Яковлевна. На похороны собралась почти вся огромная семья Трофимовых с ближайшими родственниками и близкими. Погребение совершал о. Андрей и бондаришские клироше. Пройдет всего 9 лет, и в 1988г., когда семья Трофимовых будет хоронить Мину Трифоновича, не будет уже своего, бондаришского наставника и большей части своих певчих. Из храма по описи, " на время", вывезут последние, уцелевшие от воров, иконы…..Что поделать — тенденции времени.
О. Андрей, отслуживший духовным наставником в Бондаришках и Застенках около 30 лет, в 1986 г. по состоянию здоровья покинет общину и в 1988г. закончит свое земное пребывание.
В настоящий момент Бондаришской общины практически не существует. Храм пуст и приходит в негодность. Место Застенковской моленной давно заросло и редкий прохожий сможет догадаться, где она была. Остались кладбища, окормляемые даугавпилсскими наставниками. Теперь уже и на Святую Троицу с каждым годом собирается все меньше и меньше людей.
Очевидцы рассказывают, что около Бондаришского храма сейчас живет католик, который в меру своих сил присматривает за строением — то досочку отвалившуюся прибьет, то оставшейся краской двери подмажет. Тоже тенденция. И единственное, что осталось у потомков — память. О бывших наставниках, о бывших храмах, о бывших иконах, о бывших прихожанах, о бывших больших и дружных семьях.
Светлая память тебе, отче Андрей.
Игорь Платонов, магистр истории
Комментариев пока нет