Термин «реституция» чаще всего в наших СМИ ассоциируется с возвращением произведений так называемого трофейного искусства — культурного достояния одной страны, которое присвоило себе другое государство. В международном праве реституция трактуется как возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного одним из воюющих государств на территорию другого государства, являющегося его военным противником.
Однако у термина «реституция» есть и другие значения. В гражданском праве реституцией называют возврат сторонами, заключившими сделку, всего полученного ими по сделке в случае признания ее недействительной. В последние десятилетия под реституцией также стало пониматься возвращение незаконно изъятой частной, личной и общественной собственности. Так, например, в странах восточной Европы и странах Балтии в девяностые и двухтысячные годы проходил процесс возвращения собственности, изъятой в ходе национализации (или просто перераспределение собственности между новыми владельцами в ходе социалистических реформ).
Для России вопрос реституции тоже актуален. Во-первых, это возвращение церковным объединениям имущества, изъятого после революции 1917 года. Во–вторых, это материальная либо хотя бы моральная компенсация за имущество, или финансовые средства, отобранные государством в ходе национализации 1917-1918 годов, раскулачивания, репрессий 30-х годов, обесценивания вкладов в ходе «шоковой терапии» 90-х годов и приватизации середины 90-х. Это, по сути, исправление ошибок Советского и Российского государств, поскольку политика по изъятию собственности проводилась с особой жестокостью и, как показало будущее, не принесла никакой пользы для общества.
Думаю, нужно своеобразное покаяние. Сотни тысяч раскулаченных, обокраденных граждан, тысячи отобранных храмов, предприятий — все это и по сей день остается не то что невозвращенным, но ни в коей мере не возмещенным. Сейчас у имущества, изъятого в то или иное время, имеются другие собственники, а о прежних владельцах никто и не вспоминает. А пора бы и задуматься над этим вопросом. Невозможно строить прочное государство, не уважая права собственника, не вернув долги или хотя бы не компенсировав их чем-либо другим.
Важный опыт для России
В 1990-х годах в Прибалтике населению была предоставлена возможность получить отобранное имущество отцов и дедов. Постепенно этот процесс восстановления исторической справедливости прошел и в странах Восточной Европы. Это очень важный опыт для России. Проблема реституции собственности в России важна не только для тех, чьи предки жили и трудились на благо России, но и для мирового сообщества. В 2003 году в г. Москве прошел Международный экспертный семинар «Право собственности и его реституция: опыт посткоммунистической Европы и его значение для России». На семинаре обсуждались положительные и отрицательные стороны реституции. Приводились примеры реализации реституции в Чехословакии.
В Чехословакии период огосударствления продолжался 41 год, начиная с февраля 1948 г. Несмотря на это, в начале 90-х годов в стране господствовало понимание необходимости восстановления имущественных прав бывших собственников как одного из главных этапов развития общественных отношений и экономики страны. Интересно, что собственность возвращалась только гражданам, постоянно проживающим в Чехии и Словакии. В 1993 г. реституционные законы были распространены и на интересы религиозных организаций. Думаю, что принятие закона о реституции в России поможет восстановить историческую справедливость и в какой-то степени компенсировать вину государственных руководителей разного времени перед народом.
Реституция может быть организована по-разному. Например, учитывая, что значительная часть сохранившихся недвижимых имуществ модернизирована, должна произойти реальная оценка доли капитала на момент отчуждения собственности во всей стоимости. Именно эта часть может быть компенсирована финансами или иными способами. Кроме того, необходимо учесть моральные издержки за конфискацию и незаконное удержание собственности, права основателя собственности и так далее.
Закон не действует?
30 ноября 2010 года президентом РФ Д. А. Медведевым был подписан Федеральный закон Российской Федерации № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», определяющий «порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности». Однако на деле этот закон не так прост, как кажется. После выхода закона оказалось, что не решены многие проблемы нынешних собственников. Возмущение стали высказывать сотрудники музеев, чья работа находится в бывшей старообрядческой моленной или в родовом гнезде известного писателя. Так, например, в городе Владимире, в великолепном по своей архитектуре Троицком старообрядческом храме, в «Красном или костровом храме» (так называют храм владимирцы, поскольку кладка храма выполнена из красного кирпича), располагается музей хрусталя и лаковой миниатюры.
Аналогичная ситуация и со старообрядческим храмом во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Серпухове Московской области. В настоящее время в церкви располагается музей.
Такси «Девятка» в старообрядческом храме
В городе Ржеве на месте старообрядческого храма расположена база такси «Девятка». Храм был основан еще в 1868 году. В годы гонений он был закрыт. Во время войны Симеоновский храм был разбит попаданием снаряда. Через пролом в стене здания были видны остатки храмового убранства.
Однако, несмотря на то, что участок бывшей Симеоновской церкви принадлежал ржевским старообрядцам, в нем и по сей день размещается такси «Девятка».
Забытые святыни
Храмы, построенные в начале XX века, прослужили не более десятилетия и были закрыты Советской властью. Часть из них была переоборудована в различные учреждения: клубы, музеи, таксопарки. И таких немало. Иногда можно услышать, что в музейных запасниках находится древняя икона или вещи известного церковного деятеля, переданные в музей безбожниками, взорвавшими церковь или арестовавшими священника. Получается, что эти предметы находятся не на своем месте, и почему-то никто не хочет позаботиться об их возвращении. (На самом деле церковные организации далеко не всегда имеют возможность поддержания необходимых условий для сохранности церковных ценностей, таких как иконы, облачения и прочие святыни — прим. редакции).
Однако не только зданиями и иконами ограничивается возможная реституция церковных ценностей. До сих пор неизвестно местонахождение мощей многих русских святых, исчезнувших после революции. Скорее всего, эти мощи и лежат в музейных запасниках, и никому нет до них дела. Так, например, никак не найдут мощи св. благоверного князя Михаила Тверского или преп. Ефрема Новоторжского, которые по свидетельству специалистов могут ныне находиться в хранилищах бывшего музея истории религии. Сегодня, по рассказам, сотрудники этих музеев дали подписку «о неразглашении» на 60 лет.
С другой стороны, можно понять и музейных работников, занимающих здания бывших храмов. Освободив культовое сооружение, им некуда будет пойти, и, скорее всего, им так и не предоставят новую площадку для работы. Однако разве за 23 года современной России нельзя было построить новые здания музеев, используя средства, потраченные на баснословно дорогие саммиты АТЭС и прочие Олимпиады?
А может, все дело в том, что нужно активнее отстаивать свои права на церковную собственность, отстаивать до последнего. Ведь строились храмы нашими дедами и прадедами не для того, чтобы сейчас в них размещались музеи, таксопарки и т д.
Конечно необходимо возвращать. Готов оказать посильную, добровольную и безвозмездную помощь
Акты, регулирующие порядок передачи имущества: 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ " О ПЕРЕДАЧЕ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ №327-ФЗ" от 30.11.2010г., 2. Постановление Правительства РФ "О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ НАХОДЯЩЕГОСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ОТНЕСЕННОГО К МУЗЕЙНЫМ ПРЕДМЕТАМ И МУЗЕЙНЫМ КОЛЛЕКЦИЯМ, ВКЛЮЧЕННЫМ
В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЧАСТИ МУЗЕЙНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЛИБО ДОКУМЕНТАМ АРХИВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30 июня 2001 г. N 490, 3. Постановление Правительства РФ "ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ ПЛАНА ПЕРЕДАЧИ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" от 30 декабря 2011 г. N 1226, 4. Постановление Правительства РФ "О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПЕРЕДАЧЕ
РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" от 26 апреля 2011 г. N 324, 5. Постановление Правительства РФ "О ПЕРЕЧНЕ ДОКУМЕНТОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ,
НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И ПОРЯДКЕ ИХ ВЫДАЧИ" от 26 апреля 2011 г. N 325, 6. Постановление Правительства РФ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ПЕРЕДАЧЕ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" от 12 августа 2011 г. N 678, 7. Приказ Минэкономразвития России от 03.03.2014 N 102 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению религиозным организациям в собственность или безвозмездное пользование федерального имущества религиозного назначения, а также федерального имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2014 N 33572), 8. Приказ Минэкономразвития РФ от 14.07.2011 N 356 "Об утверждении Примерной формы решения о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия, являющегося имуществом религиозного назначения либо имуществом, соответствующим критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", и Примерной формы договора безвозмездного пользования находящимся в государственной или муниципальной собственности объектом культурного наследия, являющимся имуществом религиозного назначения либо имуществом, соответствующим критериям, …
9. Федеральный закон РФ "ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" N 73-ФЗ от 25.06.2002г.
Важно еще само желание и стремление восстановить поруганную святыню, а не возвратить, чтобы просто возвратить.