Не могу сравнивать эту замечательную конференцию с тремя предыдущими — я очутилась здесь впервые и ни разу не пожалела, хотя от души скажу: мне было тяжело, как бывает не во всякой экспедиции. Организаторы поднимали нас в 7 утра, возили сквозь туманные осенние красоты к новым интересным людям, темными ночами мы осматривали старообрядческие моленные, а еще хотелось просто поговорить; и уж раз не выспались, не стоило и пытаться.
Нынешние чтения, прошедшие с 9 по 12 октября в Риге (Международной Балтийской академии) и Дагде, были приурочены к 30-летней годовщине смерти И.Н. Заволоко — выдающегося деятеля старообрядчества, просветителя, собирателя русских древностей, которого помнят и почитают и староверы, и исследователи. Иван Никифорович живет в рассказах тех, кому повезло знать его лично. Эти воспоминания всегда очень теплые и добрые — о мудрости, мужестве и глубине книжного знания, о прекрасной и трагической судьбе выдающегося человека.
После приветственных слов и презентации сборника материалов предыдущей конференции нынешние чтения открыл доклад Ирины Васильевны Поздеевой, профессора МГУ, посвященный Ивану Никифоровичу — «человеку, собирателю, ученому». Ирина Васильевна долгое время общалась с И.Н. Заволоко, описывала книги из его собрания. Под влиянием Ивана Никифоровича И.В. Поздеева с коллегами в археографических экспедициях к старообрядцам стала записывать, собирать и изучать духовные стихи. И благодаря этой своевременно начатой деятельности сложился комплекс рукописных текстов и аудиозаписей духовных стихов в МГУ, а результаты исследования опубликованы в многочисленных статьях и отдельном издании. Ирина Васильевна рассказала о последних днях Ивана Никифоровича, свидетелем которых она была.
Александр Григорьевич Бобров, сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинского дома), рассказал о текстологическом значении знаменитого списка Слова о погибели Русской земли, найденном Иваном Никифоровичем в 1933 году.
В этот день было прочитано еще десять докладов, и все они были интересными и запоминающимися, но, пожалуй, самым ярким стал доклад профессора РУДН Валерия Всеволодовича Керова с парадоксальным названием: «Старообрядчество в политической жизни России начала ХХ в.: монархисты или революционеры?» В.В. Керов, опираясь на анализ архивных источников, развенчал современные мифы о том, что старообрядцы субсидировали революцию и воевали на баррикадах. Валерий Всеволодович остановился на роли старообрядцев в Первой мировой и Гражданской войнах, в частности, красочно описал историю Козьмы Крючкова — старообрядца и первого Георгиевского кавалера. Говоря о первых годах коллективизации и отношении новой власти к старообрядцам, Валерий Всеволодович процитировал Н.К. Крупскую:
Борьба с кулачеством для нас есть одновременно борьба со старообрядчеством.
Для того, чтобы быть раскулаченным, старообрядцу не нужно было быть даже зажиточным.
Отдельно хочу отметить доклад «(Чело) вечность в мире старых икон и в житии Староверов нашего времени. О духовном и телесном взгляде на изображения и СМИ» румынского антрополога Габриэля Мардаре (Бакэу), в котором он привлекает широкий материал русского богословия и философии начала ХХ в.
Хочется хотя бы упомянуть остальных выступающих: два прекрасных исторических доклада прочитали латвийские исследователи К.К. Матвеев (Староверы и сепаратисты. Латгалия (1863-1864)) и В.А. Багиров (Царевна Софья и староверы (1682-1689)); московские искусствоведы М.М. Красилин и М.А. Чернов в своих докладах на богатом иллюстративном материале рассмотрели отображение в меднолитой пластике образа Троицы Ветхозаветной и образа Пророка Илии. П.Г. Варунин (Тарту) показал историю деревянной резной иконы, подробно описал этапы своей работы и поделился некоторыми авторскими приемами.
Три доклада были посвящены выдающимся личностям: Р.А. Майоров (Москва) свой доклад с подзаголовком «единоверец на службе Старой веры» посвятил одному из самых оригинальных богословов единоверия — о. Иоанну Верховскому. Е.Я. Ярошевская (Рига) в докладе «Дмитрий Дорофеевич Зиновьев, белокриницкий старообрядец — старший госсанинспектор Средневолжского водздрава» рассказала о поразительной судьбе своего деда, о его методах борьбы с тифом и малярией. Был также зачитан доклад Михала Ржоутила (Прага) о пражском кружке иконописи П.М. Софронова в 1932-1938 гг.
Вечером этого долгого дня, когда уже подступали сумерки, мы отправились в Латгалию. Никто не знал, сколько ехать на латвийский «Дальний Восток», где нам предстоит ночевать, знали одно — завтрак в 8 утра. В районе девяти вечера в кромешной темноте нас высадили у старообрядческой моленной в Ливнах. В одной ограде с храмом находится домик наставника; отец Феодор Бехчанов проводил нас в моленную, кратко рассказал об истории общины, о внутреннем убранстве храма. Часа через полтора другой наставник, о. Иван Федорович Ларионов, встречал нас в моленной в Москвино. Моленные, открывающие нам двери ночью, наставники, позволяющие приблизиться к иконам, чтобы все рассмотреть, мэр Дагды, в первом часу по полуночи лично встречавшая нас, — и это только первый день, начало пути.
Дагда оказалась маленьким городком, основная достопримечательность которого — Асунская римско-католическая церковь, мы увидели ее на утренней обзорной экскурсии. Частные дома за окном автобуса рассказывали нам об успешных, но чаще об уехавших и обедневших владельцах. В конце экскурсии мы заехали в старообрядческую моленную, которая держится стараниями и молитвами старосты Варвары Потаповны.
Доклады этого дня мы, надеюсь, прочтем в следующем сборнике конференции, здесь, к сожалению, невозможно пересказать выступления каждого участника. Только перечислю, начиная с удивительно упорного и добросовестного исследователя старообрядчества из Японии Цутому Цукада — его доклад назывался «Старообрядцы, которые эвакуировались от Синьцзяна до Тибета вместе с агентом ЦРУ». Польские исследовательницы продолжили изучение старообрядческой книжности: Е.А. Потехина прочитала доклад «”Чин исповеданию” как исторический документ», Иоанна Ожеховска — «Традиции и новаторство в обучении церковнославянскому языку».
Изучению языка были посвящены исследования О.Г. Ровновой (Москва) — языку старообрядцев Южной Америки, В.П. Щадневой и О.Н. Паликовой (Тарту) – миропредставлению и говору староверов Эстонии. Исторические исследования были отражены в докладах Н.А. Морозовой (Вильнюс) — федосеевским соборам первой половины ХVIII в. на территории Речи Посполитой и Д. Ермолина — старообрядцам Бердянска. Различные аспекты обрядовой и духовной жизни старообрядцев прозвучали в докладах М.В. Кувайцевой (Нарва) — о похоронной обрядовой культуре староверов Западного Причудья, Н.В. Литвиной (Москва) — о причастии в общинах старообрядцев Молдавии, Л.Г. Сахаровой (Киров) — о жизни старообрядцев Южной Вятки. В своем сообщении В.И. Осипов (Боровск) обратился к аудитории с просьбой пополнять Российские книгохранилища публикациями исследований, в том числе о старообрядчестве стран Балтии.
Заключительный доклад Е.Е. Королевой (Даугавпилс) был посвящен еще одной стороне творчества И.Н. Заволоко — его концепции редакторской деятельности в журнале «Родная старина».
В заключение конференции состоялся круглый стол, на котором организатор чтений Петр Петрович Алексеев предложил к обсуждению тему «Культурное наследие и традиции повседневной жизни староверия». Участники высказались и о музыкальных традициях, и о традиционной одежде, о традициях духовной жизни, о том, что уходит безвозвратно, а что превращается в своего рода «дресс код». Конференцию завершило выступление хора «Грезн».
На другой день мы выехали в Литву и побывали сначала в старообрядческой моленной в Зарасае, а затем в деревне Дегучи, где провели практически весь день: сначала на молебне у кладбищенской часовни, после — приняли участие в крестном ходе и освящении памятного креста на предполагаемом месте бывшей моленной.
На братскую трапезу собрались все участники крестного хода. Перед отъездом в сопровождении о. Павла Корнишова, Ивана Агеевича Савиченкова и Екатерины Абрамовой мы прошли еще раз по вечерним улицам деревни мимо поразительно ухоженных дворов, не огороженных никакими заборами, к поклонному кресту.
В Даугавпилс мы приехали затемно, ночные походы в моленные стали уже почти привычными.
Остается сказать о поездке в Резекне на следующий день. Мы побывали на могиле Ивана Никифоровича, староверы-участники чтений помогли отслужить литию. День был пасмурный и грустный. Предстояла дорога в Ригу, последняя Богоявленская община в нашей программе. Так не хотелось уезжать. Организаторам — Петру Алексееву и Анне Шапаваловой — большое-пребольшое Спаси Господи!
Комментариев пока нет