22-26 апреля (5-9 мая н.ст.) 2014 года в г. Москве в стенах патриаршего кафедрального собора состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора приняли участие священнослужители, монашествующие и миряне Русской Древлеправославной Церкви.
Повестка Собора
- Об итогах Архиерейского Собора 2013 г.;
- О границах Епархий и благочиний Русской Древлеправославной Церкви;
- О взаимоотношениях с древлеправославными христианами, именуемыми часовенными;
- Богословский диалог с РПСЦ;
- Богословский диалог со старостильной ИПЦ;
- Рассмотрение покаянного письма, присланного на Собор от лица членов МРО «Успенская Церковь Древлеправославных христиан г.Курска» отпавших в 1999 году от церковного единства;
- О возвращении церковного имущества, находящегося в настоящее время во владении третьих лиц;
- О создании информационного агентства Русской Древлеправославной Церкви;
- О приходском делопроизводстве;
- Рассмотрение различных церковно-канонических вопросов и вопросов богослужебной практики.
- Собор открыл приветственным словом Святейший Патриарх Александр.
- В своем обращении к участникам Собора, Владыка коснулся и волнующей всех наших христиан и сограждан тяжелой политической и экономической ситуации на Украине. В частности Владыка подчеркнул, что хоть Церковь и далека от политики, не участвует в ней ни прямо, ни косвенно, тем не менее, мы, христиане, не можем стоять в стороне от разыгравшейся на территории нашей братской страны трагедии. Мы не приемлем и осуждаем любое насилие и кровопролитие вне зависимости от того, чем оно оправдывается и кем совершается.
На территории братской Украины в братоубийственной бойне гибнут, пропадают и телесно, и духовно сотни людей. И хоть неспроста Бог попускает те или иные события, и каждому дает жизненный крест соразмерный с его физическими и духовными возможностями, тем не менее, христианское милосердие обязывает всех нас молиться об умиротворении украинского народа, о примирении враждующих, оказывая как минимум духовную поддержку страждущим. Не забывая и о материальных нуждах, прежде всего наших древлеправославных христиан, проживающих на территории Украины.
Постановления Освященного Собора
1. Участники настоящего Освященного Собора обсудили итоги минувшего Архиерейского Собора 2013 года. Все принятые Архиерейским Собором постановления получили полное одобрение Освященного Собора.
2. В связи с чрезвычайными обстоятельствами, связанными с произошедшим изменением территориального устройства России и Украины, Собор постановил:
- Вернуть Северо-Кавказской Епархии ее историческое название — Епархия Азово-Черноморская;
- Все древлеправославные приходы и религиозные группы, находящиеся на территории Автономной Республики Крым, вывести из состава Украинской Епархии и включить в состав Азово-Черноморской Епархии;
- Учредить на территории Азово-Черноморской Епархии Таврическое благочиние со входящими в его состав приходами и религиозными группами древлеправославных христиан, находящимися на территории Автономной Республики Крым. Благочинным назначить протоиерея Игоря Солдатова.
Также Собор постановил учредить на территории Московской Епархии Курское благочинье. В состав благочинья включить все приходы и религиозные группы древлеправославных христиан, находящиеся на территории Курской области. Благочинным назначить иерея Владимира Алехина;
В настоящее время в состав Епархий Русской Древлеправославной Церкви входят следующие благочиния:
- Московская Епархия — Румынское благочинье, благочинный — протоиерей Трофим Кирилэ;
- Московская Епархия — Верхнедонское благочинье, благочинный — священноинок Антоний Ященко;
- Московская Епархия — Северо-западное благочиние, благочинный — протоиерей Олег Морозов;
- Московская Епархия — Курское благочиние, благочинный — иерей Владимир Алехин;
- Украинская Епархия — Слобожанское благочинье, благочинный — иерей Павел Колокольников;
- Украинская Епархия — Приднепровское благочинье, благочинный — иерей Евгения Раку;
- Белорусская епархия — Ветковское благочинье, благочинный — протоиерей Александр Разуванов;
- Азово-Черноморская Епархия — Кубанское благочинье, благочинный — Илларион Харнаныкин;
- Азово-Черноморская Епархия — Таврическое благочиние, благочинный — протоиерей Игорь Солдатов;
- Верхневолжская Епархия — Керженское благочинье, благочинный не назначен;
- Верхневолжская Епархия — Уреньское благочинье, благочинный — священноинок Дионисий Большаков;
- Нижневолжская Епархия — Иргизское благочинье, благочинный — протоиерей Александр Семиклетов;
- Нижневолжская Епархия — Волгодонское благочинье, благочинный — протоиерей Александр Филиппских;
- Сибирская Епархия — Забайкальское благочинье, благочинный — протоиерей Сергий Палий;
- Сибирская Епархия — Западносибирское благочинье, благочинный — протоиерей Андрей Марченко;
- Уральская Епархия — Североуральское благочинье, благочинный — протоиерей Никанор Кречетов;
- Уральская Епархия — Среднеуральское благочинье, благочинный — протоиерей Сергий Громов;
- Уральская Епархия — Южноуральское благочинье, благочинный — иерей Геннадий Горьков;
- Уральская епархия — Среднеазиатское благочиние, благочинный — протоиерей Михаил Макеев.
3. Участники Собора заслушали доклады иерея Виктора Кречетова и протоиерея Андрея Марченко о намеченном богословском собеседовании с наставниками ряда крупных общин христиан часовенного согласия.
Участники Собора с большим воодушевлением отнеслись к этой доброй вести, свидетельствующей о том, что многолетние миротворческие труды Церкви на данной духовной ниве наконец-то стали приносить плоды и призывы к равноправному диалогу наконец-то услышаны нашими братьями — древлеправославными христианами, именуемыми часовенными.
В связи с этим Собор призывает всех древлеправославных христиан принести Богу усиленные молитвы, чтобы предстоящее собеседование приблизило обе стороны к долгожданному миру и воссоединению.
4. Далее Собор заслушал отчет переговорной группы Русской Древлеправославной Церкви о встрече с членами специальной переговорной комиссии РПСЦ, состоявшейся 5 мая в Рогожском поселке. В частности участники встречи проинформировали Собор о том, что представители РПСЦ передали нашей стороне ответы на вторую группу заданных нами вопросов, а также о поступившем со стороны РПСЦ предложении относительно сотрудничества в издательской деятельности. По итогам встречи стороны договорились выпустить совместное информационное сообщение с последующей его публикацией на официальных сайтах каждой из Церквей.
Затем перед Собором были зачитаны и сами ответы архиереев РПСЦ на вторую группу наших вопросов.
Участники Собора с удовлетворением отметили благожелательный тон документа и выразили согласие с предложением священноначалия РПСЦ перейти к обсуждению вопросов, непосредственно связанных с присоединением к старообрядчеству бывшего Босно-Сараевского митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи).
Собор поручил переговорной группе подготовить комментарии к ответам РПСЦ на вторую группу наших вопросов, а также изложил и утвердил третью группу вопросов с нашей стороны:
- Каков круг документальных источников, освещающих историю учреждения Белокриницкой иерархии, сама РПСЦ считает аутентичным и почему? Просьба привести список с указанием выходных данных опубликованных источников или ссылками на неопубликованные архивные материалы.
- Каким, по вашему мнению, был обычай крещения в новообрядческой Греческой церкви в период, непосредственно относящийся ко времени рождения митрополита Амвросия, то есть в конце XVIII – начале XIX века? Практиковалось ли в то время в Греческой церкви исключительно погружательное крещение или наравне с ним повсеместно имело распространение и обливательное крещение? На каких исторических свидетельствах, документах или иных источниках ваше мнение основано?
- В Вашем ответе на 3-й вопрос 2-й группы наших вопросов Вам, фигурирует ссылка на Собор наших общих предков, бывший в Москве в 1832 г.: «В гонение Николая I началась кампания по ликвидации Иргизских монастырей как старообрядческих, путём насильственного обращения их в единоверие… Именно эти события, вкупе с общим ужесточением синодально-правительственных репрессий, вынудили приемлющих священство старообрядцев России собраться на Московский Рогожский Собор 1832 г., где, как известно, было принято вынужденное же решение об организации духовного центра вне пределов Российской Империи. Постановление Собора было исполнено в 1846 г., когда милостию Божией и трудами благословленных Собором преподобных иноков Павла и Алимпия, в с. Белая Криница, в тогдашней Австрии, был присоединён к Церкви Христовой блаженныя памяти святитель Амвросий».
- К сожалению, данное Ваше утверждение и ссылка на названный Собор не подтверждена цитатой из деяний самого Собора. В связи с этим у нас возник вопрос к Вам, располагаете ли вы деяниями данного Собора, протоколами, достоверными свидетельствами очевидцев, подтверждающими, что данный Собор действительно был, что на нем действительно было настолько широкое представительство, что исходя из этого оный Собор должно считать голосом всей Древлеправославной Церкви, а самое главное, действительно ли Собор сделал именно такие постановления, на которые Вы ссылаетесь без цитирования и именно с таким смыслом, который Вы в них вкладываете? В частности, на чем основано Ваше утверждение, что Собор 1832 года благословил иноков Павла и Алимпия на труды по приисканию епископа заграницей, если в жизнеописании инока Павла на официальном сайте РПСЦ нет упоминания об участии его в Соборе 1832 года, но сказано, что он был привлечен к поискам епископа не Собором 1832 года, а, по личной инициативе, купцом С.Г. Громовым, причем не ранее 1 марта 1836 года — дня принятия иноком Павлом монашества?
- В Вашем ответе на наш 1-й вопрос 2-й группы вопросов, посвященный чиноприему от беспоповцев, Вы называете имеющуюся у нас практику чиноприема неканоничной, однако делаете данное утверждение без всякого доказательства. В этой связи просим Вас аргументировать Вашу позицию, указать, какие именно каноны мы нарушаем в данном случае и в чем конкретно. Просим Вас в дальнейшем стараться избегать голословных заявлений. Здесь же заметим, что довершение таинства крещения у нас не заменяется миропомазанием, а именно довершается миропомазанием, то есть над приходящим совершается не лишь помазание Миром по его желанию, но возносятся все молитвы и совершаются все действия, положенные в Чине крещения после погружения в воду. Собственно, об этом мы вполне уже уведомили Вашу сторону в своих ответах на 1-ю группу Ваших вопросов.
В рамках обсуждения данного вопроса Повестки дня участники Собора также заслушали документ, присланный на Собор архиереями братской Грузинской Древлеправославной Церкви, в котором достопочтенные Владыки излагают свою позицию относительно допустимости обливательного крещения в исключительных случаях. Собор выразил согласие с ключевой мыслью Грузинских собратьев, содержащейся в их комментарии на ответ архиереев РПСЦ на 1-й вопрос нашей 1-й группы вопросов им: «Мы не имеем ни одного объяснения или указания отцев, как действовать в экстремальных ситуациях, а раз святые отцы не вводили и не давали инструкций, как крестить в таких случаях, и мы воздерживаемся от этого, лишних толковании не даем и толкования других не принимаем… Когда возникают стеснительные обстоятельства, каждый священник должен действовать по зову своей совести».
Предоставленный Грузинской Церковью документ решено передать для ознакомления и в Митрополию РПСЦ.
5. Согласно определению минувшего Архиерейского Собора, для скорейшей интеграции в переговорный процесс старостильных христиан ИПЦ Румынии, за прошедший период времени был сделан перевод на румынский язык ряда официальных церковных документов, отражающих позицию Древлеправославной Церкви по различным богословским и каноническим вопросам.
30 апреля–1 мая в Республике Румыния в храме в честь явления иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Живоносный Источник», в Мовилице — резиденции Вранчского митрополита ИПЦ Румынии Геронтия (Унгуреану), состоялась встреча соборно уполномоченной делегации Русской Древлеправославной Церкви с Митрополитами старостильного матфеевского Синода: Председателем Синода Предстоятелем ИПЦ Греции Митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Кириком (Контогианнисом), Предстоятелем ИПЦ Кипра Митрополитом Китийским Парфением (Команеску), Предстоятелем ИПЦ России Митрополитом Киевским Серафимом (Бонь), Предстоятелем ИПЦ Румынии Митрополитом Вранчским Геронтием (Унгуреану) и другими священнослужителями и клириками старостильного Синода ИПЦ. В состав делегации Русской Древлеправославной Церкви входили священнослужители Румынского благочиния Московской Епархии: протоиерей Трофим Кирилэ, протоиерей Феодор Казамон, протоиерей Симеон Ерофей, иерей Доримент Антонов.
Во время данной встречи архиереи старостильного Синода рассмотрели предоставленные им переводы наших вероучительных документов и вынесли относительно них предварительное суждение, признав изложенное в этих документах вероучение Древлеправославной Церкви во всем православным и тождественным вероучению старостильной ИПЦ.
Также участники встречи высказали пожелание провести очное богословское собеседование архиереев Русской Древлеправославной Церкви и архиереев старостильной Истинно-Православной Церкви в самое ближайшее время.
В дни настоящего Собора в ходе телефонных переговоров обе стороны сошлись во мнении, что наиболее удобным местом предполагаемой встречи является резиденция Предстоятеля ИПЦ Кипра митрополита Парфения (Команеску).
6. К Освященному Собору Русской Древлеправославной Церкви с покаянным письмом от лица значительной группы своих единомышленников обратился Тимофей Тарасович Харнаныкин, разорвавший некогда общение с нашей Церковью и в 2000 году незаконно рукоположенный в священники Епископом Тульчинским Евмением (Титом).
В своем письме Т.Т. Харнаныкин выказывает сожаление о своем уклонении в раскол, осуждает недостойное поведение своих бывших единомышленников Г.П. Ефимова и инока Аполлинария (Дубинина) и выражает желание вернуться в лоно Древлеправославной Церкви вместе с поддерживающими его шестьюдесятью единомышленниками.
Со своей стороны Собор, бесспорно, приветствует и одобряет намерение наших, отпавших от церковного единства, братьев и сестер вновь восстановить общение с Церковью, однако для того, чтобы данное присоединение было богоугодным и полезным для всех, возвращающееся из раздора общество должно предварительно выполнить следующие условия:
- Т.Т. Харнаныкин должен письменно согласиться с тем, что совершенная над ним Епископом Евмением хиротония не имеет силы в виду нарушения Епископом Евмением решения Освященного Собора от 16-19 августа 2000 года, запретившего ему совершать рукоположения без благословения Архиепископа. При этом если за Т.Т. Харнаныкина будет ходатайствовать присоединяющееся с ним вместе общество, то для этого общества он вполне может быть рукоположен в священный сан после традиционного для кандидатов на священство предварительного духовного испытания.
- Руководство присоединяющегося религиозного общества обязано привести регистрационные документы МРО «Успенская Церковь Древлеправославных христиан г. Курска» в соответствие с типовым пакетом документов приходов Русской Древлеправославной Церкви, зарегистрировав эти изменения в Управлении Минюста по Курской области.
- Перевести в собственность Русской Древлеправославной Церкви имеющуюся в распоряжении возвращающегося из раздора общества церковную недвижимость, прежде всего, Успенский храм, и иное церковное имущество, если таковое имеется.
- Если в лоно Церкви возвращается группа лиц, то все они должны составить и подписать групповое покаянное письмо, в котором должны отразить и осудить свой проступок против церковного единства, подтвердить православие Русской Древлеправославной Церкви и ее священноначалия, осудить всю клеветническую и раздорническую деятельность своих бывших единомышленников и их раскольничий собор 2001 года. Данное покаянное письмо присоединяющиеся должны самостоятельно разослать во все раздорнические общества, с которыми они до этого находились в религиозном единстве. Если присоединяющийся один, то он должен написать такое письмо лишь от своего имени.
- Все предводительствовавшие в раздоре лица могут быть приняты в Церковь исключительно по прохождению ими испытательного срока, во время которого они могут присутствовать на богослужении в древлеправославном храме, но не свершать никаких внешних молитвенных действий до того момента, пока церковным священноначалием о них не будет принято иное решение.
Да подаст Господь Бог рассудительности, мужества и достойных плодов покаяния всем Курским братьям и сестрам, ищущим с нами церковного единства!
7. Перед Собором выступил руководитель Юридического отдела Русской Древлеправославной Церкви Виктор Анатольевич Кузнецов. Он зачитал доклад о текущем положении дел с возвращением церковного имущества, находящегося в настоящее время во владении третьих лиц. В.А. Кузнецов обратил внимание на серьезные затруднения в этом вопросе, и на произвол ответственных лиц — государственных чиновников различного ранга, которые искусственно создают препятствия восстановлению наших имущественных прав.
В связи с этим Собор постановил сделать публичное обращение от лица всех древлеправославных христиан к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву с призывом прекратить чиновничий произвол и принять меры для возврата всего нашего имущества без условий, а в случае невозможности — предоставить справедливую, соразмерную компенсацию.
В рамках обсуждения данного вопроса Повестки дня, участники Собора заслушали доклад переговорной группы о ситуации с передачей РПСЦ нашей Саратовской общине церковного здания, согласно договору Предстоятелей: Архиепископа Геннадия (Антонова) и Митрополита Алимпия (Гусева).
В частности, выяснилось, что в настоящее время Саратовская община РПСЦ через арбитражный суд добивается восстановления права собственности на данное церковное здание и очередное заседание по делу назначено на 30 мая текущего года.
После восстановления права собственности Саратовская община РПСЦ намерена немедленно передать церковное здание в собственность Саратовской общине Русской Древлеправославной Церкви, и, таким образом, снять с повестки дня последнее имущественное разногласие между Церквями.
8. Исходя из требований сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере церковно-общественной жизни, Собор постановил создать Информационное агентство Русской Древлеправославной Церкви и провести государственную регистрацию агентства как средства массовой информации в Федеральной Службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Реализацию данной задачи поручить Юридическому отделу Церкви.
9. В настоящее время Министерство юстиции Российской Федерации проводит плановую проверку Русской Древлеправославной Церкви как юридического лица на соответствие уставной деятельности и законодательству РФ. В связи с этим Собор напоминает Приходским Советам, что вся приходская документация должна находиться в полном порядке, приходы должны своевременно (до 15 апреля) отчитываться в своей деятельности перед соответствующими органами государственной власти за минувший отчетный период и копию этих отчетов представлять в канцелярию Церкви, стараться в точности исполнять и другие требования государственного законодательства относительно религиозных организаций.
Также всем приходам, которые еще этого не делали, предписывается незамедлительно в обязательном порядке предоставить в церковную канцелярию копии всех регистрационных документов.
10. Далее Собор рассмотрел ряд церковно-канонических вопросов, предложенных к соборному обсуждению чадами Русской Древлеправославной Церкви.
О наименовании нашей Церкви и веры греческой и кафолической
В 2012 году Освященный Собор сделал разъяснение относительно использования древлеправославными христианами в отношении Древлеправославной веры и Церкви термина «старообрядчество». В связи с этим некоторые наши христиане обратились с вопросом о возможности использования в отношении нашей Церкви и веры понятий «греческая вера» и «кафолическая Церковь».
Данный вопрос был вполне освещен в изданном еще в XVII веке Большом катехизисе, так в нем сказано: «Вопрос. Чесо ради вера именуется кафолическая, сиречь соборная? Ответ. Понеже вси божественнии ученицы и апостоли во всю вселенную, единогласно веру Христову проповедаша, и научиша. Яко же Матфей во своем Евангелии, Господень глагол вещает нам, глаголя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Учаще их блюсти, вся елика заповедах вам. И вси святии богоноснии отцы, соборне сходящеся, веру апостольскую яже во Христа Бога утвердиша. И тако веруем яко же святая Церковь прияла есть. Сия вера апостольская. сия вера отеческая. Сия вера православных. Сия вера вселенную утверди. И сего ради нарицается вера кафолическая» (листы 13 об. и 14).
Древлеправославная Церковь, в соответствии с Символом Православной Веры, является Церковью соборной, то есть кафолической, соответственно нет не только ничего зазорного в том, чтобы как нашу Церковь, так и нашу веру называть кафолической, но мы и обязаны именно так говорить о себе и именно так исповедовать.
Подобным образом следует мыслить и о термине «греческая», поскольку источником веры для Руси явилась именно Греческая Церковь, нередко данный термин употреблялся и по отношению к вере. Впрочем, вера называется греческой не в том смысле, что греки ее изобрели или что лишь греки ее исповедуют, но в том смысле, что именно греческие христиане первые после иудеев приняли Православие, как об этом сказано все в том же Большом катехизисе: «Вопрос. Коя убо страна, и кий язык православную христианскую веру, по вознесении Господа нашего Исуса Христа еже на небеса, прежде прият? Ответ. Первоначальный есть греческий язык, понеже той прежде крещение прият, по апостолех и по прочех евреох, прежде грецы вероваша во Христа» (лист 25 об.).
Таким образом, с исторической точки зрения наша Русская Церковь приходится как бы дочерью Церкви Греческой и в связи с этим называть нашу веру греческой в указанном историческом смысле вполне допустимо.
О чтении литературы богословского, духовного содержания, написанной еретиками.
С самых первых дней Церкви явились в ней лжебратья, по гордости и невежеству или даже по злому умыслу искажавшие истинное учение Церкви и отравлявшие сердца верных еретическим ядом. Именно поэтому в лице своих истинных пастырей Церковь всегда заботилась о духовном здоровье церковных чад, пристально наблюдая, из какого источника они пьют духовное питие и ограждая их от источников, замутненных хитросплетенными лукавыми измышлениями еретиков.
60-е правило св. Апостол в Кормчей книге гласит: «Ложных книг не почитати». В связи с этим Церковь первым делом составила перечень книг Священного Писания, отделяя пшеницу истинного знания от плевел лжи. Как пишет прп. Иоанн Зонара в толковании на 39-е праздничное послание св. Афанасия Александрийского, это было сделано для того, «чтобы некоторые по заблуждению не читали и так называемых апокрифических книг, и не получили отсюда вреда, будучи «простодушными», то есть малообразованными и удобообльщаемыми».
7-й Вселенский Собор в своем 9-м правиле сделал очень строгое постановление о тех христианах, которые хранят и читают еретическую литературу: «Все детские басни, и неистовые глумления, и лживые писания, сочиняемые против честных икон, должно отдавать в епископию Константинопольскую, дабы положены были с прочими еретическими книгами. Если же обрящется кто таковые сокрывающий: то епископ, или пресвитер, или диакон, да будет извержен из своего чина, а мирянин, или монах, да будет отлучен от общения церковнаго». Здесь же указано, как следует поступать с такой литературой — сдавать ее в Патриархию на хранение, чтобы благословленные священноначалием люди могли, изучив содержащиеся в этих книгах ереси, составить на них опровержение и так защитить Истину Христову от поругания.
В книге Лимонарь (Луг духовный) преподобного Иоанна Мосха рассказывается следующая поучительная история: «Приидохом ко авве Кириаку пресвитеру лавры Каламона, яже при святем Иордане, и поведа нам глаголя: во един от дний видех во сне световидну и благоговейну образом жену, одеяну в багряницу, и с нею два мужа священнолепна, стояще вне келии моея. Разумех же аз яко Владычицы наша есть святая Богородица Мария, и с нею два мужа, Иоанн Богослов и Евангелист, и Петр Апостол. Изыдох же из келиа моея, и молих их внити внутрь, и сотворити молитву в келии моей. Не хотяше же им внити. Пребых аз мног час моляся ей и глаголя: да не отвратится от тебе Владычице раб твой уничижен и посрамлен. И ина многа прошения изрек. И яко виде мя прилежно молящася и вопиюща, ужасным гласом отвеща ми глаголющи, имаши в келии своей врага моего то како молвиши мя внити в ню? И сия рекши невидима бысть. Аз же возбнув начах скорбети со слезами помышляя, еда в мысли нечто согреших к ней – не бе бо ин кто в келии моей, токмо аз един. Много же истязав себе, ничто же обретох согрешивша к ней яко видех себе многою печалию истаем. Взях книгу почести блаженнаго Исихиа пресвитера Иеросалимскаго, яко да малу ослабу печали в мысли моей прииму. Прочтох же книгу, обретох на конец книги два слова Нестория зловернаго, и разумех, яко сие есть враг Владычицы нашей Богородици и присно Девы Марии. Взем же книгу несох и дах у него же взях брату, и рех ему: возми книгу свою брате, не преобретох бо какову ползу от нея, такову тщету. Вопросив же мя вины таковыя тщеты. И сказах ему вся случившаяся мне. Он же божественныя ревности исполнився, зреза от книги два слова безбожнаго Несториа, и огнем сожже, глаголя: да не пребудет в келии моей враг Владычици нашея Богородици и присно Девы Марии» (Прп. Иоанн Мосх. Лимонарь. Киев. 1628 г., Глава 46. ЛЛ. 31 об. — 32 об.).
Освященный Собор Церкви призывает всех церковных чад избегать духовного блуда и не благословляет читать религиозную литературу, написанную неправославными авторами, пользоваться аудио и видеозаписями, содержащими богословские поучения иноверных проповедников, повествования о совершающихся у них мнимых чудесах, как сказано: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» (Евр.13:9). И да не пребудут в наших домах враги Господа Бога, Владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии и всех святых!
В то же время Собор призывает и благословляет всех древлеправославных христиан прилежно изучать Священное Писание и бесценное литературное наследие святых отцов, как сказано: «Написанное святыми отцами и исповедниками и читать, и принимать мы должны, как приводящее нас к истинной и православной вере» (Блажен. Феодор Вальсамон на 85 пр. св. Апостолов). Во всех же сомнительных случаях следует советоваться со своим духовным отцом.
Об одежде христиан, приличествующей для посещения храма
В теплое время года, особенно в жаркую погоду некоторые христиане приходят на богослужение в одежде, сшитой из столь тонкого материала, что она является практически прозрачной, иногда и с коротким рукавом, иногда облегающей или с открытыми частями тела. Все это совершенно неприлично и недопустимо. Одежда во время посещения храмового богослужения должна быть благопристойной и не давать повода ни к осуждению из-за своей пестроты или роскошности, ни к плотскому соблазну из-за своей нескромной открытости. Одежда молящегося в храме не должен выделяться каким-либо особым образом, чтобы не раздражать и не отвлекать от молитвы рядом молящихся христиан. Так же она должна быть достаточно свободной, чтобы своим покроем не стеснять и не затруднять движений, препятствуя совершению положенных уставом поклонов.
Ошибочно защищать безразличное отношение к внешнему виду христианина ссылкой на дарованную Богом каждому человеку личную свободу. Человек добровольно выбирает, верить ему или не верить в Бога, посещать или не посещать храм, и, если он все-таки решает влиться в церковное общество, то самим этим своим шагом он свидетельствует, что готов подчинить свою личную волю и свободу требованиям церковного закона. Таким образом, христианин не должен пытаться оспаривать мнение Церкви, как в вопросе благопристойной одежды, так и в любом ином вопросе. И не должен навязывать христианскому обществу свое дерзостное своеволие, ложно оправдывая это данной Богом свободой.
Своевольное поведение было осуждено еще древней Церковью. Оправдывающие своеволие отпали от церковного единства и образовали секту, лампетиан. Этих еретиков, по свидетельству св. Иоанна Дамаскина, дерзостное своеволие доводило даже до самых тяжких преступлений, ибо они позволяли всякому «избирать тот образ жизни, какой он желает, и одеваться в такую одежду, в какую хочет, ибо, говорят они, христианин ничего не должен делать по принуждению, так как написано: волею пожру тебе (Пс. 53:8). И еще: волею моею исповемся ему (Пс. 27:7). Они позволяют, как сообщают некоторые, давать место и естественным страстям и не противостоять им, так как природа того требует» (Преп. Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце. 98.)
Здесь же уместно привести и мнение св. Иоанна Златоуста, который, комментируя слова св. Ап. Павла о приличном для молитвы одеянии (1 Тим. 2:9), пишет так: «Что он называет "в приличном одеянии"? То есть — платье, которое со всех сторон прикрывало бы их благопристойно, было бы прилично, но не изысканно; первое прилично, а последнее неблагопристойно. Что же скажешь ты на это? Ты приходишь молиться Богу, и между тем окружаешь себя золотыми украшениями и головными уборами? Разве ты пришла плясать? Или принять участие в брачном пире? Разве ты явилась на торжественное шествие? Там уместны золотые украшения, там головные уборы, там дорогие платья. А здесь ничего этого не нужно. Ты пришла просить, молиться о грехах своих, молитву приносить о своих преступлениях, умолять Господа, чтобы склонить Его к милосердию. Зачем же украшаешь себя? Этот наряд неприличен для той, которая молится. Как можешь ты воздыхать? Как можешь плакать? Как можешь усильно молиться, будучи одета в такой наряд? Если и будешь плакать, то слезы твои покажутся достойными смеха для того, кто будет видеть их, потому что плачущей не следует носить золота. Это лицемерие и притворство. И в самом деле, как же не лицемерие, когда та же самая душа, от которой родилось и это великолепие и тщеславие, та же самая (душа) и слезы проливает? Удали от себя все это притворство. Над Богом нельзя смеяться» (Беседа 8-я).
Итак, не будем смеяться над Богом, но да приносим Ему моление в подобающей для этого одежде.
О церковном летоисчислении от Рождества Христова и о гражданском календаре
В некоторых книгах, выпускаемых нашим Издательством, была допущена ошибка — летоисчисление в них было указано по гражданскому календарю, но со ссылкой на счет лет от Рождества Христова. Например: «2014 год от Рождества Христова». Это обстоятельство вызвало недоумение у некоторых наших христиан, которое Собор считает своим долгом разрешить.
Итак, по церковному летоисчислению от сотворения мира сейчас идет 7522-й год, наступивший по гражданскому календарю 14 сентября 2013 года. Поскольку согласно церковному преданию Господь наш Исус Христос родился в 5500 году от сотворения мира, то по церковному летоисчислению текущий год от Рождества Христова 2022-й.
Несоответствие в датах между гражданским и церковным календарями на Руси произошло в силу календарной реформы Петра I, который в декабре 7208 года от сотворения мира подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Таким образом, на государственном уровне в России был утвержден западный обычай летоисчисления. Естественно, что светская календарная реформа не может сама по себе обязывать Церковь изменить свой обычай летоисчисления.
Все допущенные в некоторых наших церковных документах или изданиях неправильные указания даты, смешивающие гражданское и церковное летоисчисление, являются непредумышленными ошибками. Собор обращает внимание сотрудников Издательского отдела на то, чтобы они с большим вниманием относились к данному вопросу и при указании даты выпуска книги по гражданскому календарю не соединяли с этой датой упоминание Рождества Христова.
Как поступать с издаваемыми Церковью настенными календарями по истечении года, в виду того что на них присутствуют изображения икон
С фотографиями икон, которые помещаются, как в настенных календарях, так и в иной печатной продукции, которая пришла в негодность или в которой более нет необходимости, должно поступать следующим образом. При храмах должен быть специально устроенный небольшой очаг или металлическая печь, в которой и должна такая печатная продукция сожигаться. Делаться это должно не для ее похуления, а, напротив, для ограждения ее от такового. Пепел же должен предаваться земле в непопираемом месте или влагаться в реку.
О недопустимости участия в молитвенных собраниях иноверных
В силу жесточайших и многовековых гонений на древлеправославных христиан Церковь лишилась практически всех своих храмов и огромного числа священнослужителей. Несмотря на то, что уже довольно таки продолжительное время мы не ощущаем на себе прямых гонений, тем не менее, Церкви пока не удалось оправиться от столь сильного и продолжительного потрясения. В подавляющем большинстве населенных пунктов нашей страны нет древлеправославных храмов, что не дает возможности проживающим в этих населенных пунктах древлеправославным христианам утолять свой духовный голод. По этой причине некоторые из них из-за неправильного понимания вопроса или недостатка необходимых духовных знаний и опыта, иногда посещают богослужения, которые совершаются в храмах других конфессий и, прежде всего, храмах новообрядческой церкви.
Этот поступок, как правило, оправдывается тем, что, якобы, человек, идущий, например, в новообрядческий храм для молитвы, делает это не для общения с находящимися там прихожанами или служителями, но исключительно для молитвенного общения с Богом. Здесь и кроется главная ошибка в рассуждении. Бог находится везде и для того, чтобы обратиться к нему в молитве и быть при том услышанным нет необходимости посещать какое-то конкретное место, как сказано: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены» (1Тим.2:8,9). То есть молиться можно и нужно везде. Храм же мы должны посещать для совместной молитвы Богу с единоверными нам братьями и сестрами. И если храм построен иноверными, то мы не можем быть едиными в молитве с ними, ибо исповедуем разную с ними веру, что делает недостижимой главную цель общественной молитвы — духовное единение молящихся друг с другом и с Богом.
Коль скоро мы верим, что верные собираются во славу Божию, а неверные на осуждение, ибо нет с их собраниями Божественного благословения, как сказано: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф.23:38), то зачем же нам преклоняться под одно ярмо с неверными и подвергать себя опасности быть осужденными и отвергнутыми вместе с ними? Ведь за такой свой проступок мы попадем и под церковное запрещение, утвердимся в неправильных мыслях о своих правах и обязанностях по отношению к Богу и Церкви, а также дадим повод к соблазну другим христианам, подталкивая своим неправильным поведением их или к осуждению нашего поступка или к подражанию, что одинаково недопустимо.
Здесь же следует привести и некоторые относящиеся к вопросу церковные правила.
Апостольские постановления. Книга 8:34.: «Если по причине неверных невозможно идти в церковь, то ты, епископ, сделай собрание в доме, чтобы благочестивый не вошел в церковь нечестивых, ибо не место освящает человека, но человек место. Если же место удерживают нечестивые, то ты должен бегать его, потому что оно осквернено ими; ибо как верные священники освящают, так нечестивые оскверняют. Если невозможно собраться ни в доме, ни в церкви, то пусть поет псалмы, читает, молится каждый у себя один, или же вдвоем или втроем: "ибо где, говорит Господь, двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них"».
71-е правило св. Апостол: «Если который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздник, или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного». Толкование Валсамона: «В другом месте сказано, что нет никакого общения верному с неверным (2 Кор. 6, 14. 15). Посему и настоящее правило говорит, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с каким бы то ни было неверным, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении; потому что таковый почитается единомысленным с неверными. По настоящему правилу таковый наказывается снисходительнее, а по другим подвергается более строгим наказаниям».
Прп. Феодор Студит. Послание 87(275). К Мефодию монаху: «Вопрос 3. О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? Ответ. Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных целей; ибо написано: се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23:38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел, хранитель тех мест, по словам Великого Василия; и такой храм стал обыкновенным домом. И не войду, — говорит псалмопевец, — в собрание лукавых (Пс.25:5). И апостол говорит: какая совместность храма Божия с идолами (2Кор.6:16)?… Вопрос 5. О мощах святых: можно ли входить в их усыпальницы, и молиться, и поклоняться им, если они заняты нечистыми священниками? Ответ. Правило не позволяет, по вышеизложенным причинам, входить в такие усыпальницы; ибо написано: для чего моей свободе быть судимой чужою совестью (1Кор.10:29)? — разве по необходимости, только для поклонения останкам святого, можно войти».
Весьма назидательное поучение по данному вопросу находится в Прологе (5 декабря) «О ходящих к церквам, к латинским и к жидовским и прочих вер»: «Поведаша се поп Георгии, яко некии старец мних бе в монастыри святаго Феодосия, неразсуден же сыи о вере. И чясто исходя из келии, и идеже кого обрящет поюща в церкви, ли египтяны, или армены, или иноверныя еретики, входя в церковь, и стояше до конца пения. Единою же явися ангел Божии глаголя, како хощеши да тя погребут, египетьски ли, или арменьски, или еретически, или иеросалимски. Старец же отвеща ему глголя, не вем. Тогда рече ему ангел, размысли о себе, прииду бо к тебе по трех неделях, и повеси ми. Иде же старец ко иному мниху разсудну, и поведа ему глаголы ангеловы. И яко же слыша мних, позрев нань много, и глагола ему, еда ходиши к церьквам иноверных. Он же рече, ей, идеже обрящу пение, тамо хожу и слушаю, ли армен ли египтян, или еретик. Тогда глагола ему мних: о люте брате, аще и добру веру имаши, но чюждь ся сотворил святыя и апостольския Церкве, яко ходиши к церквам идеже не именуются четыре соборы святых отец… Да егда же приидет к тебе ангел, и да речеши ему, яко еросалимлянин хощу быти. По трех же неделях прииде к нему ангел Господень,и рече старцу, что размыслил еси о себе. Он же глагола, яко иеросамлянин хощу быти. И глагола ему ангел, добре свободил еси душу свою о муки. И абие предаде старец душу; Се же все бысть нам на образ учения, да не слушаем пения латыньскаго ни арменьскаго, и ни прочих еретик. Но в вере, в ней же есмы суть, к той церкви идем, и причастие приимем, да не погубим труда добродетельнаго, и с нечестивыми да не осуждени будем от Гопода. Ему же слава, ныне и присно и во веки веком» (Пролог. ЛЛ. 26 об.–27).
Итак, если поблизости нет древлеправославного храма, то наши христиане не должны отчаиваться и идти молиться в храмы иноверных. Пусть каждый молится у себя дома. Для организации домашней молитвы Издательский отдел нашей Церкви выпускает всю необходимую литературу.
27 апреля (9 мая) Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви завершил свою работу.
Град Москва
Лета 7522-го апреля месяца 26-го дня
На память свщмч. Василия Амасийского
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР
Епископ Сибирский СЕРГИЙ
Епископа Нижневолжского САВИНА
Протоиерей и представитель
Преосвященного Иакова, епископа
Сионского и Западноевропейского
ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ)
Епископ Верхневолжский ВАСИЛИЙ
Епископ Украинский НИКОЛА
Комментариев пока нет